Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 6-7

Глава 1               Теоретико-методические аспекты планирования и прогнозирования прибыли

1.1        Сущность, функции, принципы и методы планирования и прогнозирования в финансовой деятельности предприятия

Финансовое прогнозирование и планирование являются важными составляющими процесса управления финансами компании (и, соответственно, частью процесса управления деятельностью в целом). Следствием прогнозирования и составления финансовых планов может быть выполнение различных задач. Их характер зависит от приоритетов и целей компании. Поэтому нельзя сказать, что указанные процессы на всех предприятиях протекают одинаково или что здесь есть какой-то единый алгоритм и эталон.

П. Лебедев считает, что планирование необходимо как минимум по следующим причинам[1]:

  1. Планирование является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения. Компании создаются ради удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон, в противном случае, если организация не удовлетворяет ничьих интересов или делает это неэффективно, она попросту никому не нужна.
  2. Планирование является механизмом распределения ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ограниченность любого вида ресурсов является, пожалуй, одной из предпосылок возникновения планирования, конкуренции и, как следствие, развития и прогресса. Предположите на минуту, что любые ресурсы стали бы вдруг доступными в любом количестве в любой момент времени.
  3. Планирование является важным элементом системы обратной связи и, как следствие, средством обучения и накопления опыта. Поскольку планирование связано с будущим, коммуникации в отношении результативности, эффективности и экономичности, а также принятие/непринятие стейкхолдерами решений базируются на сегодняшнем восприятии и оценке уровня неопределенности следующих периодов.

Наиболее характерными задачами данных процессов являются следующие[2]:

  • планирование деятельности компании, которое будет обеспечивать достижение целей организации (связь со стратегией);
  • определение временной структуры и объема финансовых потребностей для выбора наиболее приемлемой стратегии финансирования;
  • раскрытие информации для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью компании;
  • обеспечение возможности быстро реагировать на изменение обстоятельств и мобилизовать резервы компании.

В процессах финансового планирования и прогнозирования могут быть задействованы как сотрудники различных подразделений компании (работники финансовой службы, службы маркетинга, руководители центров ответственности, бизнес-аналитики и млн.д.), так и привлеченные специалисты (например, для анализа перспектив отрасли, прогнозов внешних показателей, помощи в формировании стратегии).

[1] Лебедев П. Прогнозирование и планирование финансовых показателей деятельности компании // Консультант. 2009. N 17.

[2] Воронкова М. Прогнозирование и планирование: принять или отказаться? // Консультант, 2008, N 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *