Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 8-9

В настоящее время в России существует ряд факторов, ограничивающих использование финансового планирования и прогнозирования[1]:

  • высокая степень неопределенности, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех областях;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;
  • ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих компаний.

В экономической литературе в настоящее время в отношении понятий «прогнозирование» и «планирование» имеется терминологическая неопределенность и даже некоторая путаница. Многие считают, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений, а при планировании фиксируются показатели, к которым фирма стремится. Иногда планирование и прогнозирование разделяются по временному признаку и методам проведения (прогнозирование — долгосрочное, более сложные методы; планирование — краткосрочное, метод прямого счета). Еще один вариант разделения этих процессов: прогнозирование относится к внешним факторам (которые компания контролировать не может), планирование — к внутренним (которые целиком и полностью находятся под управлением компании).

Ни один из приведенных вариантов не определяет точных критериев разделения обсуждаемых понятий. Впрочем, возможно, это и не нужно, поскольку процессы, которые они обозначают, являются взаимосвязанными. На уровне практики можно сказать, что прогнозирование — наиболее общее определение целей и их последствий для компании, максимально полно учитывающее внешние факторы (методы могут быть любыми — в зависимости от требований, предъявляемых к прогнозу). Продуктом прогнозирования может быть прогноз, включающий сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений (альтернативный подход). Один из них выбирается в качестве базового, однако просчитать необходимо все наиболее вероятные ветви прогноза.

Планирование — это преобразование целей и результатов прогнозов в реальные планы действий (для финансового планирования — в реальные цифры), исходя из внутренних особенностей компании. План всегда один, компания не может действовать по нескольким планам одновременно. Показатели этого плана могут изменяться в том случае, если меняются параметры прогноза (или корректируется стратегия), в случае альтернативного подхода вариант событий переходит на другую ветвь прогноза.

Планированием, таким образом,  считается процесс разработки альтернативных вариантов достижения цели, поставленной перед объектом планирования, рассматриваемым в пространственно-временном единстве, что позволяет синхронизировать деятельность на всех стадиях воспроизводства капитала. Под системой планирования понимается интеграционно-взаимосвязанная совокупность подсистем компонентов (планов обеспечивающей, операционной, функциональной деятельности) и элементов (объектов, субъектов, процессов), заданных конкретной целью планирования деятельности предприятия в процессе воспроизводства капитала.

Основная цель непрерывного планирования — координация всех сторон деятельности предприятия.

Существует несколько точек зрения по поводу понятия «планирование» и его трактовок, что диктует необходимость их осмысления, анализа и обобщения. Современные теоретики планирования на предприятии, такие как М.И. Бухалков, М.М. Алексеева, К.Р. Макконел, В.В. Царев, Ю.П. Анискин, рассматривают два основных подхода к определению сущности понятия планирования.

Первый подход — общеэкономический, с этой точки зрения планирование выступает в роли механизма, который заменяет цены и рынок. Здесь внутрифирменное планирование понимается как совокупность сознательных действий и авторитарных решений плановиков и руководителей, заменяющих действие рыночных законов купли-продажи внутри предприятия.

[1] Садырин И.А. Совершенствование методики прогнозирования финансового состояния промышленного предприятия // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2007. № 4 (52).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *