Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 14-15

Основываясь на мнении И. Ансоффа, можно сказать, что стратегический план — это систематизированный набор правил, которых будет придерживаться предприятие для реализации оптимальных отношений между фирмой и окружающей средой. При этом оптимальность отношений означает не адаптацию к окружающей среде, а максимально возможное управление этой средой, создание для себя наиболее привлекательных параметров среды. Основными элементами управления средой являются цели фирмы и ее стратегии (правила принятия решений)[1].

Прогнозирование — это способ научного предвидения, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения.

Финансовое прогнозирование – это исследование и разработка возможных путей развития финансов организаций в перспективе. Его задачами являются определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде, источников их формирования[2].

Следует еще раз подчеркнуть отличие планирования от прогнозирования. Планирование — это не только анализ ситуации и последствий тех или иных сделок и хозяйственных операций, но и активные действия для достижения желаемого результата (не выходя, однако, за границы допустимого законом). Планирование — это творческий процесс. Сущность же процесса прогнозирования состоит в том, что исследователь с помощью определенного метода и специального инструментария обрабатывает имеющуюся в его распоряжении информацию о состоянии изучаемого объекта в данный момент, о наблюдавшихся ранее закономерностях изменения объекта, об условиях его функционирования в настоящий момент и стремится с определенной степенью достоверности превратить информацию в систему знаний о будущем состоянии или поведении объекта. Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции или выявить существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.

Отличительной особенностью прогнозирования является то, что оно описывает возникновение процессов и объектов, которые в данный момент недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике.

Результатом прогнозирования является прогноз.

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях, объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Основная функция прогноза — обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.

Ценность прогнозирования как раз и заключается в том, что прогнозы позволяют выделить существенные факторы и детально проанализировать их влияние на функционирование объекта исследования (системы в целом и ее отдельных частей) и соответственно определить возможные направления развития системы и (или) ее составных частей и результаты функционирования в заданные будущие периоды времени.

Базой для построения прогнозов является познание конкретных факторов, определяющих развитие исследуемых процессов, количественных зависимостей между факторами и показателями развития этих процессов.

Необходимо всегда помнить, что прогноз носит вероятностный характер. Но, с другой стороны, адекватный прогноз должен строиться на основе аргументированных научных представлений о текущем состоянии и тенденциях развития объекта. Поэтому любой прогноз в определенной степени носит также и достоверный характер. И чем больше достоверных сведений об объекте у исследователя, тем более достоверным получается прогноз.

[1] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999.

[2] Глинская О.С. Концепция аудита финансовых прогнозов // Аудит и финансовый анализ №2, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *