Хранение документов в электронных архивах — страница 13-14

Встает вопрос: могут ли электронные документы полностью заменить бумажные, можем ли мы обеспечить долговременное хранение электронных документов, их передачу на постоянное хранение в государственные архивы, сможем ли и спустя 100 — 200 лет обращаться к архивам электронных документов так же, как сегодня мы обращаемся к бумажным архивам?[1]

Рассмотрим основные проблемы, связанные с долговременным хранением электронных документов.

Во-первых, необходимо обеспечить сохранность электронного документа. Если с бумажными документами мы имеем практику их использования, насчитывающую сотни лет, то современные носители появились всего лишь 10 — 15 лет назад, да и то с тех пор технология их изготовления не раз существенно менялась. С другой стороны, хранение документов на бумаге также вызывает много проблем. Например, некачественная бумага, бледные, «затухающие» тексты, нестойкость красок при использовании технологии струйной печати, осыпание текста (тонера) на документах, изготовленных 10 — 15 лет назад на лазерных печатающих устройствах, и т.п. На практике технология обеспечения сохранности и реставрации бумажных документов может быть существенно дороже и сложнее, чем обеспечение сохранности документов в электронной форме, которое достигается путем резервного копирования и периодической (1 раз в 10 — 15 — 20 лет) миграции данных на новый носитель[2]. Так что эта задача сегодня может быть достаточно успешно решена с минимальными затратами путем тщательного соблюдения несложных регламентов.

Если решается проблему совместимости носителей и обеспечения сохранности данных путем переноса на новые носители, то остро встает задача обеспечения юридической силы и достоверности документов в электронной форме, так как полностью отсутствует какой-либо материальный объект, к которому можно привязать документ. Поэтому это задача более сложная. Незаметно внести изменения в бумажный документ сложно. И хотя в принципе в текущем делопроизводстве такие ситуации встречаются (например, уже после подписания руководством в документе замечена опечатка, и секретарь аккуратно вносит исправление ручкой, замазкой; если документ многостраничный, подменяется страница документа). Но такие ситуации все-таки редкость, и их легко выявить и предотвратить. Электронный документ, существующий в виде текстового файла, в силу своей природы легко редактируется, причем определить, кто именно и когда внес правку, зачастую не представляется возможным. Однако для использования юридически значимых документов в электронной форме необходимо иметь возможность однозначно идентифицировать подписавшего документ и быть уверенными, что документ не был видоизменен с момента его подписания.

Поэтому сегодня крайне необходимы нормативно-методические документы, которые определили бы единый формат и правила передачи как документов, так и баз данных и открытых ключей на долговременное и государственное хранение. Только при создании всей этой единой системы можно воспользоваться всеми преимуществами электронных документов.

[1] Кузнецов С.Л. Проблемы долговременного хранения электронных документов // Делопроизводство, 2007, N 2.

[2] Кузнецов С.Л. Организация хранения документов в электронной форме // Делопроизводство. 2004. N 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *