По оценкам, импорт программного обеспечения достиг суммы в несколько миллиардов долларов. Хотя на первый взгляд торговый баланс кажется сбалансированным, мы оказываемся в заметно невыгодном положении.
В то время как большая часть доходов приходится на нефтегазовый сектор, расходы в основном связаны с лицензиями, то есть разрешениями на использование программного обеспечения. Это не второстепенная проблема: экспортируются материальные ресурсы, а импортируются нематериальный товар, предельные издержки которого минимальны, почти отсутствуют.
В общих чертах, компании, производящие программное обеспечение проприетарным способом, продают его в виде лицензии на использование. Его цена не определяется себестоимостью продукции.
С экономической точки зрения стоит сказать, что ПО ведет себя как неконкурентный товар, то есть может использоваться несколькими одновременно без потерь и износа: совместное использование осуществляется не путем деления, а путем умножения.
К стоимости использования и «обслуживания» добавляется стоимость выпуска. Смена провайдера подразумевает переобучение пользователей и перенос информации в новую систему. Стратегия удержания пользователей в плену обычно заключается в хранении данных в форматах, которые может интерпретировать только сама система.
Поэтому импортозамещение программного обеспечения кажется весьма здравой идеей. Отечественное программное обеспечение основано на принципах (или свободах): выполнение, изучение, изменение и распространение программы.
Бизнес разработчика внутреннего разработчика программного обеспечения обычно заключается в сопутствующих услугах, таких как установка, модификация, миграция данных и обучение. Во всех этих случаях пользователь может самостоятельно выбирать поставщика услуг. Это стимулирует местное развитие и позволяет хранить данные и конфиденциальную информацию в безопасности на местных серверах.
В некоторых отраслях промышленности нет отечественных программ, которые могли бы заменить некоторые существующие импортные инструменты, распространяемые по лицензиям. В этих случаях разработка специального программного обеспечения, обучение персонала работе с новой системой и перенос информации обычно обходятся очень дорого. Это препятствует возможности снижения зависимости от поставщиков, которые пользуются своим доминирующим положением на рынке.
Когда мы говорим о суверенитете, мы имеем в виду возможность принимать решения без внешних условий. В случае с технологиями то, что мы являемся простыми пользователями или потребителями программного обеспечения, не только обуславливает нас, но и порождает зависимость. С течением времени она углубляется все больше и больше. Не только из-за хранения данных, затрат на лицензирование и невозможности локально развивать знания, необходимые для замены или улучшения технологии. Наибольший риск связан с профессиональной подготовкой. Обучение использованию технологий с помощью инструментов, которые не позволяют нам решать, как мы хотим производить, оставляет нас вне гонки инноваций. В век знаний это не кажется хорошей альтернативой для роста нашей промышленности.
Программное обеспечение не требует затрат на воспроизведение. Система, удовлетворяющая специфические потребности компании, может быть полезна для всего сектора, частью которого она является, не предполагая при этом более высоких затрат.
Именно на этом этапе правительственные органы и ассоциации предпринимателей, представляющие производственные секторы, могут сыграть фундаментальную роль в обеспечении независимости и свободного доступа к технологиям. Именно они знают потребности и могут руководить этими проектами разработки отечественного программного обеспечения, разрабатывая общие инструменты, которые нужны их сектору. Если это делается в соответствии с философией внутреннего отечественного программного обеспечения, каждая компания может адаптировать и улучшать программы в соответствии с потребностями своего бизнеса. Таким образом, все получают выгоду, имея доступ к приложениям, обучению и поддержке, не завися от производителя зарубежного программного обеспечения.
