Ценовая политика — фрагмент работы Маркетинговая политика и методы ее проведения

Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.[1]

Предприятие  самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:

  • 1) в каких случаях необходимо использовать ценовую политику;
  • 2) когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;
  • 3) какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;
  • 4) по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
  • 5) на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
  • 6) как распределить во времени определенные ценовые изменения;
  • 7) какими ценовыми   мерами   можно   усилить   эффективность сбыта;
  • 8) как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.

Ценовая политика любой организации определяется ее стратегией и реальными возможностями, а также состоянием спроса и предложения на рынке.

Стратегия цен — это выбор организацией возможной динамики изменения исходной цены товара для наибольшего соответствия целям организации. Стратегию предприятия в области ценообразования можно представить в виде следующей формулы: [2]

Стратегия цен = цель предприятия + метод установления исходной цены + движение исходной цены.

Ценовая политика является важным элементом системы управленческого учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. В этой связи перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики.[3]

В рамках маркетинга на предприятии необходимо подготовить и провести определенные действия, предшествующие собственно процессу реализации продукции. Среди них — определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых фирмой в краткосрочном периоде и в перспективе.

Общей целью фирмы является получение максимальной прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих позиций, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, стабилизация доходов. В зависимости от решаемых задач фирма может стремиться к сохранению установленного уровня цен, к их повышению или понижению и осуществлять это постепенно или скачкообразно. Размеры фирмы, ее финансовое положение, конкуренция на рынке и многие другие факторы определяют выбор ценовой политики.[4]

Ценовая политика конкретной фирмы зависит от конкурентных факторов:

  • 1) числа, размера конкурентов-продавцов, степени агрессивности их политики;
  • 2) наличия конкурентной среды со стороны покупателя;
  • 3) изменения цен конкурентных и дополняющих товаров. [5]

Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия.

Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики маркетинга (рис.2):

  • обеспечение сбыта (выживаемости),
  • максимизация прибыли,
  • удержание рынка.

Обеспечение сбыта — главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирмы выбирают в когда: во-первых, ценовой спрос потребителей эластичен (Эс>1); в фирма желает добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой товара; в-третьих, фирма предполагает, что увеличение объема резко сократит относительные издержки производства и сбыта; в-четвертых высокие цены отпугивают конкурентов; в-пятых, существует большой рынок потребления. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены — цены проникновения («penetration pricing»); они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.

Рис. 2. Цели ценовой политики

Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей. Например, фирма стремится к достижению стабильно высокого уровня прибыли (на год или ряд лет). Такая цель ставится не только компанией, имеющей устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенной в своем будущем фирмой, пытающейся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка.

Разновидностями цели, основанной на максимизации прибыли, могут быть:

  • установление фирмой стабильного дохода на ряд лет, соответствующего размеру средней прибыли;
  • расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;
  • стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.

Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма дает оценку спроса и издержек применительно к разным условиям цен, и останавливается на таких ценах, которые обеспечат в будущем максимальную прибыль.[6]

Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. С этой целью фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

[1] Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование, – М.: Бек, 2007. С.97

[2] Салимжанов И.К. Ценовая политика организации. // Финансы, 2006, N 8

[3] Адамова Г. Ценовая политика организации. // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 11

[4] Видяпина В.И.,  Бакалавр экономики (Хрестоматия). –М.: Юристъ. 2002.Т.2. с.49.

[5] Экономическая стратегия фирмы.: Учеб. пособ. / Под ред. А.П. Градова. СПб: Спец. литература, 2005. С.98

[6] Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 2004. С.29