Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 4-6

Методы исследования:

  • Констатирующий эксперимент для выявления уровня самооценки и тревожности с использованием ряда тестовых методик.
  • Методы статистического анализа данных.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, описка литературы, включающего … наименований, приложений. Текст дипломной работы иллюстрирован таблицами, графиками и диаграммами.

 

 

Глава 1               Исследование проблемы тревожности в психологической науке

1.1        Понятие и феноменология тревожности в отечественной и зарубежной психологии

По К.К. Платонову тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает. Выделяют два вида тревожности:

  • невротическая –безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, с определенным содержанием, при котором сохраняются критика и возможность коррекции;
  • психотическая – мощное, безудержное, совершенно некорректное, бессодержательное переживание[1].

Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых, выявленных у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Разработанные методики и последующие экспериментальные исследования феномена тревоги дают возможность протестировать человека и замерить уровень его ситуативной и личностной тревожности, как степеней взаимообусловленности структурных составляющих психики[2].

Во многих психологических концепциях тревожность рассматривается в тесной взаимосвязи с проблемой страха. А. И. Захаров отмечает, что … эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности[3].

По мнению Финн Скэрдеруд существует две угрозы, имеющие универсальный и: в тоже время, фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Опасность может быть как физической, так и психологической. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критическому н избирательному отношению к ней[4].

Как эмоциональное состояние страх интерпретируют и другие отечественные исследователи. Так А.И. Захаров определяет связь страха и тревоги: Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

  1. тревога — сигнал опасности, а страх — ответ на нее; 2) тревога — скорее предчувствие, а страх — чувство опасности;
  2. тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх — тормозящим воздействием на психику.
  3. тревога более характерна для лиц с холерическим, страх — флегматическим-темпераментом;
  4. стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх — более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;
  5. тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх, как воспоминание об опасности имеет своим источником главным-образом прошлый травмирующий опыт;
  6. несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх — эмоциональный, иррациональный. феномен, Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх — право полу тарный феномен;
  7. тревога — социально, а страх — инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы[1].

[1] Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Издательство «Союз», 2004. С. 46-47.

 

[1] Платонов К. К. Проблемы способностей. -М., 1972, с. 205-210.

[2] Теория личности З. Фрейда [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lib-5.ru/sheet-r-75908.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[3] Неврозы у детей — Методическое пособие — Медицина, физкультура, здравоохранение [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://geum.ru/doc/work/89095/index.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[4] Скэрдеруд, Финн. Беспокойство. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.