Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 16-18

Легко заметить, что практически все исследователи, занимающиеся проблемой тревожности, основную роль в возникновении и закреплении состояния тревоги отводят межличностному общению.

Проблема тревоги предполагает еще один аспект исследования — установление различия между нормальной (адекватной) тревогой и патологической, невротической тревогой.

Интересным представляется мнение Ф. Перлза на природу невротической тревоги. Ф. Перлз считает, что тревога возникает вследствие подавления естественной реакции организма на эмоцию страха — учащается дыхание[1]. В современном обществе не примято демонстрировать эмоцию страха и поэтому человек, считающий себя сильным подавляет естественные реакции возбуждения, тем самым, провоцируя появление тревожности. На возбуждение здоровый организм реагирует … учащением и увеличением амплитуды дыхания,., невротик же обязательно пытается контролировать возбуждение .. вместо спонтанного углубления дыхания … он сжимает грудную клетку … Само английское слово anxiety (беспокойство, тревога) происходит от латинского angusto — узость, сужение .. в неврозе тревожность возникает как чрезвычайное состояние, вызываемое конфликтом между сильным возбуждением и болезненным самоконтролем[2], Из концепции Перлза следует, что избавиться от невротической тревожности можно, осознав возбуждения, лежащие в ее основе, и удовлетворив потребности, вследствие угрозы которым возникло возбуждение.

Блокирование сознания, которое происходит при невротической тревоге, делает индивида более уязвимым по отношению к угрозе и, таким образом, усиливает невротическую тревогу. Об этом же говорит и Р. Мэй. До того как Мэй в 1950 году опубликовал Значение тревоги, большинство теорий придерживались точки зрения, согласно которой высокие уровни тревожности указывают на наличие невроза или другой формы психопатологии. Непосредственно в ходе написания книги Мэй лично испытывал постоянную тревогу по поводу своей дальнейшей судьбы. Будучи не уверен в своем выздоровлении, он к тому же постоянно тяготился своей нетрудоспособностью, а также сознанием того, что его жена и маленький сын остались без средств к существованию. В книге Значение тревоги Мэй утверждал, что движущей силой поведения человека во многих случаях является чувство страха или тревоги, которое появляется у него всякий раз при возрастании чувства неопределенности, неуверенности, зыбкости своего бытия. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться от тревоги или страха небытия. Но это избавление не может быть постоянным. Смерть — это безусловная составляющая нашей жизни, и, рано или поздно, каждому придется встретиться с ней[3].

Р. Мэй отмечает, что разграничить нормальную и невротическую тревожность на практике очень сложно, т.к. у большинства людей присутствуют элементы обоих видов. Определить невротическую тревожность можно лишь в том случае, если она возникает не в связи с невозможностью справиться с угрозой, а в связи с тем, что человек не использует свои возможности для борьбы. Нормальную тревожность Р. Мэй определяет как:

  • адекватную реальной угрозе;
  • не включает подавление или другие механизмы разрешения внутреннего психического конфликта, а в результате этого — и внешнего;
  • не требует невротических защитных механизмов для управления собою, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного сознания или ослаблена при объективном изменении ситуации[4].

Нормальная тревога есть реакция на угрозу ценностям индивида, которые он считает важными для его существования — как личности. Как и любая рациональная тревога, она может быть использована конструктивно.

Е. Гольдман в статье Век тревоги отмечает, что бегство от тревоги всегда оборачивается бегством от мира. Бегство от мира — бегством от самого себя и поэтому ростом тревоги. Там же Е. Гольцман приводит изречение выдающегося немецкого психиатра Виктора Эмиля фон Гебзателя: Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога… возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию и взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека…[5].

С.А. Озерова выделяет два направления, по которым тревожность осуществляет свое воздействие на человека[6]:

  • участие в формировании личностных образований;
  • регуляция поведения.

На существование адекватной и неадекватной тревожности указывает и A.M. Прихожан (2000). Опираясь на теоретические положении Л.И. Божович о тревожности, как переживании неудовлетворенных ведущих потребностей личности[7], A.M. Прихожан описывает адекватную (отражающую объективное отсутствие условий удовлетворения той или иной потребности) и неадекватную (при наличии таких условий) тревожность. Только в последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной сферы.

[1] Фредерик Саломон Перлз. Практика гештальтерапии / Перевод М.П. Папуша М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. С. 78.

[2] Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра: Пер. с англ. Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин. Практикум по гештальттерапии: пер. с англ. СПб., Петербург-XXI век, 1995. С. 346.

[3] Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://geum.ru/aref/1559-1-ref.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[4] Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Тревога и тревожность /Хрестоматия; сост. Астапов В.М. СПб.: Питер, 2001. С. 229.

[5] Проявление эмоциональных состояний в виде тревожности и страха у младших школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://troeshnik.ru/refbest/refbest-1913197.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[6] Дашкевич О.В., Озерова С.А Учитель и тревожный подросток. М.: МПУ им. В.И. Ленина, 1998. с. 326-334.

[7] Божович Л.И. Избранные психологические труды. Психология формирования личности / Л.И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ, статья Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.