Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 22-24

Таким, образом, согласно мнению А.М. Прихожан, позитивное, влияние тревожности на деятельность и развитие личности ограничено — ее выраженной приспособительной, адаптивной природой.

1.1        Возрастные особенности тревожности на подростковом этапе психического развития

Содержанию страхов и тревог у детей разного возраста посвящено большое количество исследований. Большинство исследователей сходятся в том, что страхи у детей, имеющих национальные, культурные и другие различия, во многом совпадают. Это дает возможность говорить о нормативности детских страхов и тревог[1]. Кроме того, было обнаружено большое совпадение страхов у детей в двух исследованиях, проведенных с разницей в полвека[2].

Одна из первых классификаций нормативных страхов была описана А. Фрейд в работе Норма и патология детского развития: Есть страхи .. источники которых находятся во внешнем мире. Их временная стадийная последовательность приблизительно следующая: страх гибели при утрате материнской заботы (страх разлучения, страх утраты объекта во время биологического единства матери и ребенка); страх утраты любви (после установления постоянного любовного отношения к объекту); страх перед критикой и наказанием (во время анально-садистической фазы, на которой ребенок проецирует свою собственную агрессию на родителей, что увеличивает страх перед ними); страх кастрации (на фаллическо-эдипальной фазе)[3].

Исследователями выделяются нормативные страхи и тревоги каждом возрастном периоде. Рассмотрим содержание страхов и тревог в старшем подростковом возрасте.

Подростковый возраст в силу специфической эмоциональной сензитивности относится к стадиям онтогенеза, опасным для дезинтеграции психоэмоционального состояния личности. Являясь зеркалом общества, подросток мгновенно отражает происходящие в нем тенденции, воспроизводя, в ряде случаев с помощью механизма идентификации, эмоциональное состояние значимых для него взрослых людей. Эмоциональное состояние в подростковом периоде характеризуется нормативным кризисным характером переживаний, накаляемых общей стрессогенностью жизнедеятельности социума. К факторам негативной социальной динамики В. В. Абраменкова относит трансформацию естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, смену коллективистской модели на индивидуалистскую в

общей ориентации образования, ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности ребенка и взрослого, исчезновение просоциальных детских организаций и сообществ, влияние агрессивной информационной среды. Кроме того, отмечает В. В. Абраменкова, произошел сдвиг возрастных границ кризисов детства, появились новообразования типа подросткового пофигизма и юношеского социального инфантилизма и неизвестных истории культуры механизмов социализации[4].

Многие исследователи (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.Б. Шнейдер, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) подчеркивают сложность и неоднозначность подросткового периода развития для личности. Особенностями подросткового периода является критичность его протекания, ориентация на групповое взаимодействие, становление чувства взрослости и формирующееся самосознание. Ядерным компонентом самосознания является отношение подростка к себе и изменение взаимоотношений с другими.

Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности подростка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является застывшей окаменелостью: это — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу[5].

Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У подростка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией[6].

[1] Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Издательство «Союз», 2004.

[2] Крэйг Г. Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000. С. 411.

[3] Фрейд, А, Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, Фрейд З. — СПб.: Институт Психоанализа, 1997. С. 298.

[4] Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. C. 175

[5] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002. С. 87.

[6] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 245.