Страхи, возникающие в результате общения и нерациональных убеждений Д. Вольпе называет страхами когнитивного происхождения: боязнь змей, пауков, сказочных персонажей может возникнуть просто оттого, что кто-либо рассказывает, как это страшно или сам показывает примеры тревожного и. боязливого поведения. Механизмом формирования таких социальных страхов служит механизм подражания и обучения на моделях. Ребенок или взрослый; человек начинает бояться того, с чем сам непосредственно дела не имел, но чего боятся окружающие его люди. Таким образом, формируются социальные страхи.
Однажды, возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с. ним поведение, выучиваются. автоматизируются, поддерживаются и воспроизводятся, распространяясь на смежные социальные ситуации. Впоследствии тревога генерализируется и перерастает в черту личности.
Известный немецкий психиатр и невропатолог Курт Гольдштейн в годы Первой мировой войны руководил большим психиатрическим госпиталем. Наблюдая за больными с поражениями головного мозга, он заключил: тревога — результат попадания человека в «катастрофические условия», с которыми он не может справиться. Человек чувствует, что его жизнь или равноценное жизни — под угрозой, и пути к спасению он не видит. Тревога появляется тогда, когда рушится связь человека с окружающим миром, когда человек не может самореализоваться[1]. Страх же возникает, когда человек рискует оказаться в состоянии тревоги. некоторые ситуации, чаще всего те, где происходит угроза самооценке личности, способны вызвать повышение уровня тревожности у любого индивида, вне зависимости от исходного уровня эмоционального напряжения (личностной тревожности).
Таким образом, самооценочная тревожность — это состояние тревоги, активизируемое представлениями о своем возможном несоответствии построенному на основе социальных стандартов образу Я-желательное (точнее сказать Я-должное.
Проявляется самооценочная тревожность в повышенном стремлении соответствовать социальному эталону, повышении-значимости символов успеха, неумению видеть и создавать альтернативные социальные и индивидуальные ценности.
Итак, состояние тревожности тесно связано с состоянием фрустрации, которое, в свою очередь — во многом зависит от транслируемых обществом норм, ценностей и идеалов. Личность, чувствующая себя незащищенной и беспомощной неминуемо будет испытывать состояние повышенной (неадекватной) тревожности. Неадекватная, тревожность проявляется в неуверенности в себе, ограниченности в выборах, затруднении в оценке жизненных приоритетов, невротизации и психосоматических заболеваниях. В то же время адекватная тревожность проявляет себя в эффективной эмоционально-волевой регуляции, подготавливает к стрессовым нагрузкам и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование зрелой личности.
Ключевым фактором формирования адекватной или неадекватной тревожности в подростковом возрасте является неминуемое столкновение с будущим, определение себя и своего места в быстро меняющемся мире. Повышение уровня тревожности зависит от степени оценки подростком своей способности (самооценки) соответствовать тому социальному статусу, к которому он стремится (будущее).
Большее значение для формирования, подростковой тревожности имеют особенности психофизиологического развития личности в самом подростковом возрасте и новообразования данного возраста.
Как отмечалось многими авторами, центральным образованием в сфере чувств подростка становится чувство взрослости. Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением,
По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12—14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей[2].
Главное психологическое приобретение ранней юности -— открытие своего внутреннего мира: Противоречивость положения подростка, изменение его социальной роли актуализирует вопросы Какой я? Каким я должен быть?. Неожиданно в старшем подростковом возрасте для ребенка открывается собственный внутренний мир, он обретает способность погружения в себя, в свои переживания и эмоции. Внутреннее Я не совпадает с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля.
[1] Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики [Электронный ресурс] — Режим доступа: Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)
[2] Кон И.С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] — Режим доступа: ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012).