Иногда подростки со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого- помочь индивиду преодолеть чувство собственной мало значимости, убедив других в своей, важности: Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей.
Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.
Одним из ключевых понятий, которым в современной психологии описываются критические жизненные ситуации, является понятие фрустрации.
Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению[1].
Практически все авторы, указывают, что типичными реакциями на фрустрацию являются реакции агрессии и депрессии, которая проявляется в склонности уходить в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность (прием алкоголя, наркотиков, игровая деятельность).
Невозможность соответствовать социальным эталонам приводит подростков в состояние внутреннего конфликта, неудовлетворенности собой. По определению А.И. Захарова, динамику внутреннего конфликта в. развернутом виде можно представить следующим образом:
- наличие психотравмирующих, т. е. вызывающих переживания, жизненных обстоятельств или событий;
- трудность, невозможность их разрешения силами ребенка, что приводит к хроническому чувству усталости и напряжения;
- столкновение противоположно направленных мотивов, желаний, устремлений, порождающих эффект фрустрации, внутреннего беспокойства;
- появление чувства неудовлетворенности собой, усиление беспокойства и аффективной, напряженности:
- неустойчивость самооценки, в основном ее понижение, пессимистическая оценка перспективы;
- уменьшение внутренней согласованности в оценках и суждениях, колебания в принятии решений, неуверенность в себе;
- повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств: и событий или идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования[2].
Если первый и второй пункты рассматриваемой динамики внутреннего-конфликта означают стресс, то, начиная с третьего пункта — фрустрации, он превращается в дистресс — более или менее устойчивое отрицательно воспринимаемое эмоциональное расстройство.
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних, вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека, и действительности, которая их не удовлетворяет.
Выводы по главе 1.
Подростковый возраст считается наиболее уязвимым в плане чувствительности к внешним факторам. К факторам психологическим, факторам социальным — макросоциальным; микросоциальным, семейным. Подростковому возрасту в целом свойственно остро реагировать на эти факторы.
В психологии развития подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Именно в подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитивного развития, который позволяет ему сформировать свои собственные ценностные представления о действительности.
Кризис подросткового возраста во многом зависит от общественных отношений и социальной среды, в которой находится подросток. Социализация современного подростка в России протекает не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему.
Ключевым фактором формирования адекватной или неадекватной тревожности в подростковом возрасте является определение себя и своего места в быстро меняющемся мире.
Основным психологическим механизмом возникновения и формирования тревожности в подростковом и юношеском возрасте является взаимосвязь самооценки и реальных возможностей человека. Повышение уровня тревожности зависит от степени оценки подростком своей способности (самооценки) соответствовать тому социальному статусу, к которому он стремится (будущее). Соответственно, можно говорить о специфическом виде тревожности — самооценочной тревожности в старшем подростковом возрасте.
[1] Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.
[2] Особенности воспитания детей, заболевших неврозом. [Электронный ресурс] — Режим доступа:Особенности воспитания детей, заболевших неврозом, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012).