Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 1-3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение. 2

Глава 1              Особенности формирования качества жизни подростка в информационном обществе  6

1.1     Понятие, сущность показателя качества жизни. 6

1.2     Измерение качества жизни подростков. 17

1.3     Современные социальные практики молодежи в сети и их влияние на качество жизни. 31

Глава 2         Исследование влияния социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) 41

2.1     Постановка проблемы социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков. 41

2.2     Программа социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков. 46

Глава 3         Обработка результатов социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков и формирование рекомендаций. 52

3.1     Результаты социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков. 52

3.2     Рекомендации по повышению качества жизни учащихся 9-11 классов. 61

Заключение. 65

Список литературы. 68

Приложение. 75

 


Введение

Забота о молодежи является залогом процветания государства и общества, причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года взаимосвязанное улучшение качества жизни молодежи и развитие страны определены как стратегическая задача[1].

Молодежь, занимая особое место в обществе и выполняя функции его воспроизводства и эволюции, тем самым проявляет и формирует качественные границы своей жизни и жизни общества.

Проблемы современной молодежи в настоящее время сложны, многогранны и проявляют себя практически во всех сферах современного общества. Анализ этих проблем чрезвычайно важен, так как проблемы молодежи имеют решающее значение для перспектив развития всего общества.

Следует заметить, что проблемы молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: глобализацией, информатизацией, прагматизацией, урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров и лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, поскольку они опосредованы российской действительностью во всей полноте и той политикой, объектом которой выступает современная молодежь.

В настоящее время в России наблюдается резкая дифференциация российской молодёжи по уровню экономического благополучия, общее снижение уровня образовательной подготовки и профессиональной квалификации, ухудшение здоровья, девальвация культурно-духовных ценностей и социально-политическая апатия детерминируют снижение социального потенциала молодёжи.[2]

Сущностные черты молодежи и особенно подростков – активность, инновационность, нормотворчество,с стремление быть источником, причиной, а не следствием тех или иных состояний и процессов в своей жизни и в жизни общества, обусловливают стремление к общению. Самым распространенным каналом общения в условиях тотальной информатизации общества являются социальные сети.

Сложность явления «качество жизни», постоянная подвижность и изменчивость факторов воздействия социальных сетей на подростков определяют актуальность, объект и предмет дипломной работы.

Теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия и явления «качество жизни» нашли широкое отражение в различных научных дисциплинах: социологии, психологии, педагогике, экономике, философии, информатике.

Можно отметить следующих отечественных и зарубежных авторов, которые в своих работах затрагивали проблемы качества жизни подростков: И.В. Бестужев-Лада, В.И. Гордеев, А.И.Субетто, А.Г.Здравомыслов, М.Н.Руткевича, Л.А.Оников, Л.Андерсон, Г.С.Батыгин, А.А.Возьмитель, А.В.Гличев, В.И.Гордеев, Л.Ларс, И.Т.Левыкин, А.Тодоров и др.

Несмотря на широкий и многообразный спектр исследований, качество жизни подростков в анализируемых работах не представлено. Поэтому необходимость изучения влияния социальных сетей на качество жизни подростков обуславливается потребностью в получении эмпирических данных и теоретическом осмыслении данного явления и процесса.

Объект дипломной работы – подростки — учащихся 9-11классов школ г. Томска.

Предмет дипломной работы –качество жизни подростков.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 5622.

[2] Молчанов А.В. Молодежь в тисках социально-экономических противоречий // Трудовое право, 2006, N 9.