Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 18-20

Объективный подход предполагает изучение качества жизни при помощи комбинации различных нормативных и статистических характеристик, с помощью которых можно объективно судить о степени удовлетворения потребностей и интересов людей (например: уровень преступности, безработицы, загрязнения окружающей среды, численность населения, количество национального капитала, доля капитала в сельском хозяйстве, количество имеющихся природных ресурсов и т.д.). Объективные показатели строятся на сведениях, полученных извне и не являющихся частью жизненного опыта конкретного человека. Основная цель использования объективных индикаторов — по возможности более точное измерение уровня жизни общества или индивида на основе статистической информации. Это направление изучения качества жизни сейчас наиболее интенсивно разрабатывается в смежных с психологией науках.

В психологии для исследователей особый интерес представляет субъективный подход к изучению качества жизни, который связан с тем, что изучаются потребности и интересы конкретных, людей, которые всегда индивидуальны и отражаются в субъективных представлениях индивидов, их личных мнениях и оценках. Концепции качества жизни в рамках данного подхода построены на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, которые формируются на основе жизненного опыта индивида, его эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития и т.д. Поэтому необходимо учитывать специфику переживаний каждым отдельным человеком степени удовлетворенности процессом и результатом его жизни, а также особенностей психологического состояния людей, их самочувствия и т.д.

Данное направление связано с изучением общей удовлетворенности жизнью, ощущения счастья, основных факторов и детерминант, которые определяют удовлетворенность жизнью человека в современных условиях; иерархии структуры компонентов качества жизни и основных показателей данного феномена; особенностей духовной и культурной жизни людей; социально-психологических факторов жизнедеятельности личности в условиях изменений; социально-психологических особенностей человека, его ценностных ориентации, норм поведения, внутри-личностных конфликтов и т.д. Субъективный подход не ограничивается изучением степени удовлетворенности человека. Его сторонники справедливо считают, что качество жизни определяется и другими критериями, относящимися к социальной, духовной, культурной, психологической и нравственной сторонам жизни в целом. Они представляют себе качество жизни как совокупность преимущественно духовных потребностей, нравственных ценностей людей. В конце XX столетия субъективный подход к изучению категории качества жизни получил развитие в социологической науке, а потом и в психологической[1].

Исторически сложилось так, что измерение качества жизни производилось двумя различными способами: измерение объективных условий жизни и измерение субъективных оценок жизни. В рамках этих двух подходов сложились две концептуальные модели качества жизни, которые в литературе называются объективистской и психологической.

Третий подход интегрирует субъективные и объективные показатели.

Субъективная оценка качества жизни широко используется коллективами ВЦИОМ и ВНИИТЭ при измерении социального статуса, материального положения, удовлетворенности[2].

Таким образом, оценка качества жизни включает как объективные, так и субъективные показатели. К первым можно отнести следующие: удовлетворенность бытовыми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансовым положением, возможностью повышения образовательного уровня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социальной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом.

При изучении здоровья работающих используются субъективные процентные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, которые более бережно и внимательно относятся к своему здоровью. Исследования показывают, что субъективные оценки собственного здоровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-технических работников и врачей.

Наибольшая сложность отмечается при изучении структуры качества жизни. Г.М. Зараковский рассматривает ее на общепсихологическом уровне[3], A.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко  — на социально-психологическом[4], Г.М. Головина, Т.Н. Савченко — на уровне отдельных социально-психологических индикаторов качества жизни, выбранных на основе экспертного оценивания[5].

К психологическим факторам качества жизни, — по мнению Г.М. Зараковского, — полностью относится и комплексный показатель «социальное самочувствие»[6]. Социальное самочувствие общества подразделяется на две группы свойств: самочувствие, связанное с уровнем безопасности граждан, и самочувствие, проявляющееся как настроение, обусловленное всеми другими факторами. Этот параметр изучался автором с помощью следующих показателей.

  1. Показатель «свободы общества от чувства тревоги». Показатель «отсутствия/ожидания угроз».
  2. Показатель «бесстрашия» (или «свобода общества от чувства страха»).

Обобщая исследования, посвященные качеству жизни, следует отметить такую их специфику, как большое акцентирование внимания на жизненных целях, ценностях и предпочтениях.

[1] Зараковский Г. М. Психологический аспект разработки показателей и критериев качества жизни населения России // Современная психология: состояние, и перспектива исследования. Часть 1. Под ред. А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева. — М.: Изд-во «ИП РАН», 2002.   С. 96-109.

[2] Качество жизни — главный критерий социально-экономического развития России / Сборник докладов — М: ВНИИТЭ, 2002.

[3] Зараковский Г. М. Психологический аспект разработки показателей и критериев качества жизни населения России // Современная психология: состояние, и перспектива исследования. Часть 1. Под ред. А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева. — М.: Изд-во «ИП РАН», 2002.   С. 96-109.

[4] Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Исследование нравственных отношений в современном российском обществе // Психология и экономика. Труды 1-й Все-российской конференции по экономической психологии. — Москва — Калуга, РГНФ, РПО, КФ МГТУ, КГГГУ, КФ МГЭИ, том 1, под ред. О.Г. Посыпапова, В.В. Спасенникова, 2000. — С. 276-280.

[5] Савченко Т. Н., Соколов Е. Я. Мотивация и удовлетворенность жизнью // Методы исследования психологических структур и их динамики. -М.: Институт психологии РАН, 2001. С. 19.

[6] Зараковский Г. М. Социально-личностное благополучие -деятельностный компонент структуры качества жизни // Качество жизни и российское предпринимательство. Труды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни», вып, 1.-М.: ВНИИТЭ, 2002. — С. 23