Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 21-23

Высокое качество жизни личности как отдельного гражданина — это, когда у него: имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленно жизни, наличие определенных способностей, хорошее образованне); сфомирована система личностно значимых, социально позитивных смысложизненных ориентации, ценностей, интересов, целей и стилей поведения; удовлетворены первичные (базовые) физиологические и психологические потребности; приоритетными являются вторичные потребности — потребности роста (самоактуализации и самореализации в соответствии со своими склонностями и жизненными планами) и имеются условия для реализации этих потребностей; осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями; преобладают положительные эмоции и чувства[1].

В качестве валидных методик при оценке качества жизни широко используется психологический инструментарий, ориентированный на изучение экономико-психологического статуса, социально-личностного благополучия и др. с помощью исследования терминальных и инструментальных ценностей.

С точки зрения объекта исследования – подростка существует определенная специфика, связанная с особенностями данного возраста.

Подростковый возраст в силу специфической эмоциональной сензитивности относится к стадиям онтогенеза, опасным для дезинтеграции психоэмоционального состояния личности. Являясь зеркалом общества, подросток мгновенно отражает происходящие в нем тенденции, воспроизводя, в ряде случаев с помощью механизма идентификации, эмоциональное состояние значимых для него взрослых людей. Эмоциональное состояние в подростковом периоде характеризуется нормативным кризисным характером переживаний, накаляемых общей стрессогенностью жизнедеятельности социума. К факторам негативной социальной динамики В. В. Абраменкова относит трансформацию естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, смену коллективистской модели на индивидуалистскую в

общей ориентации образования, ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности ребенка и взрослого, исчезновение просоциальных детских организаций и сообществ, влияние агрессивной информационной среды. Кроме того, отмечает В. В. Абраменкова, произошел сдвиг возрастных границ кризисов детства, появились новообразования типа подросткового пофигизма и юношеского социального инфантилизма и неизвестных истории культуры механизмов социализации[2].

Многие исследователи (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.Б. Шнейдер, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) подчеркивают сложность и неоднозначность подросткового периода развития для личности. Особенностями подросткового периода является критичность его протекания, ориентация на групповое взаимодействие, становление чувства взрослости и формирующееся самосознание. Ядерным компонентом самосознания является отношение подростка к себе и изменение взаимоотношений с другими.

Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности подростка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является застывшей окаменелостью: это — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу[3].

Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У подростка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией[4].

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования:

  1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
  2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
  3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
  4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
  6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
  7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
  8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния[5].

[1] Кулайкин В. И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах, -Кострома, 2006. С. 44.

[2] Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. №1. C. 175

[3] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002. С. 87.

[4] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 245.

[5] Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. С. 393-394.