Содержание
Введение. 2
Глава 1 Теоретические основы археологической реконструкции и 3Д-технологий 5
1.1 Археология: сущность науки, основные археологические понятия 5
1.2 Понятие реконструкции в археологическом исследовании. 10
1.3 Исследование технологии работы 3D принтера и трехмерного сканера 16
Глава 2 Перспективы использования археологической реконструкции на основе 3д-технологий в обучении школьников. 31
2.1 Практика применения 3Д технологий в археологической реконструкции 31
2.2 Обоснование актуальности использование 3D-технологий в обучении археологии школьников. 41
2.3 Методика работы с трехмерными принтерами и сканером. 49
Заключение. 60
Список литературы.. 69
Приложение. 70
Введение
Овладение технологиями трёхмерного моделирования, выявление их возможностей в изучении и реконструкции историко-культурного наследия — актуальная задача современных исторических исследований. Тема дипломной работы актуальна по следующим причинам. Проведение факультативных занятий для школьников по археологии позволит понять органическое единство прошлого и настоящего, законы исторического процесса, сформировать представления о единстве человечества и мировой культуры, изначальных корнях мировой цивилизации, раскрыть связь истории человечества и природной среды. Главной целью преподавания основ археологии является демонстрация роли археологических источников в реконструкции исторического процесса, мировоззренческого значения археологии, ее роли в исторической науке. Именно поэтому место археологии в системе исторического образования постоянно возрастает.
Особенно актуально проведение занятий по археологии с помощью современных технологий, таких как 3D-реконструкция археологических объектов. С появлением 3D-технологий появилась возможность передавать объемное изображение любого артефакта в форме материального объекта для обучения или изучения.
Использование технологии 3D-реконструкции активно внедряется в систему обучения археологией, поскольку помогает вовлечь учащихся в научную и исследовательскую работу, делает процесс обучения интересным и понятным; стимулирует творческую деятельность каждого ученика. Кроме того, дополнительные занятия по археологии с использованием артефактов, полученных в результате реконструкции с использованием 3D-технологий способствуют расширению кругозора учеников, развитию аналитических способностей; формированию системности мышления.
Тема дипломной работы недостаточно исследована. Только отдельные проблемы использования средств виртуализации в учебном процессе рассматривались в трудах следующих ученых: Я. Метлиса, Дж. Смита, Р. Наир, А. Гультяев, С. Орлов, М. Розенблюм, Т. Гарфинкель, В. Стеркин, В. Семёнов, Ю. Меркулов, А. Самойленко, Ш.Н. Усманов, R.P. Goldberg, Robert M. Metcalfe, R.David Bog, M.Walter и др. В изданиях АИК такие публикации датируются 1997 г. (А.С. Смирнов, А.В. Трифоненко). Отметим в этой связи работы: Ю.М. Баранова20, С.Н. Алексейчука, Д.С. Коробова21, И.В. Журбина
, А.В.
Смурыгина22, Л.Л. Косинской23, А.Г. Степановой 24 и др.
Объектом исследования дипломной работы является археологическая реконструкция.
Предмет исследования – методика обучения археологической реконструкции.
Цель дипломной работы является разработка методики обучения учеников старших классах на факультативных занятиях археологической реконструкции на основе 3D-технологий.
Задачи:
- изучить существующие методики археологической реконструкции;
- проанализировать возможности применения 3D-технологий для целей археологической реконструкции;
- разработать методику обучения археологической реконструкции с применением 3D-технологий.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
Любой артефакт можно перевести в цифровой формат с помощью лазерного сканера, а затем распечатать на 3D-принтере в любой точке земного шара для изучения или обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ зарубежной и отечественной методической и специализированной литературы по археологии, педагогике, использованию информационных технологий в обучении школьников; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование и метод экспертных оценок; проведение педагогического эксперимента.