Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 35-37

Созданы трехмерные компьютерные реконструкции интерьеров, орудий труда, оружия и предметов быта, макета крепости, часть из которых представлена на рис. 9-11.

Рис. 10. Трехмерная компьютерная реконструкция предмета быта VI в. до н.э. — III в.

Рис. 11. Трехмерная компьютерная реконструкция интерьера здания крепости Илурат[1]

Петр Сорокин (ИИМК РАН, Россия) Памятники Охтинского мыса.

Рис.12. Памятный знак «Крепость Ниеншанц», 2000 год Авторы Владимир Реппо, Петр Сорокин[2]

В результате проведенных на Охтинском мысу поисковых работ получена новая научная информация по истории Приневского региона, собрана ценная коллекция артефактов, относящихся к IV тыс. до н.э. – XVII в., позволяющая ставить вопрос о создании археологического музея Петербурга. А наилучшим вариантом сохранения обнаруженных здесь крепостных сооружений была бы организация ландшафтного археологического музея-заповедника.

Виртуальной реконструкцией памятников культуры занимается также Лаборатория социальной истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. На протяжении нескольких лет лаборатория занимается трехмерной реконструкцией и визуализацией исторических памятников и музейных предметов, изучением перспектив использования информационных технологий в исторических и археологических исследованиях. реконструкции провинциального г. Тамбова кон. XVIII — нач. XIX вв. для анализа пространства, восстановления облика строений посредством программ трёхмерного моделирования и ГИСов (рис. 6).

В Тамбове проводилась виртуальная реконструкции на примере деревянного фортификационного сооружения Крепости Тамбов и более 250 погребений.[3] На рисунке 13

представлена виртуальная реконструкция дома тамбовского губернатора.

Рис. 13. Виртуальная реконструкция дома тамбовского губернатора

 

Новая методика виртуальной археологической реконструкции представлена специалистами ХГТУСА, г. Харьков в. В основе методики реконструкции лежит построение в специализированном графическом пакете ArchiCad объемной параметрической модели, соответствующей реальному архитектурно-археологическому объекту.

С 2009 г. на историческом факультете МГУ (кафедра исторической информатики) под руководством Д.И. Жеребятьева была создана виртуальная модель монастырского комплекса «Всех скорбящих радости» (конца XIX — начала XX вв.). Реконструкция монастыря дает полное и точное представление о монастырском комплексе осуществляется проект виртуальной реконструкции монастыря «Всех скорбящих радости». Для создания этой модели использовались описательные и изобразительные источники, материалы археологических раскопок.

[1] Горончаровский В.А.,. Швембергер С.В, Щербаков П.П. Виртуальная реконструкция археологических памятников на примере боспорской крепости Илурат. // Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург

[2]  Сорокин П.Е. Археологические памятники Охтинского мыса //Наука в России. – 2011. – № 3. – С. 19–25.

[3] Кончаков Р.Б., Жеребятьев Д.И. Применение методики трёхмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 – нач. 19 вв. // Круг идей: Методы и технологии исторических реконструкций. Под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 218 – 237.