Вариант 8

Задание

1.     Мать обещала детям (младшим школьникам), что купит им по шоколадке, если они успеют к ее приходу сделать уроки и навести порядок в своих комнатах. Дети сделали уроки, но один из них не успел прибрать в своей комнате. Мать все равно дала каждому по шоколадке. Правильно ли она поступила?

2.     Индивидуальность личности

3.     В чем вы видите свою индивидуальность, а также индивидуальность своего друга или подруги. Опишите, в чем это проявляется.

4.     Психологический прием «уважительный, дружеский тон». Приведите собственные примеры, доказывающие, что применение этого приема помогает расположить к себе собеседника.

1.     Мать обещала детям (младшим школьникам), что купит им по шоколадке, если они успеют к ее приходу сделать уроки и навести порядок в своих комнатах. Дети сделали уроки, но один из них не успел прибрать в своей комнате. Мать все равно дала каждому по шоколадке. Правильно ли она поступила?

На мой взгляд, ситуация изначально несколько неправильна. Не совсем верно мотивировать детей к учению и труду шоколадками, тем более так усредненно – именно к приходу матери. Очевидно, только это имело для нее смысл, а не то, насколько хорошо и качественно они сделали свои уроки, осмыслили ли они эти знания, вообще, интересен ли им этот предмет и т. д.

Если обратиться к теории, то  проблема мотивации учения может быть сформу­лирована в двух аспектах:

1) как проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения;

2) как проблема развития я формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. (2, стр. 192)

По-настоящему гуманистический подход заключается  в том, что на все проблемы обучения, в том числе и на первый аспект проблемы мотивации учения, необходимо смотреть через призму личностного роста ученика.

В рассматриваемой ситуации мать руководствуется только сегодняшним днем: она хочет, чтобы к ее приходу было чисто и уроки были сделаны. Но способ, которым она пытается этого достичь, не самый лучший. Мать сама формирует у детей внешнюю мотивацию, не заботясь об их личном росте. Она не учла особенностей домашних заданий: возможно, кому-то задали несколько примеров, которые он быстро решил и пошел гулять, а кому-то – творческое сложное задание, например, сочинение, над которым ему нужно размышлять в течение дня.

Не указана причина, по которой мать отступила от своих слов, и дала обоим по шоколадке. Если причина, как описано выше, в разной сложности заданий, тогда это было правильно. С другой стороны, если намерения матери изначально не были тверды, и она хотела лишь просто попытаться заставить детей убираться и делать уроки (что скорее всего и было на самом деле), то похоже, что ей просто стало жалко ребенка, не успевшего к ее приходу убрать комнату.

В этом случае мать помимо внешней мотивации еще и демонстрирует непоследовательность своего поведения, что далеко не самым лучшим образом сказывается на воспитании детей.

2. Индивидуальность личности

Индивидуальность личности (индивидуальность) - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

 Центральную область индивидуальности занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Индивидуальность, как подчер­кивает Ананьев, заключается в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность. Индивидуальность, с точки зрения ученого, достаточно позднее образование в жизни человека. Означает ли этот факт, что личность, субъект деятельности до определенного момента лишены качества уникальности? Если растущий человек ординарен, "усреднен", он и в своем неповторимом жизненном пути воспримет лишь общепринятое, шаблонное. Ананьев отвергает такую позицию. Он убежден, что индивидуальностью в определенной мере с самого начала обладает каждый человек, Индивидуальность, но Ананьеву, это условие обучения и воспитания, но также и продукт педагогических воздействий. (1, стр. 211)

Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.     Индивидуальность не только обладает различными  способностями,  но  еще  и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности  подводит  деятельность  человека  под  меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности,  естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней  сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях,  и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой  они  получают  органичное предметное воплощение. О личности  можно  сказать  обратное:  в  ней  интересны именно поступки.

Индивидуальность  обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности, выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является «заслугой» человека и «самость» не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность. (5, стр. 62)

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я». Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений». Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова». Наверно нрав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».

В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному  как  общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. (2, стр. 129)

В каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д. При рождении все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже однояйцовые близнецы различаются по ряду существенных признаков. 

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его  жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Индивидуальность ребенка нарастает к двум-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатление ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом  определяет поведение человека.

Проблема индивидуальности остается одной из самых значительных для детской и общей психологии, для науки о личности

3. В чем вы видите свою индивидуальность, а также индивидуальность своего друга или подруги. Опишите, в чем это проявляется.

Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека. (2, стр. 132)

Соответственно, моя индивидуальность складывается из особенностей моего пренатального периода, особенностей рождения, условий воспитания, места проживания, взглядов моих родителей на воспитание детей, неповторимости соединения генов, которые присутствуют во мне, особенностей среды и детского коллектива, в котором я росла. А также ярких событий произошедших со мной, конфликтных ситуаций, в которые я попадала, особенностей моей семьи, различных фактов биографии, возможностей развития своих способностей и т. д.

Из этого же (и конечно, многого – многого другого) складывается и индивидуальность моей подруги.

Наши с ней индивидуальности проявляются по-разному. В  национальности (я – русская, она – еврейка), во внешности, в голосе, манере поведения, в склонностях и способностях (я играю на пианино, она пишет стихи), во взглядах на мир, в отношении к людям и к себе, в нашем личном опыте и т. д.

4. Психологический прием «уважительный, дружеский тон». Приведите собственные примеры, доказывающие, что применение этого приема помогает расположить к себе собеседника.

Дружелюбный и уважительный тон одинаково может с успехом использоваться как в личном, так и в деловом общении. Он помогает наладить связи даже с агрессивно настроенными людьми, сохранять приемлемую  и желательную дистанцию между собеседниками, избегать конфликтов. (3, стр. 72) Используя уважительный, дружеский тон можно легко расположить к себе собеседников, заслужить их уважения, заработать авторитет. Особенно важно использовать такой тон в таких ситуациях, когда, казалось бы, невозможно оставаться спокойным. Однако именно в этих случаях дружеский тон может не дать выйти ситуации из-под контроля и благополучно разрешить конфликт.

Приведу два примера, демонстрирующие, как мне помогло умение сохранять спокойствие и придерживаться нужного тона в разных жизненных ситуациях.

Ситуация первая.

Как-то накануне праздника мне пришлось встать в конце большой очереди в магазине за мясом. Вся очередь была недовольна обслуживанием продавщицы, женщины лет пятидесяти, грубой и крикливой. Она была явно не в настроении, грубила покупателям, а главное, не разрешала им самим выбирать понравившийся кусок мяса, и кидала на весы первое, что попадалось ей под руку.  Покупатели возмущались, обстановка была очень накалена.

Когда дошла очередь до меня, я начала говорить с ней в максимально дружеском тоне, не обращая внимания на ее невежливый тон, с улыбкой, очень мягко и спокойно. Конечно, моя манера обращения разительно отличалась от нервничавших остальных покупателей. Неожиданно и продавщица улыбнулась мне в ответ, стала советовать, какая продукция лучше, выбирать самые лучшие кусочки, и даже поинтересовалась рецептом, по которому я собиралась готовить. По всему было видно, что ей хочется пообщаться со мной подольше. Под конец она сказала мне: «Приходите ко мне почаще, вы такая спокойная, так приятно с вами разговаривать, не то что с другими покупателями, которые всем недовольны».

Надо сказать, что настроение у нее заметно улучшилось, и остальных покупателей она обслуживала уже в другом тоне.

Ситуация вторая.

Мне пришлось принести обратно в магазин бытовой техники кухонный комбайн, в котором не оказалось одной, наиболее полезной функции. Однако менеджер магазина отказался заменить мне его или вернуть деньги, мотивируя тем, что у данной модели эта функция не предусмотрена. Продавец зала, продавая мне комбайн, по его словам, об этом почему-то не знал и снабдил меня неверной информацией. Ответственность же за это менеджер брать на себя отказался.

Надо сказать, что тон у менеджера был самый спокойный, несмотря на подобное отношение к своим клиентам. Я могла бы развернуться и пойти в комитет по защите прав потребителей, но решила попробовать еще раз уладить конфликт на месте. Я еще раз изложила ситуацию дружеским и уважительным тоном, упирая на то, какой замечательный у них магазин, и какой благодарный я постоянный клиент, какие толковые у них менеджеры и выразила надежду на то, что это маленькое недоразумение все – таки как-нибудь разрешиться. В этот раз менеджер не отказал мне и удовлетворил мою просьбу, вернув деньги.

Список литературы

1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. М., Педагогика, 1980.

2.     Немов Р.С. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2005

3.     Петровский А.В. Об этике, и не только профессиональной. // Вопросы психологии. – 1989. - №1                                        

4.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002

5.     Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989 №2