Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………….3

I этап – Ориентировочный…………………………………………………5

II этап – Реконструктивный………………………………………………..9

III этап – Закрепляющий………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………….21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивает­ся в дошкольном возрасте - произвольность, т.е. способность вла­деть и управлять своим поведением. Недостаточное развитие произ­вольности у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад,  в детский сад,  тормозить формирование личности младшего школьника.

У детей с нарушением зрения формирование произвольного поведения усугубляется ослаблением зрительного контроля за деятельностью и нарушением работоспособности, что в свою очередь, проявляется в снижении выполнения объёма заданий,  появлении ошибок и пр. В це­лом это ведёт к снижению уровня сформированности произвольного поведения.

Данная коррекционная программа основана на принципах организации коррекционной работы.

Перед реализацией данной программы необходимо провести диагностику актуального развития произвольного поведения детей. Последова­тельная работа по программе позволяет привести произвольное пове­дение к норме, соответствующей возрасту детей. Программа основывается на игровой деятельности. Через игру происходит переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития таких навыков, как: умение выполнять задание по образцу и умение подчинять свои действия правилу.

Объектом данной коррекционной программы является волевая сфера личности ребёнка с нарушением зрения.

Предметом является произвольное поведение как один из аспектов волевой сферы личности и как компонент готовности ребёнка с нару­шением зрения к школе.

 

 

Цель работы:

развитие произвольного поведения у детей с нарушением зрения, как одного из компонентов готовности к обучению в школе.

Задачи:

1. Формирование таких умений, как:

-  умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задание;

-  умение самостоятельно выполнять задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

2. Создание оптимальных психологических условий для развития Это:

-  подготовка предметной среды;

-   организация игр вне занятий.

Форма организации - подгрупповая, так как она более эффективна для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Программа расчитана на 5 недель по 2 занятия в неделю»

Программа может быть применена воспитателями и родителями в коррекционной деятельности с детьми с нарушением зрения.

Построение программы:

I. Этап - ориентировочный. Включает 2 занятия.

Цель: создание положительного настроя и атмосферы сотрудничества..

II. Этап - реконструктивный. Включает 6 занятий.

Цель:  развитие умения детей сознательно подчинять свои действия правилу; умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

III. Этап - закрепляющий. Включает 2 занятия.

Цель: закрепление сформированных умений.

Структура занятий:

I. Ритуал приветствия.

Он всегда постоянный. Это позволяет выработать устойчивый стереотип на начало активной работе на занятии.

II. Основная часть.

Включает в себя игры и упражнения на развитие произвольного поведения.

III. Ритуал прощания.

Всегда постоянный. Это позволяет выработать стереотип на окончание активной деятельности.

Предполагаемые результаты: установление доброжелательных отношений со взрослыми; повышение эмоциональной активности на занятиях; повышение и закрепление умений подчинять свои действия правилу.

I  Этап - Ориентировочный.

2 занятия.

Цель: создание положительного настроения и атмосферы сотрудничества.

Занятие №1.

Цель: установление эмоционального позитивного контакта с каждым ребёнком.

Содержание:

I. Ритуал приветствия. «Поздоровайся как...»

Цель:  ввести детей в ситуацию занятия.

Содержание: детям предлагают «поздороваться» как муравьи (изображая пальцами рук усики, прикоснуться к «усикам» каждого муравья)

I игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель:  тренировка самоконтроля,  развитие раскованности.

Ход игры: у одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. У противоположной стены тоже стоят стулья, их на один меньше количества детей. Дети садятся возле первой стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий заканчивает стишок, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

3  игра. «Ловишки».

Цель: побуждение активности, обучение умению подчиняться правилам. Ход игры:  выбирается Ловишка. Он стоит, повернувшись к стене лицом, остальные дети - у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к Ловишке, хлопают в ладоши и говорят: «Раз-два-три, раз-два-три, скорее нас лови!». Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра продолжается.

4   этюд. «Золотые капельки».

Цель:  расслабление, снятие напряжения.

Ход игры:  ведущий говорит: «Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Дети подставляют лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый дождь». Во время этюда звучит спокойная,  приятная музыка. Выразительные движения:  голова запрокинута, рот полуоткрыт, гла­за закрыты,  мышцы лица расслаблены,  плечи опущены.

II. Ритуал прощания.

Целы  выделить момент окончания занятия, сохранить положительный настрой.

Ход игры: дети стоят по кругу и по очереди говорят друг другу «спасибо», обращаясь по имени.

Предполагаемые результаты:

Установление эмоционального контакта с детьми.

Занятие №2.

Цель: установление доброжелательной и свободной атмосферы в группе.

Ритуал приветствия: тот же. Дети изображают моржей и трутся спинами.

I игра. «Школа разведчиков».

Цель: раскрепощение детей.

Ход игры: дети строятся в линейку. Воспитатель  выступает в роли «командира», дети – «разведчики». «Командир» знакомит детей с игровыми задачами, которые им предстоит выполнить.

Задания:

- «Парашютисты». Полёт на самолёте. Дети садятся на стулья, затем встают на стулья и имитируют прыжок с парашютом (руки вверх,  потянулись и спрыгнули на пол), приземлились (сели на корточки).

-  «Чужой патруль». Чтобы избежать встречи с неприятелем,  разведчики замаскировались  под деревья, подул ветер - деревья закачались.

- «Погоня». Спасаемся от неприятеля, превращаемся в зайчиков -скачем, а за нами собаки,  мы тоже превращаемся в собак:  громко лаем, рычим и прогоняем чужих собак.

-  «Зоопарк». Прячемся в зоопарке (каждый ребёнок выбирает животное, которое он будет изображать). Сначала все сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают изображаемых животных. После того, как всех узнали, клетки открываются, и «звери» выходят на свободу; прыгают, рычат.

-  «Возвращение». Разведчики успешно выполнили боевое задание и уходят домой. Сначала плывём по реке в лодках (дети имитируют греблю вёслами), но вот впереди, на берегу,  высокая гора. Обязательно нужно её преодолеть. Дети взбираются на стулья и затем, как маленькие самолётики,  взлетают и слетают с горы вниз. Дети, расставив руки,  прыгают на пол и «летают» в поисках аэродрома, нашли - приземлились.

- «Награждение». Все получают вырезанные из бумаги и раскрашенные медали.  «Командир» отмечает отличившихся.

2. Физминутка

Солнце спит, небо спит                (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало, (встают, руки вверх с растопыренными

                                          паль­цами)

Вдруг,  повеял ветерок, (движения руками из стороны в сторону)

Небо тучей заволок. (круговые движения руками)

И деревья раскачал, (раскачивают руками в стороны)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик. (постепенно садятся и кладут голову на ру­ки)

3.  «Пчёлка».

Цель: координация движений, формирование положительных эмоций через игру.

Ход игры:  воспитатель предлагает перевоплотиться в пчёл, которые летают над цветами,  полем в поисках нектара. Летая,  пчёлка жуж­жит: громко около ведущего, затем всё тише и тише. Совсем тихо при удалении от ведущего. На сигнал:  «Пчёлы, на цветы!», дети приседают на корточки, головы кладут на колени. Ритуал прощания:  тот же. Предполагаемые результаты: Установление свободной атмосферы в группе, раскрепощённости детей.

II Этап - Реконструктивный.

6 занятий.

Цель: формирование таких навыков произвольного поведения, как:

-  умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

-  умение самостоятельно выполнять задания по зрительно - воспринимаемому образцу;

-   умение внимательно слушать и точно выполнять задания.

Занятие №3.

Цель: формирование умения самостоятельно выполнять задания по зрительно-воспринимаемому образцу.

Ритуал приветствия: тот же: дети изображают моржей, трутся спинами.

I игра. «Волшебное слово».

Цель:  развитие умения выполнять движения    и внимательно слушать ведущего.

Ход игры: дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Если ведущий слова не говорит, дети остаются неподвижными,

2 игра. «Скучно, скучно так сидеть».

Цель: развитие раскованности, тренировка самоконтроля.

Ход игры: У одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стены комнаты тоже стоят стулья, но их число    на один меньше количества детей. Дети садят­ся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок:

«Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?»

Как только: ведущий заканчивает стихотворение,  все стараются за­нять стулья у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

3  игра. «Обезьяньи салки».

Цель: формирование умения подражать.

Ход игры:  выбирается ведущий. Его задача - поймать как можно больше играющих. Но он должен соблюдать одно правило: он должен по-обезьяньи подражать убегающему от него игроку. Задача игроков - при убегании выполнять движения (приседания, подпрыгивания на одной ноге, изображение различных животных). Если ведущий не ус­пел повторить движения убегающего, то он должен остановиться, по­дождать 5 секунд и после этого продолжать игру.

4   игра.  «Водяная охота».

Цель: динамическая перемена.

Ход игры: дети делятся на две группы:  «Караси» и «Щуки». «Караси» двигаются очень быстро, а «Щуки» - медленно. До хлопку «Щуки» начинают охотиться за «Карасями». Пойманный «Карась» выбывает из игры, по следующему хлопку дети, которые были «Карасями» становят­ся потоками и наоборот. Каждый новый хлопок означает смену ролей. Промежутки между хлопками могут быть длинными и короткими.

5  игра. «Зеркало».

Цель: снятие двигательной активности, формирование умения действовать по зрительному образцу.

Ход игры: дети делятся на пары. Один ребенок – «зеркало», другой -смотрится в него и совершает различные движения или игровые дейст­вия с воображаемыми предметами. «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальное отражение. Ритуал прощания: тот же.

Занятие №4.

Цель: формирование умения действовать  по зрительному образцу. Ритуал приветствия: дети имитируют лошадь.

1  игра.  «Волшебное слово».

Цель: развитие умения внимательно слушать и выполнять движения по зрительному образцу.

Ход игры: дети и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает различные движения, дети должны их повторять, но только если ведущий скажет: «Пожалуйста». Если не скажет, дети остаются неподвижными. Тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер».

2   игра. «Иголка и нитка».

Цель:  развитие произвольности.

Ход игры: выбирается водящий, он играет роль «иголки», другие де­ти – «нитка». «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» за ней (группа детей друг за другом)»

3  игра. «Запрещённое движение».

Цель: формирование умения действовать по зрительному образцу.

Ход игры: дети стоят полукругом,  в центре - ведущий, он показывает несколько движений, одно из которых запрещённое. Дети должны по -вторить все движения, кроме запрещённого. Тот, кто ошибся, стано­вится ведущим.

4. Физминутка «Жук».

В группу к нам жук влетел      (грозят пальцем)

Зажужжал и запел: «Ж-Ж-Ж-Ж».

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел (указывают рукой направление и

                                               прослеживают взглядом)

Вот он влево полетел,       

Каждый влево посмотрел

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть, (правой рукой направление движения к носу)

Жук наш приземлился,  (направление движения вниз и приседание)

Зажужжал и закружился ж-ж-ж (делают вращательные движения

                                                       руками типа волчка и встают)

Жук,  вот правая ладошка,       

Посиди немножко.             (поочерёдно протягивают руки и смотрят на

                                              них)

Жук,  вот левая ладошка,  

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.     (поднимают руки вверх и смотрят)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягивают

                                               руки вверх)

Но жука мы не достали.     

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп,              (хлопки над головой)

Чтобы улететь он смог (имитируют полёт жука и садятся на стулья).

Ж-ж-ж-ж-ж.

5 игра. «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие напряжённости.

Ход игры: дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок – «голова», последний – «хвост». «Го­лова» пытается поймать свой «хвост», а тот уворачивается от неё.

Ритуал прощания:  тот же.

Занятие №5.

Цель: формирование навыков внимательно слушать и точно выполнять задание.

Ритуал приветствия:  тот же. Имитируют лягушек.

I игра. «Запрещённое движение».

Цель:  выполнять движения по зрительному образцу.

Ход игры: дети стоят    полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых, запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

2. Физкультминутка «Дождик».

Капля первая упала, - кап !  (сверху пальцем показывают траекторию

И  вторая прибежала -  кап  !    её движения)

Мы на небо посмотрели,          (смотрят вверх)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица,  мы их вытирали (вытирают руками лицо)

Туфли - посмотрите- мокрыми стали.(показывают руками вниз и смот-

Плечами дружно поведём     (движение плечами)                               рят)

И  все капельки стряхнём.

От дождя убежим,  по кусточком посидим (приседают).

3  игра. «Запретный номер».

Цель:  развитие самоконтроля.

Ход игры:  выбирается определённая цифра, например 4. Дети становятся в круг и по часовой стрелке начинают по очереди считать:  1, 2,3..., когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произно­сит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

4   игра. «Кот и птичка»

Цель: формирование умения действовать по сигналу.

Ход игры:  выбираются «Кот» и «Птицы». Гнёзда птиц - стулья. По команде – «птицы»- все дети бегают на носках, имитируя движения «полёта» по команде – «Кот»- быстро занимают места. Пойманные вы­полняют движения на месте - в «западне кота».

5 игра. «Улитка - чемпионка»

Цель: развитие самоконтроля.

Ход игры:  определяется старт и финиш. Играющие встают на старт. Все они - улитки. Их задача - ползти как можно медленнее. Останашиваться и ползти в другую сторону нельзя. Выигрывает тот, кто при приползёт последним.

Ритуал прощания:  тот же.

Занятие №6.

Цель: Формирование навыков внимательно слушать и выполнять задание. Ритуал приветствия: Дети изображают кошку в разных настроениях.

1  игра. «Запретный номер».

Ход игры: Выбирается определённый номер, например 4. Дети встают и начинают считать по очереди. Когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он хлопает в ладоши 4 раза.

2  игра. «Замри?»

Цель: Развитие умения внимательно слушать.

Ход игры: Под весёлую музыку дети свободно двигаются и прыгают. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Через 1-1,5минуты музыка вновь начи­нает звучать, и дети продолжают движение.

3  игра. «Берег-море».

Цель: Снятие активности, формирование    внимания; к слову воспитателя.

Ход игры: дети встают в одну линию. По команде «берег»,  прыгают на один шаг назад, а при команде «море» - на один шаг вперёд. Затем восстанавливаем дыхание:  «понюхаем цветок» - вдох носом, «затушим свечки» - выдох ртом.

4 игра. «Игра в мяч».

Цель: формирование умения слушать и действовать по сигналу.

Ход игры: дети свободно двигаются. Мяч у водящего, он кидает его и называет имя одного из присутствующих. Ребёнок, которого назвали, должен поймать мяч. Затем он называет новое имя. Тот, кто не успел поймать мяч, становится зрителем.

5. Этюд «Цветок».

Цель: расслабление детей.

Ход игры:  «Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко.. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце,  подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в сто­роны - цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается за солнцем».

Мимика: глаза полузакрыты» на лице улыбка,  мышцы лица расслаблены. Ритуал прощания:  тот же.

Занятие №7.

Цель: формирование умения действовать по правилам.

Ритуал приветствия: имитируют голоса собак разных пород.

I игра. «Берег – море».

Цель: снятие активности. Формирование внимания к слову воспитателя.

Ход игры: дети встают в одну линию. До команде «берег»,  прыгают на один шаг назад,  по команде «море» - на шаг вперёд. Затем восстанавливают дыхание.

2 игра. «Кот и птичка».

Цель: развитие умения подчинять свои действия командам ведущего.

Ход игры:  выбирается «Кот» и «Птицы». «Гнёзда птиц» - стулья. По команде «Птицы» все дети бегают на носках, имитируя движения «по­лёта». По команде «Кот» - быстро занимают «гнёзда» - стулья. Пой­манные «птицы» выполняют движения на месте - в «западне кота».

3. Физкультминутка «Жук».

В группу к нам жук влетел,           (грозят пальцем)

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел,(указывают рукой направление и прослежи-

Вот он влево полетел,        вают взглядом)

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.(правой рукой направление движения к носу)

Жук наш приземлился,    (направление движения вниз и приседание)

Зажужжал и закружился: «Ж-ж-ж».(делают вращательные движения

                                                              руками, типа волчка, и встают)

Жук вот правая ладошка,

Посиди немножко.  (поочерёдно протягивают руки и смотрят на них)

Посиди немножко».

Жук наверх полетел

И на потолок присел.      (поднимают руки вверх и смотрят)

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали, (приподнимаются на носочки и вытягивают

Хлопнем дружно                  руки вверх)

Хлоп-хлоп-хлоп,               (хлопки над головой)

Чтобы улететь он смог, (имитируют полёт жука и садятся на стулья)

Ж-ж-ж-ж-ж

4 игра. «Лисонька, где ты?»

Цель: развитие умения подчиняться правилам.

Ход игры: дети становятся полукругом,  ведущий в центре. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается до плеча одного ребёнка, он будет играть  «лису». Остальные – «зайцы» По сигналу все открывает глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто «лиса». Ведущий зовёт: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается» Ведущий зовёт второй и третий раз, и только на третий раз «лиса» начинает ловить «зайцев». Если «заяц» сел на корточки, его ловить нельзя. Пойманные «зайцы» выходят из игры.

5. Этюд «Солнышко и тучка».

Цель: снятие активности, расслабление.

Ход: солнце зашло за тучку, стало свежо - надо сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабиться - разморило на солнце (выдохнуть)» Ритуал прощания: тот же.

Занятие №8.

Цель: развитие умения подчинять свои действия правилам.

Ритуал приветствия: дети голосом имитируют различных птиц.

1  игра. «Стой».

Цель: развитие самоконтроля и произвольности движений.

Ход игры: звучит маршевая музыка. Дети маршируют,  музыка внезапно обрывается, но дети двигаются, через 1-1,5 минуты музыка возобновляется, дети продолжают двигаться. Через 3-4 минуты проис­ходит новое прерывание музыки и т.д.

2   игра. «Лисонька,  где ты?»

Цель:  развитие умения подчинять свои действия правилам.

Ход игры: дети становятся полукругом, ведущий - в центре. Дети отворачиваются, и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребёнка - это «лиса», остальные – «зайцы». По сигналу все открывают глаза и поворачиваются» Никто не знает, кто «лиса»? Ведущий зовёт: «Лисонька, где ты?» Никто не отзывается. Ведущий зовёт ещё раз, только после третьего раза «лиса» начинает ловить «зайцев». Если «заяц» успел сесть на корточки, его ловить нельзя.

3  игра. «Поссорились два петушка».

Цель: развитие самоконтроля.

Ход игры: звучит весёлая музыка. Дети двигаются по типу «Броуновского движения» и слегка толкаются плечами. При этом дети не дол­жны ударять сильно и болезненно. Дети должны играть «по-правде» и одновременно «понарошку».

4  игра. «Сова».

Цель: развитие умения подчиняться правилам.

Ход игры: дети выбирают ведущего – «Сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В дневное время дети двигаются, затем веду­щий командует: «Ночь», дети замирают, а «сова» открывает глаза и начинает их ловить - летает мимо них и ищет тех, кто пошевелит­ся» Тот, кто пошевелился или засмеялся, становится «совой».

5. Смена деятельности.

Упражнение «Буратино».

Цель:  развитие умения подчиняться правилам, снятие активности.

Ход игры:  предлагается воображаемым мелом по вертикали «нарисовать» простой рисунок (например, цветок)». Потом «нарисовать» тот же рисунок кончиком носа,  подбородком, ухом,  плечом и т.д. Воображаемые линии «показываются» медленно, без  перерыва, удерживая рав­новесие.

Ритуал прощания: тот же.

Предполагаемые результаты II этапа: сформированность таких умений, как:- умение подчинять свои действия правилу; -   умение действовать по зрительно - воспринимаемому образцу; -  умение внимательно слушать и выполнять задание.

III Этап - Закрепляющий.

2 занятия.

Цель: закрепление сформированных умений.

Занятие №9.

Цель: закрепить умение подчинять действия правилу и действовать по зрительному образцу. Ритуал приветствия: дети здороваются как инопланетяне.

1  игра. «Запрещённые движения»

Цель:  развитие умения действовать  по зрительному образцу. Ход игры: дети стоят полукругом,  в центре - ведущий. Он показыва­ет несколько движений, одно из которых, запрещённое. Дети должны повторись всё, кроме запрещённого движения. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

2   игра «Сова».

Цель: развитие умения подчиняться правилу.

Ход игры: дети выбирают «Сову». Она садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В дневное время дети двигаются,  по команде «Ночь», дети замирают, а «сова» начинает искать и ловить тех, кто шевелится.

3. Физкультминутка «Дождик».

Капля первая упала - кап  !  (сверху пальцем показываем траекторию её

И  вторая прибежала - кап  !    движения)

Мы на небо посмотрели,          (смотрят вверх)

Капельки «Кап-кап» запели.

Намочились лица,

Мы их вытирали.                        (вытирают лицо руками)

Туфли,  посмотрите,                   ( показывают руками вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём       (движение плечами)

И  все капельки стряхнём.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим .         (приседают)

4 игра.  «Дракон кусает свой хвост».

Цель: развитие умения подчиняться правилам.

Ход игры: дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок – «Голова»,  последний – «Хвост». «Голова» ловит «Хвост», а «Хвост» уворачивается.

5. Упражнение «Зеркало».

Цель: снятие активности, развитие умения действовать по зритель­ному образцу.

Ход игры: дети делятся на пары. Один ребёнок – «зеркало», другой смотрится в него и совершает различные движения.  «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняет зеркальность отражения. Ритуал прощания:  тот же.

Занятие №10.

Цель: закрепление умений внимательно слушать и подчинять свои действия правилу. Ритуал приветствия: дети сами придумывают, как им поздороваться.

1  игра. «Замри».

Цель:  развитие умения внимательно слушать и подчиняться правилу.

Ход игры: играет весёлая музыка, дети двигаются. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах,  в которых их застал музы­кальный перерыв. Через  1-1,5 минуты музыка вновь начинает играть, и дети продолжают движение, и т.д.

2  игра. «Игра в мяч».

Цель:  развитие умения внимательно слушать и подчинять действия правилу. Ход игры: дети свободно двигаются, у одного ребёнка в руках мяч. Он его кидает и кричит имя одного из присутствующих детей« Ребё­нок, которого назвали, подбегает и ловит мяч. Затем называет дру­гое имя и т.д. Кто не услышал имени и не поймал мяч, становится зрителем.

3  игра. Игра на выбор детей.

4  игра. «Иголка и нитка».

Цель: развитие умения действовать по правилу.

Ход игры:  выбирается водящий – «иголка», остальные дети – «нитка». «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней.

5   игра. «Улитка – чемпионка».

Цель: развитие умения подчиняться правилу, снятие активности.

Ход игры: определяете старт и финиш. Играющие встают на старт. Все они – «улитки». Их задача - ползти как можно медленнее» Оста­навливаться и ползти в другую сторону нельзя. Выигрывает тот, кто приползёт последним. Ритуал прощания:  тот же.

Предполагаемые результаты III Этапа закрепление приобретённых навыков.

Список литературы:

1. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание.- 2002.- №6. - с. 39.

2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программ. - М.: Новая школа, 1995.- 144с.

3. Шабанова Н. Комплексы коррекционных физкультминуток для де­тей с нарушением зрения // Дошкольное воспитания. - 1992. - №5-6. - с.9.

4. 365 развивающих игр / Сocт.Беляков Е.А. – М: Рольф, Айрисс Пресс;, 1999.-304с,с илл. - (Внимание:дети!).