Содержание

Введение_____________________________________________________________ 3

1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ__ 5

2. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"________________ 9

Заключение__________________________________________________________ 12

Список литературы__________________________________________________ 14

Введение

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

В настоящее время действует значительное количество подзаконных нормативных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности. Часть из них подлежит полной отмене в связи с введением в действие Закона об аудите. Это, прежде всего, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, регламентировавшие отношения, которые с момента вступления в силу Закона об аудите регулируются самим Законом либо не соответствуют ему.

1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

-Гражданский кодекс Российской Федерации;

-Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

-Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";

-Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

-Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

-Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

-В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня (табл.1).

Таблица 2.1

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Уровни ре-|Виды и наимено-|Область регулировния|Степень разработанности|

|гулирова- |вания норматив-|                    |                       |

|ния       |ных документов |                    |                       |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   I      |Федеральный за-|Определяет    место,|Закон принят           |

|          |кон РФ  "Об ау-|цель и задачи аудита|                       |

|          |диторской  дея-|в финансово-экономи-|                       |

|          |тельности"     |ческой системе      |                       |

|          |N   119-ФЗ   от|                    |                       |

|          |7.08.2001      |                    |                       |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   II     |Федеральные    |Определяют общие во-|Федеральные   стандарты|

|          |правила  (стан-|просы  регулирования|разрабатываются (вместо|

|          |дарты) аудитор-|аудиторской деятель-|них  пока  действуют 38|

|          |ской деятельно-|ности,  обязательные|российских       правил|

|          |сти            |для  всех  объектов,|(стандартов)           |

|          |———————————————|устанавливают  нормы|———————————————————————|

|          |Законодательные|аудита, обязательные|Разрабатываются  и при-|

|          |и   подзаконные|для  всех  субъектов|водятся в  соответствие|

|          |нормативные ак-|рынка    аудиторских|с ФЗ нормативные  доку-|

|          |ты             |услуг               |менты в области  аттес-|

|          |               |                    |тации аудиторской  дея-|

|          |               |                    |тельности              |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   III    |Правила  (стан-|Регулирование специ-|Разрабатываются  аккре-|

|          |дарты) аудитор-|фических    вопросов|дитованными аудиторски-|

|          |ских аккредито-|аудиторской деятель-|ми объединениями       |

|          |ванных  профес-|ности на уровне объ-|———————————————————————|

|          |сиональных объ-|единений,     минис-|Министерствами и ведом-|

|          |единений       |терств и ведомств   |ствами принят ряд доку-|

|          |               |                    |ментов по специфическим|

|          |               |                    |видам аудита           |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   IV     |Внутрифирменные|Используются аудито-|Разрабатываются аудито-|

|          |аудиторские    |рами при  проведении|рскими  организациями и|

|          |стандарты      |аудита и сопутствую-|индивидуальными аудито-|

|          |               |щих аудиту услуг    |рами                   |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). До их принятия действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис.1.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации

              ——————————————————————————————————————————————

             |  Министерство финансов Российской Федерации  |

              ——————————————————————————————————————————————

                                    |

      —————————————————————————————————————————————————————————————

     |      Уполномоченный федеральный орган государственного      |

     |регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации|

      —————————————————————————————————————————————————————————————

                                    |

       ———————————————————————————————————————————————————————————

   ———|  Департамент организации аудиторской деятельности МФ РФ   |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |                                 |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |   |              ФЗ "Об аудиторской деятельности"             |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |               |                     |                  |

  |   ————————————————————————   ———————————————    ——————————————

  |  |Уполномоченный федераль-| |Аккредитованные|  |Совет по ауди-|

  |  |ный  орган государствен-| |профессиональ- |  |торской   дея-|

  |  |ного регулирования ауди-| |ные аудиторские|  |тельности  при|

  |  |торской деятельности    | |объединения    |  |уполномоченном|

  |  |(ст.18 ФЗ)              | |(ст.20 ФЗ)     |  |федеральном   |

  |  |————————————————————————|  ———————————————   |органе  (ст.19|

  |  |    Основные функции    |         |          |ФЗ)           |

  |  |————————————————————————|         |           ——————————————

  |  | Разработка федеральных |         |

  |  |  стандартов (ст.9 ФЗ)  |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |  Аттестация аудиторов  |         |

  |  |    (ст.15, 16 ФЗ)      |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |Лицензирование аудиторс-|         |

  |  |ких  организаций и инди-|         |

  |  |видуальных аудиторов    |         |

  |  |(ст.17 ФЗ)              |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |Контроль аудиторских ор-|         |

  |  |ганизаций и индивидуаль-|  ——————————————

  |  |ных аудиторов (ст.14 ФЗ)| |              |

  |   ————————————————————————  |              |

   —————————————————————————————|——————————————|———————————

                    |           |              |           |

         ——————————————————————————       ———————————————————————

        | Аудиторские организации  |     |Индивидуальные аудиторы|

        |    (ст.5, 12, 14 ФЗ)     |     | (ст.3, 5, 12, 14 ФЗ)  |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |   Основные функции       |     |    Основные функции   |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |Обязатель- | Сопутствующие|     |  Сопутствующие аудиту |

        |ный  аудит | аудиту услуги|     |         услуги        |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |Разработка внутрифирменных|     |Разработка внутрифирме-|

        |       стандартов         |     |    нных стандартов    |

         ——————————————————————————       ———————————————————————

2. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 - создание первой аудиторской организации "Интераудит"), с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - август 2001 г.) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

В связи с вводом в действие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" эти объединения имеют право подать документы на аккредитацию. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности передает таким объединениям определенные полномочия. Возрастают авторитет и известность этих объединений среди аудиторов и бухгалтеров России.

При таком подходе государство в дальнейшем сможет передать аккредитованным аудиторским объединениям все больше соответствующих функций по регулированию аудиторской деятельности в РФ.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Список литературы

1)    Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

2)    Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (в редакции приказа Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №31н)

3)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.; протокол №6)

4)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.; протокол №6)

5)    Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ)

6)    Андреев А. Практический аудит. - М: 2002

7)    Аудит: Учебник для вузов /В.И.Подольский, Г.Б. Поляк, А.А.Савин, Л.В.Согникова; Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

8)    Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: 2003.

9)    Раппопорт М. Программа аудиторской проверки // Аудитор 2001 №16 С.21.