Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сущность и значение финансового планирования в деятельности предприятия. 5

1.1. Цели, задачи и функции финансового планирования. 5

1.2. Формы финансовых планов. 9

Глава 2. Особенности составления финансового плана на примере                 ОАО «Магнитогорский калибровочный завод». 14

2.1. Краткая характеристика предприятия. 14

2.2. Планирование доходов и расходов предприятия. 17

2.3. Система финансового контроля в акционерном обществе. 21

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 32

Приложение. 34

Введение

В управлении предприятием финансы играют решающую роль. От того, насколько рационально распределяется прибыль, минимизируется налогооблагае мая база, рационально обеспечивается оборачиваемость оборотных средств, проводится кредитная и инвестиционная политика, зависит не только развитие пред приятия, но и решение социальных проблем его работни ков. Составление финансового плана обеспечивает руководству предприятия грамотное решение всех финансовых проблем, именно поэтому данная тема в современных условиях является наиболее актуальной.

Грамотно составленный финансовый план позволяет обосно вать потребность предприятия в финансах. Однако прак тическая его реализация существенно зависит от того, в  каком состоянии находится экономика, каковы перспекти вы развития. Важно учесть тот финансовый «климат», в котором предприятие будет производить свою продук- цию.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции и внешнеэкономических связей предприятий, но и создание адекватной системы финансовых отношений.

Для того, чтобы организовать коллектив и создать прибыльный бизнес, привлечь инвесторов любая организация в рыночных условиях должна начинать свое дело составлением тщательно разработанного и научно обоснованного бизнес-плана, который начинается с обстоятельного анализа самой идеи начинаемого “дела”, с оценки его разумности, реальности, перспективности и финансовой результативности. Составленные бизнес-планы за значительный период позволяют установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данной организации. Особое внимание при анализе деятельности организации обращается на текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в плановых расчетах. В связи с тем, что плановая работа опережает отчетную за текущий период здесь возникает необходимость предпланового аудита, изучение ожидаемого выполнения плана.

Рыночная экономика связана с проявлением и действием множества факторов, обнаружить влияние которых непосредственно невозможно. Минимизация издержек значительно сокращает амплитуду колебаний риска. Для этого требуется осуществление контроля за деятельностью предприятий с использованием всего арсенала аналитических способов и приемов с широким применением средств компьютеризации.

Вышесказанное отражает актуальность выбранной темы роботы.

Целью  данной работы является выявление особенностей составления финансового плана на примере ОАО «Магнитогорский калибровочный завод».

В соответствии с поставленной целью задачами данной работы  являются:

-                  рассмотрение сущности и значения финансового планирования в деятельности предприятия;

-                  исследование порядка финансового планирования на предприятии.

Методологическую основу данной работы  составляют основные принципы и правила предварительного анализа внутренней и внешней среды предприятия, который проводился в сравнении с другими фирмами. Результаты обследований и полученные статистические данные использовались для последующего процесса разработки финансового плана предприятия. 

Глава 1. Сущность и значение финансового планирования в деятельности предприятия

 

1.1. Цели, задачи и функции финансового планирования

Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедура финансового планирования упростились.

В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Рыночная концепция управления предприятиями вызвала подлинный интерес руководителей и специалистов к зарубежным моделям финансового планирования. Владение этими моделями, средствами и методами финансового планирования вошло в число основных профессиональных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам предприятии и объединений.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений. Сюда входят следующие отношения:

-                  между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

-                  собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда персонала предприятия;

-                  субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

-                  предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ассигнований из бюджета;

-                  предприятиями и коммерческими банками при получении и погашении ссуд и при уплате процентов за кредит;

-                  предприятиями и страховыми организациями при страховании имущества предприятий.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.

Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

-                определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

-                принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

-                определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

-                уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

-                выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

-                определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

Функции финансового отдела в области планирования:

-                  составление проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования ресурсов;

-                  составление и представление в установленные сроки кредитных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их рассмотрении;

-                  участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении. Определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности;

-                  составление совместно с планово-экономическим отделом плановых расчетов различных фондов, образуемых из чистой прибыли, и участие в составлении смет их расходования;

-                  определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением их на полное восстановление (реновацию) основных фондов и капитальный ремонт;

-                  участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчету нормативов оборотных средств;

-                  составление плана финансирования капитального ремонта основных фондов;

-                  составление плана распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений;

-                  участие в составлении плана финансирования НИОКР;

-                  выполнение расчетов по предъявлению претензий поставщикам и подрядчикам;

-                  распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;

-                  доведение показателей финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия;

-                  составление на месяц и внутримесячные периоды оперативных финансовых планов;

-                  составление оперативных планов реализации продукции в денежном выражении и планов по прибыли;

-                   участие в составлении оперативных графиков отгрузки товарной продукции;

-                  контроль за завозом товарно-материальных ценностей с целью предупреждения накапливания сверхнормативных запасов;

-                  обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов;

-                  обеспечение платежей в государственный бюджет; уплата процентов по ссудам; взносы собственных средств в централизованные отраслевые фонды; выдача заработной платы персоналу предприятия; оплата счетов поставщиков и подрядчиков; финансирование затрат, предусмотренных планом; осуществление операций по счетам предприятия в банках;

-                  ведение ежедневного оперативного учета: реализация продукции, прибыль от реализации и других финансовых показателей; отказ покупателей от акцепта платежных требований; выполнение других показателей финансового плана.

1.2. Формы финансовых планов

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому раз­работка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из прогноза объема реализации, производственного плана, плана доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов), баланса денежных потоков, плана по источникам и использованию средств, сводного балансового плана активов и пассивов предприятия, анализа безубыточности и стратегии финансирования.

Прогноз объемов реализации (план сбыта) - своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части главного бюджета. План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

После того, как подготовлен план сбыта, разрабатывается производственный план, определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить в производство, с тем чтобы обеспечить планируемые продажи и потребности товарно-материальных запасов. Ожидаемый объем производства определяется вычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало периода из суммы предлагаемых к продаже единиц изделия и желательного объема наличной готовой продукции на складе на конец периода.

Задача плана доходов и расходов - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

В производственном плане существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Это перечень всех общезаводских расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как амортизация, налог на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить, что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Известно много источников фондов предприятия (резервные фонды, фонды специального назначения и т.д.), включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Баланс денежных потоков демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.

Баланс денежных поступлений и выплат - это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Он строится на основе плана дохода и расходов, с поправкой на ожидаемые лаги и с такой же разбивкой по времени.

План по источникам и использованию средств показывает, на что расходуются средства, полу­ченные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйст­венной деятельности и из других источников. Цель такого плана — дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия и каким образом они будут тратиться на прирост активов или на по­крытие задолженности.

Прогнозный балансовый отчет подготавливается путем корректировки балансового отчета за предыдущий, только что закончившийся год, с учетом всех тех видов деятельности, которые предполагается использовать в течение бюджетного периода. Такой отчет необходимо иметь по следующим причинам:

может вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало; служит в качестве высокоточного инструмента контроля всех остальных перспективных планов на предстоящий период деятельности компании; помогает руководству выполнять расчеты различных коэффициентов и показателей; помогает определит перспективные источники финансирования и важнейшие обязательства прогнозного периода.

         Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия отражает их состояние на предприятии на определенную дату. При его составлении используются подго­товленные ранее план доходов и расходов и баланс денежных по­ступлений и выплат.

Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

Глава 2. Особенности составления финансового плана на примере ОАО «Магнитогорский калибровочный завод»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Магнитогорский калибровочный завод образован в октябре 1942 года на базе эвакуированных предприятий. Начав с производства калиброванной стали, сразу после войны на заводе был организован выпуск проволоки и стальных канатов, остро необходимых для восстановления народного хозяйства, а затем введены цехи для производства железнодорожного и машиностроительного крепежа.

В 60-е годы развивалось производство канатов, оцинкованной проволоки, сетки, холоднокатаной ленты. Шаг за шагом завод приобретал черты крупного промышленного предприятия.

В 70 - 80 годы построены цехи металлокорда и бортовой латунированной проволоки, расширено производство товаров народного потребления.

К началу 90-х годов Магнитогорский калибровочный завод становится одним из ведущих предприятий метизной промышленности. В декабре 1992 года завод был преобразован в Открытое акционерное общество «Магнитогорский калибровочный завод» (МКЗ). В рыночных условиях ОАО «МКЗ» основные усилия направило на освоение новых видов продукции, расширение рынков сбыта, внедрение прогрессивных технологий.

В настоящее время ОАО «МКЗ» производит следующую продукцию:

-                  прокат калиброванный;

-                  проволоку стальную;

-                  канаты стальные;

-                  крепежи машиностроительные и железнодорожные и т.д.

За последнее время на предприятии освоен выпуск и организовано производство специального изделия для ограждений из стальной проволоки и холоднокатаной ленты «Концертино». Налажен выпуск арматурных канатов, сталеалюминевых проводов.

Структура управления ОАО «МКЗ»  представлена на рисунке 1.

Надпись: Служба снабженияНадпись: Обслуживающий  персоналНадпись: Планово-экономический             отделНадпись: БухгалтерияНадпись: Финансовый отдел
 

Рис. 1.  Организационная структура  управления ОАО «МКЗ»

Структура управления на предприятии является линейно-функциональной. Функциональные подразделения возглавляют заместитель генерального директора по персоналу, заместитель генерального директора по финансам, первый заместитель генерального директора (занимается вопросами основной деятельности предприятия, ему непосредственно подчинены служба снабжения и торговый персонал).

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом общества – генеральным директором.

Работа генерального директора  направлена на координацию  работы между  различными службами  в соответствии с планом производства.

Непосредственно генеральному директору подотчетны заместитель генерального директора по персоналу, заместитель генерального директора по финансам и первый заместитель генерального директора.

Заместитель генерального директора ОАО «МКЗ» по персоналу  возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия, проводит систематический анализ кадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению.

Заместитель генерального директора по финансам координирует работу  финансового отдела, планово-экономического отдела и бухгалтерии предприятия.  Положение о финансовом отделе ОАО «МКЗ» представлено в приложении 1.

В планово-экономическом отделе ОАО «МКЗ» осуществляется работа по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.

В бухгалтерии осуществляется процесс организации и ведения бухгалтерского учета, формирование учетной политики предприятия, составление и предоставление отчетности  соответствующим органам.

Первый заместитель генерального директора ОАО «МКЗ» осуществляет закупочную деятельность (планирование закупок; выбор поставщиков; организацию и контроль доставки и приемки продукции на склад) и обеспечение работы обслуживающего персонала; сбытовую деятельность (в том числе организация поставок произведенной продукции, поиск новых каналов сбыта продукции, продвижение товара на рынке). 

По мере развития предприятия (увеличения объема продаж,  освоение новых направлений деятельности и другое) штат и организационная структура предприятия будут изменены.

2.2. Планирование доходов и расходов предприятия

Финансовый план на ОАО «МКЗ» разрабатывается ежегодно в форме доходов и расходов. 

Планирование доходов осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.

Источниками доходов и поступлений ОАО «МКЗ» являются:

-                  прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

-                  амортизационные отчисления;

-                  отчисления в ремонтный фонд;

-                  прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия. 

Расчет планируемой прибыли от ОАО «МКЗ» на 2005 год представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет планируемой прибыли ОАО «МКЗ» на 2005 год, тыс.руб.

Показатели

Факт 2004г

План 2005г

Всего

В том числе по кварталам

I

II

III

IV

1. Прибыль от реализации продукции

25715

25000

6250

6250

6250

6250

2. Прибыль от прочей реализации

-3636

500

200

100

100

100

3. Внереализа-ционные операции

-8312

500

200

100

100

100

4. Балансовая прибыль (стр.1 + стр.2 + стр.3)

13767

40000

6650

6450

6450

6450

Прибыль от реализации на 2005 год ОАО «МКЗ» запланирована по фактическим показателям в сумме 25000 тыс.руб., в том числе ежеквартально – 6250тыс.руб. 

В 2005 году руководством ОАО «МКЗ» запланировано обновление оборудование, причем устаревшее принято решение продать. Поэтому сумма прибыли от прочей деятельности на 2005 год запланирована в сумме 500 тыс.руб.

В 2005 году ОАО «МКЗ» должно получить по решению суда штрафы, пени и неустойки должников, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, поэтому  прибыль от внереализационной деятельности ОАО «МКЗ» запланирована на 2005 год в сумме 500тыс.руб.

Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году.

Средняя норма амортизации ОАО «МКЗ» рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за 2004 год на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемого имущества, т.е.:

  10454 / 45998 * 100 = 23%.

Сумма амортизационных отчислений ОАО «МКЗ» на 2005 год была определена в сумме:

53084 * 23 / 100 = 12209 тыс.руб.

Отчисления в ремонтный фонд на 2005 год установлены в размере 20% от суммы балансовой прибыли, т.е. 8000 тыс.руб. (40000 * 20%).

Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении ОАО «МКЗ», на 2005 год запланирован ч сумме 75 тыс.руб.

В расходной части финансового плана ОАО «МКЗ» предусмотрены следующие статьи:

-                  налог на имущество;

-                  налог на прибыль;

-                  ремонтный фонд;

-                  фонд накопления;

-                  фонд потребления.

Налогом на имущество в соответствии со ст.374 НК РФ  облагается  движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Плановая среднегодовая стоимость основных средств ОАО «МКЗ» на 2005 год составляет 53084 тыс.руб.

Ставка налога на имущество – 2,0%.

Планируемый налог на имущество ОАО «МКЗ» на 2005 год:

53084тыс.руб. * 2% = 1062тыс.руб.

Налогооблагаемая прибыль:

40000 – 1062 = 38938тыс.руб.

Ставка налога на прибыль – 24%, налог на прибыль:

38938*24% = 9345тыс.руб.

Чистая прибыль на 2005 год составит:

40000 – 1062 – 9345 = 29593 тыс.руб.

Планируется следующее использование прибыли:

-                на прирост оборотных средств – 11 045 тыс.руб.

-                на развитие производства – 7084 тыс.руб.

-                итого отчислений в фонд накопления – 18129 тыс.руб.

-                в фонд потребления – 7322 тыс.руб.

-                в резервный фонд – 4142 тыс.руб.

Все вышеперечисленные показатели отражаются в финансовом плане ОАО «МКЗ», представленному в таблице 2.

Таблица 2

Финансовый план ОАО «МКЗ» на 2005 год

Доходы и поступления средств

Расходы и отчисления средств

показатели

тыс.руб.

показатели

тыс.руб.

Прибыль

40000

Налог на имущество

1062

Амортизационные отчисления

12209

Налог на прибыль

9345

Отчисления в ремонтный фонд

8000

Ремонтный фонд

8000

Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта 

75000

Резервный фонд

4142

Фонд потребления

7322

Фонд накопления – всего, в т.ч.:

105338

- от прибыли

18129

- за счет амортизационных отчислений

12209

- за счет кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта 

75000

Итого

135209

Итого

135209

Одним из важнейших элементов финансового планирования в ОАО «МКЗ» является финансовый контроль, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение.

2.3. Система финансового контроля в акционерном обществе

 

Организация системы финансового контроля в ОАО «МКЗ» находится под воздействием следующих факторов:

-         отношение руководства к внутреннему контролю;

-         внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

-         стратегические установки, цели и задачи;

-         степень механизации и компьютеризации деятельности;

-         ресурсное обеспечение;

-         уровень компетентности кадрового состава.

Организация эффективно функционирующей системы финансового  контроля ОАО «МКЗ» - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

1.     Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2.     Разработка и документальное закрепление новой деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

3.     Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положения об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

4.     Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5.     Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.

В должностных инструкциях необходимо предусматривать, чтобы качество выполнения контрольных функций каждого субъекта могло быть проверено другим субъектом внутреннего контроля (без какого бы то ни было дублирования). В надлежащем исполнении контрольных функций ряда субъектов внутреннего контроля (председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контролер, председатель ревизионной комиссии) заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность таких субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.

Необходимо создавать специальные условия, при которых те или иные отклонения ставят какого-либо работника (подразделение) организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию "узких мест".

Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

Если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Распределение контрольных функций, программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.

Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. В областях же, имеющих стратегическое значение, должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу "затраты - эффект".

Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

Каждая контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности не следует закреплять отдельную функцию за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае - осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение нарушений в бухгалтерском учете. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок или/и злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, по сбытовой политике).

Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.

Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Конечно, все предусмотреть невозможно, тем более что часто приходится принимать решения в условиях неопределенности. Но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.

Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Решения по заказам, превышающим установленный уровень, должны приниматься на совете директоров (правлении) либо на собрании (оперативном совещании) управленческих работников верхнего звена (заместителей директора по экономическим, коммерческим, финансовым, производственным вопросам и др.). По крупным сделкам решения необходимо принимать на общем собрании собственников.

На случай стихийных бедствий следует хранить копии важных документов в несгораемых сейфах и в других помещениях, иметь огнетушители, инструкции, определяющие порядок действий. На случай перебоев в электроснабжении, умышленных повреждений, выхода из строя аппаратных средств и программного обеспечения следует хранить копии банка данных и важных файлов на магнитных носителях, предусмотреть дублируемое питание, резервное оборудование.

Каждое должностное лицо, исполняющее важные контрольные функции, должно регулярно отчитываться в письменной форме и ставить подпись, подтверждающую, что эти функции исполняются. Такие отчеты должны поступать в определенный координационный центр ответственности. Лицо, проверяющее данные отчеты, также должно ставить подпись, свидетельствующую о том, что они проверены. Выполнение этого правила позволяет координировать и контролировать работу звеньев системы внутреннего контроля.

Во избежание злоупотреблений и для повышения эффективности внутреннего контроля целесообразно периодически перераспределять обязанности работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к определенного вида работам. Например, целесообразно ежегодно перераспределять сотрудников бухгалтерии по эквивалентным с точки зрения оплаты труда участкам учета. Квалификационный момент не должен рассматриваться как слабое звено в данной рекомендации, если принять во внимание высокий уровень современных требований к квалификации бухгалтера при приеме на работу и консультации перераспределяемым работникам со стороны внутренних аудиторов. В российской практике используется предметная структура организации работы бухгалтерского аппарата, при которой отдельные группы бухгалтеров выполняют комплекс работ по определенным участкам учета (материальная группа, группа учета оплаты труда, группа учета готовой продукции и ее реализации и др.). Здесь возможны злоупотребления, обусловленные сосредоточием бухгалтерского контроля над определенным типом хозяйственных операций в функциях одного лица или долговременным сговором лиц, ведущих учет на разных участках, а также ошибки из-за повышенной утомляемости от монотонной работы. Если в организации нет возможности регулярно проверять работу бухгалтеров, то подобные ошибки можно вообще не обнаружить, что чревато искажением всей отчетности.

Периодическое перераспределение обязанностей бухгалтеров позволяет:

-         снизить риск длительных злоупотреблений;

-         уменьшить вероятность необнаружения ошибок благодаря взаимному контролю бухгалтерами фактического состояния учета на принимаемом (передаваемом) участке;

-         снизить вероятность ошибок и повысить производительность бухгалтерского труда в результате снижения утомляемости от монотонности работ на одном и том же участке учета;

-         более гибко использовать бухгалтерский персонал.

При работе на различных участках учета у бухгалтеров будет возможность сохранить на должном уровне квалификацию, полученную ими до прихода в данную организацию. Если же бухгалтеров придется дополнительно обучать для работы на новом участке, то при незначительных затратах эти работники станут взаимозаменяемыми, что позволит более гибко их использовать для учета хозяйственных операций.

Управление организацией и ее развитие при наличии необходимых для этого ресурсов невозможны без эффективного всестороннего контроля над всеми звеньями ее деятельности. При планировании контрольных мероприятий необходимо всесторонне рассматривать экономический, юридический, научно-технический, производственно-коммерческий и социальный блоки. Неправильное понимание инструкций, ошибки в суждениях, халатность персонала, рассеянность или усталость ответственных лиц, столкновения по интересам между формальными и неформальными группами в коллективах, конфликты, злоупотребления, неэтичное поведение - все это должно быть объектом пристального внимания со стороны соответствующих менеджеров, работников отдела внутреннего аудита и отдела кадров. Негативные тенденции необходимо своевременно гасить, усиливать контроль в сферах деятельности "проблемных" работников (коллективов). Например, основанием для принятия решения провести внезапную (внеплановую) проверку какого-либо из отделов бухгалтерии на предмет качества ведения учета может служить кризисное психофизическое состояние работников, проявляющееся в нервных срывах, конфликтах и т.п. Как правило, большинство работников в период проблем личного характера, конфликтов или болезни находятся в стрессовом состоянии, что ослабляет их внимание и снижает ответственность за порученную работу. В этих условиях вероятность появления ошибок в работе резко возрастает.

Если в процессе контроля объекта выявлены отклонения, превышающие допустимый уровень, целесообразно подвергнуть контрольным процедурам объекты, непосредственно связанные с "проблемным". Такой подход позволяет установить причины отклонений и предотвратить их повторное появление. Например, внутренний аудитор при проверке бухгалтерских записей, созданных прикладной компьютерной программой, обнаружил, что отдельные хозяйственные операции на существенные денежные суммы отражены неправильной корреспонденцией бухгалтерских счетов. В этом случае проводятся следующие контрольные мероприятия: а) выявление и корректировка искаженных показателей форм бухгалтерской отчетности; б) оценка качества прикладной бухгалтерской программы либо всего программно-аппаратного комплекса; в) оценка профессиональной компетентности бухгалтера, не заметившего ошибку.

Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее "настраивать" на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

Заключение

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому раз­работка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из прогноза объема реализации, производственного плана, плана доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда, общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов), баланса денежных потоков, плана по источникам и использованию средств, сводного балансового плана активов и пассивов предприятия, анализа безубыточности и стратегии финансирования.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Объектом исследования данной работы стало ОАО «Магнитогорский калибровочный завод».

От эффективности и бесперебойности функционирования завода зависят не только современная промышленность и народное хозяйство, но и темпы экономического развития страны в целом т.к. он является одним из основных налогоплательщиков, обеспечивает приличный процент рабочих мест, а так же является учебной базой для молодых специалистов.

Основу формирования доходов ОАО «МКЗ» составляют доходы от производственной деятельности.

На изменение прибыли оказывают влияние многие факторы:

– объем реализации продукции;

– структура с себестоимость реализованной продукции;

– цена на продукцию;

– поступления долгов и дебиторской задолженности и др.

Права и возможности в распределении и использовании прибыли имеют большое значение для ОАО «МКЗ», так как прибыль выступает основным источником финансового, производственного и социального развития, материального развития его работников.

Распределение прибыли производится в соответствии с законодательством и Уставом предприятия.

Чистая прибыль ОАО «МКЗ» распределяется по следующим направлениям: резервный фонд, фонд накопления и фонд потребления.

Финансовое планирование в ОАО «МКЗ» означает, прежде всего, организацию финансового развития завода  на основе гармоничной  по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих  им средств достижений.

Одним из важнейших элементов финансового планирования в ОАО «МКЗ» является финансовый контроль, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение.

В заключение необходимо отметить, что основная задача в области исследований финансового контроля в ОАО «МКЗ» состоит в разработке типовых программ развития и совершенствования системы внутреннего контроля. Данные программы должны быть многочисленны и разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом различных начальных условий и возможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных традиций; менталитета персонала.

Список использованной литературы

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.)

2.        Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 31.10.2002г №134-ФЗ).

3.        Алексеева М.М. Планирование деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4.        Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. – 2000. - N 28, 30, 32.

5.        Анализ финансового состояния предприятия // Бухгалтерское приложение №5 февраль 2001, с.38-44.

6.        Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.

7.        Балабанов И.Т.  Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

8.        Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю.  Прогнозные стратегии развития потенциала предприятия (модельный подход) // Проблемы прогнозирования. – 2000. - №2. – с.34-47.

9.        Бухалков И.М. Внутрифирменное планирование. – М.: Инфра-М, 2003.

10.   Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Богомолов А.Ю.  Планирование на предприятии. – М.:  Инф.-изд.дом «Филинъ», 2003.

11.   Газарян А.В. Значение анализа финансового состояния предприятия для выводов в аудиторском заключении // Бухгалтерский учет. – 2001. - N 7. – с.13-21.

12.   Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Мн.: Новое знание, 2004.

13.   Ковалев В.В.  Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. – М.: Финансы и статистика, 2002.

14.   Ковалев В.В.  Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001.

15.   Ковалев В.В., Волкова О.И.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000.

16.   Ковалев В.В., Привалов В.П.  Анализ финансового состояния предприятия. – М.: «ЭиМ», 2000.

17.   Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.  Анализ финансового экономической  деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2003.

18.   Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

19.   Финансовое планирование и контроль / Под ред. М.А.Паукова и А.Х.Тейлора. – М., 2002.

20.   Шуляк П.Н.  Финансы предприятия: Учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004.

Приложение