РЫНОК: Аналитический обзор рынка негосударственных стоматологических клиник Москвы по итогам 2003 года

ПАВЛОВ Василий, специалист отдела интегрированных маркетинговых коммуникаций ООО «Компания ДМГ».

За минувшие с момента кризиса 1998 года неполные шесть лет рынок не только прошел период восстановления, но и успел значительно замедлить темпы роста. Многие участники рынка отмечают, что сейчас он находится в состоянии стабильности. Такая ситуация может свидетельствовать о достижении рынком максимума роста в нынешнем виде. Насколько устойчивым является это состояние? Каковы могут быть возможные варианты его дальнейшего развития? Какие для них существуют предпосылки? В настоящем обзоре мы попытались ответить на эти вопросы.

В период с 2000 по 2002 годы на рынке стоматологических услуг Москвы наблюдалось существенное оживление. Оно было обусловлено стабильным ростом экономики страны и спроса на услуги со стороны населения. Под воздействием иллюзий о высокой инвестиционной привлекательности стоматологического бизнеса и на фоне благоприятной экономической ситуации многие собственники принимали решение о создании новых клиник или увеличении мощностей имеющихся. Инерционный рост привел к перенасыщению негосударственного сектора рынка стоматологических услуг. В этот период рынок компенсировал потери, понесенные во время кризиса 1998 года. Однако возросший к середине 2003 года платежеспособный спрос населения, вызванный притоком в страну нефтедолларов, привел к резкому повышению загрузки большинства клиник до уровня выше среднего. В результате собственники клиник, не имея возможности быстро увеличить мощности своих предприятий, были вынуждены поднять цены на услуги. Как следствие, спрос на стоматологические услуги понизился и вновь зафиксировался на уровне 50-60%, но уже на новых ценовых отметках.

Несмотря на высокую стоимость страховых услуг, объемы ДМС не только вернулись к докризисным показателям, но даже обозначился их прирост за счет привлечения на рынок физических лиц посредством института страховых брокеров.

По мнению участников стоматологического рынка сегодня он имеет следующие наиболее характерные особенности: a ) снижение прибыльности бизнеса за счет роста издержек; b ) совершенный тип конкуренции на рынке, при котором ни один из участников не может повлиять на уровень цен; c ) реальная загрузка клиник на уровне 50-60%; d ) отсутствие условий для интенсивного развития рынка ДМС 

Общие характеристики рынка 

По данным нашей компании сегодня на рынке стоматологии Москвы работают около 769 негосударственных стоматологических клиник (НСК). К сожалению, установить точное число участников рынка не представляется возможным из-за их постоянной ротации и переездов при отсутствии доступной информации об этом. В сравнении с прошлым годом количество клиник на рынке уменьшилось на 4,35%, с 804 единиц. В тоже время, общее количество стоматологических установок, размещенных в клиниках, составляет 2502 единицы, что на 2,46% больше по сравнению с прошлым годом. Среднее количество стоматологических установок, приходящееся на клинику, выросло и составило 3,49. Налицо тенденция к укрупнению клиник.

Ротация клиник в течение 2003 года составила 9,33%, что находится в разумных пределах для конкурентного рынка. Если сравнивать среднее количество стоматологических установок на клинику и средние показатели цен на услуги среди выбывших клиник, то выясняется, что рынок покинули клиники размером меньше среднего и принадлежащие к относительно дешевому сегменту рынка. Средняя стоимость гелиокомпозитной пломбы в выбывших клиниках равнялась 23,33 у.е. (по рынку 40,85), средняя стоимость единицы металлокерамики 106,52 у.е. (по рынку 143,94), а средний размер выбывших клиник составил всего 2,17 установок (по рынку 3,49).

На сегодняшний момент с учетом произошедших изменений потенциальную емкость рынка стоматологических услуг в Москве (суммарную мощность всех стоматологических клиник Москвы), выраженную в посещениях/пациентах можно охарактеризовать цифрами, приведенными в таблице 1.

Таблица 1. Потенциальная емкость рынка услуг НСК.

Количество НСК

769

Количество стоматологических установок в НСК

2502

Потенциально возможное предложение, посещений/пациентов в день

40 032 / 12 131

Потенциально возможное предложение, посещений/пациентов в месяц

1 040 832 / 315 404

Потенциально возможное предложение, посещений/пациентов в год

12 489 984 / 3 784 844

Указанные данные были рассчитаны исходя из следующих условий. Среднее время, затрачиваемое на одно посещение, составляет 45 минут. Работа по приему пациентов ведется непрерывно в течение всего рабочего дня. Клиники работают 6 дней в неделю, в две шестичасовые смены, в общей сложности по 12 часов в день. На основании статистических данных известно, что среднее количество посещений до санации составляет 3,3. Этот коэффициент был использован для расчета среднего количества физических лиц, которые могут быть полностью санированы в течение определенного периода. Как видно из таблицы, негосударственные стоматологические клиники Москвы теоретически могут санировать ежегодно почти 3 800 000 пациентов! С учетом поправки на 50-60% загрузку клиник это максимум 2 280 000 человек в год. Однако мы полагаем, что приведенная оценка является крайне оптимистичной, и количество фактически санированных за год пациентов в действительности значительно ниже. Причиной этого расхождения могут быть несколько факторов, снижающих фактические объемы спроса на стоматологические услуги в негосударственном секторе.

Первое. Не все пациенты выполняют установленный план лечения и предпочитают ограничиться решением «локальных» задач, актуальных в данный момент времени.

Второе. Объем и структура платежеспособного спроса в негосударственном секторе. Спрос на стоматологические услуги увеличился, прежде всего, за счет средних и наиболее обеспеченных слоев населения. В результате стали более востребованы другие стоматологические специальности помимо традиционных терапии и ортопедии. Произошло не количественное расширение клиентской базы за счет новых пациентов, а качественное – за счет расширения спектра услуг, востребованных имеющимися клиентами.

Третье. Структурные изменения, произошедшие на рынке государственных стоматологических клиник (ГСК). За время проведения экономических преобразований в стране доля бесплатной стоматологической помощи, «де-факто», сокращалась за счет оказания платных услуг государственными клиниками на тех же мощностях. Цены на эти услуги сопоставимы с ценами нижнего сегмента в негосударственном секторе. Таким образом, за счет сокращения отводимых на бесплатное обслуживание ресурсов рынок бесплатных медицинских услуг и ОМС стал характеризоваться как «рынок продавца», где спрос существенно опережает предложение. В то же время, в этих же государственных поликлиниках объем спроса на их платные услуги, наоборот, был ниже объема предложения, что характерно для «рынка покупателя». Благодаря этому малообеспеченные слои населения сформировали, так называемый, «пограничный» слой, который, в зависимости от развития экономической ситуации в стране, может либо увеличить спрос на услуги дешевой негосударственной стоматологии, либо остаться в государственном секторе. В 2003 году средств у этой части населения было недостаточно для оплаты услуг негосударственного сектора. В результате спрос этой категории пациентов остался в государственном сегменте, сдержав еще больший рост цен на стоматологические услуги.

Следует также отметить мощности ведомственного сектора. Это те «внутренние» лечебные учреждения при различных организациях и ведомствах, которые позволяют их сотрудникам не обращаться за медицинской помощью во «внешние» медицинские учреждения. Они «оттягивают» на себя часть платежеспособных потенциальных покупателей услуг негосударственного сектора и играют весомую роль на рынке ДМС, активно работая с пациентами страховых компаний.

Четвертое. Уровень стоматологической заболеваемости населения и нуждаемость в стоматологической помощи. Из года в год эти показатели остаются высокими и почти не меняются. Однако по традиции большинство людей предпочитает не ходить к стоматологу вообще, пока заболевание не даст о себе знать. А лечить принято не все заболевания, а только те, которые беспокоят. Это обусловливает низкую частоту посещения стоматологов населением и низкую явку на повторные приемы. Кроме того, есть и люди, которые объективно не нуждаются в стоматологической помощи.

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать, что произошедший в 2003 году рост цен на стоматологические услуги был обусловлен, главным образом, внешними макроэкономическими факторами. Он привел лишь к переходу рынка на более высокую ценовую ступень при сохранении спроса на прежнем уровне, обеспечивающем 50-60% загрузку клиник. Это равновесие неустойчивое и может быть нарушено под влиянием макроэкономических показателей внутреннего рынка, внешнеэкономической конъюнктуры сырьевых рынков и государственной политики в области регулирования экономики. Любые изменения конъюнктуры, отражающиеся на величине платежеспособного спроса, могут повлечь за собой значительные структурные изменения рынка из-за нарушения четких границ между сегментами НСК и ГСК. 

Структура рынка 

Как говорилось в предисловии, для проведения данного исследования нами была выбрана та же система анализируемых показателей, что и три с половиной года назад. Единственное, что подверглось изменению, это размерность ценовых шкал - сегодняшний уровень цен на рынке уже не вписывается в старые.

Мы условно разделили все НСК на 13 категорий в зависимости от размера предприятия. Категории с 1 по 12 включают в себя, соответственно, НСК с численностью установок от 1 до 12. Последняя 13-ая категория включает все клиники с численностью установок 13 и более. На диаграмме 1 представлено распределение клиник по этим категориям. В скобках указано, какую долю составляют клиники данной категории во всем объеме рынка.

Наиболее распространенными на рынке являются клиники с числом установок 2 и 3. В сумме клиники этих двух категорий формируют более половины рынка - 56,7%. Большая часть рынка формируется небольшими клиниками с количеством установок от 1 до 4 - более 84%. Клиники с количеством стоматологических установок 7 и более составляют всего 6,44%. В то же время нужно отметить, что их численность выросла по сравнению с 2000 годом, когда этот показатель был равен 5,48%

На диаграмме 2 представлена аналогичная структура рынка по стоматологическим установкам. Из диаграммы видно, какую долю из 2502 составляют установки, размещенные в клиниках каждой категории. В скобках указана доля соответствующей категории.

Как следует из приведенной диаграммы, наибольший вклад в формирование мощности рынка вносят клиники третьей категории. Их доля достигает 23,28% от общей мощности НСК. В целом, наибольшая часть мощности рынка сосредоточена в клиниках с количеством установок от 2 до 4 – почти 58% рынка. Нужно заметить, что также достаточно высокой удельной долей обладают крупные клиники.

Насколько клиники разных категорий могут влиять на рынок, представлено в таблице 2. В ней приводится удельный вес единичной клиники из каждой категории на рынке стоматологических услуг. Эта величина показывает величину вклада единичной клиники в предложения стоматологических услуг НСК по категориям.

Таблица 2. Удельный вес одной клиники каждой категории в мощности рынка.

1

0,04%

2

0,08%

3

0,12%

4

0,16%

5

0,20%

6

0,24%

7

0,28%

8

0,32%

9

0,36%

10

0,40%

11

0,44%

12

0,48%

13

1,13%

Очевидно, что наиболее сильное влияние на рынок могут оказывать лишь наиболее крупные его игроки. Однако и их мощностей недостаточно, чтобы, в одиночку влиять на динамику рынка. Такое возможно лишь при условии создания пулов клиник или включения в игру сетевых предприятий.

Интересно проследить изменения, которые произошли с численностью клиник каждой категории за прошедший год. На диаграмме 3 приведены данные о динамике численности клиник в каждой из категорий

Нетрудно заметить, что наибольший рост произошел в сегменте достаточно крупных стоматологических клиник. Также существенный рост наблюдался в категориях 5, 6 и 7. Обратная ситуация сложилась с клиниками 1 и 2 категорий. Эти данные коррелируются с предварительными выводами, которые мы сделали по результатам общего анализа структуры выбывших с рынка клиник: рынок покидают, преимущественно, небольшие предприятия из ценового сегмента ниже среднего. Отметим, что структура ротации рынка изменилась в сравнении с 2000 годом практически на противоположную. Если в 2000 основным потенциалом роста были мелкие клиники и клиники с численностью установок 6-7, то в прошлом году основными ресурсами роста стали средние клиники в 5-7 установок и крупные, с численностью установок 9-10 единиц.

Рассмотрим структуру рынка с позиции наличия у клиник филиальной структуры. В таблице 3 приведены данные по структуре рынка в зависимости от типов стоматологических клиник.

Таблица 3. Структура рынка по типам стоматологических клиник.

Кол-во филиалов

Клиник

Установок

1

64,19%

57,87%

2

15,76%

19,22%

3

5,21%

6,57%

4

5,60%

5,17%

5

1,82%

1,60%

6

1,17%

1,12%

7

0,00%

0,00%

8

0,91%

0,56%

9

1,17%

1,08%

10

1,30%

1,16%

11 и выше

2,86%

5,65%

Большая часть рынка формируется клиниками, имеющими не более двух филиалов – 79,95%. В них сконцентрировано почти 77% всех стоматологических установок негосударственного сектора. Сетевые клиники с количеством филиалов от 5 и выше составляют в настоящее время менее 10% от численности клиники, и они имеют суммарную мощность 11,5% от мощности всех НСК Москвы. В то же время следует отметить сетевые клиники с количеством филиалов более 11. К ним в настоящее время относится сеть клиник «Мастердент», совершившая за прошедший год большой рывок в развитии своей сети. В настоящий момент компании «Мастердент» принадлежит 5,65% всех мощностей негосударственного сектора рынка стоматологических услуг.

В 2003 году обозначилась тенденция к расширению клиниками спектра оказываемой стоматологической помощи. Сегодня распространенность видов помощи выглядит так, как показано на диаграмме 4.

Наибольший рост распространенности был отмечен в имплантологии, хирургии и детской стоматологии. Также произошел рост в ортодонтии и в пародонтологии. Эта динамика иллюстрирует тенденцию к универсализации стоматологических клиник и расширению спектра услуг, если есть объективные предпосылки в виде доступных мощностей или потенциалов роста предприятия. Более того, следует отметить, что почти в половине клиник в настоящее время, несмотря на их высокую стоимость, оказываются ортодонтические услуги и почти в 40% - пародонтологические услуги. Такую тенденцию подтверждают и данные диаграммы 5, характеризующей структуру рынка по уровню универсализации стоматологических клиник или, иначе, по количеству видов помощи, оказываемых ими. В скобках указана доля клиник, оказывающих данное количество видов стоматологической помощи.

По сравнению с прошлым годом резко сократилось число клиник, оказывающих лишь один (было 6,15%) и два (было 37,26%) вида помощи. При этом значительно выросла численность клиник, оказывающих пять и более видов помощи. Если в прошлом году таких клиник было 27,53%, то в этом году уже 64,29%.

В минувшем году произошел заметный рост цен на стоматологические услуги в негосударственном секторе. Средняя стоимость пломбы из гелиокомпозита (светоотверждаемой) увеличилась на 45,32%, а средняя стоимость единицы металлокерамики – на 19,56% (диаграмма 6).

В то же время, нами не было отмечено существенных структурных изменений рынка или появления новых тенденций, связанных с изменением цен. Количество стоматологических клиник разных категорий, работающих в разных ценовых категориях, практически не изменилось. Выросла лишь общая ценовая планка.

В целях проведения структурно-ценового анализа рынка мы традиционно приняли за основу два ценовых базиса: стоимость гелиокомпозитной пломбы и стоимость единицы металлокерамики. Для построения пространственной модели мы взяли, с одной стороны, категории клиник по количеству стоматологических установок, а с другой – ценовые интервалы по указанным базисам. Как говорилось выше, в связи со значительным изменением уровня цен с 2000 года мы были вынуждены взять иные ценовые интервалы, поэтому сравнения данных прошлого года с данными 2000 года можно проводить лишь визуально, путем сравнения графиков.

Пространственная структурно-ценовая модель по базису «стоимость гелиокомпозитной пломбы» представлена на диаграмме 7. Вертикальные блоки на пересечениях ценовых групп и категорий обозначают количество НСК, имеющих данные характеристики. Аналогичная диаграмма представлена и по базису «условная единица металлокерамики» (диаграмме 8).

Из приведенных диаграмм видно, что основные тенденции распределения клиник по ценовым группам в зависимости от категории (численности установок) таковы: а) основная часть клиник работает и по терапии, и по ортопедии в средних ценовых группах; б) сохранился разрыв между ценовой сегментацией терапевтических и ортопедических услуг в рамках одной клиники – многие клиники оказывают ортопедические и терапевтические услуги, относящиеся к разным ценовым сегментам; в) увеличивается количество клиник, оказывающих ортопедические услуги в ценовом сегменте выше среднего и дорогом, причем пропорционально по всем категориям клиник; г) больше всего клиник, оказывающих наиболее дорогие услуги, относится к 3 и 4 категориям.

Основные выводы

На сегодняшний день рынок стоматологических услуг находится в состоянии стабильности, достигнув, вероятно, максимума при новом уровне цен. Повышение цен было обусловлено увеличением в стране наличной денежной массы иностранной валюты, укреплением рубля и ростом издержек стоматологических клиник. Клиники, в свою очередь, были вынуждены компенсировать возросшие издержки, переложив их на покупателей услуг. В итоге рост платежеспособного спроса был нивелирован ростом цен на стоматологические услуги, что привело к «фиксации» рынка на другой, более высокой ценовой отметке при неизменных объемах. В то же время рост цен изменил соотношение цена/качество стоматологических услуг. Будучи вынужденными платить за лечение выросшую цену, потребители стали обращать больше внимания на спектр предлагаемых услуг и уровень сервиса. Реагируя на изменившийся потребительский запрос, стоматологические клиники стремились оказывать более широкий спектр услуг. Однако быстро модернизировать мощности смогли лишь те из них, кто имел достаточные ресурсы и мог инвестировать средства в развитие бизнеса и конкурентных преимуществ. То есть, главным образом, средние и крупные предприятия. Данная тенденция, на наш взгляд, будет определять направление развития рынка в ближайшее время. Степень ее влияния на рынок может корректироваться изменениями конъюнктуры рынка и экономической политикой государства.

В связи со значительным ростом цен на услуги, произошедшим на фоне избыточного предложения, акцент потребительского запроса сместился от ценовых факторов в сторону качества услуг. Клиники, не имеющие возможности расширения спектра услуг, улучшения их качества и клиентского сервиса, будут постепенно вытесняться с рынка. В эту группу попадают наиболее слабые субъекты, представленные небольшими клиниками в 1-3 установки и работающие в недорогих сегментах. Их возможности объективно ограничены экономическими и инфраструктурными факторами.

Наиболее вероятными направлениями развития рынка в сложившихся условиях мы видим следующие:

  • Клиники размером 1-3 установки будут становиться узкоспециализированными и работать с ограниченными группами пациентов по принципу «семейного врача», преимущественно в ценовом диапазоне ниже среднего. В этот же сегмент в качестве собственников практик будут переходить наиболее квалифицированные врачи, ранее работавшие по найму в больших клиниках. В ближайшие несколько лет они составят основу рынка.
  • Увеличится доля рынка, занимаемая клиниками с количеством установок 4-5 единиц, работающими в среднем ценовом сегменте и предоставляющими широкий спектр стоматологической помощи высокого качества и высокий уровень сервиса.
  • Сетевые клиники будут расширяться по территориальному (и региональному) принципу и иметь разветвленную сеть небольших филиалов мощностью 3-4 установки, охватывающих все районы города. На базе этих клиник пациентам предложат все виды стоматологических услуг в среднем, выше среднего и высоком ценовых сегментах. Возможна специализация филиалов на отдельных видах стоматологической помощи, как, например, имплантология, детская стоматология и др.

По данным исследования мы уже можем констатировать наличие симптомов структурных изменений, выраженное в укрупнении клиник, расширении спектра оказываемых видов помощи и увеличении доли сетевых структур.

Пути дальнейшего развития рынка стоматологических услуг и рынка ДМС в стоматологии в ближайшем будущем будут определяться государственной политикой в области здравоохранения и конъюнктурой на мировых рынках сырья и энергоресурсов. В случае, если планы Правительства РФ по преобразованию систем ОМС и ДМС в 2005-2008 годах и перевод всего здравоохранения с бюджетно-страховой на страховую основу будут реализованы, рынок стоматологических услуг претерпит существенные структурные изменения. При равенстве цен на обслуживание по полисам ДМС в большом количестве разных учреждений страхователь будет склонен искать услуги наивысшего качества. В этих условиях на рынке смогут выжить лишь те клиники, которые сумеют в наибольшей степени удовлетворить потребности пациентов в качественной стоматологической помощи и высоком уровне обслуживания.

  в начало