Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Безопасность потребительских товаров в России___________________ 5

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)_________ 8

Некоторые аспекты сертификации товаров_______________________ 12

Заключение____________________________________________________ 17

Список источников и литературы_______________________________ 18

Введение

Безопасность потребительских товаров без преувеличения является одной из важнейших проблем всего мирового сообщества. Существует немало внутренних и международных стандартов и соглашений, призванных обеспечивать качество предлагаемых потребителю товаров и услуг на должном уровне. Безопасность того или иного товара является также одним из важнейших требований, предъявляемых как потребителями, так и продавцами товаров.

Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.

Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"[1] и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"""[2] полностью вступил в силу 30 марта 2005 г. Положения этого Закона касаются, естественно, не только самих потребителей, но и продавцов (изготовителей) товаров, исполнителей работ (услуг), импортеров и уполномоченных изготовителями и продавцами товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Новые права, предоставленные данным Законом потребителям, оборачиваются для продавцов, изготовителей, импортеров и уполномоченных лиц новыми обязанностями и хлопотами.

Безопасность потребительских товаров в России

В России проблема безопасности товаров очень актуальна, особенно в последнее десятилетие. На состоянии потребительского рынка страны отражается продолжающийся спад отечественного производства потребительских товаров, высокая доля импортной продукции, стагнация денежных доходов населения. Основными причинами такого положения для большинства российских предприятий, помимо налогового бремени и низкой покупательской способности населения, являются: острый дефицит оборотных средств, незаинтересованность торговли в реализации дешевых товаров, отсутствие собственных инвестиционных ресурсов, неразвитость инфраструктуры потребительского рынка, отсутствие мер государственного стимулирования потребительского спроса на конкурентоспособную отечественную продукцию. Какой же выход может быть из этого положения? Прежде всего, это защита потребителя на законодательном уровне.

В нашем государстве основным законодательным инструментарием в борьбе за безопасность потребительских товаров является Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” N 2300-1 от 07.02.1992.

Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Итак, законодатель трактует безопасность в достаточно широком смысле, включая в это понятие не только собственно безопасность товара как такового, но и безопасность всех процессов, связанных с его каким-либо иным применением и процессом (хранением или изготовлением).

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды. Если стандарты содержащие требования безопасности отсутствуют, то выпуск данного продукта должен быть приостановлен до внедрения таких стандартов. На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки службы (годности). Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения дынного требования, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме. Если для безопасного хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных правил, изготовитель обязан разработать такие правила и довести их до сведения потребителя. Товары (в том числе импортные) без сертификатов обеспечивающих безопасность реализовывать запрещается.

Если установлено, что при соблюдении потребителем всех инструкций по хранению и эксплуатации товара он причиняет вред, изготовитель обязан приостановить их производство до устранения причин вреда, а в необходимых случаях изъять их из производства и отозвать от потребителей. Если причины наносящие вред устранить невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товаров, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он несет обязательную ответственность.

Это неудивительно, поскольку требования о безопасности товара (работы, услуги) являются основными среди всех требований о качестве. Такой вывод напрашивается сам собой после проведения сравнения наступающих последствий в случае несоблюдения требований безопасности и любых других требований к качеству товара (работы, услуги). Так, в случае недостатков или существенных недостатков товара (работы, услуги) последствием станет возникновение у потребителя права на осуществление на выбор одного из полномочий, предусмотренных ст. 18 и 29 Закона. В случае же несоответствия требованиям, влияющим на безопасность товара, предусмотрены меры по изъятию товара (работы, услуги) из оборота, отзыву от потребителей и прекращению производства.

Следствием особой значимости ст. 7 стала и императивность ее норм. То есть все нормы данной статьи обязательны для исполнения и не предоставляют альтернативы в действиях обязанным лицам. Кроме того, статья содержит несколько норм, содержащих прямые запреты, а также нормы, возлагающие ответственность за их несоблюдение.

Следует отметить, что в п. 1 ст. 7 Закон не только закрепил право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), но и максимально освободил его от ответственности за возможное причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде при использовании товара (работы, услуги). Презюмируется, что приобретаемый потребителем товар (работа, услуга) должен быть таким, чтобы потребитель, используя его по назначению, не мог причинить вред себе или окружающим, т.е. для потребителя самый обычный способ использования товара (работы, услуги) должен быть безопасен. Сточки зрения данной нормы Закона потребитель, используя товар (работу, услугу), даже не должен задумываться о безопасности, он должен быть изначально уверен, что она ему обеспечена. Обязанность по обеспечению такого положения полностью возложена на изготовителя. В случае же когда для безопасного использования необходимо соблюдение специальных правил, о которых потребитель может и не знать, на изготовителя в п. 3 ст. 7 возложена обязанность сопроводить такой товар (работу, услугу) правилами использования, которые должны присутствовать в документации на товар (работу, услугу), а на продавце лежит обязанность по доведению этой информации до потребителя.

Ранее упоминалось о том, что в течение срока службы товар (работа) может изнашиваться и постепенно снижать свое качество, оставаясь при этом пригодным для использования по назначению. В этот период изготовитель нес ответственность только за существенные недостатки товара (работы). Применительно к требованиям безопасности данное правило не действует. Напротив, в п. 2 ст. 7 закреплена обязанность изготовителя по обеспечению безопасности товара (работы) на протяжении всего срока службы.

Пунктом 4 ст. 7 предусмотрен порядок подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности. Обязательному подтверждению соответствия подлежат товары (работы, услуги), на которые законами, стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Одной из форм подтверждения соответствия является наличие соответствующего сертификата соответствия (например, Ростест). Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих сертификации, устанавливается постановлением Правительства РФ[3]

Эта норма усилена прямым запретом на продажу товара (выполнение работы, оказание услуги) без информации о его соответствии требованиям безопасности, изложенным в п. 1 ст. 7.

О норме, содержащейся в п. 5 ст. 7, уже говорилось выше. Это обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) приостановить производство (реализацию) товара (работы, услуги) в случае причинения вреда либо возможности причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде до устранения причин такого вреда. Также изготовитель (исполнитель, продавец) обязан принять меры к изъятию его из оборота и отзыву от потребителя. В случае невозможности устранить причину вреда изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства.

Последствия несоблюдения данной обязанности следующие: 1) снятие товара (работы, услуги) с производства изготовителя (исполнителя), изъятие его из оборота и отзыв от потребителей по предписанию федерального органа исполнительной власти; 2) изъятие реализуемых товаров (выполняемых работ) у продавца (исполнителя) в порядке, установленном законом.

Каким же образом определяется соответствие требованиям безопасности? Разберем данный вопрос на наиболее известном широкому кругу лиц примере - продуктах питания. Вопрос о соответствии продуктов питания требованиям безопасности решается путем проведения, во-первых, гигиенической оценки, порядок проведения которой установлен приказом Минздрава России N 217 от 20 июля 1998 г. В ходе этой оценки проводится ряд исследований и экспертиз, результатом которых становится выдача гигиенического заключения; во-вторых, экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов. Порядок проведения такой экспертизы установлен постановлением Правительства РФ N 1263 от 29 сентября 1997 г.[4] По результатам этой экспертизы определяется возможность их дальнейшего использования или уничтожения.

Некоторые аспекты сертификации товаров

Что же такое сертификация? Согласно определению, принятому в международной практике, сертификация – это процедура, посредством которой "третья сторона" дает письменную гарантию того, что продукция, технологический процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Третьей стороной считается, так скажем, независимый арбитр между поставщиком товара - "первой стороной" и покупателем - "второй стороной". Проще говоря, сертификация - средство предоставления потребителю гарантий о том, что купленное им изделие отвечает требованиям действующих нормативных документов, независимо от того, когда, кем и где оно изготовлено.

Товары народного потребления нужно сертифицировать по разным причинам. Но основная из них - это подтверждение безопасности товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды. Есть и ещё одна причина – это повышение конкурентоспособности изделия, но её обсуждение несколько выходит за рамки этого реферата, поэтому мы остановимся лишь на первой.

Свидетельством того, что потенциально опасная продукция прошла обязательную сертификацию и, следовательно, безопасна в употреблении, является поставленный на ней Знак соответствия. Стало быть, делая покупку, каждый потребитель сможет довольно легко отличить сертифицированную вещь от не сертифицированной.

В настоящее время на потребительском рынке не снижается количество некачественных (не сертифицированных) товаров. Анализ причин появления на потребительском рынке некачественной продукции показал, что одним из основных источников такой продукции являются оптовые фирмы. В таких организация накапливается большое количество сертификатов соответствия, которые не имеют отношения к поступающей продукции, и таким образом в конечном итоге на рынок поступает несертифицированная продукция. Кроме того, основная масса продукции поступает по зарубежным сертификатам, признаваемым Госстандартом РФ (СЖС, ДИН-ГОСТ-ТЮФ и др.). Однако, как показала экспертиза зарубежных сертификатов и продукции, они оформлены с грубым нарушением "Порядка сертификации в РФ", а качество продукции не только вызывает сомнение, но и, как показали результаты, продукция может быть опасной.

Согласно Закону "О защите прав потребителей" (ст. 10 п. 3) "Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем)". Однако в некоторый сомнительных случаях потребителю стоит потребовать непосредственно сертификат соответствия.

Каковы же основные особенности заполнения сертификата? На сертификате обязательно проставляется дата его выдачи. Однако срок действия проставляется не всегда. Это бывает в том случае, если сертификат выдается на разовую партию товара. Такой товар реализуется до истечения срока годности. Это нововведение вызвано тем, что часто возникало несоответствие между сроком действия сертификата и сроком годности товара. Например, когда продавец реализовывал товар сроком годности 1 год, а сертификат был выдан на полгода. Отсюда следует, что проверяющие органы и непосредственно покупатели должны обращать вынимание на дату изготовления товара. Если товар произведен позже той даты, когда выдан сертификат, то это означает, что не этот товар прошел сертификацию. Следует отметить, что на серийное производство и на контракт (систематические поставки партий товара одного вида) выдается сертификат, на котором проставлен срок его действия. Однако даже если этот срок его действия закончился, товар может продаваться до истечения своего срока годности.

Заметим однако, что даже сертификация не гарантирует потребителю полной безопасности товаров. В качестве ярких примеров здесь можно привести использование таких достижений научно-технического прогресса, как персональные компьютеры и радиотелефоны.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.[5]

С оценкой соответствия связаны проверка соответствия, надзор за соответствием, обеспечение соответствия. Проверка соответствия – подтверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным требованиям посредством изучения доказательств. Надзор за соответствием – это повторная оценка с целью убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям. Обеспечение соответствия – это процедура, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции это может быть: заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям; заявление, которое может быть напечатано в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации или другом сообщении, относящемся к продукции; это может быть также ярлык, этикетка и т.п.; сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

Термин "заявление поставщика о соответствии" означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК это является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определенный заказ.

Заявление изготовителя, которое называют также заявлением-декларацией, содержит следующие сведения: адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию, обозначение изделия и дополнительную информацию о нем; наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель; указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления и др. Представляемая информация должна быть основана на результатах испытаний. Ссылка на стандарт не означает утверждение изделия организацией, принявшей этот стандарт. Изготовитель не имеет права пользоваться знаками соответствия стандартам.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям[6].

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них – законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации; особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения испытаний, и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации. В соответствии с указанным документом ИСО/МЭК – это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Несколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации.

Заключение

Как же защитить и обеспечить право потребителя на безопасность приобретённого товара? Конечно, радикальным выходом здесь мог бы быть переезд потребителя в глухую местность, где нет ни сотовой связи, ни компьютеров, а все продукты питания добываются самим потребителем лично в натуральном хозяйстве. Но этот вариант неприемлем для большинства наших сограждан, равно как и для государства. Поэтому деятельность в этой области должна быть направлена на государственное обеспечение качества и безопасности товаров. Одной из мер может стать разработка и принятие законопроекта “О безопасности потребительских товаров и услуг” и других законопроектов, направленных на повышение качества потребительской продукции отечественного производства.

Следует отметить, что государственная власть уже предпринимает активные действия. Так, например, в Государственной Думе регулярно проводятся слушания по различным аспектам безопасности потребительских товаров. Кроме того, образована комиссия правительства РФ по вопросам потребительского рынка. 8 декабря 2000 г. Правительство РФ утвердило вице-премьера - министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева её председателем. Вообще же Комиссия правительства РФ по вопросам потребительского рынка образована в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной политики в сфере развития потребительского рынка РФ, устойчивого обеспечения населения продовольственными и другими социально значимыми товарами, защиты интересов российских товаропроизводителей и прав потребителей, а также обеспечения качества и безопасности потребительских товаров.

Список источников и литературы

1.     Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

2.     Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5275

3.     Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г., 28 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 33, ст. 3899.

4.     Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" (с изменениями от 2 октября 1999 г., 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610

5.     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. – с.126


[1] Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5275

[2] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

[3] Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г., 28 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 33, ст. 3899.

[4] Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" (с изменениями от 2 октября 1999 г., 16 апреля 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610

[5] Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.) с.1

[6] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. – с.126