Содержание

1. Понятие обязательства, способы его обеспечения, их характеристика. 3

2. Закон о защите прав потребителей, его знание, права потребителей. Порядок защиты прав потребителей. 7

3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. 12

Список литературы.. 20

1. Понятие обязательства, способы его обеспечения, их характеристика

Определение обязательства сформулировано в ГК РФ следующим образом: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.[1]

Вступая в то или иное правоотношение, субъект должен быть уверен, что другая сторона исполнит свои обязанности надлежащим образом (обусловленным в договоре способом, в установленный срок, в определенном месте и т. п.)

Исполнение обязательств обеспечивается системой мер организационного, экономического и правового порядка. Так, само существование законодательства обеспечивает исполнение обязательств: устанавливает принципы исполнения, предусматривает недопустимость одностороннего отказа от обязательства или изменения его условий, устанавливает возможность принудительного исполнения и т. д. Одновременно оно содержит ряд норм, направленных именно на обеспечение исполнения обязательств (ст. 329-381 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Некоторые из указанных способов относятся к числу традиционных, известных еще римскому частному праву (задаток, неустойка, поручительство, залог); они предусматривались как русским гражданским правом, действовавшим до 1917 года, так и гражданским правом советского периода.

Указанные способы реализуются в акцессорных (дополнительных) обязательствах. Перечень, содержащийся в ст. 329 ГК, незакрытый, т. е. законом или договором могут предусматриваться и иные способы.

Неустойка

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Неустойка является одним из наиболее распространенных способов обеспечения; лишь в правовых связях между гражданами она встречается сравнительно редко.[2]

По основаниям возникновения неустойка подразделяется на законную и договорную. Законная неустойка действует независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ). Обычно закон определяет основания взыскания неустойки, ее размер, иногда в той или иной мере характеризуется механизм взыскания и пр. В зависимости от методов исчисления неустойки принято различать:

1) собственно неустойку (неустойку в узком смысле);

2) штраф;

3) пеню.

Залог

Залог представляет собой правоотношение, в силу которого кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения этого обязательство должником (залогодателем) получить удовлетворение из стоимости заложенного преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, установленными законом.

Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает.[3]

Удержание

Удержание как способ обеспечения исполнения обязательства представляет собой субъективное право кредитора удерживать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, им указанному, в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или по возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков. Правила об удержании сформулированы в ст. 359-360 ГК РФ. Кроме того, право удержания обеспечивает обязательство заказчика по договору подряда уплатить подрядчику причитающуюся ему сумму (ст. 712 ГК РФ); требования поверенного, действующего в качестве коммерческого представителя по договору поручения (п. 3 ст. 972 ГК РФ); требования комиссионера по договору комиссии (п. 2 ст. 996 ГК РФ). Во всех названных и других случаях, предусмотренных гражданским законодательством и иными правовыми актами, удержание производится с соблюдением общих норм, сформулированных в ст. 359-360 ГК РФ, поскольку не установлено иное. Так, в п. 4 ст. 790 ГК, после закрепления права перевозчика удерживать грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему платежей, содержится оговорка о том, что иное может быть установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или вытекать из существа обязательства.

Поручительство

Поручительством признается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (поручитель) обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).

Поручительством обеспечиваются обычно денежные обязательства, прежде всего возникающие на основании договоров займа и кредитных договоров. Иногда поручительством обеспечивается обязанность покупателя по договору купли-продажи, заказчика по договору подряда и т. д.

Поручительство может обеспечивать как существующие, так и обязательства, которые возникнут в будущем (ст. 361 ГК РФ). Учитывая, однако, его акцессорный характер, необходимо отметить, что во втором случае права и обязанности сторон договора поручительства возникают с момента появления основного обязательства (невозможно обеспечивать исполнение обязательства, которого еще нет).

Задаток

Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ).

Как следует из приведенного определения, задаток выполняет три функции.

Во-первых, платежную - задаток передается "в счет причитающихся... платежей". Таким образом, он представляет собой часть той суммы, которую должник обязан уплатить кредитору.

Во-вторых, доказательственную (удостоверительную) - задаток передается "в доказательство заключения договора". Эта функция обусловлена акцессорным (дополнительным) характером соглашения о задатке: если нет (не возникло) основного обязательства, то не может быть и соглашения о задатке.

В-третьих, обеспечительную - задаток передается в обеспечение исполнения основного обязательства. Стороны соглашения о задатке отдают себе отчет в том, что если за неисполнение основного обязательства ответственна сторона, давшая задаток (задаткодатель), он остается у другой стороны (за-даткополучателя), а если ответственен задаткополучатель, то он обязан вернуть двойную сумму задатка. Осознание возможности наступления таких последствий стимулирует стороны обязательства к надлежащему его исполнению.

Банковская гарантия

Банковской гарантией признается письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта), принятое на себя по просьбе другого лица (принципала), в силу которого гарант при наличии условий, предусмотренных данным обязательством, и по требованию кредитора принципала (бенефициара) должен уплатить последнему определенную денежную сумму (ст. 368 ГК РФ).[4]

Правила о банковской гарантии сформулированы в § 6 главы 23 ГК (ст. 368-379).

Институт банковской гарантии в том виде, в котором он нашел закрепление в ГК, является принципиально новым для российского законодательства. Гарантия, в том числе банковская, в гражданском законодательстве квалифицировалась как разновидность договора поручительства. В настоящее время банковская гарантия имеет с ним мало общего. Более того, она стоит особняком в ряду других способов обеспечения исполнения обязательств. Обусловлено это специфическими чертами гарантии, особым субъектным составом, достаточно своеобразным содержанием соответствующих правовых связей.

2. Закон о защите прав потребителей, его знание, права потребителей. Порядок защиты прав потребителей.

Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве: изготовителей, производя товары для реализации; исполнителей, выполняя работы или оказывая услуги; продавцов, реализуя товары по договору купли-продажи.

Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 21.12.2004) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, обязаны доводить до потребителей свои реквизиты:

а) изготовители - наименование предприятия, местонахождение (через производственную марку или иным законным способом (ст.7 п.1));

б) исполнители и продавцы - фирменное наименование и юридический адрес; профиль и форму организации; режим работы и правила реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) {через вывеску}.

Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует потребителей о товаре (работах, услугах), включая в техническую документацию, маркировку:

-             Стандарт, которому соответствует товар;

-             Цену и условия приобретения товара; гарантии производителя;

-             Правила эффективного использования товара;

-             Срок службы (годности) товаров; адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и ремонтирующих товар (обслуживающих товар);

-             Перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания - состав, вес, объем, калорийность, содержание вредных для здоровья человека веществ в сравнении с требованиями стандарта, противопоказания к применению; информацию о сертификации.[5]

Товары (работы, услуги) должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, устанавливаются в стандартах.

Изготовитель (исполнитель) обеспечивает безопасность товаров в течение срока их службы, но не менее 10 лет.

Товары (работы, услуги), к которым закон или стандарт предъявляет требование безопасности, подлежат обязательной сертификации и установленном порядке.

Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует потребителей о видах и возможных последствиях воздействия товаров (работ, услуг) потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества человека.

Отношения продавца (изготовителя) с потребителем после покупки товара.

Отношения между продавцом и потребителем возникают на основании договора купли-продажи товаров.

Продавец выдает товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки товара потребителем.

Если товар продан с недостатками, обнаруженными не позднее истечения гарантийного срока (срока годности), потребитель вправе по своему выбору потребовать:

-             Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков;

-             Соразмерного уменьшения покупной цены;

-             Замены на аналогичный товар;

-             Замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; расторжения договора и возмещения убытков.

Если гарантийный срок не товар не устанавливается, то соответствующие требования должны быть предъявлены изготовителю не позднее 6 месяцев (по недвижимости - не позднее двух лет) со дня передачи товара.

Продавец принимает товар у потребителя и удовлетворяет его требования, если не докажет, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

Недостатки устраняются продавцом - в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.

Покупатель может обменять товар надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки:

-             Если товар не подошел по форме (габаритам, фасону, расцветке, размеру и т.п.);

-             имеется на него чек;

-             сохранены товарный вид (пломбы, ярлыки и если товар не был в употреблении).

Если купленный товар имеет недостатки, то потребитель вправе потребовать от изготовителя безвозмездного устранения недостатков или соразмерного уменьшения покупной цены или замены на аналогичный товар или расторжения договора и возмещения убытков.

Судебный порядок защиты прав потребителей выделяется среди других категорий дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, простотой, доступностью и демократичностью.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (ст. 17, 42, 44–46) и Гражданским процессуальным кодексом РФ правом на обращение в суд за защитой прав конкретного потребителя обладают:

1) сам потребитель;

2) представитель потребителя;

3) федеральный антимонопольный орган;

4) органы местного самоуправления (их соответствующие структуры);

5) общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).[6]

Кроме этого, Законом «О защите прав потребителей» было впервые в законодательстве введено право предъявления исков в суд в защиту неопределенного круга лиц. Такое право предоставлено трем перечисленным выше, в пп. 3-5, субъектам, а также федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), контролирующим качество и безопасность товаров (работ, услуг). К ним относятся федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора и некоторые другие.

Особенностью защиты прав неопределенного круга потребителей является право уполномоченных субъектов заявлять в суд требования только неимущественного характера (т.е. не связанные со взысканием каких-либо сумм) о признании действий продавца (исполнителя, изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей, чьи права уже нарушены или могут быть нарушены, и прекращении таких действий. Например, это могут быть требования о запрете на предоставление потребителям недостоверной информации о товарах (работах, услугах), на навязывание потребителю невыгодных условий договора. Поскольку здесь причиненный потребителям вред не возмещается, они имеют право самостоятельно обратиться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями. В таком случае вступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца (исполнителя, изготовителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего иски потребителей о возмещении причиненного вреда, и обязательно для него по вопросам о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

Потребители и уполномоченные органы при обращении в суд с исками (заявлениями о выдаче судебного приказа), связанными с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины без каких-либо ограничений, в том числе и при заявлении требований о компенсации морального вреда, причиненного нарушением этих прав.[7]

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлена альтернативная подсудность исков о защите прав потребителей:

1) по месту жительства истца;

2) по месту нахождения ответчика;

3) по месту причинения вреда.

При обращении в суд с исковым заявлением необходимо учитывать, что Законом «О защите прав потребителей» не установлен обязательный предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей, однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК, п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ, ст. 135 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи», ст. 28 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»). Несоблюдение этого требования в указанных случаях влечет отказ в принятии искового заявления на основании п. 2 ст. 129 ГПК, если срок на предъявление претензии не истек.

3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Основания увольнения по инициативе работодателя, применяемые ко всем работникам, кем бы и где бы они ни работали, называются общими, а применяемые к отдельным категориям – дополнительными. И те, и другие предусматривает ст. 81 Трудового Кодекса. Каждый из 13 пунктов этой часто применяемой на практике статьи является самостоятельным основанием увольнений. Поэтому при увольнении должна быть ссылка не только на ст. 81, но и на соответствующий ее пункт, и на причины увольнения.[8]

Раскроем увольнение по инициативе работодателя по ст. 81 Кодекса.

Каждое из оснований увольнения по ст. 81 ТК имеет свои правила применения и порядок увольнения. Поэтому увольнение по инициативе работодателя будет правомерным не только тогда, когда есть основание, указанное в этой статье, но и при условии одновременного соблюдения правил применения этого основания и порядка увольнения.

Пункт I предусматривает такое основание для увольнения, как ликвидация предприятия, учреждения, организации либо прекращение деятельности работодателем – физическим лицом. Ликвидация организации оканчивается исключением ее из реестра регистрации. При ликвидации организации работник должен быть предупрежден о предстоящем увольнении персонально под расписку не менее чем за 2 месяца.

Работодатель имеет право с письменного согласия работника расторгнуть при ликвидации организации трудовой договор с работником без предупреждения об увольнении, но с выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ст. 180 ТК).

Одновременно с предупреждением об увольнении по сокращению численности или штата администрация должна предложить работнику другую работу на том же предприятии, учреждении, организации.

В пункте 2 ст. 81 рассматривается такое основание увольнения, как сокращение численности или штата работников. Увольнение при сокращении штата, численности будет правомерно, если соблюдены одновременно следующие условия:

– действительно есть сокращение штата, численности;

– работодателем была сделана попытка внутреннего трудоустройства, но увольняемый отказался от предложенной ему имеющейся работы;

– было сделано предупреждение работника об увольнении под расписку за 2 месяца;

– было получено предварительно согласие профкома на данное увольнение;

– работодатель оставил на работе тех, кого нельзя увольнять в соответствии со ст. 179 ТК о праве преимущества оставления на работе лиц с лучшими деловыми качествами (с высшей производительностью труда и квалификацией), а при равных деловых качествах – тех, кто имеет право предпочтения в оставлении на работе (семейных – с двумя и более иждивенцами или единственного работника в семье, работников, получивших трудовое увечье на данном производстве и др.), но не устанавливает для этих категорий очередности оставления на работе. Но если работник имеет 3–4 преимущества (например, он единственный кормилец с тремя иждивенцами, инвалид войны, изобретатель), но он имеет первоочередное предпочтение перед другими в оставлении на работе. Коллективным договором могут предусматриваться и другие категории с этим правом преимущества.

Пункт 3 ст. 81 предусматривает такое основание увольнения, как обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие а) состояния здоровья, в соответствии с медицинским заключением, или б) недостаточной квалификации, что подтверждено результатами аттестации.

Пункт 4 ст. 81 предусматривает новое основание в случае смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера). Данное основание может применяться лишь к трем указанным в нем категориям работников. Потому что это – дополнительное основание их увольнения. И применяться оно может новым собственником имущества организации не позднее 3-х месяцев со дня его вступления в права собственника.

Пункт 5 ст. 81 предусматривает увольнение за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин своих трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Это основание увольнения было и ранее (модифицированный п. 3 ст. 33 КЗоТ). Оно применяется к работнику, имеющему дисциплинарное взыскание за последний рабочий год, когда он вновь нарушил свои трудовые обязанности. Утратившие силу или досрочно снятые взыскания (до истечения года со дня их наложения) при таком увольнении не учитываются. Рассматривая трудовой спор о данном увольнении, суд проверяет все ранее наложенные на работника взыскания и не учитывает неправильно наложенные взыскания.

Увольнение по п. 5. ст. 81 ТК будет правомерно, если одновременно имеются следующие обстоятельства:

– дисциплинарный проступок, за который увольняется работник;

– за последний рабочий год у него есть дисциплинарное изыскание;

– соблюдены правила наложения взысканий по срокам и порядку, предусмотренным Кодексом;

– работодатель при увольнении учитывал тяжесть совершенного проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.[9]

Трудовой Кодекс предусматривает увольнение за однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:

а) прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня);

б) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, умышленного его уничтожения или повреждения, растрат – что установлено вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.[10]

Все пять указанных оснований являются дисциплинарными увольнениями, как и по п. 5 и 10 этой статьи. В п. 6 ст. 81 ТК объединены пятью подпунктами те основания увольнения, которые уже имелись в трудовом законодательстве (п. 4, 7, 8 ст. 33 КЗоТ и других федеральных законах); в них внесены лишь некоторые изменения под одной фразой “однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей”. То есть даже при одном таком нарушении работодатель может его уволить. Но в приказе об увольнении и в трудовой книжке работника должен быть указан и соответствующий подпункт п. 6 ст. 81, поскольку каждый из них показывает самостоятельную, отличную от четырех других причину (основание) увольнения – со своими правилами его применения.

Раскроем их, так как ныне эти увольнения нередко носят массовый характер – и их правила следует четко усвоить.

Подпункт “а” п. 6 ст. 81 – увольнение в случае прогула (в том числе отсутствие на работе более 4 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин. Прогулом считается неявка на работу в течение всего рабочего дня (смены) без уважительных причин, а также нахождение без таковых более 4 часов суммарно в течение рабочей смены вне рабочего места (хотя и на территории предприятия, учреждения, организации), – либо вне другого рабочего места на другом объекте, где работник должен выполнять порученную работу. Можно уволить и за однократный прогул, поскольку он является грубым нарушением трудовой дисциплины. Увольнение по данному основанию может быть произведено и за:

– оставление работы без уважительных причин лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения администрации о расторжении трудового договора или до истечения предупредительного срока.

– оставление работы без уважительных причин лицом, которое заключило срочный трудовой договор, до истечения его срока;

При увольнении за прогул должны соблюдаться сроки и порядок наложения дисциплинарных взысканий, указанные в ст. 193 ТК.

Подпункт “б” п. 6 ст. 81 применяется за появление на работе в состоянии любого опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.) в любое время рабочего дня (смены), хотя бы в конце его. При этом не имеет значения, был или нет отстранен данный работник или нет администрацией от работы за появление в таком виде.

Увольнение может последовать и тогда, когда работник в таком состоянии в рабочее время находился не на своем рабочем месте, но на территории предприятия, учреждения, организации или объекта, где он должен выполнять свои трудовые функции.

Подпункт “в” п. 6 ст. 81 – за разглашение охраняемой законом тайны – применяется для увольнения тех работников, которые по трудовому договору приняли на себя обязанность не разглашать такую тайну. Но, конечно, на практике трудно определить, что составляет охраняемую законом “коммерческую или иную тайну”. Необходимо, чтобы работодатель доказал это при споре с работником.

Подпункт “г” п. 6 ст. 81 применяется при совершении работником по месту работы хищения (в том числе мелкого – так называемые “несуны”) чужого имущества, его умышленного уничтожения или повреждения, растраты. Такое правонарушение должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа (например, милиции), который вправе наложить за это административное взыскание. И в приказе об увольнении должна быть ссылка на то, каким актом установлено такое правонарушение.

Подпункт “д” п. 6 ст. 81 – увольнение работника за грубое нарушение требований охраны труда, если это повлекло (или заведомо могло повлечь) тяжкие последствия, – требует, как и все другие основания п. 6 ст. 81, чтобы увольнение состоялось не позднее месяца со дня обнаружения данного проступка, а у работника взято письменное его объяснение.

Пункт 7 ст. 81 ТК предусматривает увольнение в связи с утратой доверия администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные и товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, продажа их и т.д.), совершившему виновные действия, которые дают администрации основание для утраты доверия к нему.

Пункт 8, так же, как и п. 7, предусматривает дополнительное основание – увольнение воспитателя молодежи за аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы. Он может быть применен только к тем работникам, которые занимаются воспитательной деятельностью – например учителям, преподавателям учебных заведений, мастерам производственного обучения, воспитателям детских учреждений. Но это основание нельзя применить к уборщицам, сторожам тех же детских садов.

Пункт 9 cm. 81 – это тоже дополнительное основание увольнения. Оно применяется лишь к руководителям организации (филиала, представительства), его заместителям и главным бухгалтерам, принявшим необоснованное решение, в результате чего был нанесен ущерб имуществу организации. Следовательно, только три указанные категории руководителей организации могут быть уволены работодателем “за необоснованное принятие решения, нанесшего ущерб организации”. При рассмотрении судом споров о таком увольнении работодатель обязан доказать “необоснованность” решения. Поскольку этот термин оценочный, то его оценку дает работодатель – но не произвольно, а опираясь на факты. Ведь решение, нанесшее ущерб имуществу, может быть принято и для предотвращения большего ущерба, и по другим уважительным причинам.

Пункт 10 ст. 81 (п. 1 ст. 254 КЗоТ) – однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. Это дополнительное основание увольнения только двух указанных в нем категорий работников. Филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 части первой ГК РФ). Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения юридического лица, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом – их учредителем и действует по его доверенности.

Пункт 11 ст. 81 предусматривает увольнение работодателем работника по новому основанию – за представление работодателю подложных документов, заведомо ложных сведений при заключении трудового договора. Данное основание не указывает на то, кто определяет подлог документов и ложных сведений (и каких), отдавая все это на усмотрение работодателя.

Пункт 12 ст. 81 также предусматривает новое основание, которое ранее на практике подводилось под основание несоответствия – прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Пункт 13 ст. 81 предусматривает старое дополнительное основание для руководителя организации (п. 4 ст. 254 КЗоТ), распространив его и на членов коллегиального исполнительного органа организации. Это увольнение действует в случаях, предусмотренных трудовым договором данного работника.

Пункт 14 ст. 81 предусматривает, что основаниями увольнения по инициативе работодателя могут быть и другие случаи, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами. В таких случаях конкретные основания увольнения указываются в приказе и в трудовой книжке работника со ссылкой не на п. 14 ст. 81 (он, по существу, отсылочный), а на конкретный закон и его статью, которые предусматривают данное дополнительное основание.

Список литературы

1.           Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

2.           Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

3.           Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант.

4.           Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 21.12.2004). – Справочная система Гарант.

5.           Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005.

6.           Малевин Н.С. Гражданское право РФ. – М.: Юристъ, 2005.

7.           Матюнин Ю.Я. Предпринимательское право России. - М.: Юристъ, 2004.

8.           Российское трудовое право. Учебник для вузов. Ответственный редактор - А. Д. Зайкин. - М.: Издательская группа ИНФРА-М –НОРМА, 2004.

9.           Толкунова В. Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО «ТК Велби», 2005. 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст. 307.

[2] Залесский В. В. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2005. – с.194.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – п.1. ст. 334.

[4] Малевин Н.С. Гражданское право РФ. – М.: Юристъ, 2005. – с. 163.

[5] Малевин Н.С. Гражданское право РФ. – М.: Юристъ, 2005. – с. 256.

[6] Матюнин Ю.Я. Предпринимательское право России. - М.: Юристъ, 2004. – с. 116.

[7] Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 21.12.2004). – Справочная система Гарант. – ч.3. ст. 17.

[8] Толкунова В. Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО «ТК Велби», 2005. – с. 175.

[9] Российское трудовое право. Учебник для вузов. Ответственный редактор - А. Д. Зайкин. - М.: Издательская группа ИНФРА-М –НОРМА, 2004. – с. 211.

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005). – Справочная система Гарант. – п.6. ст.81.