Содержание


1. Градостроительные принципы размещения гостиниц. 2

2. Классификация зданий средств размещения. Вместимость. Группы этажности  2

3. Перечень и характеристика помещений гостиницы большой вместимости  высокого уровня комфорта. 2

4. Перечень и характеристика помещений гостиницы малой вместимости среднего уровня комфорта. 2

5. Основные группы помещений гостиницы и функциональные связи между ними. 2

6. Композиционные решения здания и  взаимосвязь двух основных элементов: жилой и нежилой площади. 2

7. Меры по обеспечению пожарной  безопасности в гостиницах. 2


1.    Градостроительные принципы размещения гостиниц

Первоначально здание гостиницы строилось в виде масси­ва, отдельно располагаемого или сопряженного с окружающи­ми общественными и жилыми зданиями. Длительный поиск наилучших планировочных решений привел к созданию пространственной композиции, специально предназначенной для деятельности, выполняемых в гостиницах. Помещения для ночевки туристов обосабливаются от помещений, связанных с оказанием иных услуг туристам. Соответствующие помещения распределяются в различные функциональные (архитектурные) блоки.

 Основные принципы, принимаемые во внимание при сооружении здании гостиниц, таковы.

1. Здание (или комплекс зданий) должны органически впи­сываться в окружающую среду, сохраняя особенности город­ского или сельского ландшафта.

2. Следует учитывать природно-климатические факторы, температуру и влажность воздуха, количество осадков, инсо­ляцию, скорость и направление ветра и пр.

3. Архитектурное, конструктивное и планировочное реше­ния здания не должны быть чрезмерно дорогими. Планировка здания должна обеспечивать экономичность его эксплуатации. Основные усилия проектантов направляются на рациональ­ное сочетание текущих и единовременных затрат.

4. При проектировании здания определенную роль играют рекламные соображения: обеспечение оформления фасада, под­черкивающего престижность гостиницы; установление рекор­дов определенного направления (постройка самого высокого здания, самого экзотичного здания и т.д.); расположение вит­рин гостиничных торговых центров и пр.

5. Планировка здания должна обеспечивать рациональную организацию обслуживания и соответствующий комфорт про­живающим, отвечать функциональным требованиям.

6. Здание должно соответствовать эстетическим, техниче­ским, санитарно- гигиеническим, экологическим нормам и ре­комендациям. Следует предусматривать возможность рекон­струкции здания.

7. Необходимо соблюдать условия экономичности процесса строительства здания.

Проектирование гостиниц осуществляется на основе доку­ментов нормативного и рекомендательного характера. Содер­жание этих документов различается по странам и по гости­ничным цепям.

Затраты на систему пожарной сигнализации составляют око­ло 1% стоимости ночевки. Причины возникновения пожаров в гостинице разнообразны: курильщики (22,5%), неисправность электрооборудования (19,7%) и техники (18%), пожары на кухне (16,3% случаев пожара).

Зарубежные исследования показали, что лишь в 26% круп­ных гостиниц выполняется полная противопожарная защита помещений, и в 25% — частичная. Для гостиниц средней вме­стимости оценки соответственно составляли 11 и 12%. Для круп­ных и средних гостиниц автоматизированная система пожар­ной сигнализации является единственно надежным извещателем о пожаре.

Система пожарной сигнализации представляет собой мо­дульную адресно - аналоговую пожарную станцию. Разнооб­разные пожарные извещатели позволяют выбрать для каждого помещения гостиницы наиболее подходящий физический прин­цип обнаружения возгорания: оптический, ионизационный, тепловой. На путях эвакуации устанавливаются адресные руч­ные извещатели. Система призвана с высокой степенью веро­ятности обнаруживать пожар на ранней стадии возгорания, обеспечивать локализацию очага возгорания, резко реагиро­вать на появления «черного» дыма. Система интегрируется с ЭВМ и существующими цифровыми сетями передачи данных. Систему охранной сигнализации гостиницы рекомендуется создавать как полуавтономную. На пульт централизованной охраны поступает информация о подсистеме сигнализации, ус­тановленной в помещениях временного хранения наличных денег, в кассах, в обменных пунктах. Для всех остальных по­мещений действует автономная система сигнализации.

Участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, прежде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости. Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит процесс проектирования и строительства гостиничного здания.

Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскурсионных автобусов, автомашин.

Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров.

К участкам для размещения гостиничных комплексов следует предъявлять и архитектурно-ландшафтные критерии: наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер.

При проектировании гостиниц необходимо правильно использовать рельеф ландшафтное окружение для достижения органической связи внешнего внутреннего пространства. Особенно целесообразно размещать гостиницы на террасах, холмах. Так, например, крупнейшая американская гостиница «Хилтон» расположена на холме и органично вписана в его планировочную структуру. Так же решен отель «Кавальери»  в Риме, при строительстве великолепно использован рельеф холма Монте-Карло.

В нашей отечественной практике эта тенденция приобретает всё большее распространение, особенно  в Крыму и Западной Украине. Рельеф и природное окружение являются основными компонентами для достижения эстетической выразительности гостиничного комплекса. Поэтому необходимо сохранять и усиливать ландшафтные особенности участков за счёт закрепления природных доминант холмов, мысов, террас и др. Их ни в коем случае нельзя разрушать.

Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса, является его экологическая комфортность. Он ни в коем случае не должен размещаться в экологически кризисных зонах городов. Его санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответствовать нормативным требованиям.

При выборе участка следует также учитывать наличие городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инженерным городским сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижает объём стоимости строительства гостиничных комплексов.

2. Классификация  средств размещения. Вместимость. Группы этажности

Средствами размещения туристов являются любые объек­ты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:

а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум,

б) объект размеще­ния имеет руководство,

в) управление объектом строится на коммерческой основе.

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристиче­ской организации (ВТО) все средства размещения можно пред­ставить двумя категориями — коллективными и индивидуаль­ными (табл. 1).

В состав коллективных средств размещения туристов вклю­чаются гостиницы и аналогичные заведения, специализиро­ванные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.

Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей уп­равления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примера­ми развитых гостиничных целей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США). Гостиницы предоставляют перечень обяза­тельных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг.

Таблица 1.

Стандартная классификация средств размещения туристов

Категории


Разряды


Группы


1.Коллективные средст­ва размещения туристов

1.1 Гостиницы и анало­гичные средства разме­щения туристов

1.1.1.      Гостиницы

1.1.2.      Аналогичные заве­дения


1.2. Специализирован­ные заведения


1.2.1. Оздоровительные заведения

1.2.2. Лагеря труда и от­дыха

1.2.3. Общественные средства транспорта

1.2.4. Конгресс-центры



1.3. Прочие коллектив­ные заведения


1.3.1. Жилища, предназ­наченные для отдыха

1.3.2. Площадки для кем­пинга

1.3.3. Прочие коллектив­ные заведения

2.Индивидуальные сред­ства размещения тури­стов


2.1. Индивидуальные средства размещения


2.1.1. Собственные жи­лища

2.1.2. Арендуемые ком­наты в семейных домах

2.1.3. Жилища, арендуе­мые у частных лиц или агентств

2.1.4. Размещение, пре­доставляемое бесплатно родственниками или зна­комыми

2.1.5. Прочее размеще­ние на индивидуальной основе

Различна этажность гостиниц. Семидесятиэтажная башня Пичтри Плаза Отель (Сан-Франциско, США) служит архитек­турным акцентом прилегающего района. Некоторые москов­ские гостиницы имеют следующую этажность: комплекс «Из­майлово» — 5 зданий по 30 этажей каждое, гостиница «Украи­на» — 30 этажей, гостиница «Ленинградская» — 28 этажей.

 Чем больше этажей в гостинице, тем больше трудностей возникает при эвакуации людей в экстремальных ситуациях, чем большие изменения в оборудовании и планировке следует предусмотреть.

 Гостиницы различаются по числу постоянных спальных мест (вместимости). В американской и отечественной практике при­держиваются следующей типологии гостиниц по вместимости: менее 100 мест — малые гостиницы, от 100 до 500 мест — средние гостиницы, более 500 мест — крупные гостиницы. Вме­стимость некоторых московских гостиниц такова: гостиница «Россия» — 5534, гостиница «Космос» — 3354, «Интурист» — 1000 мест.

3. Перечень и характеристика помещений гостиницы большой вместимости  высокого уровня комфорта

Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Дифференциация гостиниц по вместимости во многих странах мира различна. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми; 100-200 мест – средними; более 200 мест – крупными. В США гостиницы до 100 номеров считаются малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными.

Мировой гостиничный фонд размещён, в основном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) – 2150 номеров, «Космос» (Москва, Россия) – 3354 места.

Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую экономическими соображениями. При увеличении вместимости гостиниц появляется экономическая целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению удельно-строительных затрат.

Вместе с тем, отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом, в основном, считают вместимость около 2000 мест.

Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав которого входит  значительное число помещений разного функционального назначения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др.

В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и пр.

Для эффективной планировочной организации различные помещения гостиницы группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними чёткие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней.

Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит ещё и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу всех вспомогательных служб.

Функциональные схемы гостиниц строятся с учётом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах.

Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3 – 4 входов.

Главнейшими функциональными помещениями развитого гостиничного здания являются:

-         блок приёмно-вспомогательных помещений;

-         блок помещений жилой группы;

-         блок помещений питания;

-         блок помещений администрации;

-         блок подсобных и хозяйственных помещений.

Все перечисленные блоки должны быть взаимосвязаны между собой с учётом специфики функционального процесса (рис.4 (А)). В зависимости от типа гостиницы в её структуру могут быть включены дополнительные блоки.


















 




17

 

12

 

7


8

 

2

 




10

 

21

 

5

 

16

 

11

 

6

 

1

 
                                                                                                                    

 




19

 

5

 

23

 

14

 
 

15

 
                                                                                                    

                                                                                                              

 

25

 

25

 

25

 

25

 

25

 

25

 

25

 

25

 
                                                                                                               

                                                                                                                                                                                

                                                                  

Рис. 3.  Схема функциональной организации                                                                                                высоко комфортабельной гостиницы большой вместимости:                                                                         1 – дирекция, 2 – бухгалтерия, 3 – касса, 4 – телефонная станция, 5 – туалет, 6 – администрация,                    7 – дежурный администратор, 8 – портье, 9 – щитовая, 10 – вестибюль, 11 – ресторан, 12 – бар-кафе,         13 – зал для конференций и банкетов, 14 – клубное помещение, 15 – зал для завтраков, 16 – гардероб,        17 – кухня, 18 – заготовочные, 19 – помещение персонала, 20 – раздаточная с подъёмником, 21 – склад, 22 – гараж, 23 – подсобные помещения, 24 – хранение багажа, 25 - номера  

4. Перечень и характеристика помещений гостиницы малой вместимости среднего уровня комфорта

Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.





                  

6



7



8


 

10


 

11

 

12

 
 



 

                                                                                                                        

13

 

9

 

4

 
                                                                                      

                                                                                                                          

                                                                       


14

 

14

 

14

 

14

 

14

 

14

 
                    




Рис. 2. Схема функциональной организации малой гостиницы:                                                                   1 - администрация, 2 - дежурный администратор, 3 - портье, 4 - телефонная станция, 5 - вестибюль,           6 - бар, 7 - зал для завтраков, 8 - буфет, 9 - раздаточная, 10 - заготовочные, 11 - склады,                                    12 – подсобные помещения, 13 – помещения персонала, 14 - номера

Восьмиугольник: Блок
 помещений жилой группы
Восьмиугольник: Блок 
помещений администрации
Восьмиугольник: Блок помещений питанияВосьмиугольник: Блок приёмно – вспомогатель-ных помещенийВосьмиугольник: Блок подсобных и хозяйственных помещенийА



















Рис. 4.  Функциональная структура гостиниц:                                                                                                                                                                1 - пешеходные коммуникации, 2 - транспортные коммуникации.


Блок приемно- вспомогательных операций с вестибюлем является основным связующим звеном всех групп помещений гостиницы. Он создаёт первое впечатление о гостинице. В этом блоке осуществляется: приём, оформление и размещение приезжающих, расчёты с ними, выдача различных справок по гостинице, хранение и транспортировка багажа и пр.

Функциональная организация помещений вестибюльной группы должна обеспечить рациональное взаимное расположение вертикальных коммуникаций и входов, с тем, чтобы движение основного людского потока было наиболее коротким. Функциональная связь между зонами и помещениями вестибюльной группы должна исключить пересечение людских потоков.

 В вестибюле должно соблюдаться чёткое зонирование, сводящее к минимуму пересечение потоков проживающих, уезжающих и приезжающих гостей, персонала, эпизодических посетителей и путей доставки багажа в номера и к автобусам.

Размещение вспомогательных помещений гостиницы вокруг её основного звена – вестибюля, должно предусматривать возможность быстрой ориентировки прибывающих, зрительного контроля за посетителями и исключать возможные (в туристических гостиницах) скопления групп туристов.

Большое значение имеет выбор места установки лифтов. Лифты, как правило, компонуются группами по несколько в каждой. Места постановки этих групп должны обеспечивать кратчайшие пути попадания в номера; в вестибюле лифту следует располагать так, чтобы их можно было легко найти.

Коридоры, как и вестибюль, составляют первоначальное представление о гостинице. Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нём легко могли разминуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора не мене 1,3–1,4 м, а двустороннего – 1,6–2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери открываются в коридор, ширина его соответственно увеличивается.

Блок помещений жилой группы является основным в гостиницах любого типа. Эти помещения составляют более 50% объёма здания и представляют собой жилые комнаты – номера, а также непосредственно связанные с ними вспомогательные и служебные помещения.

Гостиничный номер включает в себя почти все элементы жилища человека (кроме кухни), здесь должно быть место для отдыха и сна, работы, приёма гостей. В нём есть передняя, шкаф для одежды, санузел.

Номера размещаются на жилых этажах, где находятся также помещения для дежурного персонала, обслуживающего их, общие горизонтальные коммуникации, гостиные, лифтовые или лестнично-лифтовые холлы. Основные вертикальные коммуникации (лестницы и лифты) часто объединяют в единый лестнично-лифтовой узел.

Во всех планировочных решениях основным структурным элементом жилого этажа является номер. На основе анализа практики проектирования и строительства гостиниц всё многообразие номеров можно свести к следующим основным типам:

-         однокомнатные номера на 1 человека;

-         однокомнатные номера на 2 человека;

-         однокомнатные номера на 3-4 человека;

-         номера с повышенным комфортом из 2-х комнат и более (люксы и апартаменты).

Блок групп помещений общественного питания

Обеденные залы в столовых и ресторанах следует проектировать вместимостью не более 250 мест, поскольку при большой вместимости создаётся дискомфортная обстановка (шум, большое движение посетителей).

Количество посадочных мест в буфетах определяется из расчёта не менее 10% вместимости гостиницы. Рационально их размещать с хорошей вертикальной или иной связью с блоком группы питания.

Весь обслуживающий группу питания персонал должен иметь отдельный вход в гостиницу со своим вестибюлем, раздевалками, душевыми, санузлами, комнатами отдыха и административно-хозяйственными помещениями.

Блок группы помещений администрации размещается обычно на первом или втором этаже здания гостиницы. Помещения администрации должны иметь удобную связь с блоками  приёмно-вспомогательных помещений, жилья, общественного питания. В состав группы помещений администрации входят кабинеты директора и его заместителей, главного инженера, управляющего делами; комнаты отдела кадров, планового отдела, отдела снабжения, бухгалтерии, архива и др.

5. Основные группы помещений гостиницы и функциональные связи между ними

По функциональному назначению в гостинице выделяют группу помещений вестибюля; жилую часть; помещения для питания гостей, помещения торгово-бытового обслуживания; помещения для занятий спортом, развлечений, бизнеса гостей; служебные и бытовые помещения; технические помещения. Группа помещений вестибюля — одна из ответственных частей гостиницы. Она ориентирована на встречу и проводы гостей, в ней осуществляется функция распределения и перераспределения некоторых работ.

Жилая часть гостиницы содержит места для ночевки приез­жающих (номера) и помещения, необходимые для нормального функционирования и поддержания чистоты в номерах.

В ресторанах, барах, кафе и других предприятиях питания приезжающие, наряду с приемом пищи, могут развлекаться, общаться.

Состав помещений развлекательного назначения обширен. Сюда включаются киноконцертные, банкетные, танцевальные залы. Спортивные сооружения представлены бассейном, спор­тивными залами, кегельбаном и пр. Помещения для деловых встреч включают различные конференц-залы, залы для деловых и банковских операций, выставочные залы.

В группе помещений торгово-бытового обслуживания предоставляют услуги клиентам торговые предприятия, парикма­херская, химчистка, фотография, ателье и др.

Служебные и бытовые помещения гостиницы обеспечива­ют условия работы, быта, питания персоналу, включая хозяй­ственные и подсобные нужды.

В технических помещениях располагаются службы, конт­ролирующие работу техники кондиционирования, централи­зованного мусороудаления, телефона, сигнализации и других систем жизнеобеспечения гостиницы.

Состав и площадь отдельных групп помещений различны и за­висят от типа гостиницы, условий эксплуатации, ее вместимости.

Функциональной зоной гостиницы является также террито­рия, примыкающая к гостиничному зданию. Она обеспечивает изоляцию клиентов и персонала гостиницы от внешней среды (шум, загазованность, грязь и пр.), доступность для приезжающих. С этой точки зрения важно расположение гостиницы относительно транспортных узлов, соответствующее рекламное офор­мления здания. Около гостиницы предусматриваются места от­дыха гостей, парковка и стоянка транспортных средств.

 









 
Рис. 1. Основные группы помещений гостиницы и их связи

Разработка функциональных схем связей помещений гос­тиницы помогает рационализировать технологические связи и материальные потоки.

Различают потоки внутренние (между помещениями и группами помещений), входные (из внешней среды в гостиницу), выходные (из гостиницы во внешнюю среду). Помимо информационных потоков отдельно изучаются потоки проживающих в гостинице, персонала, багажа клиентов, белья, мусора, отходов, инвентаря и тд. С помощью логистических методов возможно регулиро­вать потоки по направлениям и интенсивности движения.

6. Композиционные решения здания и  взаимосвязь двух основных элементов: жилой и нежилой площади

Интерьер гостиницы должен обладать эстетической и худо­жественной выразительностью, отвечать функциональному на­значению помещений. В особом внимании, наряду с мебелью, нуждается постельное белье и принадлежности, столовое белье, драпировки, ковры, ковровые покрытия. Средствами усиле­ния выразительности внутреннего пространства оборудован­ных помещений служат цветовое и световое решения, особен­ности применяемых материалов.

При строительстве гостиниц применяются отделочные ма­териалы более 200 наименований. Наряду с системами естест­венного освещения (верхнее, боковое, смешанное) действует система искусственного освещения.

В состав жилой части гостиницы входят: номера, горизон­тальные коммуникации (коридоры), гостиные, лестнично-лифтовые холлы, помещения дежурного персонала. Жилой этаж многоэтажной гостиницы может иметь один или несколько коридоров, разную форму плана. Распределение площади жи­лой части между номерами и иными помещениями весьма раз­лично по гостиницам: на долю номеров приходится 54—70%, на коридоры — от 13 до 22% площади жилой части. В ряде зарубежных гостиниц вместимостью до 25 человек площадь зоны отдыха предусматривается не менее 16,7 кв. м. В более крупных гостиницах на каждого дополнительного проживаю­щего регламентировано 5 кв. м зоны отдыха (в гостиной, баре, спальной).

Номер для приезжающего имеет многофункциональное на­значение. Он обеспечивает ночевку, является местом отдыха, приема пищи, личной гигиены, работы, общения. В номере хранятся личные вещи гостя.

Номера классифицируются по числу мест, числу комнат, площади, меблировке. В мировой практике наиболее распро­странены однокомнатные номера на одного и двух проживаю­щих. В отдельных гостиниц доля однокомнатных номеров на одного проживающего достигает 60—100% номерного фонда. В таблице 3 приведена структура номерного фонда одной из московских гостиниц. На долю одноместных номеров в гости­нице «Ленинградская» приходится 53% номерного фонда.

Пространство комнат (или комнаты) номера делится на функциональные зоны. До 70% общей площади однокомнат­ного номера на одного проживающего может относиться к жи­лой зоне, до 14% — к передней, до 20% — к санитарному узлу. Жилая площадь при этом может составлять от 7 до 14 кв. м. Современные стандарты некоторых зарубежных стран требу­ют соблюдения минимальной площади пола в одноместном номере не менее 14 кв. м., в двухместном — не менее 18 кв. м. Немецкими нормами предусмотрена площадь комфортного од­нокомнатного номера на одного проживающего от 16 до 18 кв. м, а на двух проживающих — от 20 до 21 кв. м.

Мебель в номерах размещается в зависимости от габаритов номера, простенков, особенностей отопления, технологических параметров. Мебель должна обес­печивать удобства пользователю, соответствовать санитарным и эргономическим требованиям, вкусам клиентов.

Соотношение номеров различной вместимости жестко за­фиксировано и может изменяться лишь при реконструкции гостиниц (если позволяют конструкции).

Вместе с тем структура номерного фонда должна соответ­ствовать потребностям приезжающих и требует некоторой корректировки (по сезонам года, с течением времени и пр.) В ряде гостиниц предусматриваются оперативные изменения состава номерного фонда за счет соединения (разъединения) номеров с использованием дверей и (или) подвижных перего­родок. Практикуется установка добавочного места для сна и использование площади других помещений.

Апартаменты составляют не более 10% числа номе­ров. Они весьма различны по числу и назначению комнат, санитарным узлам, прихожей, площади.

При оценке расположения помещений для персонала сле­дует исходить из необходимости сокращения маршрутов передвижения персонала в рабочее время. Удаление обслуживаю­щего персонала от места приложения труда ведет к допол­нительным затратам энергии, большей утомляемости. Поэто­му в непосредственной близости к номерам на этаже разме­щается ряд помещений обслуживания: комнаты горничных, кладовые (чистого белья и расходных материалов, грязного белья и средств уборки), помещения официантов, мусороприемник и др.

7. Меры по обеспечению пожарной  безопасности в гостиницах

Гостиницы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ППБ 01 и иметь сертификат пожарной безопасности.

Пожарная безопасность гостиницы должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач:

·        исключать возникновение пожара;

·        обеспечивать пожарную безопасность людей;

·        обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

·        обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Гостиницы должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

·        осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

·        радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

·        электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

·        опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

·        огнетушащие вещества.

Средства размещения должны быть оборудованы системами противопожарной защиты, оповещения и/или средствами защиты от пожара в соответствии с ППБ 01.

Затраты на систему пожарной сигнализации составляют око­ло 1% стоимости ночевки. Причины возникновения пожаров в гостинице разнообразны: курильщики (22,5%), неисправность электрооборудования (19,7%) и техники (18%), пожары на кухне (16,3% случаев пожара).

Зарубежные исследования показали, что лишь в 26% круп­ных гостиниц выполняется полная противопожарная защита помещений, и в 25% — частичная. Для гостиниц средней вме­стимости оценки соответственно составляли 11 и 12%. Для круп­ных и средних гостиниц автоматизированная система пожар­ной сигнализации является единственно надежным извещателем о пожаре.

Система пожарной сигнализации представляет собой мо­дульную адресно - аналоговую пожарную станцию. Разнооб­разные пожарные извещатели позволяют выбрать для каждого помещения гостиницы наиболее подходящий физический прин­цип обнаружения возгорания: оптический, ионизационный, тепловой. На путях эвакуации устанавливаются адресные руч­ные извещатели. Система призвана с высокой степенью веро­ятности обнаруживать пожар на ранней стадии возгорания, обеспечивать локализацию очага возгорания, резко реагиро­вать на появления «черного» дыма. Система интегрируется с ЭВМ и существующими цифровыми сетями передачи данных. Систему охранной сигнализации гостиницы рекомендуется создавать как полуавтономную. На пульт централизованной охраны поступает информация о подсистеме сигнализации, ус­тановленной в помещениях временного хранения наличных денег, в кассах, в обменных пунктах. Для всех остальных по­мещений действует автономная система сигнализации.