Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3


1.     Понятие и виды корпоративных облигаций………………….. 5



2.     Стоимостные характеристики облигаций………………………13



3.     Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации…………………………………………………………17


4.     Задача…………………………………………………………..… 21



Заключение …………………………………………………………… 23



Список литературы ………………….……………………………….. 25




























Введение

 

Контрольная работа посвящена изучению рынка корпоративных облигаций. Рынок развивался медленнее чем рынок акций, поэтому корпоративные облигации появились в обращении только в 1993-    1994 гг. Несмотря на это, объем рынка облигаций значительно превышает объем рынка акций. Уже сегодня это инструмент, с помощью которого российские предприятия привлекают миллиардные инвестиции.

         Рынок корпоративных ценных бумаг, являющийся одним из сегментов финансовой системы, стал неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики. Особенностью развития российского рынка корпоративных облигаций являются стремительные темпы его развития. Для российских предприятий рынок корпоративных облигаций пока не стал значимым источником средств: большинство предприятий полагаются на собственные ресурсы или привлекает средства в виде банковских кредитов. Это обусловлено следующими причинами:

►условия макроэкономической нестабильности, периодических банковских кризисов и обвалов на рынке ценных бумаг привели к высокой степени долларизации внутренних сбережений;

►в  России не произошло должного развития некоторых финансовых институтов, таких как пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды.

При этом рынок корпоративных ценных бумаг потенциально уже в ближайшее время может стать важнейшем источником инвестиционных ресурсов для российских предприятий.          Целью написания данной контрольной работы является изучение понятия и видов корпоративных облигаций, их стоимостных характеристик и рассмотрение структуры рынка корпоративных облигаций.   В первом вопросе мы дадим понятие облигации как долговой ценной бумаги, выражающей кредитные отношения. Дадим характеристику основных видов корпоративных облигаций, цели выпуска облигаций, покажем значение облигаций в финансировании акционерных обществ и преимущество этого способа финансирования по сравнению с эмиссией акций. Также раскроем механизм оценки надежности облигаций через систему рейтингов. Во втором вопросе мы раскроем понятие рыночной цены облигации и курса облигаций, доходности облигаций (выплаты процентов, дисконт и купонный доход, текущая и полная доходность облигаций).  И в третьем вопросе охарактеризуем рынок корпоративных облигаций Российской федерации, дадим количественные параметры рынка облигаций.

          Также в конце контрольной работы будет решена задача на данную тему. Задача будет сопровождена формулами и подробными расчетами.























  1. Понятие и виды корпоративных облигаций

Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

По видам эмитентов облигации бывают:

● государственные

● корпоративные.

Подробнее остановимся на изучении корпоративный (частных) облигаций. Корпоративные облигации выпускаются корпорациями, компаниями и предприятиями (юридическими лицами), которые, как правило, являются акционерными обществами. Они выпускаются полностью именные, именные только в отношении основной суммы, на предъявителя, в форме  электронной записи на счетах. Корпоративные облигации имеют  задачей привлечение средств для развития производства, освоения новых технологий и видов продукции.

По форме выпуска облигации бывают документарные и бездокументарные, существующие в виде записей на счетах депо. По причине достаточно высоких издержек по изготовлению и хра­нению сертификатов ценных бумаг второй способ становится все более распространенным.

По характеру идентификации владельца облига­ции выпускаются именными и предъявительскими. При эмиссии именных облигаций ведется реестр владельцев именных ценных бумаг и регистрируются все операции, совершенные владельцами облигаций. В мировой практике постепенно отказываются от вы­пуска предъявительских облигаций в связи с возможностью фи­нансовых нарушений при учете операций с ними. В США, напри­мер, выпуск предъявительских облигаций прекращен с 1983 г.

По способу выплаты дохода различают дисконтные и процентные облигации. Дисконтные облига­ции — это облигации с «нулевым купоном», т.е. облигации, по ко­торым процент не начисляется, а доход складывается из разницы между ценой гашения и ценой приобретения. То есть, если гово­рят, что облигации продаются с дисконтом, то это означает, что цена ее продажи ниже цены, по которой облигация будет гаситься. Дисконтными бывают, как правило, краткосрочные облига­ции, доход в форме дисконта выплачивается владельцу облигации только один раз при погашении бумаги. Наиболее известными дис­контными отечественными облигациями являются ГКО — госу­дарственные краткосрочные бескупонные облигации.             Процент — доход, выражаемый в денежных единицах, состав­ляющий определенную долю в процентах от номинальной стоимо­сти и выплачиваемый владельцу облигации в течение срока ее об­ращения. При этом купонная ставка может быть переменной, пла­вающей и фиксированной. Для получения дохода владелец облигации должен предъявить облигацию с купонами, при этом купон отстригается (гасится), что означает факт получения вла­дельцем облигации процентов, иначе «стрижки купонов». Проценты могут выплачиваться как по краткосрочным, так и по средне- и долгосрочным облигациям. Период выплаты процен­тов составляет квартал, полугодие, чаще год. В условиях эмиссии независимо от периодичности выплаты процентов процентная, или купонная, ставка объявляется годовой.

С развитием рынка облигаций и в связи с достаточно высоким уровнем инфляции в конце 1990-х — начале 2000-х гг. в России на­чали выпускать среднесрочные валютно-индексируемые облигации. На них приходилось более 80% объемов размещаемых средств на рынке корпоративных инструментов. Купонные платежи и номи­нальная стоимость данных облигаций индексируются в соответст­вии с изменением курса доллара. К этой группе облигаций отно­сятся ценные бумаги, выпущенные Газпромом, Тюменской нефтя­ной компанией (ТНК), ЛУКойлом, РАО «ЕС России» и др. Срок их обращения составлял 3—5 лет. Валютно-индексируемые облига­ции не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в большинстве своем скуплены узкой группой инвесторов-нерезидентов. Вторичный рынок по таким облигациям практиче­ски отсутствовал.

В этот же период в России появились облигации с выставлен­ной безотзывной офертой. Механизм оферты предполагает воз­можность инвестору досрочно погасить принадлежащие ему об­лигации, воспользовавшись через определенный период времени гарантированной котировкой на покупку облигаций, предвари­тельно выставленной эмитентом (или другим лицом) в виде оферты. Оферта предполагает возврат владельцу облигации по его тре­бованию суммы, потраченной им на покупку облигации при разме­щении. Возврат денег гарантирует эмитент, объявивший оферту, т.е. свое согласие выкупить свои облигации у владельцев на вто­ричном рынке через определенное время после ее размещения, не дожидаясь окончания сроков ее обращения. Как правило, выкуп облигаций по оферте приурочен ко дню выплаты очередного купо­на, а по дисконтным облигациям выкуп осуществляется с опреде­ленной периодичностью, например, каждый 3-й месяц в течение всего срока обращения облигаций. В случае размещения облигаций по номинальной стоимости выкуп осуществляется также по номиналу. Если облигации разме­щались на первичном рынке с дисконтом, то и их выкуп по оферте тоже осуществляется с некоторым дисконтом, но меньшим по раз­меру, чем при размещении. Механизм обращения облигаций со встроенной офертой погашения предполагает возможность по­вторного размещения этих облигаций на вторичном рынке после их выкупа по оферте. Оферта может быть выставлена не только са­мим эмитентом, но и другим лицом по предварительному согласо­ванию с эмитентом. Главной причиной появления в России облигаций со встроен­ной офертой погашения явился налог на операции с ценными бу­магами, уплачиваемый эмитентом в момент регистрации выпуска.

Выпуск и обращение облигаций акционерного общества регламен­тируется Федеральным законом «Об акционерных обществах», где указано, что акционерное общество вправе размещать облигации по решению совета директоров (наблюдательного совета), а кон­вертируемые облигации — по решению общего собрания акцио­неров. В Законе указано, что корпоративная облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату но­минальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки. Сроки, форма и иные условия погашения облигаций должны быть определены в решении о выпуске. Номинальная стоимость облигации – это стоимость, обозначенная на облигации и удостоверяющая размеры основного долга по ней. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать раз­мер уставного капитала общества либо величину обеспечения, пре­доставленного обществу третьими лицами для цели выпуска обли­гаций. Размещение облигаций акционерным обществом допуска­ется после полной оплаты уставного капитала.

Основные различия между облигацией и акцией можно сгруппировать следующим образом:

■ облигация — это частица (представитель) заемного капитала коммерческой организации, а акция есть частица уставного капитала акционерного общества;

■ облигации могут выпускать, во-первых, любые коммерчес­кие организации, а не только акционерные общества, а во-вторых, государство; акция — это ценная бумага, которая эмитируется лишь акционерными обществами;

■ по облигации в обязательном порядке предусматривается выплата ее номинала при ее выкупе (погашении), в услови­ях эмиссии акций никакого возврата номинала не предус­матривается, возможна лишь выплата ликвидационной сто­имости в случае ликвидации акционерного общества.

Отличия облигации от банковского кредита. И облигация, и бан­ковский кредит представляют собой просто разные формы заем­ного капитала. Различия этих форм между собой состоят в том, что:

■ каждая отдельная облигация составляет лишь единичную часть необходимой ее эмитенту ссуды капитала, а не весь тре­буемый ему объем кредита;

■ облигация — это форма получения займа, минуя рыночного посредника в лице банковской системы. Облигация есть юри­дическая форма фиксации кредитного договора между эми­тентом и сразу конечным кредитором, в то время как бан­ковский кредит берется в коммерческом банке, который, в свою очередь, привлекает ресурсы для кредитования с рынка;

■ в форме облигации и ссудный капитал, и процентный доход по нему получают возможность обращаться на рынке как товар, быть предметом купли-продажи по какой-то рыноч­ной цене, в то время как банковская ссуда и выплачиваемый по ней процент не могут свободно обращаться (хотя в уста­новленных законом случаях и порядке возможна замена дол­жника или кредитора в кредитном соглашении).

Приоритетность прав владельца облигации перед акционером. Собственник облигации является юридическим кредитором по отношению к ее эмитенту, например к акционерному обществу, а потому по установленному законом порядку он имеет существен­ные преимущества перед акционерами:

■ в случае неисполнения эмитентом обязательств по облига­ции, например невыплате процентного дохода по ней, он может требовать банкротства такого эмитента;

■ при ликвидации этого эмитента как юридического лица, ка­ковым является и акционерное общество, имущественные права владельца облигации удовлетворяются в первую оче­редь по сравнению с имущественными правами акционеров;

■ владелец облигации может потребовать досрочного выкупа у него акционерным обществом своих облигаций:

■ при реорганизации акционерного общества;

■ если стоимость чистых активов общества окажется мень­ше его уставного капитала или минимально разрешенной по закону величины уставного капитала.

Акционерные общества име­ют определенные ограничения на выпуск своих облигаций, основ­ные из которых состоят в том, что:

• номинальная стоимость выпущенных облигаций не может превышать размера у ставного капитала акционерного общества или величину обеспечения, предоставленного об­ществу третьими лицами на эти цели;

• размещение облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

• если акционерное общество выпускает облигации без обеспечения, то оно может это сделать не ранее, чем через два года после начала его существования и при условии надле­жащего утверждения к этому времени двух годовых балан­сов общества.

Облигации обладают свойством обратимости, то есть с ними могут осуществляется операции по купле-продаже. Некоторые облигации обращаются на бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями.

         Рейтинг имеют большинство облигаций предприятий, устанавливаемый независимыми фирмами. Рейтинг облигации определяет вероятность возврата основной суммы займа и выплаты процентов заемщиком. Подобная информация публикует­ся независимыми организациями, наиболее известными из которых являются агентства «Standart & Poor's» и «Мооdу's». Эти агентства используют систему буквенных обозначений при оценке надежнос­ти ценных бумаг. Агентство «Standart & Poor's» в ходе определения рейтинга облигаций промышленных заемщиков учитывает:

• доходы эмитента (прошлых периодов, текущие и перспекти­вы прибыльности);

• репутацию производимой продукции;

• характер отрасли;

• качество управления компанией.

Кроме того, анализируется обеспеченность облигаций основ­ным капиталом, чистыми ликвидными активами, достаточность собственного капитала. Оценку надежности облигаций агентство «Standart & Poor's» производит, используя систему буквенных обозначений, по шкале убывающего качества на основе первых четырех букв латинского алфавита в комбинациях по три буквы: ААА, АА, А; ВВВ, ВВ, В и т.д. до D включительно. Такой системой символов при оценке ка­чества ценных бумаг пользуются и другие агентства. Самый высо­кий рейтинг имеют облигации, обозначенные тремя А (Triple-А). В отношении облигаций данной группы существует единодушная оценка — это облигации высшего инвестиционного уровня, обла­дающие максимальной надежностью. Сюда относятся «золотообрезные» облигации компаний, проверенных временем; однако доходность их невысока. Облигации группы В привлекают инвесторов, которые готовы пойти на определенный риск в надежде на получение более высокой доходности. Для таких облигаций характерна некоторая неопределенность в возврате основного долга, выплаты причитаю­щихся процентов, стабильности курса. Группы С и D объединяют облигации с очень большой неопределенностью в отношении основной суммы долга (ее возврата) и процентных выплат. Индекс D присваивается облигациям с низким рейтингом, которые получили название «бросовых» или «мусорных». В США их обычно называют «ценные бумаги с высоким доходом». Они действительно приносят большие доходы, которые компенсируют инвесторам высокий уровень риска.

 

















2. Стоимостные характеристики облигаций


Облигации обладают номинальной, выкупной и курсовой стоимостью. Номинальная цена облигации служит базой при дальнейших перерасчетах и начислении процентов; она печатается на самой облигации.  Выкупная цена может не совпадать с номинальной и зависит от условий займа. Это цена, по которой эмитент выкупает облигацию по истечении срока займа. Рыночная (курсовая) цена облигации, как и акции, складывается под влиянием условий эмиссии и, соответственно, ее привлекательности, а также в зависимости от спроса и предложения на ранке ценных бумаг. Теоретическая цена облигации учитывает весь полученный по ней процентный доход за все вре­мя ее обращения, а также возвращение денежного размера её но­минала облигации, но все это в виде, приведенном к текущему моменту времени:

Ц об = ∑ [Пi / (1 + r) i] + N / (1 + r) n,

где   Ц об – теоретическая цена облигации на данный момент времени;

         Пi - процентный доход по облигации, выплачиваемый в i-м периоде, остающемся до погашения облигации;

         N - номинал облигации, возвращаемый при ее погашении в i-м году;

         r - ставка доходности облигации к погашению (напрямую зависит от текущей рыночной процентной ставки).

         Если по облигации ежегодно выплачивается одинаковый про­центный доход, то общая формула ее цены может быть упрощена:

Ц об =  П  / r [ 1 – 1/(1 + r) n] + N / (1 + r) n,

где  П - одинаковый процентный доход, выплачиваемый по об­лигации в каждом периоде (году) (Пi = П).

Данную формулу можно еще упростить, если п — число перио­дов выплаты дохода, или иначе — число лет обращения облига­ции, — существенно возрастает, например до 50—100 лет. В этом случае второе слагаемое стремится к нулю, а в первом слагаемом выражение в скобках стремится к единице. В результате получаем:

Ц об =  П  / r/

Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:

Ko = ,    где

Ko – курс облигаций, %;

Цp – рыночная цена облигации, руб.;

N – номинальная цена облигации, руб.

Общий доход от облигации складывается из следующих элементов:

·        периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода);

·        изменения стоимости облигации за соответствующий период;

·        дохода от реинвестиций полученных процентов.

Дисконт — доход владельца, который образуется за счет разни­цы между номинальной стоимостью облигаций, выплачиваемой эмитентом владельцу при погашении облигации, и ценой ее покупки, которая при этом всегда ниже номинала.  Примером  облигаций по цене ниже номинала, служат облигации с нулевым купоном. Доход по ним образуется как разница между ценой, по которой они продаются, и номиналом облигации. При покупке и продаже облигаций с дисконтом важным моментом является определение цены продажи облигации. Иными словами: по какой цене следует продать облигацию сегодня, если известна сумма, которая будет получена в будущем (номинал), и базовая норма доходности (ставка рефинансирования). Подсчет этой цены называется дисконтированием, а сама цена — сегодняшней стоимостью будущей суммы денег.

Kрд = H,   где

Kрд – цена продажи облигации с дисконтом, руб.

H – номинальная цена облигации, руб.

T – число лет, по истечении которых облигация будет погашена

C – норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), %

1 – дисконтный множитель, показывающий, какую долю составляет цена продажи

Процент — доход, выражаемый в денежных единицах, состав­ляющий определенную долю в процентах от номинальной стоимо­сти и выплачиваемый владельцу облигации в течение срока ее об­ращения. При этом купонная ставка может быть переменной, пла­вающей и фиксированной. Часть ценной бумаги (облигации), дающая право на получение регулярно выплачиваемого процентного дохода по ней, называется купоном. Исторически сложилось, что при эмиссии облигаций к ним прилагались купоны с указанием на них величины процентно­го дохода и даты выплаты дохода. Для получения дохода владелец облигации должен предъявить облигацию с купонами, при этом купон отстригается (гасится), что означает факт получения вла­дельцем облигации процентов, иначе «стрижки купонов». Купонная ставка может быть фиксированной и переменной (плавающей). Фиксированная ставка в условиях выпуска объявля­ется конкретным числом, выражается в процентах. Примером про­центных облигаций с фиксированной ставкой служат облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), по кото­рым доход выплачивается ежегодно по ставке 3%.

В общем виде доходность представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную, или конечную, доходность облигаций.

         Текущая доходность облигации. Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно сделанных затрат на ее покупку.

Дтек =    К = % * N ,          где

Дтек — текущая доходность облигации, %;

К — величина купона в денежном выражении, руб.;

Цо — курсовая стоимость облигации, по которой она была приобретена, руб.;

% - годовой процент;

N – номинал.

          Существуют два важных фактора, влияющих на доходность облигаций. Это — инфляция и налоги.

Купонная доходность облигации:

Д =             К = % * N

         Доходность к погашению: обозначает сумму доходов получаемых в период владения облигации как форме купонных платежей, так и в форме прироста капитала (дисконт):

Дпог = Дтек + ,   где

 n – срок в течение которого инвестор владел облигацией, срок погашения.

         Курсовая цена:

Цкур = ,   где

Т – срок на который выпущена облигация;

С – годовой процент;

   i -  норма ссудного процента.

Полная доходность это сумма всех доходностей полученных в течение срока владения облигацией.

         Для того чтобы понять, как рассчитываются данные стоимостные показатели приведем следующие примеры:

1.     Необходимо определить теоретическую цену облигации и курс облигации если известно число лет обращения, равное 55 годам и процентный доход, выплачиваемый по облигации в каждом году, равный 125  руб., а так же номинальная цена        облигации – 10 руб. Для того чтобы рассчитать теоретическую цену воспользуемся следующей формулой:

Ц об =  П  / n

Ц об= 125  руб / 55 = 2,30 руб..

А курс облигации следующую формулу:

Ko =

Ko= 2,30 руб. / 10 руб. = 0,23 %

2.     Необходимо определить цену продажи облигации с дисконтом, если известна номинальная цена облигации, равная 100 руб.,  по истечении 5 лет облигация будет погашена и норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), равная 5 %. Для этого воспользуемся следующей формулой:

Kрд = H 

Kрд = 100  = 1,25 руб.

3.     Необходимо определить полную доходность, курсовую цену, если известна курсовая стоимость облигации, по которой она была приобретена - 15 руб., годовой процент – 7 %, номинал – 25 руб., срок на который выпущена облигация – 5 лет, норма ссудного процента – 2, а также в течении 5 лет инвестор владел облигацией. Для того чтобы рассчитать полную доходность необходимо рассчитать текущую доходность, купонную доходность и доходность к погашению:


Текущая доходность облигации

Дтек =   

К = % * N

К = 7 % /  25 руб. = 0,28 руб.

Дтек = = 1,9 %

          Купонная доходность облигации:

Д =            

Д =          = 1,12 %

         Доходность к погашению:

Дпог = Дтек +

Дпог = 1,9 + =55.2 %

 Полная доходность = 55,2+1,12+1,9 = 58,22 %

Курсовая цена:

Цкур =

Цкур = = 30,7 руб.

3.Рынок корпоративных облигаций в Российской Федерации.


По мнению большинства экспертов, появление рынка корпоративных облигаций в России столь же значимое событие в отечественной истории, как допустим ваучерная приватизация. Первые ценные бумаги в России появились одновременно с первыми бумажными деньгами – в 1769 г. Для российских компаний среднего размера рынок корпоративных облигаций стал практически безальтернативным источником публичного финансирования. Выпуск еврооблигаций для них проблематичен, а размещение акций чревато потерей независимости. По мнению экспертов, российский рынок облигаций начал развиваться по американской модели. В целом эволюцию российского рынка можно разделить на четыре этапа:

на первом (1992 г. - сентябрь 1998 г.) выпуски облигаций носили единичный характер и осуществлялись небольшими компаниями среди ограниченного круга инвесторов. Среди предпринятых в 90-е гг. выпусков облигационных займов выделяются облигации РАО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантии Министерства финансов РФ и обращались по ГКО подобной схеме, а также облигации АО "Юганскнефтегаз" и АО "Самаранефтегаз", которые использовались для погашения долгов перед бюджетом. Кроме того, на первом этапе сформировался рынок так называемых "товарных" облигаций (телефонных, жилищных), погашавшихся производимыми эмитентом товарами или услугами; предприятия выпускали также векселя и еврооблигации. К этому этапу относятся и конвертируемые облигации НК "ЛУКойл", выпущенные в октябре 1997 года, объемом 350 млн. долларов. Они размещались с прицелом на западных инвесторов, сейчас торгуются на Лондонской бирже, и российским инвесторам недоступны. Как это ни парадоксально, но после финансово-экономического кризиса 1998 г. российский рынок корпоративных облигаций получил серьезную перспективу развития.

на втором этапе (октябрь 1998 г. - декабрь 1999 г.) произошла значительная активизация выпуска корпоративных облигаций. Пионерами рынка можно назвать "Газпром", "ЛУКойл", "Тюменскую Нефтяную Компанию", разместившие в конце 1999 года облигации под средства нерезидентов на счетах. Объем эмиссии этих бумаг составил 2,53 млрд. рублей; облигации были номинированы в долларах и таким образом застрахованы от валютных рисков. И если облигации "Газпрома" и "ЛУКойла" были необеспеченными, то наиболее удачным оказалось размещение облигационного займа "ТНК", которая, учитывая опыт этих компаний, предложила инвесторам более выгодные условия обеспеченные поставками нефти облигации с возможностью отзыва инвесторами после 2 лет. На данном этапе выпуски облигаций в основном осуществлялись небольшими региональными компаниями. Сам факт выпуска и размещения относительно долгосрочных корпоративных облигаций российских компаний в условиях стагнации на фондовом рынке и общей политической нестабильности нужно признать большим успехом.          на третьем этапе (2000 год) несколько десятков российских компаний выпустили облигаций более чем на 40 млрд. руб. В этот период началось формирование вторичного рынка корпоративных облигаций, наступило время так называемых "нерыночных" выпусков, т. е. облигации стали обращаться на внебиржевом рынке. Также в 2000 году появились валютные аукционы для нерезидентов.            четвертый этап (начался в 2001 году) характеризовался переходом от единичных выпусков к массовой эмиссии облигаций крупными российскими эмитентами и заметной активизацией вторичного рынка. Ощутимый всплеск активности эмитентов это главная характеристика сегодняшнего состояния рынка корпоративного долга. С крупными займами вышли новые эмитенты ("Славнефть", "Аэрофлот", "ОМЗ" и др.). В то же время ряд старожилов рынка ("Магнитогорский Металлургический Комбинат", "Алмазы России", "ТНК" и др.) перешли от отдельных размещений к реализации масштабных инвестиционных программ, включающих ряд траншей. Заметно расширился спектр отраслей, чьи эмитенты представлены на рынке.

В докладе ФСФР содержится последовательный комплекс мер, который позволит сделать рынок развитым, инвесторов – спокойными за свои вложения, а «развешивание флагов и вымпелов» представляется мне бессмысленным занятием. Одна из проблем развития отечественного рынка ценных бумаг связана с установлением отношений с иностранными депозитариями. Также существенным минусом для всего нашего рынка является отсутствие законодательной базы для некоторых важных областей, связанных с финансовым рынком. Здесь можно отметить отсутствие законов о Центральном депозитарии, а также норм, регулирующих организационный рынок ценных бумаг. Это замедляет развитие финансового рынка.

В настоящее время корпоративные облигации являются одним из наиболее стремительно развивающихся сегментов российского финансового рынка. Быстрый рост биржевых оборотов, появление широкого круга инвесторов, а также промышленных компаний, для которых облигации становятся важным источником заемного финансирования, свидетельствуют о том, что российский рынок корпоративных облигаций ожидает большое будущее. Не сосем правильно утверждать, что законодательство в  области ценных бумаг не развивается, тем не менее существует ряд законодательных инициатив, реализацию которых хотелось бы ускорить.























1.    Задача

Условие:

Владелец имеет два пакета ценных бумаг: 100 облигаций компании «Кнорус» номиналом 15 000 руб. каждая при ставке купона 9,5% и 105 облигаций компании «Прогресс» номиналом 40 000 руб. каждая при ставке купона 10%. Полученный за год по ценным бумагам доход их держатель реинвестировал в покупку акций компании «Перспектива» номиналом 1 100 руб. каждая. Определить, какое количество акций приобрел инвестор.

Решение:

1. Определим наращенную сумму под воздействием процентов на одну облигацию по формуле:

S=B*(1+i*t), где B – номинальная стоимость облигации;

i – ставка процента;

t – период наращения процентов (t=1 год).

Для облигации компании «Кнорус»:

S1=15000*(1+0.095*1)=16425 руб.

Для облигации компании «Прогресс»:

S2=40000*(1+0.1*1)=44000 руб.

2. Определим чистую прибыль на одну облигацию.

Налог на прибыль – 24%.

Чистая прибыль на одну облигацию компании «Кнорус»:

(16425-15000)*0,76=1083 руб.

Чистая прибыль на одну облигацию компании «Прогресс»:

(44000-40000)*0,76=3040 руб.

3. Определим чистую прибыль по всем облигациям.

По облигациям компании «Кнорус»:

1083*100=108300 руб.

По облигациям компании «Прогресс»:

3040*105=319200 руб.

4. Полученный за год доход:

108300+319200=427500 руб.

5. Определим, какое количество акций компании «Перспектива» приобрел инвестор:

427500/1100=388 штук.

Ответ: инвестор приобрел 388 акций компании «Перспектива».

















Заключение


Современную финансовую систему государства невозможно представить без развитого рынка ценных бумаг, а в частности без рынка корпоративных облигаций, которому посвящена данная контрольная работа. В отличие от акций, обращение облигаций не ха­рактеризуется такой же активностью. Хотя в ряде случаев облига­ции и присутствуют на фондовых биржах, поскольку часто этого требуют условия налогообложения процентного дохода или по дру­гим причинам, основной оборот облигаций совершается на вне­биржевом рынке. Это связано с тем, что каждая эмиссия облига­ций различна по своим условиям: срокам, процентным ставкам, встроенным опционам (правам) и т.д. Поэтому конкретная обли­гация не представляет всеобщего интереса или интереса для всех участников рынка одновременно, а лишь для их отдельных групп. У облигации, как правило, отсутствует общий рынок, имеется лишь сегментированный, т. е. свои обособленные профессиональные торговцы и клиенты (инвесторы). Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями предприятий постепенно стираются.

Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, называются облигациями "инвестиционного класса". Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными, в том числе так называемые бросовые облигации. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. В целом, чем выше рейтинг, тем ниже доход по ним. В отличие от акций, обращение облигаций не ха­рактеризуется такой же активностью. Хотя в ряде случаев облига­ции и присутствуют на фондовых биржах, поскольку часто этого требуют условия налогообложения процентного дохода или по дру­гим причинам, основной оборот облигаций совершается на вне­биржевом рынке. Это связано с тем, что каждая эмиссия облига­ций различна по своим условиям: срокам, процентным ставкам, встроенным опционам (правам) и т.д. Поэтому конкретная обли­гация не представляет всеобщего интереса или интереса для всех участников рынка одновременно, а лишь для их отдельных групп. У облигации, как правило, отсутствует общий рынок, имеется лишь сегментированный, т. е. свои обособленные профессиональные торговцы и клиенты (инвесторы).

Рынок корпоративных облигаций в РФ сравнительно молодой. Фактически толчком к развитию данного рынка послужил «августовский» кризис 1998 года, когда в результате кризиса банковской системы предприятия лишились возможности для получения кредитов. Во всех развитых странах, с цивилизованным рынком корпоративных облигаций основное количество заемных средств для финансирования инвестиций, предприятия получают путем выпуска и размещения корпоративных облигаций. Это обусловлено тем, что банковская система не в состоянии предоставить значительные объемы денежных средств на длительный срок. В Российской Федерации заимствование на рынке корпоративных облигаций пока не получило широкого распространения по ряду причин, в частности из-за несовершенства законодательства.

Рассмотрев структуру рынка корпоративных облигаций, основных направлений повышения его эффективности и тенденций развития данного рынка в РФ, нельзя недооценивать значение рынка корпоративных облигаций для государства в целом, так как средства привлекаемые предприятиями направляются на модернизацию производства, а отлично функционирующие предприятия – это огромные финансовые потоки в виде налоговых платежей в бюджет государства.



Список литературы

1.     Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 г.

2.     Рынок ценных бумаг: учбное пособие / В.Н. Едронова,                Т.Н. Новожилова. – М.: Магистр, 2007 г.

3.     Рынок ценных бумаг: учебник. – М.: ИНФРА – М.- 2007 г.

4.     Журнал: Рынок ценных бумаг.№ 9.2008 г.

5.     Журнал: Рынок ценных бумаг.№ 13.2008 г.