СОДЕРЖАНИЕ


1.   Какой  круг вопросов по курсу «Правоохранительные органы» решается в Конституции РФ?. ………………………………………………………...3

2.   Дайте понятие судебной инстанции и охарактеризуйте ее разновидности. 9

3.   Задача. Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы. 12

Список литературы.. 18























1.  Какой  круг вопросов по курсу «Правоохранительные органы» решается в Конституции РФ?


В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению  Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы, Генеральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о», ст. 71; п. «е»  ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации свидетельствуют о том, что к компетенции  Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы  в  Российской Федерации».

Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

Организация и деятельность государственных органов и негосударственных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных  актов различного уровня и неодинаковой юридической силы.

Это нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (виды источников).

По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего, универсальные правовые акты. К их числу  применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы – Конституция Российской Федерации [1].

К другой группе нормативных актов относятся такие законы и другие источники права, которые посвящены организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов.

В их состав входят правовые акты: о судах  и судебной власти; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате;  об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка.

Согласно Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

Конституцией Российской Федерации же определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных  судов устанавливается федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной системе, материальными и процессуальными законами.

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводству,  наиболее ярко выражены в тех  положениях, которые принято называть принципами.

Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить  лишь к принципам,  хотя бы и сформулированным Конституцией РФ.

В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве,  организации и деятельности  других правоохранительных органах.

Необходимо иметь ввиду, что Конституция, как нормативный источник  права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов.

Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Конституция РФ провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы (ст. 2). Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.

В числе последних в уголовном процессе существенное место принадлежит  следователям и органам дознания.

В то же время положения, содержащиеся в ст. 2 Конституции, оказывают воздействие на формирование в новом законодательстве, принимаемом в ходе судебной реформы в Российской Федерации, задач, стоящих перед судебной властью, правоохранительными органами, судопроизводством.

Эти идеи учтены при подготовке ряда принятых законов и разработке проектов нового законодательства.  Однако уже теперь, не ожидая принятия новых  законов о суде и судопроизводстве, не только в теории и в учебной литературе, но и в реальной практической деятельности необходимо учитывать, что правильное понимание современных задач правосудия и судопроизводства не может быть достигнуто только лишь на основе ст. 3 Закона о судоустройстве.

Необходимо обязательно иметь в виду положения ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан.

Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим  задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Моделируя  в процессуальных нормах возможные в ходе производства по уголовному делу общественные отношения, законодательство о судопроизводстве и правосудии тем самым обеспечивает реализацию уголовным правом охранительных функций.

А поскольку полное применение норм уголовного права может быть осуществлено путем вынесения актов органов правосудия, постольку невозможно выполнение  уголовным правом охранительных функций без судопроизводства и правосудия.

Поэтому законодательство о правосудии и судопроизводстве, взаимодействуя с уголовным правом, осуществляет охранительную функцию.

 Осуществляя эту функцию, уголовное право, судопроизводство, правосудие охраняют в числе других объектов жизнь, здоровье, интересы и свободы граждан.

Следовательно, уточняя задачи суда в свете ст. 2 Конституции Российской Федерации, надо иметь в виду указанные аспекты процессуальной деятельности суда и других государственных органов по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, которую осуществляют судебная власть, а также другие субъекты уголовного судопроизводства, ответственные за ведение уголовного дела (в том числе следователи, органы дознания, прокуратуры).

Конституция России всегда оказывала большое влияние на формирование законодательства о судопроизводстве, судоустройстве, правоохранительных органах, прокурорском надзоре.

Теперь же Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство),  непосредственно является источником права.

Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия  и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15). К тому же действующее законодательство о суде, правосудии  и некоторых правоохранительных органах России, несмотря на его многочисленные  изменения, в решении ряда вопросов отстает от Конституции РФ.

Безусловно, положительную роль для становления нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции Российской Федерации  вопросов:

а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области  законодательства (ст. 71 – 73);

б) установления приоритета  федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации;

в) признание  недопустимым противоречия федеральных законов федеральным конституционным законам;

г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации  законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции  Российской Федерации (ст. 76).

Надо признать, что конституционное положение о прямом действии норм Конституции Российской Федерации непривычно для субъектов  правоприменения России.

Такого положения в прежних  российских конституциях не было. Поэтому отсутствовала соответствующая правоприменительная практика. В сложном положении оказалось, конечно, не только регулирование общественных отношений в сфере  уголовного судопроизводства, но и оно тоже.

Как показала практика, суды и правоохранительные органы оказались психологически неготовыми к прямому применению конституционных норм в ходе производства по уголовному делу. Нельзя, однако, упрощать проблему прямого применения конституционных норм при производстве по уголовному делу [2].

Далеко не все нормы Конституции Российской Федерации могут быть применены  без их конкретизации, без установления в отраслевом законодательстве механизма их применения.

Более того, во многих нормах содержатся отсылки к текущему федеральному законодательству, в чем нетрудно убедиться, обратившись к тексту ст. 20, 25, 47 (ч. 1), 50 (ч. 2, 3), 51 (ч. 2), 121 (ч. 2), 122 (ч. 2), 123 (ч. 1, 2, 4).

Есть в Конституции Российской Федерации нормы, хотя прямо и не отсылающие к другим федеральным законам, но содержание которых предполагает необходимость соответствующих норм отраслевого закона, направленных на обеспечение действия конституционных норм.  

Подтверждением высказанных соображений являются, например, положения ст. 48, 52, 53, 123 (ч. 3).

Не обеспеченные отраслевым законодательством, обречены остаться отвлеченными декларациями положения, взятые из международно-правовых актов и включенные в текст Конституции [3].

2.  Дайте понятие судебной инстанции и охарактеризуйте ее разновидности.


Судебная инстанция – это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде. Виды инстанций: первая, апелляционная, кассационная, надзорная, возобновление дел по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятельствам, конституционное судопроизводство и рассмотрение судом дел об административных правонарушениях.[4]

При рассмотрении дела по первой инстанции суд впервые непосредственно сам исследует доказательства. У него появляется возможность произвести допросы, осмотр и иные судебные действия, проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виноватому наказания и вынести обвинительный либо оправдательный приговор (решение по существу дела).

В апелляционном порядке районные суды проверяют законность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров, постановлений, решений и определений мировых судей.

Апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения (определения) арбитражного суда субъекта РФ, принятые по первой инстанции, рассматриваются арбитражными апелляционными судами.

В различных процессах апелляционная инстанция имеет свою специфику. В уголовном ее характеризуют следующие основные черты. Свобода обжалования. Строго определенная форма повода к началу апелляционного производства. Апелляционная инстанция проверяет не только законность приговора (постановления), но и его обоснованность.

Возможность производства в апелляционной инстанции судебных действий и представления дополнительных материалов. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении  дела мировым судьей по первой инстанции. Широкие полномочия апелляционной инстанции.

Применительно к деятельности судов общей юрисдикции производство в кассационной инстанции представляет собой процедуру проверки законности и обоснованности приговоров и решений (определений, постановлений) суда (судьи), в том числе приговоров, решений  (определений, постановлений) апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу.

Основные черты кассационной инстанции в уголовном процессе следующие: свобода обжалования; строго определенная форма повода к началу кассационного производства; проверка законности и обоснованности приговора (постановления); право сторон представлять в суд кассационной инстанции дополнительные материалы; широкие полномочия кассационной инстанции; недопустимость ухудшения положения осужденного.

Надзорная инстанция – это пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений или постановлений судов.

Основные черты надзорного производства в уголовном судопроизводстве:  свобода обжалования; строго определенная форма повода к началу надзорного производства; возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов; широкие полномочия надзорной инстанции; проверка законности и обоснованности приговора (постановления и др.);  ревизионные начала надзорного производства (надзорная инстанция не связана  доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по делу в полном объеме); недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией; неоднократность надзорного производства.

 Возобновление дел по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятельствам – разновидность правосудия, в процессе которого осуществляется проверка законности (обоснованности) вступивших в законную силу приговоров (решений и др.)  соответствующих судов в свете вновь открывшихся  (ввиду новых) обстоятельств, являющихся составной частью предмета доказывания по делу, которые не были известны суду в момент рассмотрения дела и имеют существенное значение для его правильного разрешения.

В уголовном процессе  названная стадия может включить в себя досудебную часть. Здесь прокурором может быть возбуждено производство по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятельствам, произведено расследование (проверка) этих обстоятельств [5].

После подготовки заключения по итогам расследования (проверки) материалы расследования (проверки)  вместе с уголовным делом передаются в суд,  которым уголовное дело будет возобновлено и рассмотрено по аналогичным надзорному производству основаниям.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам  в гражданском и арбитражном процессах – это судебная деятельность, которая состоит из рассмотрения заявления о пересмотре решения  (определения и др.) по вновь  открывшимся обстоятельствам и из рассмотрения дела в обычном порядке.

Например, если отменено решение, вынесенное по первой инстанции, дело опять рассматривается по правилам рассмотрения дела по той же – первой инстанции.

Конституционное судопроизводство своими основными чертами схоже  с первой инстанцией. Здесь также судом непосредственно исследуются доказательства.

Отличие между этими инстанциями, как минимум, заключаются в субъекте, осуществляющем судопроизводство – это Конституционный Суд РФ, поводах и основаниях начала судопроизводства, а также полномочиях названной инстанции и последствиях принятого ею решения [6].


3.  Задача. Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы.


Признаки

Таможенная служба

Прокуратура

Милицейская служба

Судья

Министерство по налогам и сборам

1

2

3

4

5

6

Содержание службы

На таможенную службу возложено осуществление таможенного дела, то есть осуществление таможенной политики РФ, а также порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными  исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными  исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4)    надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.


Призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Осуществление правосудия- деятельности суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам – на разрешения дела по существу.

Особые формы правосудия: а) деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, направленная на установление виновности лица в совершении правонарушения, наложение административного взыскания либо на прекращение дела производством; б) осуществляемая в пределах предоставленных полномочий деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (Уставных) судов субъектов РФ, заключающаяся в разрешении по существу подсудных им дел.

Осуществляет  контроль за соблюдением  законов о налогах и сборах, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов налогоплательщиками, государственный контроль и регулирование  в области производства  и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим валютный контроль.

Отрасли права, регулирую-

щие деятельность

Административное право, конституционное право Российской Федерации, муниципальное право, уголовное право, предпринимательское право. 

Административное право, конституционное право Российской Федерации, муниципальное право, уголовное право, экологическое право, прокурорский надзор, жилищное право, трудовое право, гражданское право, семейное право, право социального обеспечения, уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс, арбитражный процесс, земельное право.

Административное право, конституционное право Российской Федерации, уголовное право.

Административное право, конституционное право Российской Федерации, гражданское право,  уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс, арбитражный процесс, земельное право.

Административное право, конституционное право Российской Федерации, финансовое право, налоговое право, бюджетное право, коммерческое право, страховое право, залоговое право.

Способ замещения должностей

ГТК возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению председателя ГТК РФ Правительством РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами.

Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности:

начальников главных управлений, советников, старших помощников, заместителей, старших прокуроров, старших следователей, прокуроров-  криминалистов.

Ст. 19 ФЗ «О милиции» закрепляет правила приема и увольнения сотрудников милиции.

Судьи (в том числе председатели, их заместители) федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Верховного Суда РФ и соответственно Председателя ВАС РФ. Лишь судьи Верховного Суда РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя этого суда.

Министр назначается на должность и освобождается  т должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ.

Наличие специальных званий

1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:

1) прапорщик таможенной службы;

2) старший прапорщик таможенной службы;

3) младший лейтенант таможенной службы;

4) лейтенант таможенной службы;

5) старший лейтенант таможенной службы;

6) капитан таможенной службы;

7) майор таможенной службы;

8) подполковник таможенной службы;

9) полковник таможенной службы;

10) генерал-майор таможенной службы;

11) генерал-лейтенант таможенной службы;

12) генерал-полковник таможенной службы;

13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

2. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, прокуроры районов и др. им присваиваются классные чины и звания.

Сотрудниками милиции в РФ являются граждане РФ, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Судьи соответствующих судов

В соответствии с ФЗ «О государственной службе в РФ»




























Список литературы



1.     Конституция  Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

2.     Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17. 01. 92 № 2202 – 1 (ред.  от 30. 06. 2003, с изм.  от 18. 07.2003);

3.     Аргунов В. Н., Бобров В. К., Божьев В. П. Правоохранительные органы: Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. – М.: Изд-во «Спарк», 1996.

4.     Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2003. N 10.

5.     Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.

6.     Гуценко К. Ф., Ковалев М. А.  Правоохранительные органы: Учебник для студентов юридических вузов факультетов. – М.: Изд-во «Бек», 1997.

7.     Жеругов Р. Т. Теория государства и права. М.; Нальчик, 1995.

8.     История и действительность // Законность. 2001. № 3;

9.     Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов /Под ред. Ю. И. Скуратова, 1998.

10.           Правоохранительные органы РФ. Сборник нормативных актов. М.: Изд-во «Юрайт», 1998.

11.           Российский прокурорский надзор: Учебник / Под редакцией Сухарева А.Я. М., 2001.

12.            Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608 с.





[1] Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов /Под ред. Ю. И. Скуратова, 1998. С. 304.


[2] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А.  Правоохранительные органы: Учебник для студентов юридических вузов факультетов. – М.: Изд-во «Бек», 1997. С. 109.


[3] Аргунов В. Н., Бобров В. К., Божьев В. П. Правоохранительные органы: Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. – М.: Изд-во «Спарк», 1996. С. 41.


[4] Жеругов Р. Т. Теория государства и права. М.; Нальчик, 1995. С. 156.


[5] Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2003. N 10. С. 5.


[6] Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. с. 209.