Введение


Образование определяет положение государства в современном  мире и  человека  в  обществе.  Отечественное  образование  имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия  стала страной  всеобщей  грамотности,  первой  вышла  в  космос,   достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.                                         

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых  конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство   гарантирует   гражданам   общедоступность   и бесплатность  начального  общего,   основного   общего,   среднего (полного)   общего   образования  и  начального  профессионального образования,  а также на конкурсной основе  бесплатность  среднего  профессионального,  высшего  профессионального  и  послевузовского  профессионального образования в  государственных  и  муниципальных  образовательных    учреждениях    в    пределах    государственных  образовательных  стандартов,  если  образование   данного   уровня гражданин получает впервые. Государство, таким образом берет на себя ответственность в предоставлении гарантированного бесплатного образования, а следовательно, и покрытие затрат на его осуществление. Тем не менее, бюджетных средств на содержание образовательных учреждений не хватает в катастрофических размерах.

Национальная доктрина образования в РФ и Федеральная программа развития образования предусматривают необходимость постепенного увеличения ассигнований из бюджета всех уровней на развитие образования. По мере стабилизации экономического положения в России наблюдается тенденция постоянного увеличения бюджетного финансирования образования, что способствует постепенному снижению остроты сложившейся за многие годы ситуации в образовательных учреждениях.

При реализации образовательными учреждениями образовательных программ применяются различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, но финансирование таких образовательных учреждений не   влечет  за  собой  увеличения норматива финансирования. Данный аспект представляется наследием доперестроечных времен. Современные технологии включают в себя использование компьютерной техники, техническое оборудование кабинетов и т.п., которые требуют дополнительного сверхнормативного финансирования вследствие высокой стоимости.

В условиях перехода к рыночной экономике актуальность бюджетного финансирования образовательных учреждений остается одной из главных проблем государственного бюджета. Хроническая задолженность работникам общеобразовательных учреждений по заработной плате имеет место на протяжении ряда последних лет. Такая ситуация приводит к негативным последствиям в виде оттока молодых специалистов из государственных общеобразовательных учреждений в коммерческие структуры. Пока еще школы держатся на «старых» доперестроечных кадрах, а что будет через несколько ближайших лет?  Отсюда вытекает актуальность темы дипломной работы «Финансирование расходов на содержание образовательных учреждений» выбрана не случайно.

Методология исследования в данной дипломной работе имеет: цель, предмет, задачи, содержание, информационную основу.

Цель данной работы – рассмотреть действующую систему финансирования образовательных учреждений, выявить ее недостатки и разработать схему финансирования образовательных учреждений, отвечающих потребностям рыночной экономики. Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:

-         определить  источники финансирования образовательных учреждений;

-         определить расходы бюджетных образовательных учреждений;

-         провести анализ действующей системы финансирования образовательных учреждений на примере образовательных учреждений комитета по молодежной политике Хабаровского края;

-         разработать предложения по улучшению финансирования образовательных учреждений.

Объекты исследования: ГОУ «Краевой Дом молодежи» и КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие». Предмет исследования – финансирование расходов образовательных учреждений.

Глава 1 Развитие системы образовательных учреждений в Российской Федерации


1.1 Сущность и виды образовательных учреждений в Российской Федерации


Сфера образования с самых древних времен у всех народов считалась ценнейшим даром. На каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждой личности, ее благополучия. Право на образование закреплялось в основных законах - конституциях государств - как неотъемлемое право человека. Россия в этом смысле была государством, шаг за шагом пытавшимся создать такую систему народного просвещения, которая могла бы эффективно способствовать ее переходу к цивилизованным формам жизни.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества быстро утрачиваются. Регулирование образовательного процесса осуществляется государством путем создания образовательных учреждений. Органом    исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по оказанию  государственных услуг  в  сфере  образования,  воспитания,  молодежной  политики  и развития общедоступных образовательных ресурсов после выхода Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» является Федеральное агентство  по образованию, которое находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.[1] 

Федеральное  агентство  по  образованию  осуществляет  свою деятельность   непосредственно   и   через   подведомственные   ему организации  во  взаимодействии  с  другими  федеральными  органами исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти субъектов Российской    Федерации,    органами    местного    самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правовой статус учреждений достаточно полно раскрывается в гражданском законодательстве. А образовательным признается учреждение, «…осуществляющее образовательный процесс,  то есть реализующее одну  или  несколько образовательных  программ  и  (или)  обеспечивающее  содержание  и  воспитание обучающихся, воспитанников».[2]

Формы и виды образовательных учреждений установлены Федеральным законом РФ «Об образовании», которого мы будем придерживаться при определении основных формулировок. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам     могут     быть     государственными,    муниципальными, негосударственными   (частными,   учреждениями   общественных    и религиозных организаций (объединений)).                           

Необходимо особо подчеркнуть, что действие законодательства  Российской  Федерации   в   области образования  распространяется на все образовательные учреждения на территории    Российской    Федерации     независимо     от     их организационно-правовых форм и подчиненности.                     

К образовательным относятся учреждения следующих типов:    

1) дошкольные;                                                

2) общеобразовательные (начального общего,  основного  общего,  среднего (полного) общего образования);                           

3) учреждения    начального    профессионального,     среднего профессионального,  высшего  профессионального  и  послевузовского профессионального образования;                                    

4) учреждения дополнительного образования взрослых;           

5) специальные (коррекционные) для обучающихся,  воспитанников с отклонениями в развитии;                                        

6) учреждения дополнительного образования;                    

7) учреждения  для   детей-сирот   и   детей,  оставшихся  без попечения родителей (законных представителей);                     

8) учреждения дополнительного образования детей;              

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 

Деятельность      государственных      и      муниципальных образовательных учреждений регулируется  типовыми  положениями  об образовательных   учреждениях   соответствующих   типов  и  видов, утверждаемыми    Правительством    Российской     Федерации,     и разрабатываемыми   на  их  основе  уставами  этих  образовательных учреждений. Для негосударственных   образовательных   учреждений   типовые  положения  об  образовательных   учреждениях   выполняют   функции примерных.                                                        

Государственный статус  образовательного  учреждения, то есть тип, вид   и  категория  образовательного  учреждения,  определяемые  в соответствии  с   уровнем   и   направленностью   реализуемых   им образовательных  программ, устанавливается при его государственной аккредитации.  Образовательное учреждение могут иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут по его доверенности осуществлять полностью  или частично правомочия юридического лица,  в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета  в  банковских  и других кредитных организациях.                                     

Образовательные     учреждения   также  вправе      образовывать образовательные  объединения  (ассоциации и союзы),  в том числе с участием  учреждений,  предприятий  и   общественных   организаций (объединений).  Указанные  образовательные объединения создаются в целях развития  и  совершенствования  образования  и  действуют  в соответствии   со   своими   уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных  объединений  регулируется законом.                                                           

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются  и  на  общественные  организации  (объединения), основной   уставной   целью   которых   является   образовательная деятельность,  только  в  части  реализации   ими   дополнительных образовательных программ.

Далее будет логичным рассмотреть подробнее сущность основных видов образования.

1) Дошкольное образование.

Первыми педагогами ребенка являются его родители, которые обязаны заложить основы  физического,  нравственного  и  интеллектуального развития  личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство, в свою очередь, гарантирует финансовую и материальную поддержку в  воспитании  детей  раннего  детского   возраста,   обеспечивает доступность  образовательных  услуг  дошкольного  образовательного учреждения для всех слоев населения.  Сеть дошкольных учреждений, таким образом, создана для  охраны  и  укрепления  их  физического  и  психического  здоровья,   развития индивидуальных  способностей  и  необходимой  коррекции  нарушений развития детей.

2) Начальное общее, основное общее, среднее (полное)общее образование.                                 

Общее    образование   включает   в   себя   три   ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Обучение  детей в образовательных учреждениях,  реализующих программы начального общего образования,  начинается с  достижения ими    возраста   шести   лет   шести   месяцев   при   отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста    восьми   лет.   По   заявлению   родителей   (законных представителей)  учредитель  образовательного  учреждения   вправе разрешить  прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.  По завершении основного общего образование обязательным является итоговая аттестация выпускников.    

Общеобразовательные учреждения по договорам и  совместно  с предприятиями,   учреждениями,   организациями   могут   проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве  дополнительных (в   том   числе   платных)   образовательных  услуг  при  наличии соответствующей   лицензии   (разрешения)   на    указанный    вид деятельности.  Начальная  профессиональная  подготовка  проводится только  с  согласия   обучающихся   и   их   родителей   (законных представителей).                                                  

3) Начальное профессиональное образование.             

Основной целью начального  профессионального   образования является  подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.         

Начальное профессиональное образование может быть  получено в   образовательных   учреждениях   начального   профессионального образования (профессионально-технических и иных  училищах  данного уровня).                                                          

4) Среднее профессиональное образование.

Основная сущность среднего профессионального образования заключается в подготовке специалистов среднего звена,  на  базе  основного  общего, среднего   (полного)   общего   или  начального  профессионального  образования. Среднее  профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних  специальных  учебных  заведениях)  или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 

5) Высшее профессиональное образование.                

Сущность высшего профессионального образования – подготовка и переподготовка специалистов    соответствующего    уровня  на   базе   среднего   (полного)   общего,  среднего профессионального образования. Высшее  профессиональное  образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального  образования, так называемыми - высших учебных заведениях (университет, академия, институт).                                      

6) Послевузовское профессиональное образование.        

Послевузовское  профессиональное  образование предоставляет гражданам  возможность  повышения  уровня  образования,   научной, педагогической  квалификации  на  базе  высшего  профессионального образования. Послевузовское   профессиональное  образование  может  быть получено в аспирантуре,  ординатуре,  адъюнктуре  и  докторантуре, создаваемых      в     образовательных     учреждениях     высшего профессионального  образования  и  научных  организациях,  имеющих соответствующие лицензии.                                         

7) Дополнительное образование.                         

Дополнительные образовательные программы  и  дополнительные образовательные   услуги   реализуются   в   целях   всестороннего удовлетворения  образовательных  потребностей  граждан,  общества, государства. В пределах  каждого   уровня   профессионального   образования основной  задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего,  служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Для детей также существует дополнительное образование, которое предоставляют следующие образовательные учреждения:[3]                  

1) Центр (дополнительного образования детей, развития  творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного  образования, детско-юношеский,   детского   творчества,   детский  (подростковый), внешкольной          работы,           детский          экологический (оздоровительно-экологический,  эколого-биологический),  детского   и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской,  детский   (юношеский),   эстетического  воспитания   детей, (культуры,    искусств    или    по    видам    искусств),    детский оздоровительно-образовательный  (профильный).                       

2) Дворец (детского  (юношеского) творчества, творчества  детей и молодежи,    учащейся    молодежи,    пионеров   и  школьников,  юных натуралистов,  спорта   для   детей  и   юношества,   художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств).          

3) Дом  (детского  творчества,  детства  и  юношества,  учащейся молодежи,  пионеров   и  школьников,   юных  натуралистов,   детского (юношеского)  технического  творчества  (юных  техников),  детского и юношеского  туризма  и  экскурсий  (юных  туристов),  художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств).         

4) Клуб   (юных  моряков,   речников,  авиаторов,   космонавтов, парашютистов,   десантников,   пограничников,   радистов,   пожарных, автомобилистов,   детский   (подростковый),   детский   экологический (эколого-биологический),  юных  натуралистов,  детского  (юношеского) технического  творчества  (юных  техников),  детского  и   юношеского туризма  и  экскурсий  (юных  туристов),  детско-юношеский  физической подготовки).                                                        

5) Детская студия (по различным видам искусств).                

6) Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества    (научно-технического,    юных    техников),     детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского  туризма и экскурсий (юных туристов).                                        

7) Детский парк.                                                

8) Школа  (по различным  областям науки  и техники,  по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая,  в т.ч. олимпийского резерва).                                         

9) Музей (детского творчества, литературы и искусства).         

10) Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Необходимо отметить, что в Российской  Федерации  на  протяжении  85  лет  сложилась  и  продолжает  развиваться  государственная  система  дополнительного  (внешкольного) образования детей, не имеющая аналогов в мире.  Она включает  в  себя  18  тыс.  образовательных   учреждений   разной ведомственной принадлежности, 440 тыс. педагогов, 13 млн. детей  в возрасте  от  5  до  18  лет,  занимающихся  в   свободное   время дополнительным    образованием    по    выбору:    художественным, научно-техническим,      спортивным, туристско-краеведческим, эколого-биологическим,    исследовательской    деятельностью.    В Концепции модернизации российского образования на период  до  2010 года  подчеркнута  особая  роль  этих  учреждений  как  одного  из определяющих  факторов  развития   склонностей,   способностей   и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.  Кроме  того,  с  каждым  годом  возрастает  их  роль  в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого   досуга,   профилактике   правонарушений,   наркомании, безнадзорности   и    других    асоциальных    проявлений    среди  несовершеннолетних.[4]                                               

В  соответствии  с  распоряжением   Правительства   Российской  Федерации  от  27.12.2000  №1847-р  разработана   и   утверждена Межведомственная  программа   развития   системы   дополнительного образования детей на 2002 - 2005 годы, направленная на  сохранение сети   и   дальнейшее   совершенствование   системы,   обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного  образования детей.                                                            

Системообразующими    центрами    развития     дополнительного образования детей на федеральном и региональном  уровнях  являются государственные  учреждения  дополнительного  образования   детей, которые выполняют функции, не относящиеся  к  полномочиям  органов местного  самоуправления.  Они  призваны  участвовать   в осуществлении полномочий органов государственной власти в  области воспитания и образования детей и в рамках этого:                  

- являются    опорными    образовательными    учреждениями, осуществляющими сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений в  системе  воспитания  и дополнительного  образования  детей; 

- обеспечивают  участие  детей субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня; 

- реализуют функции  организационно-методических  центров  для образовательных  учреждений  всех  типов  и  видов  субъектов  РФ;

- осуществляют  программно-методическое  обеспечение   муниципальных учреждений дополнительного образования детей; организуют работу по переподготовке и повышению квалификации  педагогических  кадров  с учетом специфики деятельности; проводят экспериментальную работу; 

- организуют работу с одаренными детьми от  муниципального  до федерального и международного уровней,  участвуют  в  формировании молодежной политики, способствуют развитию «замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению негативных социальных  явлений  в детской и молодежной среде.                                       

Позитивные   результаты   деятельности   системы   достигаются благодаря   четко   выстроенной   управленческой   вертикали    на муниципальном, региональном и федеральном уровнях,  способствующей развитию мотивации, совершенствованию деятельности,  стремлению  к достижению высоких  показателей  в  различных  областях  знаний  и творческой деятельности на конкурсах,  соревнованиях,  олимпиадах,  состязаниях   и   т.д.

Получение дополнительного  образования  как составной части основного  общего  образования  является  функцией государства с соответствующим финансированием их за счет  бюджета  субъекта  для выполнения делегированных им полномочий.

Учитывая тематику данной работы, рассмотрим систему образования Хабаровского края и виды образовательных учреждений, действующих на его территории.

Система образования Хабаровского края, основываясь на принципе непрерывности, объединяет все уровни образования: общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование и представлена учреждениями всех типов и видов.

На территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2004 функционируют 1203 образовательных учреждения, в том числе:[5]

а) в системе общего образования:

- 456   муниципальных дневных общеобразовательных школ, из них 10 гимназий, 9 лицеев, 4 общеобразовательных школы-интерната;

- 29 вечерних (сменных) школ;

- 29 специальных коррекционных образовательных учреждений;

- 1 специальная школа для детей с девиантным поведением;

- 38 детских домов;

- 81 учреждение дополнительного образования детей;

- 427 дошкольных учреждений, в том числе 367 муниципальных, 60 прочих ведомств;

- 9 негосударственных общеобразовательных школ;

- 4 общеобразовательных учреждения прочих ведомств, в том числе 1 коррекционное образовательное учреждение.

б) в системе профессионального образования:

-         30 учреждений высшего профессионального образования;

-         30 учреждений среднего профессионального образования;

-         49 учреждений начального профессионального образования.

в) 20 прочих учреждений, в том числе Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и   краевой дом работников образования.

В образовательных учреждениях края получают знания и воспитываются 357536 учащихся, студентов, детей в дошкольных учреждениях.

Министерство образования Хабаровского края работает над созданием механизма устойчивого развития системы образования с учетом региональных особенностей и условий, обеспечивающих реализацию Концепции модернизации российского образования до 2010г.

Приоритетными направлениями деятельности министерства являются:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования;

- создание условий для повышения качества общего и профессионального образования;

- формирование эффективных экономических отношений в образовании;

- обеспечение экономики и социальной сферы края квалифицированными кадрами различного профессионального уровня;

- управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

В функции министерства Образования Хабаровского края входит:

- определение краевой политики в области образования, обеспечение ее реализации с участием органов государственной власти Хабаровского края, органов управления муниципальных образований и общественного самоуправления Хабаровского края, общественных организаций, деятелей науки, образования, культуры на основе Федеральной программы развития образования;

- комплексный анализ и прогноз тенденций развития системы образования Хабаровского края;

- прогноз развития сети в Хабаровском крае государственных и муниципальных учреждений системы дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

- организация экспертизы проектов краевых и муниципальных целевых программ в области образования;

- реализация инновационной политики в области технологий управления образованием, технологий обучения, направленной на эффективную реализацию целей общего и профессионального образования;

- разработка и осуществление совместно с муниципальными органами управления образованием Хабаровского края, учреждениями высшего, среднего профессионального и послевузовского образования комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала для системы общего и начального профессионального образования;

- лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;

- разработка прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы системы общего и  профессионального образования Хабаровского края;

- координация и проведение научно-исследовательских работ, имеющих приоритетное прикладное значение для системы образования Хабаровского края; внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежного опыта в сфере образования;

- разработка и реализация мер по созданию и развитию краевых информационных и телекоммуникационных структур в сфере образования;

- иные функции и полномочия в системе образования, определенные действующим законодательством.

Рассмотрев, таким образом, сущность и виды образовательных учреждений в России можно сделать следующие выводы:

- создание образовательных учреждений осуществляется государством с целью регулирования образовательного процесса, им же определяются типы и виды образовательных учреждений в законодательном порядке;

- основная сущность образовательного учреждения заключается в реализации одной или нескольких образовательных программ, составляющими образовательный процесс;

- различия между типами и видами образовательных учреждений заключаются в степени сложности образовательных программ и уровнем образования;

- с финансово-экономической точки зрения образовательное учреждение является хозяйствующим субъектом, оказывающим образовательные услуги.

Для того, чтобы оказывать услуги в сфере образования образовательное учреждение должно располагать определенной материально-технической базой, кадрами, иными словами - осуществлять расходы, связанные с данным видом деятельности. Если имеются расходы, значит должны быть источники средств для их покрытия. Поэтому в следующем разделе рассмотрим экономическое содержание и назначение расходов на образовательные учреждения.

         

1.2 Экономическое содержание и назначение расходов на образовательные учреждения


В предыдущем разделе было установлено, что образовательные учреждения создаются государством, образовательный процесс также регулируется государством, откуда следует, что образовательные учреждения в подавляющем большинстве находятся на бюджетном финансировании.

В соответствии со ст.70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения, к которым также относятся бюджетные образовательные учреждения,  расходуют бюджетные  средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми    актами,    регулирующими    размер    заработной   платы соответствующих категорий работников;

- перечисление  страховых  взносов  в  государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми  актами  органов местного самоуправления;

- командировочные  и  иные  компенсационные  выплаты  работникам  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным  или муниципальным контрактам;

- оплату  товаров,  работ  и  услуг  в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных  средств бюджетными  учреждениями на  иные  цели не допускается.

Все закупки  товаров,  работ  и  услуг  на  сумму  свыше  2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно  на основе государственных или муниципальных контрактов.

Трансферты населению - бюджетные средства  для  финансирования обязательных  выплат  населению:   пенсий,   стипендий,   пособий, компенсаций,    других    социальных     выплат,     установленных законодательством    Российской    Федерации,    законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов  местного самоуправления.[6]                                                                  

Бюджетное  учреждение   -  организация,  созданная   органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами  местного самоуправления   для   осуществления   управленческих,   социально  - культурных,  научно  -  технических  или иных функций некоммерческого характера,  деятельность  которой  финансируется  из соответствующего бюджета или  бюджета государственного  внебюджетного фонда  на основе сметы доходов и расходов.

В  смете доходов  и расходов  должны быть  отражены все доходы бюджетного образовательного учреждения,  получаемые как  из бюджета ,  так  и  от  осуществления  предпринимательской деятельности, в том  числе доходы от  оказания платных услуг,  другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности,  закрепленной  за   бюджетным  учреждением  на   праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное образовательное учреждение  при  исполнении  сметы  доходов и расходов самостоятельно   в   расходовании   средств,   полученных   за   счет внебюджетных источников.

Смета бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Смета помимо этого является разновидностью финансово-правового акта, а с учетом этого смета имеет и юридическое значение. Ее юридическое значение заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Существует алгоритм в соответствии с которым, если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие ассигнования нельзя расходовать и любой кассовый расход может быть признан нецелевым. Составление смет является составной частью бюджетного процесса и имеет собственное наименование - сметный процесс.

Расходы осуществляются в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Экономическая   классификация   расходов   бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов  бюджетов  всех уровней по их экономическому содержанию.[7]

Виды смет бюджетных образовательных учреждений подразделяются на:

- индивидуальные - составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения,

- сводные - индивидуальные сметы объединяются в сводные. Обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере. Сводные делятся на индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных и сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.

- сметы централизованных мероприятий - они составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий.

Составление проектов сметы совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы осуществляется на основе контрольных цифр, которые сообщаются высшими органами управления. Контрольные цифры сообщают информацию о лимитах бюджетных ассигнований. Вышестоящие организации доводят такие контрольные цифры до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации получают цифры от соответствующего финансового органа (комитет по финансам и контроля для субъекта; министерство финансов для РФ).

При составлении сметы, помимо контрольных цифр, бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов (размеры затрат на расчетную единицу, установленные компетентными органами). Нормы затрат определяются по различным объектам Правительством РФ.

Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером, и направляются в вышестоящую организацию, где включаются составной частью в сводную смету вышестоящей организации, в свою очередь сводные сметы включаются составной частью в расходную часть соответствующего бюджета. Сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств.

Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные образовательные учреждения составляют отчеты об исполнении сметы. Существуют типовые сметы, которые утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Необходимо также сказать, что из всех составных расходов сметы, главной является статья оплаты труда.

С принятием Бюджетного кодекса РФ кардинально возросло значение сметы. Особенно значение сметы возрастает с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. И поскольку для федерального уровня такая система юридически сложившийся факт, смета начинает проникать во все сферы государственной деятельности. Применительно к сметно-бюджетному финансированию это означает, что ни один расход не сможет быть осуществлен без обоснованной сметы.

До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере с потребностями всемерного развития социальной сферы (образования. здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия их расходов — средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорских взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.

Теперь бывшая смета расходов именуется как “Смета доходов и расходов” конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно по каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе.

Раздел 1. Доходы и поступления.

В нем представлены доходы и поступления, подлежащие распределению по экономическим нормативам (поступления из бюджета по нормативам, другие поступления от платы за выполнение работы и услуги для других, за проживание в общежитиях (студентов), проценты банка за пользование временно свободными средствами учреждений). В разделе предусмотрена возможность получения бюджетной организацией прибыли по своей производственной деятельности.

Вторая часть первого раздела отведена целевым доходам и поступлениям в виде дополнительных ассигнований на централизованные и неплановые мероприятия, поступлений из финансового резерва вышестоящего звена управления, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественные организаций, населения. В совокупности все средства, поступившие по этим источникам, составляют доходы.

Раздел 2. Расходы и направления.

- оплата труда государственных служащих;

- стипендии;

- трансферы населению;

- материальные затраты (приобретение расходных материалов; оплата услуг связи; коммунального хозяйства; прочих услуг);

- расходы за счет фонда производственного и социального развития (ФПСР) – капитальный ремонт, приобретение инвентаря и др.

Третьим (неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетов статей сметы, состоящих из ряда таблиц:

- распределение расходов;

- производственные показатели;

- расчет расходов на оплату труда, на коммунальные услуги, тарифный список работников и др.

Образовательное  учреждение   самостоятельно   осуществляет финансово-хозяйственную  деятельность.  Оно  имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.[8]   Финансовые   и   материальные   средства   образовательного учреждения,  закрепленные  за  ним  учредителем   или   являющиеся собственностью  данного образовательного учреждения,  используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом  образовательного учреждения  и  изъятию  не  подлежат,  если  иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.  Не   использованные   в  текущем  году  (квартале,  месяце) финансовые  средства  не  могут  быть  изъяты  у  образовательного учреждения  или  зачтены  учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).    

Образовательное учреждение вправе с  согласия  собственника использовать  закрепленные  за  ним  финансовые  средства  и  иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности,  связанной с  получением дохода.  В этом случае собственник получает право на часть  дохода  от  использования  закрепленных  за  ним   объектов собственности    в    размере,    определенном   договором   между собственником и образовательным учреждением.                      

С учетом изложенного в данном подразделе можно сделать следующие выводы:

- расходы образовательных учреждений осуществляются самостоятельно на основании утвержденной «Сметы доходов и расходов»;

- расходы осуществляются в соответствии экономическими кодами бюджетной классификации расходов.

Помимо бюджетного финансирования законодательством РФ разрешено оказывать дополнительные образовательные услуги на платной основе, то есть финансирование образовательных учреждений также осуществляется за счет внебюджетных источников. Поэтому в следующем разделе рассмотрим финансирование образовательных учреждений за счет внебюджетных источников.


1.3 Система финансирования образовательных учреждений за счет внебюджетных источников

 

Государственная  политика  в  области финансирования образования обязана  обеспечить  на  первом  этапе  опережающий  рост расходов на систему  образования  в  общем  объеме  государственных  расходов   и существенное  повышение  их   эффективности,  создание  условий   для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.  Для   реализации   целей   и   задач,   определяемых  национальной доктриной образования в РФ, предусмотрены возможности  привлечения  в  сферу образования  средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.          В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а  также за счет  иных источников,  устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться  средства  в  объемах,  необходимых  для реализации положений действующего законодательства  об образовании в  Российской Федерации.[9]                                                           

Образовательное    учреждение    независимо    от    его организационно-правовой   формы   вправе   привлекать   в порядке, установленном      законодательством     Российской     Федерации, дополнительные финансовые,  в том числе валютные, средства за счет предоставления   платных   дополнительных  образовательных  и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за  счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических  лиц,  в  том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц.                                       При этом привлечение   образовательным   учреждением  дополнительных  средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.                                       

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр)  по  приему  обучающихся  подготовку  и переподготовку  работников  квалифицированного  труда  (рабочих  и служащих) и специалистов соответствующего  уровня  образования  по договорам  с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.                                               

  Оказание платных образовательных услуг осуществляется:

- по   дополнительным    образовательным   программам;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

- репетиторство;

- занятия  с  обучающимися  углубленным изучением предметов и другие услуги),  не  предусмотренные  соответствующими   образовательными программами и государственными образовательными стандартами.      

Доход  от  указанной  деятельности   государственного   или муниципального   образовательного   учреждения   за  вычетом  доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение,  в  том  числе  на  увеличение  расходов на заработную плату,  по его усмотрению.  Данная  деятельность  не  относится  к предпринимательской.                                              

Необходимо особо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной   деятельности,   финансируемой  за  счет  средств бюджета.  В противном случае  средства,  заработанные  посредством такой   деятельности,   изымаются   учредителем   в   его  бюджет.

Помимо государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере образования работают негосударственные образовательные учреждения, которые вправе взимать плату с обучающихся, в число которых входит обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Взаимоотношения     негосударственного     образовательного учреждения и обучающегося,  воспитанника,  его родителей (законных представителей)  регулируются  договором,   определяющим   уровень образования,  сроки  обучения,  размер  платы  за  обучение,  иные условия.                                                          

Согласно действующему законодательству образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.[10]                        

Законодатель разъясняет, что к    предпринимательской    деятельности   образовательного учреждения относятся:                                              

- реализация и  сдача  в  аренду  основных  фондов  и  имущества образовательного учреждения;                                      

- торговля покупными товарами, оборудованием;                   

- оказание посреднических услуг;                                

- долевое участие  в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;                                   

- приобретение акций,  облигаций,  иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;                           

- ведение приносящих   доход  иных  внереализационных  операций, непосредственно   не   связанных   с   собственным   производством предусмотренных   уставом   продукции,   работ,   услуг   и  с  их реализацией.                                                      

Необходимо иметь ввиду, что деятельность   образовательного  учреждения  по  реализации производимой    продукции,    работ    и    услуг    «…относится   к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой  деятельности  доход  не  реинвестируется  непосредственно в данное образовательное  учреждение  и  (или)  на  непосредственные  нужды обеспечения,   развития   и   совершенствования   образовательного процесса  (в   том   числе   на   заработную   плату)   в   данном образовательном учреждении».[11]                                       

В своей  предпринимательской  деятельности  образовательное учреждение  приравнивается  к предприятию и подпадает под действие законодательства     Российской      Федерации      в      области предпринимательской деятельности.

Помимо производственной и торговой коммерческой деятельности образовательное учреждение вправе осуществлять индивидуальную    трудовую   педагогическую   деятельность, которая сопровождается получением   доходов и рассматривается как предпринимательская.  

Бюджетные образовательные учреждения, осуществляющие коммерческую деятельность обязаны составлять смету доходов и расходов «.. по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и представлять их в соответствующее управление федерального казначейства по субъекту РФ.[12]

Помимо перечисленного, образовательное  учреждение,  независимо  от  его  организационно   - правовой формы,  вправе привлекать  дополнительные финансовые,  в том числе    валютные,    за  счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.  

Образовательное  учреждение  вправе  использовать  дополнительные привлеченные  финансовые  средства  на  функционирование  и  развитие учреждения, осуществление образовательного  процесса, в том  числе на приобретение  предметов   хозяйственного  пользования,   обустройство интерьера, проведение  ремонтных работ,  организацию досуга  и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.  

В условиях значительного дефицита бюджетных средств, выделяемых в последние  годы  на  содержание   и  развитие  системы   образования, образовательные  учреждения  явно  недостаточно  используют имеющиеся возможности  привлечения  внебюджетных   средств  от   предоставления дополнительных образовательных услуг, спонсорских взносов  физических и юридических лиц и т.п.                                             

 Внесение  денежных  средств  (пожертвований)  физическими и юридическими    лицами,    в    том    числе   родителями  (законными представителями обучающихся),  осуществляется только  на добровольной основе  целевым  назначением   на  расчетный  счет   образовательного учреждения.[13]

Таким образом, система финансирования образовательных учреждений за счет внебюджетных источников включает в себя  доходы от оказания дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, доходы от коммерческой деятельности.

В следующей главе проведем анализ системы финансирования образовательных учреждений на примере образовательных учреждений Хабаровского края ГОУ «Краевой Дом молодежи» и КГОУ «Краевой детский центр «Созвездие»                                                          

                                                                     


Список литературы


1       Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Сибирское Университетское издательство. – Новосибирск. – 2003.

2       Гражданский кодекс РФ.

3       Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений  основного общего образования».

4       Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

5       Федеральный закон от 31 июля 1998 года №145-ФЗ. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 20.08.2004).

6       Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 20.08.2004).

7       Федеральный закон РФ от 10 июля от 19992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 20.07.2004 № 68-ФЗ).

8       Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Принят Государственной Думой 15 марта 2000 г.

9       Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №288 «О Федеральном агентстве по образованию».

10  Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. №127н.

11  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  Федеральное агентство по образованию  от 21 июля 2004 №32 «Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и  расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений»

12  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N АФ-705 «О государственных образовательных учреждениях дополнительного  образования детей»

13  Распоряжение   Правительства   Российской  Федерации  от  27.12.2000  №1847-р  «О межведомственной  программе   развития   системы   дополнительного образования детей на 2002 - 2005 годы»

14  Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы, 1999.

15  Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. – М.: Экзамен, 2001.

16  Бюджетная система России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

17  Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999.

18  Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

19  Бюджетные учреждения. / Л.А. Дробозина и др.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2002.

20  Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1999.

21  Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. – М.: Интерпрессервис, 2003.

22  Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

23  Замков О.О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост// Вестник Московского Университета. - Серия 6: Экономика. - 2003. - № 2. – С. 3 – 22.

24  Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24.03.97 №12 «Об учреждениях дополнительного образования детей»

25  Инструктивное письмо министерства общего и профессионального образования РФ от 15 декабря 1998 г. №57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений»

26  Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. / Под ред. М.А. Яхьева. – М.: Экзамен, 2001.                                                                                                                                                                                

27  Национальная доктрина образования в Российской Федерации

28  Учительская газета №1. – 3 января 2002 г.

29  Романовский М.В. Финансы и кредит. Учебное пособие.- Москва; издательство ЮРАЙТ, 2004.

30  Финансы. Учебник / под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.

31  Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

32  Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.

33  Хотеев Н. Счетчик на каждого не поставишь или сколько стоит государственная гарантия? / Учительская газета №38, 16 сентября 2003 г.

34  Хупсевич О.Д.  О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений / Вопросы экономики № 10-2003, с. 127-139.

35  Ходорович М. И. Бюджет и бюджетная система.  - М.: Экономическое образование, 2002.

36  Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2003.

37  Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2000.

38   www.khabkrai.ru/about/education.html Официальный сайт администрации Хабаровского края.

                               



[1]Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №288 «О Федеральном агентстве по образованию»                                   

[2]Федеральный закон РФ от 10 июля от 19992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 20.07.2004 № 68-ФЗ)


[3]Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24.03.97 N 12 «Об учреждениях дополнительного образования детей»

[4]Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N АФ-705 «О государственных образовательных учреждениях дополнительного  образования детей»

[5]www.khabkrai.ru/about/education.html Официальный сайт администрации Хабаровского края

[6]Федеральный закон от 31 июля 1998 года №145-ФЗ. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 20.08.2004), ст. 75

[7]Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 20.08.2004), ст. 22

[8]Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 20.07.2004)

[9]Правительство Российской Федерации. Национальная доктрина образования в Российской Федерации

[10]Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 20.07.2004), ст. 47


[11]Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 20.07.2004), ст. 47


[12]Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  Федеральное агентство по образованию  от 21 июля 2004 №32 «Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и  расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений»

[13] Инструктивное письмо министерства общего и профессионального образования от 15 декабря 1998 г. N 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений»