Содержание


Задание № 1____________________________________________________ 3

Задание № 2____________________________________________________ 7

Задание № 3___________________________________________________ 11

Задание № 4___________________________________________________ 14

Задача № 1____________________________________________________ 18

Задача № 2____________________________________________________ 20

Задача № 3____________________________________________________ 25

Список источников и литературы_______________________________ 26


Задание № 1


Что такое обязательственный статут? В каких пределах его содержание определяется волей сторон? К каким вопросам обязательственных отношений автономии воли сторон исключается?


Обязательственный статут сделки - сделки - устанавливается путем определения применимого права и определяет, в свою очередь, права и обязанности сторон по сделке, последствия ее неисполнения, просрочки, сроки исковой давности, обстоятельства освобождения от ответственности. К форме подписания сделки обязат. статут применяться не может т.к. у нас жесткая форма сделки.

Закон автономии воли определяет статут обязательственного правоотношения, предусматривая, что оно регулируется правом того государства, которое выбрали стороны такого правоотношения. Наличие иностранного элемента и договорный характер отношений между субъектами обусловливают возможность выбора подлежащего применению материального права самими сторонами - участниками договора. Закон автономии воли занимает центральное место во всех национальных системах МЧП, и все остальные коллизионные привязки рассматриваются как носящие вспомогательный характер и используемые только при отсутствии выбора применимого права сторонами, заключившими договор. Широкое применение закона автономии воли на практике привело к определенной устойчивости его содержания, которое тем не менее подверглось различной правовой оценке. В научной литературе были сформулированы три подхода к раскрытию сущности этого института.

Ряд ученых объясняют автономию воли как институт, созданный соответствующей национальной правовой системой для разрешения коллизий законов, возникающих в международных сделках, и рассматривают волю сторон как одну из коллизионных привязок, способных определить применимый к данному случаю закон, ставя его на тот же уровень, что и другие коллизионные привязки, существующие в той же правовой системе (как, например, место заключения договора, место исполнения обязательства и т.д.).

Другие авторы выводят автономию воли из свободы договора, разрешенной соответствующей национальной системой гражданского права. Поэтому они ограничивают применимость автономии воли лишь сферой, регулируемой диспозитивными, но не императивными нормами.

Согласно третьей точке зрения, автономия воли является не коллизионной нормой, а своеобразным способом регулирования правовых отношений с иностранным элементом. Специфика положения автономий воли в правовой системе объясняется тем, что этот институт непосредственно связан с самой природой права как особого общественного явления. Поскольку большинство правовых систем признает правовые системы других стран и находится в постоянном международном взаимодействии, автономию воли следует рассматривать как выражение сущности права. Несмотря на наличие разных подходов к раскрытию природы и места закона автономии воли в правовой системе того или иного государства, законодательство практически всех государств закрепляет его в качестве определяющего начала в регулировании договорно-правовых отношений с иностранным элементом.

В связи с формулировками закона автономии воли, имеющими сходный характер, несмотря на различие в правовых системах, его включающих, возникает вопрос о существовании ограничителей относительно выбора подлежащего применению права. Будет ли признан юрисдикционным органом выбор сторонами права, не имеющего никакой связи с регулируемым договорным отношением? Сложившаяся судебная и арбитражная практика в целом дает положительный ответ на поставленный вопрос, однако предусматривает другие ограничения. Позиция англо-саксонской системы права отражена в деле Vita Food Products Inc v. Unus Shipping Co. Ltd (1939), в котором было указано, что выбор сторонами подлежащего применению права должен быть добросовестным и законным. Статья 16 Римской конвенции гласит, что отказ от применения права какого-либо государства может последовать только в том случае, когда такое применение явно несовместимо с публичным порядком, действующим в месте нахождения суда. Таким образом, можно утверждать о наличии по крайней мере двух условий осуществления закона автономной воли:

1) выбор сторонами права, подлежащего применению к договорным отношениям между ними, не должен противоречить публичному порядку государства, где это применение должно осуществляться;

2) выбор сторонами подлежащего применению права не должен быть сделан с единственной целью обойти закон, т.е. путем выбора права исключить императивные нормы, применение которых к договору в противном случае было бы обязательным.

Немецкие исследователи в области МЧП полагают, что принцип автономии воли подлежит ограничениям на трех уровнях:

- отсутствие иностранного элемента. Стороны, чьи договорные отношения привязаны лишь к одному правопорядку, не могут изменить императивные нормы этого правопорядка. При этом договор не теряет связи с данным правопорядком лишь на том основании, что стороны выбрали иностранное право и/или иностранную юрисдикцию. Считается общепризнанным, что стороны могут подчинять иностранному праву и чисто внутренние сделки. Однако императивные нормы национального права имеют здесь приоритет перед выбранным сторонами правом;

- сторона в договоре, требующая специальной защиты. В данном случае наиболее характерным примером ограничения принципа автономии воли являются потребительские и трудовые договоры. Принцип свободы воли не должен служить инструментом ограничения защиты интересов потребителей и трудящихся, которые гарантируют императивные нормы правопорядка, подлежащего применению (так называемый первичный объективный статут). Но если выбранный сторонами правопорядок гарантирует потребителям и трудящимся более эффективную защиту их интересов, чем императивные нормы объективно подлежащего применению в силу коллизионной привязки правопорядка, предпочтение отдается первому;

- "международно-императивные нормы внутреннего права". Выбранное сторонами иностранное право не может в принципе вытеснить те нормы немецкого права, которые принудительно регулируют данные обстоятельства дела, невзирая на право, применимое к договору. Здесь речь идет о специальной привязке безусловно применимых императивных норм (eingriffsnormen). Конечно, в подобных случаях требуется проявлять определенную осмотрительность. Не каждая императивная норма немецкого права является безусловно применимой. К последним, которые действуют независимо от иностранного договорного статута, причисляют нормы права конкуренции, права договоров о найме жилья, валютного права.


Задание № 2


Какие правила установлены действующим законодательством РФ в отношении формы внешнеэкономической сделки? Как эти правила согласуются с положениями ст.ст. 11,12 Конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров?


Для внешнеэкономических сделок специально устанавливается требование обязательного соблюдения простой письменной формы сделки под страхом ее недействительности. Данная норма соответствует практике международного торгового обмена и обусловлена участием России в международных договорах. Так, ст. 12 Конвенции о договорах купли-продажи специально оговаривает необходимость соблюдения письменной формы сделки и ничтожность соглашений об отступлении от данного правила.

Для таких сделок, кроме того, могут устанавливаться дополнительные требования: необходимость подписи двух лиц каждого участника сделки, предварительное согласование письменного текста договора с нанесением на него инициалов лиц, которые вели переговоры о его заключении (парафирование договора).

Внешнеэкономический договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

К числу существенных условий договора относятся:

- предмет договора;

- условия, прямо названные в международном договоре, законе или ином акте как существенные для данного вида договоров;

- условия, по которым на основании заявления одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следует отразить, каким является данный договор - консенсуальным или реальным.

Консенсуальный договор означает, что права и обязанности сторон по договору возникают непосредственно в момент, когда достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора, а не в момент реального выполнения юридически значимых действий (например, отгрузки товаров, закупаемых по международному договору купли-продажи).

Для заключения сторонами реального договора требуется передача имущества. В подобных ситуациях моментом заключения договора признается дата передачи имущества. При этом следует учитывать, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату.

Особый подход проявляется в отечественном законодательстве к применению права в отношении внешнеэкономического контракта. Действующее законодательство исходит из правила, согласно которому форма внешнеэкономических контрактов, в которых участниками являются наши организации, всегда определяется только по российскому праву.

Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Внешнеэкономические договоры должны совершаться российскими предприятиями и гражданами в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность внешнеэкономического контракта. Это значит, что письменные доказательства (переписка, выставление счета и т.д.) в подтверждение заключения внешнеэкономического контракта не допускаются.

Согласно ст.11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) допускается возможность заключения таких договоров в устной форме. Однако отечественное законодательство требует простой письменной формы внешнеэкономических договоров.

При составлении внешнеэкономического договора необходимо учитывать особенности отечественного законодательства в области гражданских, налоговых, таможенных и иных правоотношений.

В соответствии с российским законодательством, запрещается включать в договоры налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное юридическое или физическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налогов других плательщиков налогов.

Во внешнеэкономическом договоре следует оговорить, на каком языке или языках этот документ составляется, на каком языке будет вестись переписка по вопросам его исполнения. Если нет специального указания об этом, то переписка ведется на языке стороны, от которой поступило предложение заключить сделку.

Во избежание фальсификаций советуем подписывать каждую страницу договора и скреплять ее печатью, о чем делать соответствующую запись в тексте договора примерно следующего содержания: "Договор состоит из такого-то количества машинописных страниц, на каждой из которых стоит подпись уполномоченных представителей сторон и печати каждой стороны".

Договор не должен содержать несанкционированных обеими сторонами исправлений.

Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно её формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признаёт действительной для торговых сделок устную форму (Англия, Франция и другие страны).

Задание № 3


Объясните смысл положений ст. 9 Конвенции 1980 г. при определении обычаев как регуляторов отношений в сфере международной торговли. Дайте ответ в увязке с положениями ст. 4 Конвенции 1980 г. и ст. 5 ГК РФ.


Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется в практике на протяжении более или менее длительного периода времени и выступает как доказательство "всеобщей практики". Наряду с нормативным содержанием формируется и элемент юридической обязательности, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов

В заключенных Российской Федерацией международных договорах говорится просто об обычае (ст.9 Венской конвенции о купле-продаже). Система обычаев делового оборота в Российской Федерации еще не сложилась (исключение - обычаи морских портов), однако по мере упрочения рыночных отношений обычаи в этой области должны получить развитие и применение.

Для определения обычая делового оборота необходимо наличие названных в ст.5 ГК РФ признаков: а) сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании, б) широко применяемого, в) не предусмотренного законодательством правила поведения, г) в какой-либо области предпринимательства.

Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует толковать расширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль; не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны так называемые локальные обычаи делового оборота, действующие в крупных территориальных регионах, для которых характерно развитие и распространение предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т.д.).

Согласно п.1 ст.9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. "стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях". Понятие "обычай", о котором здесь идет речь, характеризует положения любых документов, на которые ссылаются стороны в своем контракте. Например, сославшись в контракте на Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов), стороны в дальнейшем руководствуются их положениями как условиями контракта. Поскольку нормы Конвенции носят диспозитивный характер и уступают перед договорным регулированием (ст.6), положения соответствующих документов, на которые сделана ссылка, будут иметь приоритет над положениями Конвенции. В то же время в п.2 ст.9 Конвенции речь уже идет о классическом международном торговом обычае, который применяется к отношениям сторон как диспозитивная правовая норма, то есть независимо от ссылки на него в контракте: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли".

Вопрос о соотношении обычаев и нормативных актов РФ зависит от толкования таких категорий, как обычай, торговый обычай, обычай делового оборота. В статье 5 ГК РФ дается легальное определение обычая делового оборота, под которым понимается "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Кроме того, согласно ст.309 ГК РФ "обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями"; исходя из чего в литературе справедливо замечают, что "обычаи делового оборота" являются разновидностью "обычно предъявляемых требований", выступают как обычаи в сфере предпринимательской деятельности.

Вопрос о соотношении обычая и других регуляторов гражданских отношений разрешен в той же ст.5 ГК РФ: обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору.

Таким образом, международный торговый обычай выступает регулятором международных частноправовых отношений, главным образом тех, которые складываются в области внешнеторговой поставки, международных расчетов и страхования. По своей правовой характеристике в соответствии с российским законодательством он может быть отнесен к обычаям делового оборота (ст.5 ГК РФ). Однако место международного торгового обычая в правовой системе РФ определяется не только российским правом, но также и международными соглашениями, содержащими отсылки к торговым обычаям.





Задание № 4


Как решаются вопросы применения права в отношении лизинга и факторинга?


К сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и лизингополучатель которых находятся в разных государствах. В данном случае не имеет значения нахождение продавца имущества. Под местом нахождения имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на территории другого государства. Следовательно, если в сделке участвует филиал или представительство, то их местонахождение должно определяться местонахождением юридического лица, которое их создало.

Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, решаются с учетом положений международного права. В виду того, что разные законодательные системы по-разному рассматривают природу лизинговых сделок, международным сообществом была предпринята попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. В 1988 году была заключена Конвенция УНИДРУА о международном лизинге (Конвенция), которая регулирует вопросы, связанные с международным лизингом. Россия присоединилась к Конвенции 8 февраля 1998 года. В настоящее время участниками Конвенции является 8 стран - Россия, Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама и Франция.

Вопросы о применимом праве к конкретной сделке определяются в соответствии с разделом VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (Основ), действующие на территории России в настоящее время. Согласно пункта 1 статьи 166 Основ, права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена или имеет основное место деятельности сторона, являющаяся наймодателем (лизингодателем) в договоре имущественного найма (договора лизинга). При определении применимого права необходимо также учитывать тот факт, что Россия является страной-участницей Конвенции.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, если сделка лизинга является международной, то существует три возможных варианта применимого к ней права:

Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется если стороны определили право при совершении сделки, либо в результате последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны.

Оттавская Конвенция о международном финансовом лизинге. Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции.

Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией и стороны не определили применимое право. Следовательно, российское законодательство о лизинге будет применяться к сделкам международного лизинга, где российским юридическим лицом является лизинговая компания.

Договор финансирования под уступку денежного требования является новым для гражданского права РФ. В большинстве зарубежных стран аналогичный институт, именуемый договором факторинга (от англ. factor - комиссионер, агент, посредник), не составляет предмет специального законодательного регулирования.

В нормах гл. 43 ГК учтены основные положения Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу), разработанной Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) и направленной на формирование единых правил регулирования отношений по договору факторинга в сфере международного экономического оборота. Конвенция подписана в Оттаве 28 мая 1988 г. рядом государств. РФ ее участником не является.

В российском (а ранее в советском) праве никогда не выделялись в особую категорию обязательственных отношений, требующих специальных коллизионных правил, соглашения и обусловленные ими отношения между первоначальными и новыми кредиторами (в их увязке с таковыми, имеющимися между кредиторами и должниками) вследствие перехода прав требования с одного лица на другое на основании уступки (цессии). Коллизионный аспект цессии и соответственно взаимоотношений между цедентом (лицом, уступающим право требования) и цессионарием (лицом, на которое переходит право требования) впервые стал предметом отдельного внимания российского законодателя.

В практике международного делового общения есть примеры многостороннего межгосударственного регулирования этих вопросов. В данном случае имеется в виду уже упоминавшаяся Римская конвенция стран ЕС 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Характерно, что само название ст.1216 сразу же обозначает сферу действия закрепляемых в ней коллизионных норм путем указания на то, что речь идет о договорной уступке права требования, и устанавливает, что общие обязательства цедента и цессионария по отношению к другому лицу (должнику) подчиняются праву, которое в силу Конвенции применяется к соглашению между цедентом и цессионарием (п.1). Правопорядок, регулирующий уступку права требования, определяет допустимость уступки, отношения между цессионарием и должником, условия, на которых право требования может быть заявлено должнику, а также любой иной вопрос, касающийся исполнения должником своих обязательств (п.2). Таким образом, нормы российского права свидетельствуют об их явном сходстве с приведенными положениями Римской конвенции в этом вопросе. Тем не менее полного совпадения нет, ибо Римская конвенция проводит разграничение между договорной цессией, как таковой, и суброгацией, несмотря на то, что последняя также может быть частным случаем договорной уступки права требования (например, в силу договора страхования).

Задача № 1


Гамбургская фирма продала лондонской торговой фирме 1000 тонн масла. В договоре содержится условие о применении немецкого права и установлена подсудность германскому суду. В ряде условий в договоре содержится ссылка на нормы ГГУ, предусматривающие ответственность продавца за недостатки проданного товара.

Когда спор рассматривался в суде в Гамбурге, английская фирма заявила, что к договору подлежит применению Венская конвенция 1980г.

Как должен суд в Гамбурге решить вопрос о праве подлежащем применению, если исходить только из ст. 28 Вводного закона к ГГУ, предусматривающий выбор права сторонами, что ими и было сделано? Может ли в этом случае отсылка к германскому праву означать сама по себе отсылку к Венской конвенции 1980 г.? Какое значение имеет то обстоятельство, что стороны не только осуществили выбор права, но и сослались в контракте на конкретные нормы германского законодательства? Может ли рассматриваться такая ссылка как молчаливое согласие на исключение применения Венской конвенции?


Ответ:


Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. явилась первым универсальным международным соглашением, регулирующим институт оговорок к международным договорам. Она закрепляет гибкую систему оговорок в противовес принципу единогласия, применяемому до этого в рамках Лиги Наций.

Специально оговоркам посвящены статья 2, пункт 1(d), и статьи 19—23. В совокупности положения этих статей образуют международно-правовой режим оговорок, который можно назвать "венским режимом".

Оговорка определяется в статье 2, пункт 1(d), Конвенции как "одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному договору". Указанное определение является бесспорным достижением Венской конвенции, способствуя формированию единого понимания оговорки вопреки многочисленным попыткам различных авторов дать свое определение. Понятие оговорки, как оно дано в Конвенции, получило признание современной доктрины, "однозначно закрепилось в судебной практике, несмотря на редкость прецедентов, и, судя по всему, на него опираются государства и международные организации в своей практике в отношении оговорок". Данное определение следует рассматривать как отправную точку в любом исследовании по вопросам оговорок.

В соответствии со статьей 20 Венской конвенции согласие с оговоркой может быть определенно выражено, что случается очень редко, либо молчаливо. Оговорка считается принятой, если государство не выскажет возражений против нее до конца 12-месячного периода после того, как оно было уведомлено о такой оговорке, или до той даты, когда оно выразило свое согласие на обязательность договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

Следовательно, требования английской фирмы будет правомерно только в том случае если спор возник по истечению 12-месячного периода.


Задача № 2


Предприятие с иностранными инвестициями, созданное в Российской Федерации. принадлежащее турецкой строительной фирме, осуществляет реконструкцию объекта на территории Московской области. При этом оно привлекает для проведения строительно-монтажных работ определенное число иностранных граждан по роду профессий.

Какие предварительные условия должно выполнить предприятие-работодатель для заключения трудовых контрактов с иностранными гражданами? Требуется ли выполнение этих условий в случае предоставления работы иностранным гражданам, которые официально признаны беженцами? Какой документ и от какого органа должен получить иностранный работник? Нормами законодательства какой страны должны определяться условия труда, оплаты и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование?


Ответ:


На территории Российской Федерации нормы российского трудового законодательства подлежат применению и в том случае, если трудовые отношения возникли с:

а) иностранными гражданами (т.е. лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации и имеющими гражданство (подданство) иностранного государства (либо группы иностранных государств, при т.н. "двойном гражданстве") (ст. 3 Закона о гражданстве); сюда же относятся и граждане государств, ранее входивших в состав Союза ССР;

б) лицами без гражданства. К ним относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и одновременно не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3 Закон о гражданстве); не имеет при этом значения то обстоятельство, что лица без гражданства постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Для правильного применения норм ст. 11 ТК нужно учесть, что в соответствии со ст. 13 Закона об иностранцах иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан.

Учитывая, что в последние годы российские работодатели (и граждане и ЮЛ) достаточно часто прибегают к приглашению иностранных рабочих и служащих, необходимо учесть, что в соответствии со ст. 18 Закона об иностранцах:

1) такое приглашение может иметь место в рамках квоты. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Приглашение на въезд в российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

2) по общему правилу упомянутое выше разрешение на привлечение и приглашение иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе, экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством Российской Федерации. Последнее приняло Постановление N 941 от 30.12.02 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу", которым было утверждено "Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу".

После выезда иностранного работника из Российской Федерации указанные выше средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.

Работодатели (российские граждане и ЮЛ, иные работодатели, перечисленные выше), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию, либо заключившие с ним новый трудовой договор, обязаны:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

8) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Задача № 3


Американская компания заключила в США контракт о продаже вооружения правительству государства А. Поскольку получатель не оплатил счета по поставке вооружения, компания предъявила иск к правительству государства А. Контракт был заключен после вступления в силу закона об иммунитетах иностранных государств 1976 г. Вопросы к задаче

Будет ли государство А. пользоваться иммунитетом в судах США? Является ли закупка вооружения с точки зрения американского закона действием dejure imperii или действием dejure gestionis ? Что означают, эти термины? В чем сущность теории функционального иммунитета?


Ответ:


Теория функционального, или ограниченного, иммунитета. Согласно этой теории, когда государство действует как суверен, совершает акт властвования, оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство совершает действия в качестве частного лица, осуществляет внешнеторговые операции, то есть занимается какой-либо коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется.


Список источников и литературы


1.     Вольф М. Международное частное право: М.,1998.

2.      Иссад М. Международное частное право: М., 2000.

3.      Колосов Ю.М. Международное право: М., 2001.

4.      Лунц Л.А. Курс международного частного права: М., 2001.

5.      Лунц Л.А., Мартышева Н.И., Садиков О.Н Международное частное право: М.,1999.

6.      Матвеев Г.К. Международное частное право: М., 2000.