СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


5. Источники финансового права…………………………………………………...4


18. Особенности финансирования медицинского страхования…………………..5


35. Особенности правового регулирования личного и имущественного страхования…………………………………………………………………………10


Заключение………………………………………………………………………...15


Список использованной литературы…………………………………………..16


Введение

Цель данной работы: рассмотреть следующие вопросы: источники финансового права; особенности финансирования медицинского страхования; особенности правового регулирования личного и имущественного страхования

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. показываются источники финансового права

2. рассматриваются особенности финансирования медицинского страхования;

3. описываются особенности правового регулирования личного и имущественного страхования.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно потребовало создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.


5. Источники финансового права

Основой всех источников финансового права является Конституция РФ и конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в различных областях. 1 В настоящее время приняты Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс. Это основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово – правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности, в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т д. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, налоговой инспекции, таможни и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению. Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг.

18. Особенности финансирования медицинского страхования

Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (Положение) 1 разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ) («Собрание законодательства Российской Федерации», 03.08.1998, N 31, ст. 3823; «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, N 32, ст. 3339; «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3429; «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.01.2000, N 1 (часть I), ст. 10; «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.01.2001, N 1 (часть I), ст. 2; «Собрание законодательства Российской Федерации», 31.12.2001, N 53 (часть I), ст. 5030), частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ, от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ, от 29.11.2001 N 158-ФЗ, от 28.12.2001 N 179-ФЗ, от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ) («Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, N 32, ст. 3340; «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, N 32, ст. 3341; «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.01.2001, N 18; «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.06.2001, N 23, ст. 2289; «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3413; «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3421; «Собрание законодательства Российской Федерации», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3429; «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.12.2001, N 49, ст. 4554; «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.12.2001, N 49, ст. 4564; «Собрание законодательства Российской Федерации», 31.12.2001, N 53 (часть I), ст. 5015; «Собрание законодательства Российской Федерации», 31.12.2001, N 53 (часть I), ст. 5023; «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.01.2002, N 1 (часть I), ст.4), Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 02.04.1993 N 4741-1) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» («Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 04.07.1991, N 27, ст. 920; «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации», 29.04.1993, N 17, ст. 602), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» («Собрание законодательства Российской Федерации», 10.08.1998, N 32, ст. 3902).

Положение определяет порядок направления денежных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Фонд) на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Территориальные фонды) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. 1 Выравнивание финансовых условий деятельности Территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления средств бюджета Фонда бюджету Территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования (Субвенция). Источником средств для выделения Субвенций являются средства статьи бюджета Фонда «Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас». В случае отсутствия на счете Фонда достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования, для предоставления Субвенций привлекаются ресурсы нормированного страхового запаса Фонда. Расходование средств нормированного страхового запаса определяется порядком о расходовании нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждаемым правлением Фонда. Рассмотрение вопроса о выделении Фондом Субвенции производится на основании заявки Территориального фонда, оформленной и представленной в установленном порядке. Форма заявки Территориального фонда на получение субвенции утверждается приказом Фонда. 1 Заявка Территориального фонда на получение Субвенции подлежит рассмотрению только после представления отчета Территориального фонда о целевом характере использования средств предыдущей Субвенции, оформленного по установленной форме. Сумма заявки не должна превышать размера месячного расхода средств Территориального фонда на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования. Реализацию функции Фонда по выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляет постоянно действующая Комиссия Федерального фонда обязательного медицинского страхования по выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (Комиссия). Комиссия, регламент работы и состав которой утверждаются приказом Фонда, рассматривает заявки Территориальных фондов на получение Субвенций Фонда и принимает решение о выделении необходимых денежных средств. Сумма предоставляемой Субвенции зависит от фактического исполнения бюджета Фонда в момент рассмотрения заявки Территориального фонда. Срок рассмотрения заявки Территориального фонда на получение Субвенции не более 1 месяца. Принятие решения о предоставлении Территориальному фонду Субвенции осуществляется Комиссией при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность Территориального фонда. Основными критериями предоставления Субвенции являются:

Наличие бюджета Территориального фонда на очередной финансовый год, утвержденного в установленном порядке законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации. При отсутствии утвержденного в установленном порядке бюджета Территориального фонда на очередной финансовый год заявка Территориального фонда рассматривается при условии внесения на утверждение проекта закона о бюджете Территориального фонда на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Территориальный фонд представляет в адрес Фонда принятое в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решение о внесении проекта закона о бюджете Территориального фонда на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Наличие в субъекте Российской Федерации территориальной программы обязательного медицинского страхования (Территориальная программа), утвержденной в установленном порядке.

При отсутствии утвержденной Территориальной программы заявка Территориального фонда рассматривается при условии представления на утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта Территориальной программы.

Изменения в утвержденную Территориальную программу в течение финансового года вносятся в порядке, предусмотренном для принятия Территориальной программы.

Перечисление на счета Территориального фонда страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных в соответствующем бюджете на здравоохранение в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках Территориальной программы. 1

Наличие на счетах Территориального фонда остатка средств в объеме, не превышающем величины нормированного страхового запаса, сформированного в установленном порядке.

Отсутствие у Территориального фонда действующих депозитных договоров (соглашений), не согласованных с Фондом.

Отсутствие фактов изъятия средств обязательного медицинского страхования по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не денежными формами и прямое перечисление сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на счета медицинских учреждений, минуя счета Территориального фонда, нецелевого использования средств Территориальным фондом, привлечения им заемных средств.

35. Особенности правового регулирования личного и имущественного страхования

Существуют определённые различия в решении соответствующего вопроса применительно к договорам имущественного страхования, с одной стороны, и личного, с другой. Интерес страхователя в договоре имущественного страхования выражается в том, что при наступлении страхового случая он сможет потребовать от страховщика возмещения возникших в результате соответствующего события убытков. Однако специфика страхового отношения состоит в том, что помимо указанного позитивного интереса должен быть у страхователя и другой, негативный интерес – к тому, чтобы страховой случай всё же наступил. Этот негативный интерес, составляя существенный элемент страхования, призван служить определённой гарантией для страховщика. Помимо прочего, отсутствие негативного интереса способно оказать прямое влияние на саму вероятность наступления страхового случая. 1

С учётом отмеченных обстоятельств п. 1 ст. 930 ГК, посвящённого страхованию имущества, признаёт возможным заключение договора только в пользу такого лица (страхователя или выгодоприобретателя), которое обладает интересом к сохранению соответственного имущества. Примером может служить одно из арбитражных дел. Оно возникло в связи с тем, что страховщик отказался возместить страхователю – обществу с ограниченной ответственностью стоимость погибших при пожаре основных средств, сославшись на то, что договор страхования является недействительным в связи с отсутствием у страхователя интереса к сохранению имущества, поскольку общество не является его собственником. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, однако, посчитал такую позицию нижестоящего суда необоснованной. При этом было отмечено, что общество «арендует имущество на основе договора аренды, который действует в течение 15 месяцев и содержит обязанность арендатора по страхованию». И этого было достаточно для признания наличия у ответчика интереса. 1

Именно договоры составляют главную правовую форму страхового отношения. «Сам же по себе страховой договор есть способ передачи риска; средство, при котором страхователь ставит страховщика по отношении к застрахованной вещи в то положение, которое он занимал бы сам при самостраховании». 2 Пункт 1 ст. 927 ГК предусматривает возможность осуществления страхования на основании двух видов договоров – имущественного страхования  и личного страхования. И тот и другой заключаются гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Для договоров страхования весьма характерно широкое вторжение публичного начала, при этом на разных этапах развития соответствующих отношений – от заключения договора и до исполнения обязательства основной фигурой - страховщиком (имеется в виду контроль за расходованием денежных средств страховщика, которые должны служить для него источником выплаты страхового возмещения при имущественном страховании и страховой суммы при страховании личном). Во всем этом проявляется особый интерес со стороны государства к страховым отношениям, влекущий за собой достаточно жёсткое их регулирование.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Министерством финансов РФ. 1

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Следует отметить, что договор страхования, несомненно, всегда являлся и является возмездным. Эта его особенность составляет один из конститутивных признаков, достаточно чётко выраженных в легальных определениях договоров имущественного и личного страхования.

При заключении договоров страхования важная роль принадлежит правилам об отдельных видах страхования.

В силу п. 1 ст. 943 ГК правила страхования (стандартные правила страхования) соответствующего вида принимаются, одобряются или утверждаются страховщиком или объединением страховщиков. При этом следует иметь в виду, что объединение страховщиков представляет собой некоммерческую, лишённую властных полномочий организацию. Однако за страховщиком сохраняется возможность самому разрабатывать правила страхования и тогда, когда исходящие из объединения страховщиков аналогичные стандартные страховые правила вообще не существуют или, хотя и были приняты объединением, но не удовлетворяют страховщика, считающего необходимым разработать собственные.

Правила, о которых идёт речь, способны, помимо прочего, обеспечить  как унификацию используемых на страховом рынке договоров, так и их достаточную полноту и определённость. Всё это, в свою очередь, даёт возможность сократить основания для споров между сторонами, заключившими договор страхования.

Все такого рода правила, независимо от того, приняты ли они, одобрены или утверждены, приобретают юридическую силу только после того, как будут преобразованы в обычные, согласованные сторонами договорные условия. Прямой путь к этому – включение правил в целом или отдельных их условий в текст договора. То есть следует, не ограничиваясь указанием на применение конкретных правил, непременно изложить их в одном документе с договором (страховым полисом), либо поместить на оборотной стороне договора, либо приложить правила к договору. В этом последнем случае необходимо включить в договор указание на то, что правила были вручены страхователю при его заключении.

Порядок заключения договора страхования подчиняется общему для всех гражданско-правовых договоров положению, закреплённому в п. 1 ст. 432 ГК: договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Для договора имущественного страхования существенными являются условия об объекте страхования – определённом имуществе либо ином имущественном интересе, о страховом случае – характере события, на случай наступления, которого осуществляется страхование, о размере страховой суммы и сроке действия договора. 1

Аналогичный перечень установлен и для договора личного страхования. Это – те же: страховой случай, страховая сумма и срок действия договора. Отличие выражается лишь в том, что место имущества и иных имущественных интересов заняло условие о застрахованном лице.

По этому поводу можно отметить, что наряду с размером страховой суммы «объект» и «застрахованное лицо» выполняют одну и ту же роль – предмета соответствующего договора. Следовательно, речь идёт о том единственном условии, которое, как предусмотрено всё в той же ст.432 ГК, является существенным для любого гражданско-правового договора. И только срок действия договора (и для личного и для имущественного страхования) является ещё одним, предусмотренным в законе существенным условием договора. Соответствующее условие – о предмете – обеспечивает индивидуализацию конкретного договора страхования. В одном из дел, возникших в связи с заявленным требованием о выплате страхового возмещения, по договору была застрахована компьютерная техника. При этом ее индивидуализация ограничивалась лишь местонахождением – определенным помещением. Из ст. 929 ГК следует, что по договору страхования имущества страхование производится на случай утраты (гибели) или повреждения этого имущества. Поэтому договор страхования имущества, во всяком случае, может заключаться в пользу собственника, так как именно его имущество утрачивается или повреждается.

Заключение

В настоящее время страхование приобретает все большее значение. Устраняя или ослабляя момент риска в бытовой или хозяйственной деятельности человека или юридического лица, страхование дает ему возможность действовать с большей уверенностью и стимулирует его активность, а это способствует развитию производительных сил.

Страхование способствует как технологическому и экономическому развитию, так и одновременно стабилизации социальной обстановки, поскольку, уменьшая зависимость имущественного положения участников хозяйственной и иной общественной жизни от всякого рода случайностей, делает их социально-экономическое положение более устойчивым.

С другой стороны, собираемые страховыми организациями крупные капиталы инвестируются ими в банковское дело и иные отрасли хозяйства, что способствует развитию экономики в целом. Страховое дело является важнейшей сферой предпринимательства и в процессе развития рыночной экономики должно получить все более широкое и разнообразное применение. Следует поощрять появление на страховом рынке новых видов страхования, ограничивать которые за пределами установленных в законе прямых запрещений и ограничений могут лишь общие принципы ст. 9,10 ГК. 

В заключение необходимо отметить, что одной из характеристик страхового рынка выступает изменение числа действующих страховых организаций, которое в свою очередь складывается под воздействием двух факторов: количества отозванных лицензий у прежних страховщиков и количества зарегистрированных новых страховщиков.

По данным Департамента страхового надзора Минфина России, в Государственном реестре было: на 1 января 1999 г. - 1864 страховщика и их объединений, на 1 января 2000 г. - 1532, на 1 января 2001 г. - 1272 и на 1 января 2002 г. - 1350.

В 2001 г. число вновь зарегистрированных за год страховых организаций превысило число тех страховщиков, у которых была отозвана лицензия.

Список использованной литературы


1. Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. ФФОМС 04.02.2002 N 2/04) (с изм. и доп. ФФОМС от 11.02.2003 № 7/02).


2. СЗ РФ от 16 марта 1998 г., № 11, ст. 1288.


3. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. № 7.


4. Брагинский М.И. Договор страхования. М.: Статут. 2000 г.


5. Петров Д.А. Страховое право: Учеб. пособие. СПб., 2000 г.


6. Степанов И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1998 г.


7. Финансовое право: Учебник /Под ред. О. Н. Горбуновой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2002 г.



1 Финансовое право: Учебник /Под ред. О. Н. Горбуновой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2002 г. С. 53.

1 Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. ФФОМС 04.02.2002 N 2/04) (с изм. и доп. ФФОМС от 11.02.2003 № 7/02).

1 Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. ФФОМС 04.02.2002 N 2/04) (с изм. и доп. ФФОМС от 11.02.2003 № 7/02).

1 Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. ФФОМС 04.02.2002 N 2/04) (с изм. и доп. ФФОМС от 11.02.2003 № 7/02).

1 Положение о порядке направления финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (утв. ФФОМС 04.02.2002 N 2/04) (с изм. и доп. ФФОМС от 11.02.2003 № 7/02).

1 Петров Д.А. Страховое право: Учеб. пособие. СПб., 2000 г. С. 47.

1 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. № 7. С. 37 - 38.

2 Степанов И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1998 г. С. 11.

1 СЗ РФ от 16 марта 1998 г., № 11, ст. 1288.

1 Брагинский М.И. Договор страхования. М.: Статут. 2000 г. С. 34 – 35.