Содержание

Введение. 3

1. Анализ экологической обстановки города Новосибирска и новосибирской области.. 4

1.1. Состояние атмосферного воздуха г. Новосибирска и новосибирской области  5

1.2. Загрязнение поверхностных вод г. Новосибирска и новосибирской    области  7

1.3. Загрязнение земной поверхности г. Новосибирска и новосибирской  области  9

2. Экономическое регулирование природопользования в г. Новосибирске и новосибирской области.. 11

3. Пути и методы решения экологических проблем г. Новосибирска и новосибирской области.. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение


Анализ экологической ситуации в Новосибирске и области свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры.

Актуальность темы работы заключается в том, что до сих пор проблема загрязнения окружающей природной среды города Новосибирска остается первостепенной.

Несмотря на производимые администрацией города природо­охранные мероприятия, экологическая обстановка г. Новосибирска является неудовлетворительной и поэтому данная проблема требует детального исследования и принятия скорейших прогрессивных ре­шений.

Необходимость исследования, по моему мнению, данной темы следует из неблагоприятной экологической обстановки в г. Новоси­бирске и области, т.к. загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на природу так и на различные стороны человеческой деятель­ности, чтобы предотвратить отрицательные последствия загрязнения завтра необходимо детально исследовать и попытаться улучшить экологическое состояние окружающей природной среды г. Новоси­бирска и области сегодня.

Цель представленной работы - систематизировать имеющиеся в наличии материалы разных источников, чтобы получить целостное представление об экологических проблемах города Новосибирска и новосибирской области.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются: во-первых, охарактеризовать неблагоприятные процессы, происходя­щие в городе, во-вторых, рассмотреть экономическое регулирование природопользования, и, в-третьих, предложить пути решения экологических проблем города Новосибирска и новосибирской области.



1. Анализ экологической обстановки города Новосибирска и новосибирской области


Оценки специалистов говорят, что доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11% - у лиц 55-59 лет[1].

Данные статистики говорят, что экологическая ситуация в Новосибирской области изменилась к лучшему: еще десять лет назад загрязненность воздуха была выше примерно в два раза. Однако дело не в том, что городские власти и предприниматели взялись за охрану природы, а в том, что многие промышленные предприятия области продолжают бездействовать.

В Новосибирской области на сегодняшний день насчитывается более 5 тысяч различных промышленных производств и теплоэнергоцентралей, выбрасывающих в атмосферу каждый год более 400 различных вредных веществ. Объем этих выбросов составляет около 900 тысяч тонн. Другими словами, каждый день на жителей области «падает с неба» почти 2,5 тысячи тонн копоти и пыли. Несомненно, что самый большой вклад в создание этой неблаговидной ситуации делает транспорт (на долю транспортных средств приходится около 70 % от всего количества вредных выбросов). Конечно, есть попытки изменить страшную цифру в сторону понижения. Например, в области вышел закон о запрете на продажу и использование неэтилированного бензина (выхлопные газы от использования этого топлива вызывают умственную отсталость у детей). Новосибирские транспортники хоть и медленными темпами, но все же переводят свой автопарк на газ – более дешевое и чистое топливо. Единственный минус – скорость этого процесса. Каждый год переоборудование проходит всего тысяча машин. А их в области зарегистрировано 300 тысяч. Легко подсчитать, что при нынешних темпах перестройка будет идти как раз 300 лет.

Свои 30 % вносят в загрязнение окружающей среды и промышленные предприятия Новосибирска и области, в авангарде - ТЭЦ (№ 2, 3, 4, 5, Барабинская), НовЭЗ, «Искитимцемент», оловокомбинат, аэропорт «Толмачево», ЗАО «Кудряшовское», Евсинская птицефабрика и Бердский завод биологических препаратов.

Часто отмечается, что Новосибирск не входит в число 20 самых экологически неблагополучных городов России, напротив, говорится о стабильном улучшении экологической ситуации города и области. Однако эти оптимистические сообщения не должны усыплять бдительность – наблюдается постоянный рост количества заболеваний ЛОР-органов, особенно у детей (530 человек на каждые 10 тысяч жителей в области, в городе – 750 на десять тысяч). Кроме того, оздоровление российской экономики, оживление отечественного производства (без капиталовложений в экологические программы предприятий) будет, как это не пародоксально, только ухудшать статистику. В чем причины отсутствия радикальных изменений в экологической ситуации области? На первый план, как и везде, выходят финансовые проблемы[2].


1.1. Состояние атмосферного воздуха г. Новосибирска и новосибирской области


Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Новосибирске на уровне или несколько выше среднего значения по странам СНГ. По данным Госкомгидромета, практически в любой день года хотя бы на одном пункте за один срок наблюдения регистрируется повы­шение ПДК хотя бы одной примеси.

В среднегодовых показателях наиболее загрязнена атмосфера следующих районов: пылью - Первомайский и Заельцовский, диок­сидом серы - Центральный, оксидом азота - Центральный и Ок­тябрьский, диоксидом азота - Первомайский, Ленинский, фенолом - Кировский, Дзержинский, Калининский, сажей - Первомайский, хло­ристым водородом - Октябрьский, аммиаком - Заельцовский, бен­зпиреном - Кировский, Заельцовский.

Наиболее мощные загрязнители атмосферы- теплоэлектростан­ции. Самые мощные выбросы вредных веществ в атмосферу дает ТЭЦ-2. Большинство загрязняющих веществ от электростанций со­ставил 65 % от валового выброса загрязняющих веществ, поступив­ших в атмосферу города от стационарных источников.

За период с 1995-1999 г. в энергосистеме произошло понижение ва­лового выброса загрязняющих веществ на 18,755 тыс. тонн, что обусловлено понижением выработки тепловой и электрической энергии. В связи с падением промышленного производства, а также за счет получения электроэнергии по межсистемным потокам. Час­тичное снижение выбросов произошло также за счет внедрения тех­нологичных методов подавления оксида азота, повышения эффек­тивности золоулавливающего оборудования, изменения в структуре используемого топлива в сторону увеличения доли жидкого и газо­образного. По данным учета в Новосибирске насчитывается 266 ве­домственных промышленных и отопительных котельных. Суммар­ный выброс загрязняющих веществ составляет свыше 24 тыс. т./год. В городе насчитывается более 44 тыс. частных домов, выбросы от которых не учитываются в форме статистической отчетности 2 тп-воздух. С учетом выбросов от частного сектора валовой годовой вы­брос загрязняющих веществ по городу составляет свыше 207 тыс. тонн/год. Следует отметить, что технологические выбросы город­ских предприятий в общей массе выбросов за год составляют не бо­лее 7%. Доля веществ - основных загрязнителей атмосферы в вы­бросах автотранспорта (по критерию опасности) - существенно по­вышает долю тех же веществ в выбросах стационарных источников. Кроме того, вследствие использования этилированных марок бензи­на опасным элементом в автомобильных выбросах является свинец и его соединения. Кроме того, говоря о влиянии автомобильного транспорта, нельзя не отметить такую примесь, как твердые вещест­ва (пыль). Практически отсутствуя в выбросах собственно транс­портных средств, они являются неизменным спутником автотранс­порта как технологии перемещения пассажиров и грузов. В зимнее время в целях обеспечения противоскольжения на главных магист­ралях города рассыпается до 36 тыс. тонн песка, что вполне сравни­мо с выбросами твердых веществ от объектов теплоэнергетики. Практически на всех оживленных автомагистралях зачастую имеет место повышение допустимых концентраций таких как: оксид угле­рода, формальдегид, оксид азота, фенол, пыль, сажа, бензпирен. Несовершенство системы удаления песка по окончании зимнего се­зона, самовольные выезды транспортных средств за пределы проез­жей части, где нет твердого покрытия, приводят к накоплению на проезжей части и в дальнейшем к подъему в воздух твердых ве­ществ в количествах, существенно превышающих санитарно- гигие­нические нормы. Такое положение на основных магистралях города обусловлено рядом факторов: высокой интенсивностью и плотно­стью транспортного потока, большим удельным весом грузового и общественного транспорта, зачастую неудовлетворительным со­стоянием транспортных средств, высокой плотностью улично-дорожной сети, равномерным распределением сети по территории го­рода, использованием песка в целях противоскольжения в зимнее время и пр.


1.2. Загрязнение поверхностных вод г. Новосибирска и новосибирской области


По территории г. Новосибирска протекает река Обь с крупным притоком р. Иня и малыми реками (Ельцовка 1, Ельцовка 2, Нижняя Ельцовка, Каменка, Камышенка, Плющиха, Тула).

Реки Каменка и Ельцовка 1 в черте города на значительном протяжении русла забраны в коллектор, что нарушает естественный приток подземных вод, питающих реки, изменяет естественный при­ток подземных вод, подтопляя подвалы зданий. На качественное со­стояние городских водостоков отрицательное влияние оказывают как производственные и ливневые сточные воды, так и хозяйствен­ная деятельность многочисленных гаражных кооперативов, данных обществ самовольное строительство и бесхозные свалки, располо­женные в бассейнах водосборов и водоохранных зонах рек. Резуль­таты наблюдений за качеством поверхностных вод показывают, что практически все водные объекты загрязнены существенно выше до­пустимых рыбохозяйственных нормативов, причем малые реки го­рода загрязнены в большей степени, чем р. Обь. В 1998 г. вода рек Обь, Иня и Тула оставалась загрязненной (4 класс качества), индекс загрязнения воды (ИЗВ) соответственно 2,79-3,61, 3,31, 3,19. Вода рек Ельцовка 1, Каменка, Ельцовка 2 была грязной (5 класс качест­ва), ИЗВ равен 5,42; 4,5; 865,54 соответственно. Наиболее характер­ными для пересекающих город водных объектов загрязняющими веществами являются нефтепродукты, азот аммония, нитриты, фе­нолы, хром (VI).

Особенно тяжелое положение складывается на реках Каменка и Плющиха, принимающие существенные объемы бактериально опас­ных хозбытовых сточных вод.

Хотя сосотяние р. Иня улучшилось за истекшие годы, но в це­лом она остается одной из самых загрязненных рек региона, однако характер ее загрязнения формируется на территории Кемеровской области и Новосибирск вносит незначительный вклад в уровень ее загрязнения.

Уровень загрязнений Новосибирского водохранилища остается в основном стабильным и содержание объема ингредиентов нахо­дится на уровне 1-5 ПДК.




1.3. Загрязнение земной поверхности г. Новосибирска и новосибирской области


Наиболее широко развито загрязнение почвы ядохимикатами, которые применяются для борьбы с сорняками, различными вреди­телями с целью повышения урожайности сельскохозяйственной продукции. Но их использование не остается без последствий. вредные химические вещества в конечном счете отравляют и людей, и животных, и растения.

Территория в г. Новосибирске и области него в течение длитель­ного периода подвергалась интенсивному загрязнению (выбросы от автотранспорта, промышленных объектов, ТЭЦ, котельных).

Территория Кировского, Ленинского, Заельцовского районов значительно загрязнена сульфатами и нитратами, что связано с дея­тельностью промышленных предприятий. Наиболее загрязненные территории находятся в Кировском районе, рядом с Оловокомбинатом, где обнаружены максимальные концентрации кадмия, мышья­ка, цинка, свинца. Отдельные районы с повышенным содержанием тяжелых металлов обнаружены вдоль транспортных магистралей (пятнами в Октябрьском, Дзержинском, Центральном, Калининском, Советском, Железнодорожном районах). Выявлены районы с повы­шенным содержанием в снежном покрове пыли (Ленинский, Октябрьский, Кировский районы). Вопросы, связанные с наличием на территории города и вокруг него свалок мусора и отходов. Полигон для утилизации промышленных отходов, который бы решили ряд важных городских проблем, так и не был построен. Поэтому вокруг города имеются локальные зоны, являющиеся потенциальными ис­точниками загрязнения подземных вод.

Почвы и грунты городской территории Новосибирска характе­ризуются поликомпонентным загрязнением, более интенсивным для правобережной части города. Территориально характер загрязнения, как правило, отражает структуру и мощность источников выбросов. Так как почвы города не вовлечены в обширный сельскохозяйствен­ный оборот, проблема загрязнения почв не является первоочеред­ной.

Несмотря на снижение в последние годы объемов производства и потребления, проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов остается одной из наиболее актуальных в области охраны окружающей среды города. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации приводит к ежегодному увеличению объ­емов накапливаемых отходов, размеров занимаемой ими террито­рии, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному за­грязнению почвы, негативному воздействию на здоровье населения.

До настоящего времени не решена проблема утилизации мусора с использование современных технологий. Мусороперерабатывающий завод в г. Новосибирске и области отсутствует.

Источником комплексного негативного воздействия на объекты окружающей природной среды является автотранспорт, который в результате эксплуатации образует целый шлейф отходов (шины, ак­кумуляторы, кузовной лом, отработанные масла и т.д.). По данным Госкоэкологии НСО в год образует более 15 тыс. тонн нефтеотходов, около 14 тыс. тонн резиноотходов, более 3 тыс. тонн свинецсодержащих отходов, около 2 тыс. тонн отработанных электролитов и т.д. Специально проведенный анализ показывает, что большая часть от­ходов от автотранспорта не включена в область государственного и экономического регулирования.

Таким образом, проблема размещения и переработки отходов производства и потребления является приоритетной в охране окру­жающей среды НСО. Проблема формировалась и усложнялась в те­чение многих лет в результате несовершенства нормативно-правовой базы в области обращения с отходами, дефицита финансо­вых средств, и, что очень немаловажно, отсутствия экономических методов стимулирования и системности в проводимых мероприяти­ях[3].


2. Экономическое регулирование природопользования в г. Новосибирске и новосибирской области


Внедрение экономического механизма природопользования в НСО началось в 1990 г. с проведения эксперимента по совершенст­вованию хозяйственного механизма природопользования по реше­нию областного Совета народных депутатов от 23.04.1990 № 132. На начальном этапе этой работы были созданы фонды охраны природы, уточнены методические подходы к определению размера и порядка взымания платы за загрязнение природной среды с учетом экономи­ческих возможностей предприятий, апробированы на практике ме­тоды нормирования и целевого использования экологических фон­дов.

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов было формирование автономного, независимого от бюджетных ас­сигнований, источника гарантированной поддержки природоохран­ной деятельности. При этом средства экологических фондов не под­меняют, а дополняют бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями - природопользователями. В настоящее время внебюджетные экологические фонды Новосибирской области представляют собой обособленную часть областных и местных фи­нансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники форми­рования и целевое направление использования. Основными источ­никами поступления средств в экофонды являются взносы за загряз­нение окружающей среде, иски и штрафы за нарушение природо­охранного законодательства.

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения финансирования природоохранных мероприятий из средств бюджетов всех уровней роль экологических фондов очевид­на. Только в 1998 г. на природоохранные мероприятия из средств внебюджетных экологических фондов затрачено 44,8 млн. рублей. Финансирование природоохранных мероприятий из разных источ­ников, по данным основных показателей прогноза социально- эко­номического развития НСО только по объемам капиталовложений, распределилось следующим образом:

–                   Федеральный бюджет – 0,02 млн. рублей;

–                   Областной бюджет – 4,86 млн. рублей (в т.ч. внебюджетные                                                                            экологические фонды – 44,8 млн. рублей);

–                   Средства природопользователей – 60,4 млн. рублей[4].

Неплатежеспособность большинства предприятий области, а также низкие нормативы платы за загрязнение окружающей среды, которые отстают от реальных темпов инфляции, не позволяют в должном объеме сформировать финансовые средства на выполнение природоохранных мероприятий. В связи с этим, Советом облэко-фонда было решено шире внедрять взаимозачетные схемы в счет выполнения природоохранных мероприятий. Это позволило, не­смотря на тяжелое финансовое положение в области, продолжать работы по строительству биологических очистных сооружений в р.п. Ордынское, в Чистоозерном и Чановском районах, вести строи­тельство сетей канализации в р.п. Колывань, а также осуществлять мероприятия по ликвидации возникающих негативных явлений. По взаимозачетным схемам приобретались строительные материалы и необходимое оборудование, погашалась задолженность предпри­ятий, организаций, осуществляющих работы по строительству при­родоохранных объектов, за электроэнергию и т.д. При этом наи­большие трудности возникали при денежном погашении 10% отчис­лений в Федеральный экологический фонд.

Расходование средств областного внебюджетного экологиче­ского фонда осуществлялось по детализированной схеме, утвер­жденной Советом облэкофонда.

Несмотря на кризисную экономическую ситуацию на террито­рии области сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа малых хозяйствующих объектов акционерной и частной формы соб­ственности. Значительную часть подобных предприятий нередко выпадает из сферы государственного регулирования. Контроль за деятельностью таких природопользователей приводит к резкому увеличению на­грузки на инспекторов (при недостаточном их количестве).

Как известно 10 % платы за загрязнение природоохранных средств в доход Федерального бюджета, а 90 % платы - на форми­рование внебюджетных экологических фондов разного уровня. По­ступления 10 % платы в Федеральный бюджет контролируют терри­ториальные органы. Министерство РФ по налогам и сборам. Кон­тролю за полнотой и правильностью исчисления осуществляют ко­митеты по охране окружающей среды.

Совместная контролирующая работа Госналогинспекции по НСО и Госкомэкологии НСО в 1998 г. включала в себя следующие мероприятия: выявление уклоняющихся от платежей за загрязнение природы, проведение совместных документальных проверок пред­приятий - природопользователей по выполнению ими налогового и природоохранного законодательства. В первом полугодии 1998 г. были разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению документальных проверок предприятий НСО по плате за загрязнение окружающих природоохранных средств», в которых подробно изложены методы и принципы проведения совместных проверок.

Наибольшее внимание в совместном контроле в 1998 г. было уделено проверке предприятий г. Новосибирска, т.к. на наш город приходится более половины всех поступлений в Федеральный бюд­жет и в экофонды. Проверками было выявлено, что практически все рынки и многие торговые предприятия г. Новосибирска не состоят в числе плательщиков[5].


3. Пути и методы решения экологических проблем г. Новосибирска и новосибирской области


Для улучшения экологического состояния г. Новосибирска предполагается реализация комплекса мероприятий, призванных решить следующие основные задачи:

В социальной сфере:

–                   Улучшить рекреационные условия (лесопарковое устройство го­родских лесов).

–                   Углублять подготовку персонала, обучение, воспитание, просве­щение населения.

–                   Формировать экологическое сознание и природосберегающее по­ведение населения.

В экологической сфере:

В области охраны атмосферного воздуха

–                   Обеспечить соблюдение экологических требований автотранспортными средствами, эксплуатируемыми на территории города, в том числе за счет создания сети современных комплексных автосервисных станций.

–                   Ликвидировать парковки автотранспорта внутри жилых кварта­лов и вдоль дорог за счет строительства многоярусных автостоя­нок.

–                   Продолжить развитие городского электротранспорта, в первую очередь метро.

–                   Продолжить газификацию котельных и частного жилого сектора.

В области лесов и сохранения зеленых насаждений

–                   Осуществить реконструкцию парков и скверов города, повсеме­стно организовать газоны.

–                   Осуществить реконструкцию зеленых насаждений на территори­ях промплощадок предприятий и озеленение их санитарно- за­щитных зон.

В области радиологической безопасности населения

–                   Создать структуру по ликвидации чрезвычайных (аварийных) си­туаций радиоактивного химического характера.

–                   Создать систему учета источников ионизационного излучения.

–                   Районирование территории по степени опасности от возникнования техногенного радиационного загрязнения.

В области экологическом образования, воспитания и просвещения населения

–                   Продолжить развитие системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.

–                   Обеспечить экологизацию школьных учебных программ с учетом регионального компонента.

–                   Продолжить развитие Новосибирского зоопарка как уникального эколого-воспитательного и рекреационного объекта.

В области защиты водной среды

–                   продолжить развитие и реконструкцию централизованных систем городской канализации и отвода сточных вод;

–                   продолжить строительство общеплощадочных и локальных очистных сооружений на промпредприятиях города;

–                   продолжить рекультивацию захламленных территорий, строительство набережных и культурно- оздоровительных объектов в прибрежных и водоохранных зонах рек города.

В области обращения с отходами производства и потребления

–                   реконструировать действующие объекты размещения отходов в соответствии с природоохранными нормами;

–                   обеспечить сбор отходов в районах частной жилой застройки;

–                   построить полигон для захоронения токсичных промышленных                  отходов, переработка которых невозможна или нецелесообразна.

Заключение


Основными направлениями улучшения экологической ситуации являются оздоровление среды обитания в городах и селах, повышение уровня экологической безопасности при развитии всех отраслей производства, борьба с загрязнением воздуха, почв и вод, рациональное использование восполняемых (леса, рыбные угодья, плодородие почвы) и невосполняемых (минеральное сырье) природных ресурсов, обеспечение населения качественной питьевой водой и продуктами питания, сохранение и развитие природных экосистем, биологического разнообразия. Кроме того, по мнению специалистов областной администрации, приоритетными должны также стать такие направления, как переработка, обезвреживание и надежное захоронение отходов, расширение использования вторичных ресурсов, предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф, экологическое образование и воспитание населения[6].

В условиях интенсивного использования природных ресурсов чело­веком, вовлечение их в хозяйственную деятельность наносит все бо­лее ощутимый ущерб природе, а также здоровью людей. Во- первых, природа стала терять свою уникальную способность к самовосста­новлению, как следствие, нарушаются естественные биологические циклы, тормозятся процессы развития. Во- вторых, такие изменения в природе не проходят бесследно для человека.

Итак, цель работы достигнута, т.к. мы стали более информированы о состоянии окружающей среды нашего города, о регулировании государством отрицательных побочных эффектов рыночной системы и проведении природоохранных мероприятий, заболеваниях, причиной которых является вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу различными предприятиями.


Список литературы


1. Акумов А.И., Мингазов И.Ф. Состояние окружающей среды и                   заболеваемость населения в Новосибирске. Новосибирск: «Наука», 1999.

2. Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружаю­щей     природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004.

3. Мартова И.М. Экологическая ситуация сегодня // Вечерний Новосибирск. 17 марта 2001 год.

4. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Невский Е.З. Проблемы экологии России // Проблемы региональной экологии. – 2002. - № 12.





[1] Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 20-22.


[2] Невский Е.З. Проблемы экологии России // Проблемы региональной экологии. – 2002. - № 12. С. 15.


[3] Акумов А.И., Мингазов И.Ф. Состояние окружающей среды и заболеваемость населения в Новосибирске. Новосибирск: «Наука», 1999. С. 52-53.


[4] Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружаю­щей     природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004. С. 107.


[5] Даниленко А.А. Аналитический обзор состояния окружаю­щей     природной среды в г. Новосибирске в 1998-2003 гг. Новосибирск: «Наука», 2004. С. 108-110.


[6] Мартова И.М. Экологическая ситуация сегодня // Вечерний Новосибирск. 17 марта 2001 год.