2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И МЕТОДОВ ПРОДАЖИ МАГАЗИНА «МЕХА СИБИРИ»

2.1. Организационно – экономическая характеристика магазина «Меха Сибири»

          Полное официальное наименование предприятия – частное предприятие Белянов И.А. (ЧП Белянов).

          Правовое положение предприятия определяется ст. 23 – 25 Гражданского Кодекса РФ, принятого Государственной Думой РФ 21. 10. 94 г., и Федеральным законом  от 14.06.95 № 88 – ФЗ «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

          ЧП Белянов функционирует на основании Свидетельства № 8690 о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выданного администрацией Индустриального района г.Хабаровска 12 февраля 1998 года (Приложение 2). Частное предприятие  ведет книгу учета доходов и расходов, отчет по формированию финансовых средств (в соответствии с предусмотренной Правительством РФ упрощенной формой отчетности для малых предприятий), имеет печать со своим наименованием, расчетный счет в рублях.

            Целью создания данного предприятия является более полное насыщение рынка промышленными товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создание дополнительных рабочих мест и получение дополнительной прибыли.

           Предметом деятельности частного предприятия является:

- организация и проведение розничной торговли промышленными товарами;

-  осуществление оптовых закупок промышленных товаров у отечественных  и иностранных производителей; 

-  коммерческая деятельность по продвижению товаров на рынки Хабаровского края и др. регионов, инновационная деятельность;

-  торгово – посредническая и рекламная деятельность;

-                осуществление комплекса мер по хранению и контролю качества реализуемых  товаров.

      ЧП Белянов И.А. обязано:

- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;

- заключать трудовые договоры;

- полностью рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям; осуществлять все виды обязательного страхования;

- своевременно предоставлять декларацию о доходах;

- уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.

  На рис.2.1. представлена организационная структура управления ЧП Белянов.  Из рис. 2.1. очевидно, что высшим органом управления предприятия является директор (одновременно выступающий собственником предприятия), к исключительной компетенции которого относится определение основных направлений деятельности предприятия; решение всех организационных вопросов. Он же руководит планово – экономической работой, занимается подбором кадров, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Директору магазина подчиняются его заместитель, бухгалтер, и продавцы, а также вспомогательный персонал (служба безопасности, уборщицы).

Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.

           За розничную торговлю отвечают непосредственно директор магазина и продавцы.

         Коммерческий директор руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Коммерческую работу по закупке и реализации товаров коллегиальным образом осуществляют директор и его заместитель.

    Коммерческая деятельность по закупке включает следующие направления:

—   организация хозяйственных связей с поставщиками;

—   оценка расчетов с поставщиками.

Надпись: Служба безопасностиНадпись: Уборщица

Рис. 2.1. Схема управления ЧП Белянов И.А.

 
 





















                              

Положение предприятия на рынке во многом определяется таким внутренним фактором, как кадровый персонал организации.  Следовательно, имеет смысл провести анализ состава и структуры кадров  ЧП Белянов, которая представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Состав и структура кадров магазина «Меха Сибири»

Кадровый состав персонала

Количество, чел.

Административный персонал

1. Директор магазина

1

2. Коммерческий директор

1

3. Главный бухгалтер

1

Торговый персонал

4. Продавец и кассир[1]

2

Вспомогательный персонал

5. Уборщица

1

6. Служба безопасности (охранники)

2

ИТОГО

8


Из табл. 2.1. видно, что общее число работников предприятия, включая руководителей, составляет 8 человек. Очень важным фактором при этом является тот, который говорит о степени соответствия и подготовленности кадров, то есть об уровне образованности персонала. Для того чтобы проанализировать укомплектованность магазина кадрами с высшим и средним специальным образованием рассмотрим их удельный вес в общей численности персонала, который представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Структура работников с высшим и средним специальным образованием в 2000 г.

Образование

Должность

Количество, чел

Удельный вес, %

Высшее

Директор

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

1

1

1


Всего с высшим образованием:

3

37,5

Среднее

специальное

Продавец и кассир

Охранник

Уборщица

2

2

1


Всего со средним специальным образованием:

5

62,5

ВСЕГО

8

100

Рис. 2.1. Структура кадрового состава магазина «Меха Сибири»


Из табл. 2.2. и рис. 2.1. видно, что наибольший удельный вес в общей численности персонала – 62,5 % занимают работники со средним специальным образованием, среди которых имеются продавцы, охранники, уборщица.

37,5 % в общей численности персонала приходится на работников с высшим образованием. При этом директор имеет высшее военное образование, коммерческий директор – экономическое, бухгалтер – торговое.

 Следует отметить, что в большинстве своем работники работают по своим специальностям (продавцы, бухгалтер, заведующие секциями) и полностью справляются со своими обязанностями, так как имеют довольно большой опыт работы в торговле. Что касается стабильности кадрового состава, то текучесть в 2000г. составила 12,5%. В то же время оборот по приему (отношение числа принятых работников к среднесписочной численности работников за определенный период) составил 1:4.

Относительно механизма подбора кадров, следует отметить отсутствие какой – либо утвержденной системы и документарно установленных правил. В то же время отличителен тот факт, что при отборе торгового персонала (продавцов – кассиров) руководство следовало принципам наличия торгового образования, в частности все продавцы магазина имеют специальность товаровед, полученную по окончании Хабаровского торгово – экономического техникума.

Более того, несмотря на отсутствие систематизированной программы повышения квалификации, на предприятии образован небольшой библиотечный фонд, составленный из учебно – методической литературы различной тематики профилирующего направления (товароведение пушно – меховых и овчинно – шубных товаров, справочники торгового работника и т.д.), что позволяет работникам по мере необходимости повышать свой профессиональный уровень и поддерживать достаточно высокий имидж магазина « Меха Сибири».

Относительно подбора сотрудников службы безопасности, то в данном случае предприятие пользуется услугами охранного агентства «Аякс», которое, в свою очередь, обеспечивает проведение процедуры рейтингового отбора, по результатам которого предлагает достойную кандидатуру. Данная организация обеспечивает поддержание уровня профессиональной подготовки на основе проведения периодических учебно – практических занятий с уже действующими работниками.

Отношения предприятия с работниками по найму регламентируются трудовым контрактом (Приложения 3, 4), устанавливающим права и обязанности обеих сторон, сроки действия соглашения, форму оплаты труда, а также предусматривающим случаи досрочного расторжения договора. Кроме того, заключается договор о полной материальной ответственности с целью благополучного разъяснения различного рода обстоятельств, связанных с оборотом материальных ценностей.

Важное направление анализа деятельности предприятия – анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, который основан на анализе структуры баланса и соотношения различных разделов его актива и пассива.

Финансовое состояние предприятия харак­теризуется размещением и использовани­ем средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т. е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

Несмотря на то, что бухгалтерский баланс на является обязательной формой отчетности, бухгалтер магазина по заданию директора использует данную форму и необходимые к ней приложения с целью упорядочения внутреннего анализа и отчета.

Анализ платежеспособности предприятия проводится в соответствии с

методикой, предлагаемой в «Методическом положении по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», утвержденных Федеральным Управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. № 31-р.

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводится на основе данных Приложения 5.

К основным показателям, характеризующим платежеспособность предприятия относятся:

v коэффициента текущей ликвидности, характеризующий общую

обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств  предприятия.

                   Общая   оборотных  средств фирмы

К т.л.  = ----------------------------------------------        (2.1.)

                                Краткосрочные пассивы


v коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами,

характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Ксос = СОС (Капитал и резервы – Внеоборотные активы)     (2.2.)

           Общая   оборотных  средств фирмы


         Результаты расчетов коэффициентов приводятся в табл.2.3.

Таблица 2.3

Оценка структуры баланса

Показатель

Года

+,-

Норма

1999

2000

1. К –т текущей ликвидности

1,215

1,667

0,452

≥ 2

2. К – т обеспеченности СОС

0,30

0,40

0,1

≥ 0,1

3. К- т восстановления платежеспособности

1,06


≥ 1


Данные табл.2.3 показывают, что коэффициент текущей ликвидности на конец 2000 г.  имеет значение менее 2 (1,667), но коэффициент обеспеченности СОС превышает нормативный предел 0,1 (0,4), следовательно, необходимо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности по формуле:

КВ.пл. = (К +12/Т (К – К)) /2,       (2.3.)

где   К – фактическое значение в конце отчетного периода коэффициента  

                   текущей ликвидности;

        К –  значение этого коэффициента в начале периода;

Т     -  отчетный период в месяцах.

         Значение показателя превышает 1, что свидетельствует об отсутствии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Проведенные расчеты показывают, что на момент проведения анализа, есть основания для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным. Но магазин «Меха Сибири» располагает реальной возможностью восстановить свою платежеспособность в течение 12 месяцев.

Сводный анализ экономических показателей деятельности магазина проведем на основе данных табл.2.4.


Таблица 2.4.

Данные для анализа экономических показателей деятельности магазина «Меха Сибири», тыс.руб.

Показатель, млн.руб.

Период

Изменение

к 1998г.

к 1999г.

абсол

%

абсол.

%

1998г.

1999г.

2000г.

1

2

3

4

7

8

9

10

1.      Товарооборот в сопоставимых

      ценах

1237,059

2055,6

1954,75

717,695

158,02

-100,84

95,09

2. Валовой доход

684,98

736,06

625,041

-59,939

91,25

-111,02

84,92

3. Уровень валового дохода, %

55,4

35,8

32

-23,4

57,77

-3,8

89,39

4. Издержки обращения

351,4

387,22

326,701

-24,699

92,97

-60,52

84,37

5.Уровень издержек обращения, %

28,4

18,8

16,7

-11,7

58,80

-2,1

88,83

6. Прибыль от реализации

333,58

348,84

298,97

-34,61

89,62

-49,87

85,70

7. Балансовая прибыль

333,58

348,84

298,97

-34,61

89,62

-49,87

85,70

8. Вмененный налог или общая сумма платежей в бюджетные и внебюджетные фонды (1998 г.)

127,06

115,188

115,188

-11,872

90,66

0

100

9. Чистая прибыль

206,52

233,652

183,782

-22,738

88,99

-49,87

78,66

10. Торговая площадь, м2

38,5

38,5

38,5

0

100

0

100

11. Численность работников, чел.

8

8

8

0

100

0

100

12. Рентабельность, %:

q к объему продаж   

(числитель – прибыль от

реализации)

q к затратам 

 

27,0

 

 

95,0

 

17,0

 

 

90,0

 

15,3

 

 

91,5


-11,7



-3,5


56,67



96,3


-1,7



+1,5


90,0



101,67

12.Прибыль от реализации в расчете на 1 м2 торговой площади

8,664

9,061

7,765

-0,899

89,62

-1,296

85,7

13. Прибыль от реализации в расчете на 1 торгового работника

41,698

43,605

37,371

-4,327

89,62

-6,234

85,70


 









Рис.2.2. Данные о динамике основных показателей деятельности магазина «Меха Сибири» в период 1998 – 2000гг.


Таким образом, данные табл.2.4. и рис.2.2. позволяют сделать следующие выводы. В период 1998 – 1999гг. отмечается тенденция роста практически всех показателей деятельности предприятия. Но в 2000г. произошло сокращение товарооборота магазина по сравнению с 1999г. на 100,84 тыс.руб., что составило 4,01%  снижения, хотя по сравнению с 1998 годом прирост выручки составляет 158,02 тыс.руб. Однако, по другим показателям в отчетном году имеет место факт значительного сокращения как в сравнении с 1999г., так и с 1998г.

Тем не менее необходимо отметить, довольно высокий уровень валового дохода к розничному товарообороту (325 в 2000г.). Темпы сокращения показателей прибыли значительно превышает темп снижения товарооборота. Так прибыль от реализации в 2000г. сократилась по сравнению с 1999г. на 14,3%, что составило 49,87 тыс.руб. Данная тенденция полностью обусловила снижение чистой прибыли предприятия, так как фактор налоговых отчислений в период 1999 – 2000гг. был статичен. В отчетном году имело место сокращение объема чистой прибыли на 21,33%. При этом по сравнению с 1998г. за счет снижения налогового бремени темп снижения составил лишь 11,01%.



2.2. Анализ торгового ассортимента магазина «Меха Сибири»


Анализ ассортимента следует проводить по схеме, рассмотренной в Главе 1 данной дипломной работы.

Так как специализацию магазина определяют товары из пушно – мехового и овчинно – шубного сырья, а ассортимент обувных товаров носит временный характер для магазина «Меха Сибири» и представлен только в качестве фактора повышения товарооборота в периоды межсезонья для определяющего ассортимента, то исследование  будет проводиться с акцентом на товарах доминирующего ассортимента.

Данные для анализа розничного товарооборота магазина «Меха Сибири» представлены в табл.2.5.

Таблица 2.5.

Данные для анализа реализации пушно – меховых и овчинно – шубных товаров магазином «Меха Сибири»

Наименование ассортиментной группы

1999 год

2000 год

Отклонение

Темп роста, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

ПУШНО –

МЕХОВЫЕ И

ОЧИННО – ШУБНЫЕ

ТОВАРЫ

1977,49

96,2

1853,1

94,8

-124,38

-1,4

93,71

Головные уборы

1239,53

60,3

1139,62

58,3

-99,908

-2

91,94

Мужские

908,575

44,2

862,045

44,1

-46,53

-0,1

94,88

Женские

304,229

14,8

252,163

12,9

-52,066

-1,9

82,89

Детские

26,723

1,3

25,412

1,3

-1,311

0

95,09

Верхняя одежда

684,515

33,3

629,43

32,2

-55,085

-1,1

91,95

Куртки мужские

55,501

2,7

41,05

2,1

-14,451

-0,6

73,96

Пальто, куртки   

меховые детские

49,334

2,4

27,367

1,4

-21,967

-1

55,47

Пальто меховые

женские

567,346

27,6

549,285

28,1

-18,061

0,5

96,82

Костюмы,

пиджаки

12,334

0,6

11,729

0,6

-0,605

0

95,09

Полуфабрикаты и
изделия из меха

53,446

2,6

84,054

4,3

30,608

1,7

157,27

Шкурки

выделанные

21,584

1,05

41,05

2,1

19,466

1,05

190,19

Воротники

20,556

1

38,704

1,98

18,148

0,98

188,29

Рукавицы

4,111

0,2

0,977

0,05

-3,134

-0,15

23,77

Комплекты

4,522

0,22

1,955

0,1

-2,567

-0,12

43,23

Изделия для дома

2,672

0,13

1,368

0,07

-1,304

-0,06

51,2

ОБУВЬ

78,113

3,8

101,647

5,2

23,534

1,4

130,13

ИТОГО

2055,6

100

1954,75

100

-100,85

0

95,09


   Данные табл.2.5. позволяют сделать выводы о динамике товарооборота данного предприятия, а также оценить структуру торгового ассортимента.

В частности, как уже отмечалось выше, имеет место тенденция снижения товарооборота в целом по магазину, что уже свидетельствует о необходимости проведения мероприятий по корректировке количественных и качественных показателей ассортимента магазина «Меха Сибири».

В то же время функция подкрепления, отнесенная на группу обувных товаров была реализована в достаточной степени, так как прирост выручки от реализации обуви на 23,534 тыс.руб., что составило 30,13% по сравнению с 1999 годом,   значительно нейтрализовал негативное влияние группы доминирующих товаров (пушно – меховые и овчинно - шубные) на динамику товарооборота в целом.

По ассортименту товаров, определяющему специализацию магазина «Меха Сибири», наблюдается тенденция снижения объема продаж на 6,29% по сравнению с 1999г, что составило 124,38%, что превышает темп снижения товарооборота  в целом на 1,38%. При этом темп сокращения объема выручки по наиболее крупным по обороту группам (головные уборы, верхняя одежда) в среднем составляет 8,1%. Наибольший процент снижения наблюдается по следующим позициям:

Ø детская верхняя одежда;

Ø куртки мужские;

Ø головные уборы женские.

             В то же время объединенная группа «Полуфабрикаты и изделия из меха» характеризуется приростом показателя объема реализации на 30,608 тыс.руб., что составило 57,27% за счет следующих позиций:

Ø шкурки выделанные;

Ø воротники.

Оценивая структуру (в стоимостном измерении) ассортимента,

предлагаемого магазином «Меха Сибири», следует отметить аналогичный характер изменений. Несмотря на тот факт, что наибольшую долю в составе реализуемых товаров по – прежнему составляют головные уборы и верхняя одежда, в 2000 году наблюдается снижение их удельного веса в совокупности на 3,1% (2% и 1,15 соответственно). Однако, прирост доли полуфабрикатов и изделий из меха на 1,7% обусловил сокращение удельного веса пушно – меховых и овчинно – шубных товаров лишь на 1,4% в целом по ассортименту.

        Для окончательного принятия решения о необходимости совершенствования какого – либо элемента торговли – микс, в частности торгового ассортимента, следует проанализировать показатели товарооборачиваемости.

         Данные таблицы 2.6. показывают, что показатели оборачиваемости имеют тенденцию к ухудшению. Скорость оборота текущих запасов снизилась на 4,6 дня, также снижается коэффициент оборачиваемости на 0,13. Если с рубля средств в 1999г., вложенных в товарные запасы, предприятие получало 5,08 рублей, то в отчетном периоде на 13 копеек меньше. Это объясняется тем, что темп роста запасов (101,3%) превышает темп роста выручки (95,1%). Это подтверждает коэффициент закрепления, который увеличивается на 0,013, что говорит о неэффективном использовании оборотных активов.

                                                                                                  Таблица 2.6.

Данные для анализа товарооборачиваемости

Показатели

1999г.

2000г.

Отклонение

Товарооборот (тыс.р)

2055,6

1954,74

-100,86

Средние остатки товаров (тыс.р)

404,4

409,7

5,3

Оборачиваемость запасов (дн)

71,9

76,5

4,6

Коэффициент оборачиваемости

5,08

4,77

-0,31

Коэффициент закрепления

0,197

0,21

0,013



                                                                                                  Таблица 2.7. 

Данные для факторного анализа


Средние остатки

Выручка

Оборачиваемость товарных запасов

Изменения

Факторы

404,4

2055,6

71,8079



409,7

2055,6

72,7483

0,9404

увеличение запасов

409,7

1954,75

76,5039

3,7556

сокращение товарооборота


4,696



Факторный анализ оборачиваемости товарных запасов показывает, что негативное влияние на скорость оборачиваемости товаров в хранении оказали оба исследуемых фактора. За счет сокращения объема продаж на 100,86 тыс.руб. скорость оборота возросла на 3,8 дня. Увеличение объемов товарных запасов обусловило рост длительности оборота практически на 1 день.   Таким образом, существующая динамика товарооборота и состояния запасов магазина «Меха Сибири» оказывает негативное влияние на эффективность деятельности фирмы, что и определяет необходимость проведения корректирующих мероприятий, в частности, посредством совершенствования торгового ассортимента предприятия.

Результат анализ определяет необходимость исследования и выявления, так называемых, «залежалых» и «неходовых» ассортиментных товарных групп, обеспечивших ухудшение показателей оборачиваемости представленной в анализируемом предприятии товарной номенклатуры.


Таблица 2.8.

Данные для анализа товарооборачиваемости в ассортиментном разрезе

Наименование ассортиментной группы

Товарооборот, тыс.руб.

Товарный запас, тыс.руб.

Коэффициент оборачиваемости

1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

Отклонение

ПУШНО –

МЕХОВЫЕ И

ОЧИННО – ШУБНЫЕ

ТОВАРЫ

1977,49

1853,1

305,65

330,88

6,5 

5,6 

-0,9 

Головные уборы

1239,53

1139,62

130,1

133,27

9,53

8,55

-0,98

Мужские

908,575

862,045

37

32,6

24,56

26,44

1,88

Женские

304,229

252,163

94,03

100,57

3,24

2,5

-0,74

Детские

26,723

25,412

0,93

0,1

28,73

251,4

222,69

Верхняя одежда

684,515

629,43

129,53

145,9

5,28

4,31

-0,97

Куртки мужские

55,501

41,05

44

70

1,26

0,59

-0,67

Пальто, куртки   

меховые детские

49,334

27,367

13,75

5,3

3,59

5,16

1,57

Пальто меховые

женские

567,346

549,285

46,9

51,07

12,1

10,76

-1,34

Костюмы,

пиджаки

12,334

11,729

24,88

19,53

0,5

0,6

0,1

Полуфабрикаты и

изделия из меха

53,446

84,054

46,02

51,71

1,16

1,63

0,47

Шкурки

выделанные

21,584

41,05

21,5

26,34

1

1,56

0,56

Воротники

20,556

38,704

13,78

17,5

1,49

2,21

0,72

Рукавицы

4,111

0,977

4,04

6,92

1,02

0,14

-0,88

Комплекты

4,522

1,955

6,5

0,65

0,7

3,01

2,31

Изделия для дома

2,672

1,368

0,2

0,3

13,36

4,56

-8,8

ОБУВЬ

78,113

101,647

98,75

78,82

0,79

1,29

0,5

ИТОГО

2055,6

1954,75

404,4

409,7

5,08

4,77

-0,31


Таким образом, в целом по ассортименту пушно – меховых и овчинно – шубных товаров имеет место тенденция сокращения числа оборотов в течение хозяйственного года практически на единицу за счет уменьшения показателя оборачиваемости головных уборов и одежды на 0,98 и 0,97 оборота соответственно. При этом число оборотов мужских и детских уборов увеличивается, женские головные уборы следует отнести к «залежалым» товарам вследствие снижения коэффициента оборачиваемости на 0,74 до 2,5 оборотов в год.

В группе «Верхняя одежда» неходовыми являются позиции, наиболее крупные по объему товарооборота, то есть пальто, полупальто, куртки женские и мужские, где снижение анализируемого показателя составило 1,34 и 0,67 оборота соответственно. В то же время подгруппа детской одежды характеризуется  значительным приростом в размере 1,57 оборота.

Отмеченная тенденция незначительно компенсируется за счет увеличения оборачиваемости товаров группы «Полуфабрикаты и изделия из меха». Однако, к данной группе относятся и товары, характеризующиеся  наиболее высоким темпом снижения товарооборачиваемости, - изделия для дома. В данном случае число оборотов в отчетном году сократилось на 8,8, достигнув 4,56 оборота в год. 

Обувные товары отличаются положительной динамикой коэффициент оборачиваемости, что выражается увеличением количества оборотов товаров в запасе  на 0,5, достигая 1,29 оборотов.

Как уже было отмечено выше, номенклатура реализуемых магазином «Меха Сибири» товаров главным образом представлена группой пушно – меховых и овчинно – шубных изделий. Но в то же время с целью повышения уровня доходов в периоды снижения спроса на отмеченную выше торговую группу в магазине представлен небольшой ассортимент обувных товаров российского производства (табл.2.9).

Таблица 2.9.

Данные о структуре ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Меха Сибири» в 2000 году

Наименование товара

Количество наименований

Удельный вес, %

Головные уборы, в том числе:

138

47,6

Ø мужские

26

9,0

Ø женские

94

32,4

Ø детские

18

6,2

Одежда, в том числе:

40

13,8

Ø куртки мужские

6

2,1

Ø пальто женские

24

8,3

Ø пиджаки, костюмы

6

2,1

Ø куртки, пальто детские

4

1,3

Изделия из меха, в том числе:

12

4,1

Ø шкурки выделанные

4

1,3

Ø воротники

3

1,0

Ø рукавицы

3

1,0

Ø комплекты

1

0,4

Ø изделия для дома

1

0,4

Обувь

100

34,5

ВСЕГО

290

100


Рис.2.3. Данные о структуре ассортимента товаров магазина «Меха Сибири» в 2000 г.

           Данные табл.2.9. и рис.2.3. подтверждают ранее сделанное заключение (в процессе анализа структуры товарооборота в ассортиментном разрезе) о том, что наибольший удельный вес составляют группы «Головные уборы», «Одежда». Кроме того, ассортимент обувных товаров также представлен довольно полно и составляет 34,5% от общего показателя.

         Представляется целесообразным провести оценку свойств ассортимента пушно – меховых и овчинно – шубных товаров (Приложение 6).

           В качестве базовых параметров позволительно применить показатели свойств ассортимента розничного магазина «Меха» (ул. К. Маркса, 114), условия деятельности которого идентичны таковым магазина «Меха Сибири»:

Ø специализация;

Ø торговая площадь – 45м2;

Ø расположение относительно центра города Хабаровска;

Ø основные поставщики.

Результаты оценки представим в форме сводной таблицы 2.10.

Таблица 2.10.

Данные об оценке свойств ассортимента пушно – меховых и овчинно – шубных товаров магазина «Меха Сибири» в 2000г.

Наименование показателя

Базовое значение, ед.

Действительное значение, ед.

Коэффициент, %

Широта

3

3

100

Полнота

190

247

76,9

Устойчивость

30

-

15,8

Новизна

73

-

38,4


Таким образом, данные табл.2.10 позволяют сделать следующие

выводы. Представленный ассортимент характеризуется достаточно широким и глубоким разнообразием  пушно – меховых и овчинно – шубных товаров. Однако, качественные показатели свойств свидетельствуют о том, что лишь 15,8% товаров магазина «Меха Сибири» пользуются достаточно стабильным уровнем спроса со стороны потребительского сегмента. Значительное негативное влияние в данном случае оказывает довольно низкий показатель обновления ассортиментных позиций (38,4%) при условии, что характер покупательских предпочтений на данную категорию товаров подвергается интенсивному колебанию ежесезонно. Сложившаяся ситуация объективно свидетельствует о наличии, так называемых, «разрывов»[2] с уровнем ассортиментного обеспечения конкурентов и системой потребительских требований к товару, что, в свою очередь, является следствием отсутствием систематизированного информационного обмена и анализа покупательской и конкурентной сред.


          Анализ потребителей и конкурентов.

         В процессе работы над данным дипломным проектом мною был проведен анкетный опрос потребителей пушно – меховых  и овчинно – шубных товаров г. Хабаровска. Исследование проводилось посредством опроса посетителей 5 предприятий, реализующих товары анализируемой категории  в розницу. Временной период наблюдения февраль – март 2001 года. Наблюдение осуществлялось в течение 1 часа на каждом предприятии. По причине завершения сезона (период интенсивной реализации пушно – меховых и овчинно – шубных товаров) было принято решение о проведении опроса в выходные дни календарной недели.

         Данные о респондентах, характеристики совершенной покупки регистрировались  в анкетной форме (Прил.7).

        Результаты анализа заполненных анкет позволяют составить следующие табличные и графические формы.

Таблица 2.11

Данные для выявления целевого потребительского сегмента

Признак сегментации

Количество покупателей

Удельный вес, %

   Род занятий 

владелец собственного дела

2

8,33

руководитель

4

16,67

служащий

11

45,83

рабочий

2

8,33

учащийся

3

12,5

неработающий пенсионер

1

4,17

домохозяйка

1

4,17

ИТОГО

24

100

   Возраст

18 –21 лет

3

12,5

22 – 25 лет

9

37,5

26 – 30 лет

5

20,83

31 - 35 лет

1

4,17

36 – 40 лет

2

8,33

> 40 лет

4

16,67

ИТОГО

24

100

   Размер семьи 

1 –2 чел.

8

33,33

3 – 4 чел.

12

50

> 4 чел.

4

16,67

наличие детей до 16 лет

12

50

ИТОГО

24

100

    Доход на 1 члена семьи 

< 1000 руб.

-

0

1000 – 1500 руб.

1

4,17

1500 – 2500 руб.

8

33,33

2500 – 4000 руб.

9

37,5

> 4000 руб.

6

25

ИТОГО

24

100


         Данные табл.2.11. позволяют определить образ представителя целевого потребительского сегмента торгового сектора экономики г. Хабаровска и края в том числе, реализующего швейные товары из пушно – мехового и овчинно – шубного сырья:

Ø представитель класса «белых воротничков» (служащий);

Ø в возрасте 22 - 30 лет;

Ø состав семьи 1 – 4 чел., независимо от наличия несовершеннолетних детей;

Ø уровень дохода 2500 – 4000 рублей.

При этом в качестве реального потребителя магазина «Меха Сибири»

предстает служащий 35 – 50 лет, состав семьи – 4-5 чел. при уровне дохода на члена семьи от 1500 до 2500 рублей.

           Таким образом, отсутствие элементов сегментирования объективно обусловливает наличие «разрывов» свойств ассортимента магазина «Меха Сибири» и комплекса желаний целевого потребительского сегмента.

          Анкетный опрос позволил выявить следующие данные (табл.2.12., рис.2.4.).

Таблица 2.12

Данные для анализа структуры реализации пушно- меховых и овчинно – шубных товаров торговыми предприятиями г. Хабаровска

Признак структуризации

Объем реализации

Удельный вес, %

Ассортимент, руб. 

головные уборы

48470

18,57

одежда

209920

80,43

изделия из меха

2612

1

ИТОГО

261002

100

Производитель, кол-во покупок 

Ø      отечественные

23

95,83

Москва

6

25

Иркутск

7

29,17

Хабаровск

6

25

Другие

4

16,67

Ø   иностранные

1

4,17

ИТОГО

24

100

Рис.2.4. Данные для анализа структуры реализации


      Данные табл.2.12. и рис.2.4. свидетельствуют, наибольшим спросом у целевого сегмента пользуются головные уборы и одежда из пушно – мехового овчинно – шубного сырья  главным образом, отечественных производителей[3]. Как показал ранее анализ табл.2.9., рис.2.3. ассортимент магазина «Меха Сибири» аналогичным образом отличается доминированием головных уборов (в частности, женских) и предметов одежды.

        Следовательно, отсутствие кардинального несоответствия структурных показателей ассортимента товаров, предпочитаемого целевым сегментом и результатов анализа торгового ассортимента магазина «Меха Сибири» в данном аспекте обусловливает необходимость исследования качественных показателей товаров, предлагаемых предприятием с целью определения причин формирования выявленных ранее «разрывов».

          Для реализации данной задачи мною была использована, так называемая, матрица «Бостон консалтинг групп» (первоначально используемая для градации стратегических хозяйственных подразделений крупных бизнес – структур корпоративного типа), модифицированная таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить ее основные достоинства, включая простоту визуального восприятия и привычную терминологию, а с другой стороны – использовать ее для анализа «групп продукта»[4].

         В качестве базовой единицы исследования выступает «группа товара», под которой подразумевается часть линии ассортимента, ориентированная стороны, на удовлетворение схожей по природе потребности.

         На рис.2.5. представлена используемая мною схема разбиения торгового ассортимента пушно – меховых и овчинно – шубных товаров магазина «Меха Сибири».

       В качестве характеристики каждой группы товара (горизонтальной оси модифицированной матрицы) выступает параметр К – «удельный вес группы товара в общем объеме товарооборота предприятия» в течение базового периода. В данном случае – 2 года (1999 – 2000гг).

       Для каждой группы товара параметр К вычисляется по следующей формуле:

      Кi = (Yi / Y0) * 100%,   где      (2.1)

     Y0 – суммарный объем товарооборота в денежном исчислении за отчетный период (1999 - 2000г.);   

Надпись: МужскиеНадпись: ЖенскиеНадпись: ДетскиеНадпись: Куртки мужскиеНадпись: Пальто женскиеНадпись: Пиджаки, костюмыНадпись: Куртки, пальто детскиеНадпись: Полуфабрикаты и изделия из мехаНадпись: Группа 1Надпись: Группа 2Надпись: Группа 3Надпись: Группа 4
Надпись: Группа 5
Надпись: Группа 6
Надпись: Группа 7
Надпись: Группа 8
 










Рис.2.5. Схема разбиения торгового ассортимента магазина «Меха Сибири»

     Yi – объем товарооборота i – ой группы за отчетный период.

     Результаты расчета представлены в табл.2.13.

Таблица 2.13

Результаты расчета параметра К

Наименование ассортиментной группы

Товарооборот, тыс.руб.

Параметр К, %

Группа 1

1770,62

46,22

Группа 2

556,392

14,52

Группа 3

52,135

1,36

Группа 4

96,551

2,52

Группа 5

76,701

2

Группа 6

1116,631

29,15

Группа 7

24,063

0,63

Группа 8

137,5

3,6

ИТОГО

1853,11

100


        В качестве второй характеристики группы товара (вертикальной оси матрицы) выступает параметр Т – «удельный вес группы товара в темпе изменения объемов товарооборота магазина» в течение анализируемого периода по линейному тренду.

       Линейный тренд позволяет сделать вывод о направлении движения показателя под воздействием множества факторов.

      Формула линейного тренда функции товарооборота представляет собой традиционное уравнение полинома первой степени:

Y0 = A0 * X + B0= A0 * X + B0, где      (2.2)

      Y0 – расчетный объем товарооборота;

      Х – расчетный период (квартал);

     A0 – расчетное изменение (приращение или спад) товарооборота по сравнению с 

            предыдущим расчетным периодом;

      B0  - константа уравнения, которая может быть интерпретирована как теоретический объем товарооборота в начальный период (I квартал).

      По аналогичной формуле определяется тренд по отдельной группе товара:

      Yi = Ai * X + Bi     (2.3)

      При этом Y0 = ΣYi, то есть единичной приращение суммарного товарооборота  состоит из единичных приращений (с обоими знаками) товарооборота всех групп товара, включенных в ассортимент магазина.

      Результаты расчета тренда с помощью пакета прикладных программ Excel 2000 представлены в Приложении 8.

      Параметр Т характеризует характер и размер вклада каждой группы товара в изменение суммарного темпа товарооборота и определяется для каждой группы отдельно по формуле:

     Т = (Ai / A0) * 100%,   где      (2.4)

     Ai – коэффициент тренда i – ой группы в течение отчетного периода;

     A0 – коэффициент тренда суммарного товарооборота в отчетном периоде.

     Результаты расчета представлены в табл.2.14.

Таблиц 2.14

Результаты расчета параметра Т

Наименование ассортиментной группы

Ai

Параметр Т, %

Группа 1

9,7856

78

Группа 2

-0,5233

-4

Группа 3

0,1862

1

Группа 4

-0,5993

-5

Группа 5

-0,8358

-7

Группа 6

2,516

20

Группа 7

0,0848

1

Группа 8

1,9108

16

ИТОГО

12,525

100


     Таким образом, для каждой группы товаров определилось пространство координат, где одна из них – К – характеризует долю каждой группы в объеме товарооборота («долю рынка»), а другая – Т – долю в темпе изменения объема товарооборота («рост рынка»).

     После вычисления данных значений для каждой группы товаров получаем параметрический график (рис.2.5.)

 











СОБАКИ

 

Группы 3,4, 5, 7

 
      


Рис.2.5. Модифицированная БКГ – матрица магазина «Меха Сибири»

          Полученная матрица позволяет сделать следующие выводы.

          Группа 1 (Головные уборы мужские) является яркой «звездой», что свидетельствует об отсутствии каких – либо разрывов в спросе на данную группу товаров и предложении со стороны магазина «Меха Сибири». Товары данной группы характеризуются высокими объемами товарооборота и темпами его роста. Таким образом, мужские головные уборы, представленные в торговом ассортименте магазина находятся на стадии роста.

        Группа 6 (Пиджаки, костюмы) следует отнести к «коровам», так как характеризуется достаточно высокими объемами продаж, но в то же время темп роста не превышает лимитного уровня - 20% и практически не подвергается изменениям. Это обусловлено тем фактом, что целевой сегмент данной группы товаров, которую позволительно отнести к демисезонным, составляют потребители при уровне дохода выше среднего. Для Хабаровского края меховая одежда является необходимостью в зимний сезон. Денежно подкрепленная потребность в ношении меховой одежды как зимой, так и в демисезонье,  у представителя формирующегося среднего класса в настоящее время отсутствует. Данное заключение подтверждают и результаты проведенного анкетного опроса (Прил.7). Из 24 опрошенных двое приобрели товары данной группы. При этом их уровень дохода на одного члена составляет 4000 тыс.руб. и выше. То есть сегмент группы 6 довольно узок, но ассортимент магазина «Меха Сибири» практически полностью соответствует его потребностям, что и определяет устойчивость положения группы «Пиджаки, костюмы» в общем составе товарной номенклатуры предприятия. Отсюда следует, анализируемая группа пушно – меховых товаров находится на стадии зрелости и не требует кардинальных изменений количественных и качественных показателей.

          Остальные группы товаров попадают в квадрант «собаки». Более того, группы №№ 3, 4, 5, 7, 8 относятся к «мертвым собакам», то есть позволительно рекомендовать полный отказ от их реализации. Их «возрождение» возможно лишь в случае тщательного анализа и корректного определения целевого сегмента, который является столь узким, что затраты на обновления ассортимента товаров данных групп практически не окупятся. Рентабельный объем продаж пушно – меховых изделий достигается при условии достаточно глубокой и широкой номенклатуре, что невозможно при малой величине обслуживаемого потребительского сектора рынка. Жизненный цикл товаров, представленных в данных группах товаров, не получил динамичного развития.

          В то же время необходимо отметить, потенциальной «коровой»  является группа 2 (Женские головные уборы). Проблема заключается в следующем. Потребительский сегмент женских головных уборов является наиболее крупным по сравнению с потребителями других групп товаров, в том числе и мужских головных уборов, и с одинаковой широтой охватывает покупательниц любого рода занятий и различного уровня денежного дохода, о чем опять же свидетельствуют данные рассмотренного выше анкетного опроса. Покупателем данной группы товаров, представленной  магазином «Меха Сибири», выступает женщина рабочей профессии в возрасте 40 – 50 лет с размером дохода не более 2000 рублей. Невысокий уровень цены является одним из наиболее определяющих факторов для данного сегмента в процессе принятия решения о покупке. Таким образом, существующий ассортимент женских головных уборов магазина охватывает довольно небольшую часть целевого сегмента, обеспечивающую сравнительно низкую долю товарооборота. Таким образом, группа женских головных уборов требует внедрения мероприятий по совершенствованию посредством выявления потребительских предпочтений всех секторов целевого сегмента и в результате соотнесения с прогнозируемым объемом продаж принятия решения о соответствующих процедурах сужения и расширения.

          В заключение следует подчеркнуть, выявленные недостатки действующей на торговом предприятии «Меха Сибири» системы управления ассортиментом


 
 обусловливают сокращение удельного веса предприятия в столь насыщенном рыночном секторе, см. табл.2.15 (составлена по результатам анкетного опроса – Прил.7).

Таблица 2.15.

Данные для определения структуры розничного рынка пушно – меховых и овчинно – шубных товаров

Наименование предприятия

Объем реализации, руб.

Удельный вес, %

Количество покупок

Средняя цена покупки, руб.

Диалог -  Хабаровск

99250

37,42

7

14178,6

Меха

135800

51,21

6

22633,3

Меха Сибири

7682

2,9

4

1920,5

Соболь

6270

2,36

3

2090

ЧП Весталкин (вещевой рынок)

16200

6,11

4

4050

ИТОГО

265202

100

24

 


     Из табл.2.15. очевиден тот факт, что анализируемый магазин составляет лишь 2,9% от общего объема реализации изделий из пушно – мехового  и овчинно – шубного сырья розничных предприятий г. Хабаровска. При этом магазин «Меха», характеризующийся аналогичным с «Меха Сибири» составом поставщиков занимает лидирующее положение на данном рынке. Таким образом, определяя в качестве одной из причин сложившейся ситуации недостатки существующего ассортимента, целесообразно сделать вывод об отсутствии корректной организации работы с поставщиком на основе системы информационного обмена с обратной связью.


2.3. Анализ действующих методов продаж в магазине «Меха Сибири»

        Магазин «Меха Сибири» относится к розничному предприятию с продажей товаров через прилавок, что, в первую очередь определяется планировкой торгового зала (Прил.9). Пришедший в магазин покупатель встречает приве­тливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале.

   После выявления намерения покупателя продавец - консультант показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству­ющих другие однородные товары. В обязан­ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую­щих товаров.

    Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы­дачей им покупок. Эти операции выполняется на рабочем месте продавца-кассира.

    Определяющим фактором при принятии решения о формировании того или иного способа продажи является повышение уровня обслуживания в магазине.

     В процессе исследования мною была разработана анкетная форма (Прил.10) и проведен опрос посетителей магазина «Меха Сибири». Число респондентов составило 50 человек, из них 8 человек (16%) – постоянные клиенты (совершили более 2 покупок в течение последних трех месяцев). Анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

   Практически отсутствуют разрывы ожиданий покупателей с представленной в магазине системой обслуживания по следующим аспектам:

·     Отмечается достаточно уважительное отношение к клиентам со стороны сотрудников торгового зала, стремление подобрать наиболее подходящую и соответствующую вкусам модель и фасон изделия;

·     Не наблюдаются какие – либо промедления в процессе оформления покупки при наличии того факта, что каждый посетитель обслуживается индивидуально;

·     Довольно наглядно и доступно оформлен «Уголок покупателя»б содержащий информацию об ассортименте прелагаемой продукции и услуг, основах  российского законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, на стенде размещены Свидетельство о регистрации предприятия и «Книга предложений».

·     Пунктуальность работников в отношении режима работы магазина.

    Но при этом необходимо отметить ряд факторов, снижающих оценку уровня сервиса, на которых был сделан акцент со стороны опрашиваемых.

        Имеют место неудобства в связи с выбором товара и возможностью близкого ознакомления. При этом по причинам особенностей личного склада характера не каждый посетитель решается задействовать продавца – консультанта до момента окончательного выбора и принятия решения о примерке.

Одновременно подчеркивается недостаточная компетенция консультантов в отношении порядка эксплуатации, ухода и ремонта изделий, изготовленных из различных видов пушно – мехового сырья. 

        Таким образом, снижение уровня обслуживания в магазине «Меха Сибири» объективно обусловлено существующей методикой продаж. Данный факт определяет необходимость выявления альтернатив выбора способов розничной продажи при условии учета следующих факторов:

Ø обеспечение достаточного уровня обслуживания покупателей в торговом зале;

Ø соответствие специализации магазина и торговому ассортименту;

Ø торговая площадь – 38,5 м2;

Ø соответствие торгово – технологическому процессу магазина в целом и др.


          Анализ действующего ассортимента и методов продажи розничного магазина «Меха Сибири», проведенный в главе 2 дипломного проекта, позволяет сделать следующее заключение:

v специализацию магазина определяют товары из пушно – мехового и овчинно –

шубного сырья, в качестве фактора повышения товарооборота в периоды межсезонья для определяющего ассортимента применяется ассортимент обувных товаров;

v в течение 1999 – 2000гг. наблюдается тенденция снижения товарооборота в

целом по магазину, что выступает первым признаком неудовлетворения действующего ассортимента требованиям потребительского сегмента. По ассортименту товаров, определяющему специализацию магазина «Меха Сибири», наблюдается тенденция снижения объема продаж на 6,29% по сравнению с 1999г, что  превышает темп снижения товарооборота  в целом на 1,38%. При этом темп сокращения объема выручки по наиболее крупным по обороту группам (головные уборы, верхняя одежда) в среднем составляет 8,1%. Наибольший процент снижения наблюдается по следующим позициям: детская верхняя одежда; куртки мужские; головные уборы женские;

v в составе ассортимента наибольший объем составляют головные уборы и

предметы одежды;

v показатели оборачиваемости товарных запасов характеризуются тенденцией к

сокращению. Скорость оборота текущих запасов снизилась на 4,6 дня, также снижается коэффициент оборачиваемости на 0,13. К «залежалым» товарам следует отнести женские головные уборы, пальто, полупальто, куртки женские и мужские,  изделия для дома. Обувные товары отличаются положительной динамикой коэффициент оборачиваемости;

v представленный ассортимент характеризуется достаточно широким и глубоким

разнообразием  пушно – меховых и овчинно – шубных товаров. Однако, качественные показатели свойств свидетельствуют о недостаточно стабильным уровнем спроса со стороны потребительского сегмента, в частности, в результате низкого показателя обновления ассортиментных позиций при условии, что характер покупательских предпочтений на данную категорию товаров подвергается интенсивному колебанию ежесезонно;

v анализ покупательской среды свидетельствует об охвате ассортиментом

анализируемого магазина лишь небольшой части целевого сегмента потребления изделий из пушно – мехового и овчинно – шубного сырья;

v в целом торговый ассортимент магазина характеризуется наличием лишь одной

группы товаров, жизненный цикл которых описывается как стадия «роста» – мужские головные уборы. Группа «Пиджаки, костюмы» удовлетворяя достаточно узкий, но требовательный потребительский сегмент, располагается на стадии «зрелости». Остальные виды швейных меховых изделий, представленные в магазине практически не получили развития. Исключение составляет группа «женские головные уборы», мероприятия по совершенствованию которой потенциально могут обусловить рост объема их реализации и снижения длительности оборота;

v существующая на предприятии методика продажи товаров «через прилавок» не

соответствует в полной мере требованию обеспечения высокого уровня обслуживания покупателя, создания чувства комфорта, доверия и надежности, тем самым значительно ухудшая имиджевый образ магазина и торговой марки в том числе.

       Сложившаяся ситуация объективно свидетельствует о наличии, так называемых, «разрывов»[5] с уровнем ассортиментного обеспечения конкурентов и системой потребительских требований к товару, что, в свою очередь, является следствием отсутствием систематизированного информационного обмена и анализа покупательской и конкурентной сред.


 









    


[1] В магазине «Меха Сибири» имеет место совмещение должностей продавца и кассира.

[2] Источник: Майкл Леви, Бартон А. Вейтц Основы розничной торговли. – Санкт – Петербург: «Питер». – 1999. – с.344.

[3] Столь высокий показатель удельного веса  г.Иркутска в составе производителей обусловлен тем, что на двух из исследуемых предприятиях торговый ассортимент формируется практически только за счет данного поставщика.

[4] Источник: Рыбальченко И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - №.2 – 1998г. – с.18 – 24.


[5] Источник: Майкл Леви, Бартон А. Вейтц Основы розничной торговли. – Санкт – Петербург: «Питер». – 1999. – с.344.