Реферат: Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере
Название: Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Кафедра управления, административного права и административной деятельности ОВД Дисциплина: Административное право Реферат«Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере» Введение Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государственном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена приоритетной. Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти. 1. Понятие, содержание и административно-правовые основы управления образованием и наукой. Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государственном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена приоритетной. Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования социальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли науки в социальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и культуры материального производства. Государственное управление наукой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необратимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональном и более того — на планетарном уровне. Государственная политика в области образования и науки основывается на следующих основных принципах: • гуманистический характер образования; • приоритет общечеловеческих ценностей; • воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье; • единство федерального культурного и образовательного пространства; • общедоступность и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; • свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений. Организационной основой этой политики является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются: а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; б) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием, подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования. Современное управление наукой осуществляется комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики, направленной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества. Основными целями государственной политики в области науки являются: • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала; • увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших социально-экономических задач; • укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства; • упрочнение взаимосвязи науки и образования. Единую государственную научную и образовательную политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей, надотраслевой и отраслевой компетенции. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по науке и инновациям; Федерального агентства по образованию. Правовое положение Министерства образований и науки РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие полномочия: 1) проявляет законодательную инициативу по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и подконтрольных ему федеральных служб и агентств; 2) самостоятельно регулирует порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях. Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции: Утверждает Перечень профессий (специальностей); положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования, положения об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях, федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств. Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд. Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну. Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств. Организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства. Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д. Министерство образования и науки РФ в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам. 2. Учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях. 3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов. 4. Создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности. 5. Учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств. 6. Министерство образования и науки РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом. Министерство образования и науки РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки РФ полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр осуществляет следующие полномочия: · распределяет обязанности между своими заместителями; · утверждает положения о структурных подразделениях Министерства; · в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; · решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; · утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и другие полномочия. Органы, осуществляющие административно-правовое регулирование управления образованием и наукой Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г., Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки и является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки. Основными функциямиФедеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются: а) обеспечение установленного порядка предоставления в РФ правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования; б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке; в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки, прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов; д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством РФ. Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Положение данного органа регулируется постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по науке и инновациям» от 16 июня 2004 г. Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет: · реализацию единой государственной политики и оказание государственных услуг при проведении фундаментальных и прикладных исследований, а также в процессе разработки перспективных технологий общегражданского назначения для отраслей экономики и социальной сферы; · реализацию мер по государственной поддержке деятельности государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, функционирования уникальных стендов и установок, а также развития экспериментальной и приборной научной базы и системы центров коллективного пользования; · организацию работ по использованию государственных ресурсов научно-технической информации, информационному обеспечению научной, научно-технической и инновационной деятельности. · Федеральное агентство по науке и инновациям руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, а также настоящим Положением. · Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Федеральное агентство по образованию осуществляет: а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в введении Министерства образования и науки, является федеральным органом исполнительным власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, а также настоящим Положением. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия: · за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; · за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; · за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций. Взаимоотношения органов внутренних дел с органами управления образования и науки. МВД России является одним из ведомственных органов управления образованием Российской Федерации. Ему подведомственна широкая сеть учебных заведений, главной задачей которой является подготовка высоко-квалифицированных специалистов, способных творчески и на высоком уровне решать задачи и осуществлять функции, возложенные на данное министерство. Многообразие этих задач обусловливает сложность системы учебных заведений, подведомственных МВД России. ОВД оказывают содействие органам управления образованием в осуществлении обязательного основного общего образования, в выявлении детей, которые не учатся, оказывают необходимую помощь в определении их в образовательное учреждение и др. ОВД сотрудничают с органами управления образованием в воспитании так называемых «трудных» детей (путем обмена информацией, проведения совместных мероприятий и др.). Работники ОВД ведут пропаганду российского законодательства среди учащихся, выступают перед ними по вопросам охраны общественного порядка, пропагандируют правила дорожного движения и поведения детей в общественных местах и т.д. Административно-правовое регулирование управления культурой Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др. При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами. Государственная культурная политика (политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры. Управление культурой — это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства. Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспечение распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Задачами законодательства РФ о культуре являются: 1. Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность; 2. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; 3. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; 4. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы. Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы законодательства РФ о культуре»и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ», «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия», «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям», «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии», «О Федеральном архивном агентстве», законодательные акты РФ и ее субъектов, иные акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой. Система и административно-правовой статус органов управления в сфере культуры и массовых коммуникаций. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. было образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры РФ и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ» от 17 июня 2004 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений. Минкультуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Минкультуры РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Минкультуры РФ самостоятельно разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений. Минкультуры РФ осуществляет следующие полномочия: 1. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: · порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; · перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из РФ, а также правила обеспечения режима их хранения; · положение о национальном фильме; · положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию; · единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ; · порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда РФ, а также деятельности музеев в РФ; · порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий; правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов РФ; · правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документальных архивов РФ; · -перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел; 2. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд. 3. Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. 4. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. 5. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок. 6. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. 7. Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке. 8. Организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. 9. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями. 10. Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства. 11. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Минкультуры РФ имеет право: · запрашивать и получать сведения необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; · учреждать знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях; · привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства научные и иные организации, ученых и специалистов. · создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные; · учреждать печатные СМИ для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств. Минкультуры РФ не вправе: · осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным -имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ; · устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; · устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ. Минкультуры РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии» от 30 июня 2004 г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии и находящимся в ведении Минкультуры. Роскультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы по направлениям: а) оказание государственных услуг в области культуры, искусства и кинематографии; б) ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являясь его депозитарием, банка данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра кино и видеофильмов, перечня культурных ценностей, на которые распространяется действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; в) обеспечение соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей, а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Роскультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Роскультура осуществляет следующие полномочия: 1. Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства. 2. Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству. 3. Организует: · проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, экспертизы культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами, историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного оружия, патронов к нему, копий (реплик) оружия; · сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов и фильмофонда, хранение исходных материалов национальных фильмов; · создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек. 4. Осуществляет: · ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов; · реализацию от имени РФ имущественных и личных неимущественных прав и выполнение обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ; · распоряжение в установленном порядке переданным Агентству обращенным в собственность государства движимым имуществом, представляющим культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения; · распределение перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей между учреждениями культуры в целях реального обращения этих ценностей на возмещение ущерба, понесенного этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их имущества войсками бывших неприятельских государств; · выдачу учреждениям культуры разрешения на использование дубликатов перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей для культурного обмена с иностранными организациями; · выдачу прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории; · выдачу удостоверений национального фильма; · выдачу заключений об отнесении имущества религиозного назначения к памятникам истории и культуры федерального значения; · взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; · осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок; · обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; · - осуществляет функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; · организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства; · осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Роскультура с целью реализации полномочий имеет право: · давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства; · привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов; · создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; · осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Агентству организаций. Роскулыпура не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральное агентство по культуре и кинематографии возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ. Согласно постановлению Правительства РФ «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» от 30 июня 2004 г., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Роспечать осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Роспечать осуществляет следующие полномочия. 1. Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства. 2. Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству. 3. Организует проведение измерений аудитории электронных СМИ и анализ тиражей печатных СМИ. 4. Осуществляет: · комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; · проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов; · подготовку предложения по проведению работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения СМИ; · ведет единые общероссийские реестры СМИ; · принимает в соответствии с законодательством РФ решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов); · осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; · осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности; · осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок; · обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; · обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке; · осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства; · осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; · организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия; · осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Роспечать имеет право: · давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам установленной сферы деятельности; · привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; · создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; · осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций. Роспечать не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Роспечать возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном архивном агентстве» от 30 июня 2004 г. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела'. Росархив находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и осуществляет регулирование по направлениям: а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела; б) государственный учет документов Архивного фонда РФ, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда РФ; в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Росархив осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росархив осуществляет следующие полномочия: 1. Организует: · информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; · исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; · работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ; · экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза; · экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; · экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения; · централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда РФ; · работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну; · координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов. 2. Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти. 3. Ведет: · государственный учет документов Архивного фонда РФ; · Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. 4. Осуществляет: · функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; · функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства; · согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов; · согласование перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти; · согласование положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах, а также иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций; · меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи; · экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления; · обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов; · контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы РФ; · взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 5. Осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок. 6. Обеспечивает мобилизационную, профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций. 7. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства. 8. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. 9. Осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. 2. Здравоохранение, физкультура и спорт, туризм, и социальная зашита граждан как отрасль социально-культурной сферы управления. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Известно, что динамично и поступательно может развиваться только такое государство, которое проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает необходимые условия для их достойной жизни. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» определяет следующие термины: Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности; Спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» государственная политика в области физической культуры и спортаосуществляется в соответствии с принципами: 1) непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; 2) учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; 3) признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; 4) создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Туризм — это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями, познанием тех или иных новых районов, стран. Государственное управление в сфере физкультуры и спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в сфере туризма — Федеральное агентство по туризму. Руководство указанными федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. охрана здоровья людей — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Охрана здоровья граждан базируется на следующих принципах: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Основы законодательства об охране здоровья граждан регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются: 1) определение ответственности и компетенции РФ, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; 2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; 3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения; 4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты. Конституция РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой, в свою очередь, в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная подсистемы здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные и санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения и иные предприятия, учреждения и организации. Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с местным законодательством. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. Деятельность учреждений частной системы должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов федерального и регионального значения. Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Федеральные законы «О физической культуре и спорте в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законы «О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и тканей человека», указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти. Система и административно-правовой статус органов управления в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития» от 30 июня 2004 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей1 . Минздравсоцразвития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, Федеральным медико-биологическим агентством, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Минздравсоцразвития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ», данный орган самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам: · здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; · качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; · курортное дело; · санитарно-эпидемиологическое благополучие; · уровень жизни и доходов населения; оплата труда; · пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; · социальное партнерство и трудовые отношения; · занятость населения и безработица; · трудовая миграция; · альтернативная гражданская служба; · социальная защита; · демографическая политика; · физическая культура и спорт; · туризм; · защита прав потребителей. Министерство самостоятельно принимает следующие нормативно-правовые акты: 1. Положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству. 2. Квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства. 3. Методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. 4. Порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией. 5. Порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией. 6. Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности. 7. Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест. 8. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации. 9. Акты об оказании первичной медико-санитарной помощи. 10. Порядок оказания скорой медицинской помощи. 11. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам. 12. Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. 13. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. 14. Порядок применения новых методов диагностики и лечения. 15. Порядок проведения биомедицинского исследования. 16. Положение о критериях и порядке определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий. 17. Порядок проведения патологоанатомических вскрытий. 18. Порядок деятельности семейного врача. 19. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий. 20. Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, и правила их деятельности. 21. Акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств. 22. Порядок фармацевтической деятельности. 23. Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. 24. Порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам. 25. Перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям. 26. Порядок и сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям. 27. Национальный календарь профилактических прививок. 28. Размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам. 29. Должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством РФ. 30. Порядок ведения пенсионной документации. 31. Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы. 32. Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания. 33. Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. 34. Типовые нормы труда. 35. Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов. 36. Нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты. 37. Рационы лечебно-профилактического питания. 38. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда. 39. Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. 40. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. 41. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. 42. Порядок регистрации соглашений и коллективных договоров. 43. Порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. 44. Порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. 45. Акты о территориях, которые отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. 46. Порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. 47. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, в которых предусмотрено ее прохождение. 48. Нормативы оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению. 49. Нормативные требования физической подготовленности, обязательные для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях. 50. Единая всероссийская спортивная классификация. 51. Нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Вопросы Федерального медико-биологического агентства» от 17 декабря 2004 г. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий. ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации: федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. Основными функциями Федерального медико-биологического агентства являются: · организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях; · организация и осуществление в отдельных отраслях промышленности и на отдельных территориях мер, направленных на выявление особо опасных факторов физической, биологической и химической природы и устранение их влияния; · издание индивидуальных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий; · оказание государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, в том числе в области научной, научно-технической и инновационной деятельности. |