Курсовая работа: Благотворительность как основа социальной работы

Название: Благотворительность как основа социальной работы
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «социология, культурология и политология»

«Допустить к защите»

«___» __________________2007

Научный руководитель Ляшко С.В.

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (история вопроса)»

Студент: Алешина Анна Валерьевна

Группа 41- СЦ

Научный руководитель: Ляшко С.В.

Курсовая работа защищена с оценкой ________________

Члены комиссии:

Орел, 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-5

Глава 1 История становления благотворительности в России…......6-18

1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития…………………………………………………………………..…...6-12

1.2 Благотворительность в XIX- начале XXвв.………….………...12-18

Глава 2 Влияние благотворительности на социальную работу…….19-28

2.1 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики….19-23

2.2 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения …………………….………………………………..…...23-28

Заключение………………………………………………………...…29-30

Список используемой литературы…………………………….……31-32


Введение

Актуальность темы исследования.

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов учебник «Социальная работа» где были указаны две причины, по которым социальная работа не возникла в начале XIX века. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

Основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили работы отечественных авторов Дурасановой и Годунского. В работе использовался исторический подход.

Объектом курсовой работы является благотворительность в России.

Предметом – роль благотворительности в становлении и развитии социальной работы.

Цель – выявление культурно-исторических предпосылок зарождения и развития благотворительности в России и ее влияние на становление социальной работы.

Задачи: 1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

2) выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

3) определить место благотворительных организаций в системе социальной помощи населению.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих 4 параграфа, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1 История становления благотворительности в России

1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.[6]

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.[4]

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники. В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. Часть пойманных бродяг и нищих отправляли служить в полицию, другие попадали в «работные дома», где они работали под надзором городничего, получая за это пищу, кров и небольшое денежное довольствие. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. [6]

Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. При непосредственном участии Марии Федоровны была развернута широкая кампания по борьбе с младенческой смертностью в воспитательных домах, где она составляла около 90%. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и «вдовьи дома» в Петербурге и Москве. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества». [6]

В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы.

Попечительство в то время ставило перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдится просить подаяние, и оказывать им, сообразно обстоятельствам и по мере возможности помощь в виде пособий.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

1.2 Благотворительность в XIX - начале XX вв.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.

В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Примерно в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей.

В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Впоследствии, при Николае II, в состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества» были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения. Многим деятелям Общества Александр I присваивал государственные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества носили именные знаки с девизом: «Возлюби ближнего как самого себя». Согласно статистике самого общества, за 100 лет его помощью воспользовались более 5 миллионов человек.

В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское. В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф.Одоевский, к которому вслед за князем присоединились многие представители высшей аристократии. В 1897 году Николай II издал указ об отказе «принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные».

Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.

В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).

Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.

Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета – таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.
42 года отдал благотворительности принц Петр Ольденбургский, основавший в Петербурге первый ночной детский приют. В течение жизни объем его пожертвований превысил 1 миллион рублей. [6]

«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.[4]

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. [6]

Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности.[4] Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Глава 2 Влияние благотворительности на социальную работу

2.1 Взаимосвязь благотворительности и социальной политики

В последние десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.
Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.

Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров»,Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться.

На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? На мой взгляд успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того на сколько нам удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе. Как уже было сказано, что в России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов.

Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики российской действительности. По моему мнению, надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы.

Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется c помощью социальной политики. [6]

Наиболее важной функцией социальной политики является служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В самом общем виде можно представить социальную политику как взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп и социальных общностей.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.

Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу».

В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.

Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.

Таким образом, можно предположить, что возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность. [15]

Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

- неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;

- несформированная позиция государства по отношению к благотворительности;

- недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.[6]

Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место.

Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

2.2 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населению

Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. И важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь)

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации

Каждый из этих уровней выполняет свои функции.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

11. разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др.

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д. [14]

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности — с другой.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.

Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:

· Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

· Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

· Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

· Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

· Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

· Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

· Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.[6]

Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.

Так, например, в городе Тюмени создан «Благотворительный Фонд развития города Тюмени». И хотя Фонд не оказывает прямую поддержку нуждающимся, среди проектов некоммерческих организаций, поддержанных Фондом, есть организации, главной задачей которых является оказание помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан. Фонд поддерживает различные мероприятия, проводимые в городе. В частности были выделены деньги на покупку палаток, спальных мешков и других принадлежностей для детской краеведческой археологической экспедиции, проводятся систематические выдачи призов для победителей различных конкурсов. Все это является наглядным примером того как благотворительные организации могут органично вписаться в систему социальной помощи и защиты населения.

Мне кажется, что данный опыт может служить прекрасным примером для подражания. Вполне возможно создание таких фондов в каждом городе. Они будут способствовать развитию города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и археологических экспедиций. Ведь, как правило, этим направлениям государственная власть уделяет не достаточно много внимания.

Заключение

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. Мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно. Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Как было показано в данной работе связь между социальной работой и благотворительностью существует. Следовательно, намечается потребность в анализе благотворительности как основы социальной работы. [9]

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика проводимая государством, а в частности одно из направлений – социальная защита. На мой взгляд, наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики сильного государства.


Список используемой литературы

1. . Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 688 с.

2. . Ожегов Сергей Иванович. Словарь рус. языка. ОК. 57000 слов. Под ред. Д-ра филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой.- 12-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1978 – 846 с.

3. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие М.: Издательство «Союз» 1994 г. – 339с. (Часть 1).[текст]

4. .Т.П. Дурасанова. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000. [текст]

5. . Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. /Ю. Годунский/ Наука и жизнь.- 2006.- №10.- с. 32-37.[текст]

6. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.[текст]

7. . Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) / А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6.- с. 147-158.

8. . Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98.

9. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.- №5.- с. 100-103.

10. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке/А.Р. Соколов/ /Вопросы истории.- 2003.- №7.- с. 96-112.