Изложение: Глоссарий специальных терминов и понятий по философии

Название: Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: изложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ш. УАЛИХАНОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ГЛОССАРИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

И ПОНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУ

2006

А-

1. АБСОЛЮТ - (от лат.Absolutus – безусловный) в религии и идеалистической философии - безусловное совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.
2. АБСОЛЮТИЗМ - (от лат.Absolutus – неограниченный) форма политической организации, при которой неограниченная верховная власть сосредоточена в руках одного или нескольких лиц.
3. АБСТРАКЦИЯ - (от лат.Abstractio – отвлечение) упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов, которые в конкретном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей.

4. АВАТАРА - (санскр. "тот, кто нисходит", "проявление", "воплощение") - теория периодического появления божества в земном мире для выполнения определенной миссии. Наиболее распространенная в индуизме теория учит о десяти аватарах бога Вишну, в число которых наряду с другими входят Рама, Кришна и Калкин.

5. АВЕРРОИЗМ — направление в западноевропейской средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда (в лат. транскрипции Аверроэс). Он натуралистически переработал Аристотеля и развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божественного творения как первопричины сущего. Аверроисты проповедовали всеобщий космический детерминизм, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естественной необходимости, которой подчинено все на Земле.

6. АВТОКРАТИЯ - (греч. "autoz", "сам" и "kratoz", "власть") - "самовластие", "самодержавие". Законная власть единого правителя.

7. АВТОРИТАРИЗМ — антидемократическая. антиправовая концепция власти (абсолютизм, тоталитаризм, фашизм, военный коммунизм), для которой характерна концентрация власти в одних руках, насилие, государственный террор.

8. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верноподданичеством, высокомерием по отношению к нижестоящим. Авторитарная личность в принципе неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу.

9. АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир объявляется полностью или частично непознаваемым.

10.АДВАЙДО-ВЕДАНТА - (санскр. "advaita", "недвойственность" и "vedanta", "учение Вед") - направление в индуистской философии, утверждающее полное тождество между абсолютом ("брахман") и человеческим "я" ("атман").

11.АКМАТИЧЕСКАЯ - (греч. "akmh", "пик") стадия - вершина какого-то процесса. Термин Н.Гумилева

12.АКСИОЛОГИЯ - (греч. "axia", "цена", "ценность" и "logoz", "учение") - "учение о ценностях".

13.АКТУАЛЬНОЕ - (лат. "actu", "действие") - "действительное", "наличествующее".

14.АНАРХИЗМ - (греч. "a", "an", "отрицание", "не" и "arce", "начало", "власть") - политическое учение из разряда левых идеологий, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех форм государственной власти, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

15.АНИМИЗМ — религиозные представления, берущие свое начало в архаические времена, согласно которым одушевляется весь окружающий человекамир.

16.АНТРОПОЛОГИЯ - (греч. "antropoz", "человек" и "logoz", "учение") - совокупность наук, предметом изучения которых выступает человек как биологическое, социальное и культурное явление.

17.АНТРОПОМОРФИЗМ — уподобление человеку; наделение человеческими качествами всего окружающего.

18.АПОЛИТЕЯ - (греч. "a", частица отрицания, и "politeia", "политика", "государство", "конституция") - "отсутствие политики", "отказ от политики", "аполитичность".

19.АРИСТОКРАТИЯ - (греч. "aristoz", "лучший" и "kratoz", "власть") - "власть лучших". Законная власть наследственной элиты.

20.АРИСТОТЕЛИЗМ — философское течение, истолковывающее все явления с точки зрения аристотелевской философии.

21.АРХЕТИП - (греч. "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец") - "первоначальный образец". В психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".

22.АТЕИЗМ - учение о несуществовании Бога, отрицание религии.

23.АТМАН - в индуизме "вселенский дух", "абсолютное я", "божественный субъект", скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайто-ведантистской традиции, "атман есть брахман", т.е. субъектный абсолют совпадает с объектным абсолютом.

24.АТОМИЗМ - учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).

25.АТОМИСТИКА — учение о дискретном строении материи, в основе которой лежит неделимая частица вещества — атом.

26.АША - древне-иранский термин, аналог индусской "дхармы", "сакральный закон", "парадигма".

-Б-

27.БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По З.Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

28.БИОПОЛИТИКА - (греч. "biuz", "жизнь" и "poliz", "город", "государство") - управление людьми с помощью влияния на низшие телесные реакции, связанные с полом, сытостью, чувством комфорта и наслаждения. Термин постмодернизма.

29.БРАХМАН - (санскр. средн. род, не путать с "брахманом" как "представителем касты жрецов", муж. род.) - в индуизме означает "абсолют", "высшую реальность", "бытие".

30.БРАХМАНЫ - (санскр. "брахма", "абсолют", высшее божество) - представители касты жрецов, духовенства.

-В-

31.ВЕДЫ - священный текст индусов.

32.ВИРТУАЛЬНЫЙ - (фр. "virtuel", англ. "virtual" - "возможный, "потенциальный", "предполагаемый", "искусственно воссозданный в форме макета") - термин постмодерна, обозначает действия в пространстве искусственно воссозданной реальности - в компьютерной графике, в СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности - характерная особенность постиндустриального информационного общества.

33.ВИТАЛИЗМ - (лат. "vita", "жизнь") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

34.ВОЛЮНТАРИЗМ — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

35.ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, которое основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. По их представленияммозг так же вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.

-Г-

36.ГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическое философское течение, исходящее из идей Гегеля.

37.ГЕДОНИЗМ — этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.

38.ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ — представлениео том, что центром солнечной системы является Солнце.

39.ГЕНДЕР - (лат. "gender") - пол в его физическом, анатомическом аспекте.

40.ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ (греч. "география" и лат. "determinismus", "предопределенность") - историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.

41.ГЕОЦЕНТРИЗМ — учение о центральном положении Земли в солнечной системе.

42.ГЕРМЕНЕВТИКА — теория истолкованиятекстов.

43.ГЕРМЕТИЗМ — религиозно-философское течение в античности, сочетавшее элементы платонизма, стоицизма с халдейской астрологией.

44.ГЕТЕРОДОКСИЯ - (греч. "etero", "чужое", "чуждое" и "doxa", "мнение", "решение", "взгляды") - "ошибочное мнение", отклоняющееся от истинного, прямого и правильного учения - "ортодоксии" (греч. "orqo", "прямой", "правильный" и "doxa", мнение).

45.ГИЛОЗОИЗМ — натурфилософская концепция, отрицающая границу между живым и неживым в природе.

46.ГЛОБАЛИЗМ - (лат. globus, "шар", "земной шар") - идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий. Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ. Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации. Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об универсальности "пост-индустриального" или "информационного" общества.

47.ГНОСЕОЛДОГИЯ - (теория познания) - раздел философии, в котором изучаются:

- проблемы природы познания и его возможности;

- отношение знания к реальности;

- всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

48.ГНОСТИЦИЗМ - (греч. "gnostikoz", "знающий", "gnosiz", "знание") - эзотерическое учение, получившее широкое распространение в раннем христианстве (1-III вв н.э.). Гностики толковали "Евангелие" и, шире, христианское учение, в особом таинственном ключе, утверждая, что во всем скрыт дополнительный, недоступный непосвященным секретный смысл. У гностиков были собственные писания, в частности, они признавали священными некоторые тексты, отвергнутые позже Церковью как еретические или признанные в качестве "апокрифов". Гностицизм оказал большое влияние на средневековые ереси и западный мистицизм (эзотеризм) в целом.

49.ГОМЕОСТАЗ - (греч. "omeo", "однородное" и "staz", "состояние") - состояние гармоничного равновесия человеческой общности с природной средой, сохранение баланса между культурой и природой. Стадия этногенеза в теории Л.Н.Гумилева, в которой пассионарное начало проявлено минимально.

50.ГУНА - (санскр. "нить") - в индусской философии состояние вещества видимого, физического и невидимого, духовного. Различают три гуны: световую "саттва" (от корня "сат", "бытие", "сущее"), символ - белый цвет, менее светлую - "раджас" ("жар"), красный цвет, и "тамас" ("тьма"), черный цвет. Гуны являются аспектами единой пластической мировой субстанции - пракрити.

-Д-

51.ДАО - (кит. "путь") - одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть "путь человека", т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, то в собственно даосизме дао имеет универсальный онтологический смысл: первопричина вселенной, ее таинственная закономерность; целостность жизни, присутствующая во всем.

52.ДАОСИЗМ - мистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лао-цзы (главный труд "Даодэцзин"). В основе лежит учение о непознаваемом Дао, высшем принципе, который пропитывает всю реальность - как бытие, так и небытие, пребывая одновременно повсюду и нигде. В отличие от внешней формы китайской традиции конфуцианства, даосизм делает акцент не столько на социально-ритуальные аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.

53.ДАРВИНИЗМ - система воззрений Ч. Дарвина. Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия триады основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой для образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под воздействием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы в процессе эволюции присваивают (и закрепляют благодаря наследственности) новые приспособительные признаки, что в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Так, по Дарвину, образовался и человек.

54.ДЕДУКЦИЯ - (лат. "deduction", "выведение") - умозаключение от общего к частому. Началом (посылками) этого умозаключения являются догмы, аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из посылок, теоремы ("частное").

55.ДЕЗОНТОЛОГИЗАЦИЯ - (лат. "des-" частица отрицания и греч. "ontologia" онтология) - процесс постепенной утраты бытия. Основное содержание мировой истории в глазах традиционалистов.

56.ДЕИЗМ - (лат. "Deus", Бог) - теория философов Просвещения, заменявшая богословское представление о Божестве, сопряженное с конкретными догматами, обрядами и таинствами, рассудочной и моральной абстракцией, субъективным и произвольным представлением о наличии "личного Бога". Переходная стадия между полноценной религией традиционного общества и чистым атеизмом.

57.ДЕКАДЕНТСТВО — общее наименование кризисных явлений в области духовной культуры буржуазии в конце 19 и начале 20 веков.

58.ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ - (лат. "de-" частица отрицания и "lex" закон) - выход за рамки правового поля, утрата законного права на что-либо.

59.ДЕМИУРГ - (греч. "demiourgoz") - "творец", "создатель", "ремесленник", "работник", "производитель". Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали этому понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не было.

60.ДЕМОКРАТИЯ - (греч. "demoz", "народ" и "kratoz", "власть") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом. Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом (либерал-демократия, "правая демократия") или с социализмом (социал-демократия, "левая демократия").

61.ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ - ( от лат. "de- " частица отрицания и греческое "semantikoz", означающее) - потеря каким-то явлением смысла.

62.ДЕТЕРМИНИЗМ — учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

63.ДЕЦИЗИОНИЗМ - (лат. "decisio", "я решаю") - "теория решения" как фундаментального момента проявления Политического и главной инстанции для становления, изменения или укрепления правовой системы. Разработана Карлом Шмиттом. В оригинале "Entscheidungslehre" (нем.) - "учение о решении".

64.ДЖАЙНИЗМ - ведущая индийская кастовая религия, для которой характерны:
- аскетизм,
- запрещение убийств живых существ и причинение им вреда;
- сохранение веры в перевоплощение душ. Джайнизм основан в 6 веке до н.э. Джиной (Махавирой).
65.ДИАЛЕКТИКА - (от греч.Dialektike - искусство вести беседу) - по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

66.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философия, основывающаяся на принципах материального единства мира, рассматривающая его как проявление законов диалектики (единства и борьбы противоположностей). В 20 столетии был официальной философской доктриной марксизма-ленинизма.

67.ДИФФУЗИОНИЗМ - (лат. "diffusio", "распыление", "распространение") - термин теории "культурных кругов", по аналогии с физическим процессом диффузии (жидкостей и газов) рассматривавшей процесс распространения культурных форм от народа к народу в жесткой связи с географическими зонами.

68.ДОГМАТИЗМ — антиисторическое, абстрактное, схематически-закостенелое мышление.

69.ДУАЛИЗМ - философское учение, в противоположность монизму считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

70.ДХАРМА - (санскр. "порядок", "уклад", "установление") - "сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель - соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле, "дхарма" - ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев является "кама", "желание", а вайшьев - "артха", "предметы", "вещи". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").

-Е-

71.ЕВГЕМЕРИЗМ — учение о происхождений религии из почитания и обожествления древнейших царей.

72.ЕРЕСЬ — отклонения в вопросах канона от основных принципов религиозной доктрины.

-Ж-

73.ЖЕНЬ - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.

-И-

74.ИДЕАЛИЗМ — общее название философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично по отношению к материальному.

75.ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (лат. "idem", "то же самое", "тождественное") - процесс обнаружения и выяснения того, чем данная вещь является, а чем нет. "Идентичность" - то, что делает конкретную вещь ею самой.

76.ИДЕЯ - (греч "idea") - философский термин, означающий "небесный прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

77.ИЕРАРХИЯ - (греч. "iero", "священный" и "arch", "начало", "власть") - "священноначалие".

78.ИЗОМОРФИЗМ - (греч. "iso-", "едино-" "morfh", "форма") - общность изначального образца.

79.ИММАНЕНТНЫЙ - (лат. "immanens", "пребывающий здесь") - "соприсущий", "наличествующий", "наличный".

80.ИМПЛИЦИТНОЕ - (лат. "implicito", "внутри заложенное") - "подразумеваемое"; антоним - "эксплицитное".

81.ИНВОЛЮЦИЯ - (лат. "involutio", "свертывание", "развитие в отрицательном направлении") - противоположность "эволюции".

82.ИНДИВИДУАЛИЗМ - (лат. "individuum", "неделимый") - представление о человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного, этнического и религиозного контекста. Аналог греческого термина "атом" - "atomoz", что означает "неделимый". Понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень близки. Не случайно философский индивидуализм и атомистское учение о природе материи исторически развиваются параллельно и в одной и той же интеллектуальной среде.

83.ИНДИВИДУУМ - (лат. "in-", отрицательная частица и "dividere", "делить") - "неделимый". "Индивидуальность" - неделимость, несводимость к каким-то предшествующим формам.

84.ИНДУИЗМ - древнейшая религия, одна из наиболее крупных по числу последователей. Основа индуизма - кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Основной нерв индуизма состоит в утверждении непрерывности между миром божественных начал (богов, абсолюта и т.д.) и земным миром, в том числе человеческим. Все индуисты почитают в качестве священных книг "Веды", а также большее количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию. С точки зрения индуизма, к этой традиции нельзя примкнуть извне, так как необходимо родиться в одной из индуистских каст. Вне кастового принципа индуизм не может рассматриваться, так как священные доктрины и культы для разных каст существенно различаются между собой.

85.ИНДУКЦИЯ - (лат. "inductio", "наведение") - умозаключение от частных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса .

86.ИНИЦИАЦИЯ - (лат. "initiatio", "начало", "введение", "вступление", "посвящение") - обряд включения человека в новый тип духовной общности с соответствующими доктринами, ритуалами, символическими системами, предписаниями, запретами и т.д.

87.ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — направление в философии, рассматривающее знание (понятия, принципы, законы)как инструмент действия человека.

88.ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — направление в социологии и социальной психологии, рассматривающее преимущественно символические аспекты социального взаимодействия.

89.ИНТЕРНАЛИЗМ — методологическое направление в истории науки и философии, признающее движущей силон развития науки и философии исключительно интеллектуальные факторы.

90.ИНТУИТИВИЗМ — идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное знание.

91.ИРРАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, обосновывающее неологическое, нерациональное строение знания.

92.ИСИХАЗМ — мистическое течение в Византии.

93.ИСЛАМ - (мусульманство) - последняя из трех монотеистических религий, основана пророком Мухаммедом (отсюда другое название - "магометанство"). Священной книгой признает "Коран", в котором, по мнению мусульман, "исправлены" некоторые положения иудейской "Торы" и христианского "Евангелия". Настаивает на том, что между Богом (Аллахом) и верующим не должно быть посредников. Категорически осуждает язычество (неверных).

94.ИСТОРИЗМ — принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

95.ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — часть марксистко-ленинской философии, основанной на распространении принципов и законов диалектического материализма на общество.

96.ИСТОРИЦИЗМ - направление мысли, ставящее основной акцент на изучении последовательности событий, избегающее обращения к каким бы то ни было метафизическим, вечным и неизменным началам.

-К-

97.КАЗУИСТИКА — рассмотрение частных случаев в их связи с общими принципами. В обыденном представлении — ловкость, изворотливость в доказательстве сомнительных положений.

98.КАНТИАНСТВО — совокупность философских учений, популяризирующих учение Канта.

99.КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ -философияКанта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

100. КОЛЛЕКТИВ - (лат. "collectivus", "собранный", "сложенный") - собрание людей. Сравнимо со старорусским термином "собор".

101. КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - то, что составляет "общественное я" коллектива, позволяет разным индивидуумам осознать и ощутить взаимосвязь и общую принадлежность к конкретному общественному организму.

102. КОММУНИЗМ - политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.

103. КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ - (лат. "complimentare", "взаимодополнять") - "взаимодополняемость".

104. КОНВЕНЦИАЛИЗМ — направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе научного знания лежат конвенции (соглашения) между учеными.

105. КОНВЕРГЕНЦИЯ - (лат. "convergentia" - "совпадение", "слияние") - теория, в основе которой лежит идея о постепенном сглаживании различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Возникла в 50-х годах XX века в связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства.

106. КОНСЕРВАТИЗМ — идейное течение, противостоящее прогрессивным тенденциям общественного развития.

107. КОНФОРМИЗМ — термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

108. КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости.

109. КОРАН - священное писание мусульман, полученное пророком Мухаммедом от Аллаха.

110. КОСМОГОНИЯ - (греч. "kosmoz", "порядок", "миропорядок", "вселенная", "космос" и "gonoz", "происхождение") - теории о происхождении и становлении вселенной.

111. КРЕАЦИОНИЗМ - (лат. "creatio", "творить", "создавать") - мировоззренческая концепция, согласно которой мир создан Богом из ничто.

112. КШАТРИИ -(санскр. "кшетра", "поле") - каста воинов в индуизме. Брахманы, созерцающие Брахму (абсолют), ангажированы в вертикальное измерение бытия, кшатрии - в горизонтальное, что подчеркивает их кастовое обозначение.

-Л-

113. ЛАМАРКИЗМ - первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж.Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк первым провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы.

114. ЛЕГИТИМАЦИЯ - (лат. "lex", "закон") - правовое законодательное оформление политического, социального или экономического явления, придание какому-то политическому, социальному, административному или экономическому явлению правового, законного статуса.

115. ЛИБЕРАЛИЗМ - (лат. "libartas", "свобода") - экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях - в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. - лишь ограничивает свободу человека. Либерализм противостоит социализму, полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоположно принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".

116. ЛИБИДО - в психоаналитической теории - инстинктивная сексуальная энергия человека. По Фрейду либидо является главной движущей силой, заставляющей человека заниматься всеми видами активной деятельности . В широком смысле - форма энергии, которой заряжаются все психические процессы и структуры.

117. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — аналитическая философия, основанная на анализе обыденного языка.

118. ЛИЧНОСТЬ - продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.
119. ЛОГИКА - совокупность наук о законах и формах правильного мышления.

120. ЛОГИЦИЗМ — учение о сводимости любого точного знания к логике.

-М-

121. МАКРОКОСМ - (греч. "makro" и "kosmoz", "мир") - "большой космос", "мир", "вселенная".

122. МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ - (лат. "manifestare", "проявлять", "делать явным", "открывать", "обнаруживать") - учение о субстанциальном единстве мира и его божественной причины.

123. МАНИХЕЙСТВО - дуалистическое течение, распространившееся в Сирии, Иране, Средней Азии, Египте и Индии в III веке н.э. под влиянием религиозного проповедника Мани. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Мани был казнен за распространение ереси зороастрийскими магами. В основе учения Мани лежит религиозный дуализм, сопряженный с элементами зороастризма, иудаизма и христианства. Согласно манихейству, вся история мира это нескончаемая битва "детей света" с "детьми тьмы". В I тыс. н.э. его влияние простиралось от Китая до Испании; манихеи подвергались гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.

124. МАТЕРИАЛИЗМ — одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи.

125. МАШИАХ - (ивр. "помазанный") - мессия, спаситель, приход которого иудеи ожидают в конце времен.

126. МЕДИАКРАТИЯ - (англ. "media", "средства массовой информации", греч. "kratoz" - "власть", "сила") - власть с помощью СМИ, характерная черта постиндустриального общества и постполитики.

127. МЕЗОНТОЛОГИЯ - (греч. me- отрицательная частица, "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - отсуствие у какого-то явления бытия, "небытийность", онтологическая фиктивность, иллюзорность.

128. МЕНТАЛЬНОСТЬ - (лат. "mens", "разум") - мыслительная способность человека. Природа, онтология и структура мыслительного процесса в разных философских школах определяются различно.

129. МЕРИТОКРАТИЯ - (лат. "meritus" - "заслуга" и греч. "kratoz" - "власть", "сила") - "власть заслуженных", "достойных".

130. МЕССИАНИЗМ - (евр. "машиах", "помазанный", "мессия") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму, в определенном смысле - зороастризму, исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света".

131. МЕСТОРАЗВИТИЕ - термин евразийской философии, обозначающий качественное влияние пространственного фактора, ландшафта, окружающей среды и т.д. на исторические события, культуру, социальные и политические системы этносов.

132. МЕТАФИЗИКА — (в смысле антидиалектика) — философская методология, отрицающая появление нового качества в развитии природы, общества и мышления.

133. МЕТЕМПСИХОЗ - ("metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", "душа") - дословно "переселение душ".

134. МЕХАНИЦИЗМ — односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней.

135. МИКРОКОСМ - (греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") - "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.

136. МИРОВАЯ ДУША - термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.

137. МИСТИКА — религиозная практика, в основе которой соединение с абсолютом дается в экстазе.

138. МИФ - (греч. "muqhoz", "молчание", "тайное предание") - изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии.

139. МОДЕРН - (фр. "moderne", современный, современность) - исторический период, начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), то же, что Новое время.

140. МОНДИАЛИЗМ - (франц. "monde", "мир") - термин, употребляемый в латиноязычных странах для описания явления глобализма. Понятие "мондиализм" подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма, тогда как собственно "глобализм" больше описывает технологический и цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г.

141. МОНИЗМ - философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).

142. МОНОТЕИЗМ - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

143. МОРФОЛОГИЯ - (греч. "morfo", "форма" и "logoz", "учение") - "учение о формах".

-Н-

144. НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ — представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.

145. НАТУРАЛИЗМ — философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.

146. НИГИЛИЗМ - (лат. "nihil", "ничто") - отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным.

147. НИРВАНА - (санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.

148. НОБИЛЬ - (франц. "noble", лат. "nobilitas", "знать", "благородное сословие", "благородный", "благородного происхождения") - "знать", "аристократы" в противоположность "народу", "черни".

149. НОВОЕ ВРЕМЯ - эпоха, начавшаяся с середины XVI века в Европе и характеризующаяся усугубляющимся разрывом с Традицией.

150. НОМИНАЛИЗМ - (лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).

151. НОМОКРАТИЯ - (греч. "nomoz", "закон" и "kratoz" - "сила", власть") - "законовластие", "всевластие закона". Либеральная теория права, утверждающая, что все социально-политические процессы должны регулироваться исключительно системой четко прописанных правовых нормативов, с минимальным вовлечением иных факторов - политических, духовных, экзистенциальных.

152. НОНКОНФОРМИЗМ - (лат. "non", "нет", "не" и "conformism", "уподобление", "адаптация", "приятие", "отсутствие сопротивления") - позиция несогласия с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д. Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к изменившимся условиям.

153. НОУМЕН - в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

-О-

154. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и (в конечном счете) определяющих сознание.

155. ОБЪЕКТИВИЗМ — мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений.

156. ОККАЗИОНАЛИЗМ — направление в западноевропейской философии, утверждающее принципиальную невозможность дуализма, соответствия души и тела.

157. ОККУЛЬТИЗМ — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту,ниразуму.

158. ОЛИГАРХИЯ - (греч. "oligo", "некоторый", "какой-то" и "arch", "начальство", "власть") - "власть ограниченного числа людей". В отличие от аристократии олигархическая власть может быть непрямой, "косвенной" и ненаследственной. Этот термин более технический, нежели юридический.

159. ОНТОЛОГИЯ - (греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - "учение о бытии".

160. ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ — направление в методологии научного знания, сводящее знание к эмпирическим процедурам измерения и операциям.

161. ОППОРТУНИЗМ - (лат. "opportunitas", "случай", "подвернувшаяся возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.

162. ОРТОДОКСИЯ — (греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие". Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.

-П-

163. ПАНЛОГИЗМ — философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164. ПАНТЕИЗМ — учение, растворяющее Бога в природе.

165. ПАРАДИГМА - (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166. ПАССИОНАРИЙ - носитель "пассионарности".

167. ПАССИОНАРНОСТЬ - (франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168. ПАТРИСТИКА - (греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169. ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ - (лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170. ПЕРМАНЕНТИЗМ - (лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171. ПЕРМИССИВНЫЙ - (англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172. ПЕРСОНАЛИЗМ — учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173. ПИФАГОРЕИЗМ — совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174. ПЛАТОНИЗМ — философское направление, основывающееся на учении Платона.

175. ПЛЮРАЛИЗМ — философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176. ПОЗИТИВИЗМ - (франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

177. ПОЛИТИКА - (греч. "poliz", "город", "государство") - в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую форму общественного бытия людей".

178. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - М.Вебер дал следующее определение понятия "политическая партия": это "общественная организация, опирающаяся на добровольный прием членов, ставящая себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно".

179. ПОЛИТИЧЕСКОЕ - термин, введенный К.Шмиттом для обозначения максимально широкого толкования политики как онтологического холистского явления.

180. ПОПУЛИЗМ - (лат. "populus", "народ") - политические методы пропаганды, заключающиеся в проговаривании политиками тех тем и высказываний, которые хотят сиюминутно услышать массы, не сообразуясь ни с идеологическими установками, ни с реальными возможностями осуществить обещанное.

181. ПОСТИСТОРИЯ - (лат. "post-", "после" и "история") - авторский термин Ж.Бодрийяра, предложенный для описания качества истории в постиндустриальном обществе. Для постистории характерны рециклирование, виртуальность, автономизация "знака", бессодержательность.

182. ПОСТМОДЕРН - (лат. "post-", "после" и "modern" "современное")- культурологический, политологический и социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике "модерна", Нового времени, когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.

183. ПОСТПОЛИТИКА - (лат. "post-", "после" и "политика") - авторский термин А.Дугина, предложенный для описания состояния Политического в эпоху постмодерна. Предельная фаза дезонтологизации политики.

184. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ - (лат. "potentia") - "возможное", "могущее быть".

185. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - ( нем. "Rechtsstaat") - термин вошел в обиход в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), сама теория была разработана намного раньше.

186. ПРАГМАТИКА — философское учение, согласно которому философия должна быть не размышлением о первых началах мира, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в их повседневности.

187. ПРЕФОРМИЗМ — учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих основные черты развития организма.

188. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — религиозное понимание истории как проявления воли Бога.

189. ПСИХИКА - (греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже "душа") - тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

190. ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга.

-Р-

191. РАДИКАЛИЗМ — социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующего порядка.

192. РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

193. РЕВИЗИОНИЗМ - обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции, учения.

194. РЕВОЛЮЦИЯ - (лат. "revolutio", "поворот", "переворот", "совершение циклического движения") - резкое движение в развитии, скачок, "переворот".

195. РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип и философское направление, в котором высшие формы сводятся к низшим.

196. РЕЛИГИЯ - "Религия Откровения" - монотеизм (единобожие), возникший на базе древнего иудаизма и усвоенный позднейшими традициями - христианством и исламом.

197. РЕЛЯТИВИЗМ - (лат. "relativo", "относительный") - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.

198. РЕПРЕССИВНАЯ СИСТЕМА - (латинское "repressare", "подавлять") - система подавления со стороны власти или государства нежелательных внутренних элементов в политике, экономике, социальной сфере.

199. РИГОРИЗМ — строгое проведение какого-либо принципа.

200. РОМАНТИЗМ - (франц. "romantisme") - идейное и художественное движение в европейской культуре и философии конца XVIII - первой половины XIX вв. Проявил себя во всех видах искусства, в философии и гуманитарных науках, возник как противопоставление рационализму и бездуховности общества, эстетике классицизма и философии Просвещения. В основе романтического идеала - свобода творческой личности, культ сильных страстей, интерес к национальной культуре и фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам.

-С-

201. САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - модель восприятия пространства как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом.

202. САКРАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ( лат. "sacrum", "sacro", "священный", "святой", "освященный") - цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный приоритет сверхчеловеческого начала над жизнедеятельностью обычных людей. Сакральными цивилизациями были все цивилизации древности и те современные общества, которые до сих пор отдают приоритет религиозным нормам.

203. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - (лат. "saeculum", "век") - схоластический термин, обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина "секуляризация" было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.

204. СЕМАНТИКА - (греч. "semantikoz", "означающее") -раздел лингвистики, изучающий значение слов и выражений. В широком смысле - "значение".

205. СЕНСУАЛИЗМ - (лат. "sensus", "восприятие", "чувство"), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) - основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего постижимого, чего не было бы в ощущениях" - разделяли как субъективные материалисты (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и др.), усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм), видевшие в чувственном знании сферу, не связанную с внешним миром.

206. СИМВОЛ - (греч. "sumbolon", "приводящий к единству", "смыкающий") - указание на духовную инстанцию, данное через телесную (визуальную, звуковую и т.д.) фигуру, предмет, вибрацию; обнаружение "сакрального" в вещи, "смыкание с сакральным", его "ознаменование".

207. СИМОНИЯ - от имени волхва Симона, который согласно "Деянию апостолов" хотел получить от апостолов рукоположение за деньги. Явление "симонии" описывает коррупцию в церкви, и в частности, продвижение по церковной иерархии за деньги.

208. СИНГУЛЯРНОСТЬ - лат. "singularis", "единственный") -единичность существа, события, явления.

209. СИНЕРГИЯ - (греч. "sun", "с-" и "ergon", "делание", "дело") - "общее действие", "гармоничное взаимодействие, направленное к общей цели".

210. СИНКРЕТИЗМ — смешение, слияние различных компонентов.

211. СИНТАГМА - (греч. "suntagma", буквально, "вместе построенное", "соединённое") - в широком смысле, любая последовательность языковых элементов, связанных отношением определяемое-определяющее. В более узком смысле - словосочетание, вычленяемое в составе предложения (синтагма предикативная, атрибутивная, объектная и т. д.). Предложение - цепная последовательность синтагм.

212. СИНХРОНИЗМ - (греч. "sun-", "с-", "вместе с", префикс, означающий "объединение", и "cronoz", "время") - состояние и изучение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения отношений между его составными частями, сосуществующими в один период времени; противопоставляется диахронии.

213. СИНХРОННОСТЬ - (греч. "sun-", "с-" и "cronoz", "время") - то, что происходит одновременно.

214. СКЕПТИЦИЗМ — философское течение, недопускавшее возможности достоверного знания, разновидность агностицизма.

215. СЛАВЯНОФИЛЫ - течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатели - А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа. Отрицательно оценивали реформы Петра Первого. Считали, что Московский период был золотым веком русской государственности.

216. СМРИТИ - (санскр. "память", "воспоминание", "традиция") - вид сочинений по религиозным, философским, морально-этическим и др. вопросам. К Смрити относятся шесть Ведант, законы Ману, Пураны, Итихасы, "Махабхарата", "Рамаяна" и др.

217. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО - исторический и социологический термин, описывающий тип общества, пришедший на смену традиционному обществу в Европе в Новое время (начиная с эпохи Просвещения) и представляющий собой его антипод.

218. СОЛЛИПСИЗМ — крайняя форма субъективного идеализма, в которой единственной реальностью признается только мыслящий субъект.

219. СОФИСТИКА — философское течение, связанное с предоставлением правдоподобности вместо истинности, основанное на умышленных нарушениях законов логики, субъективно трактуя их себе на пользу в каждом соответствующем случае.

220. СОФИСТЫ - (греч. "softicoz", "искусник", "мудрец", впоследствии слово приобрело обратный смысл - "лжемудрец") - в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия 2-й половины V века - первой половины IV века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). С критикой софизма выступали Сократ и Платон.

221. СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ - теория, сформулированная позитивистом Г.Спенсером, переносит законы эволюции видов - жизненная борьба и т.д. - на общество.

222. СОЦИАЛИЗМ - (лат. "socium", "общество", "совокупность") - учение о необходимости перераспределения доходов между богатыми и нуждающимися членами общества, о коллективной ответственности всех граждан за благополучие остальных. Социализм настаивает на том, что государство (или иные социально-политические институты) должно брать на себя функцию регулирующей инстанции в осуществлении хозяйственной деятельности, перераспределять доходы, полученные в ее результате, приоритетно поддерживать экономически слабых и малоимущих граждан. Основной принцип социализма (и левых политических идеологий в целом) - социальная справедливость. Общество понимается как нечто цельное, целостное, а, следовательно, ответственность за общее благосостояние распределяется более или менее равномерно (справедливо) на всех его членов. Государство мыслится как инструмент обеспечения социальной справедливости. Социализм в основных своих чертах противоположен либерализму. Может сочетаться с демократией (социал-демократия) или с национализмом, государственным консерватизмом (национал-социализм, национал-этатизм - от французского слова "Etat", "государство").

223. СПИРИТУАЛИЗМ — (лат. spiritus, дух) идеалистическое философское течение, рассматривающее дух в качестве первоосновы всего сущего, как особую духовную субстанцию.

224. СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ —философские воззренияестествоиспытателей, стихийно приходивших к обоснованию материалистических принципов и законов.

225. СТОХАСТИКА - (греч. "stocaistikoz", "искусный в стрельбе по цели", от "stocoz", " цель") - метод, основанный на принципе вероятности. В математике стохастическим подходом считается метод, в котором величины извлекаются из соответствующих последовательностей совместно распределенных случайных переменных.

226. СТРУКТУРАЛИЗМ - интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика - наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке.

227. СУБОРДИНАТИЗМ - (лат. "subordinatio", "субординация", "подчиненность") - еретическое учение, принятое католиками, устанавливающее между лицами Пресвятой Троицы строгую иерархию: Отец-Сын-Дух Святой. Православие, в свою очередь, настаивает на сверхразумном характере отношений всех трех Божественных Лиц, ограничиваясь догматом, принятым на Втором Вселенском соборе.

228. СУБЪЕКТИВИЗМ — философская позиция, согласно которой отрицаются объективные законы природы и общества.

229. СУВЕРЕНИТЕТ - (франц. "souverainete" - "самоуправление") - "полновластность", "верховенство власти".

230. СУННА - мусульманское священное предание, свод толкований "Корана" в догматических, юридических и социальных аспектах, сложилась в конце VII -IX веках. Состоит из хадисов - повествований о поступках и изречениях Мухаммеда.

231. СУННИЗМ - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений в исламе. В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство, кроме Ирана, Южного Ирака, Йемена, Азербайджана, где большинство - шииты, и Омана, где большинство - ибадиты (атипичная линия, возникшая от древних хариджитов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины", в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.

232. СУПРЕМАТИЗМ - учение о расовом превосходстве одних людей над другими.

233. СУФИЗМ - (араб. "ат-тасаввуф", "одетые в шерсть", отсюда - власяница как атрибут аскета) - эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом через посредство тайных инициатических практик и благодаря особой инстанции, называемой "свет Мухаммада", которая рассматривается как промежуточная между творением и творцом. В суфизме существует несколько основных орденов - "тарикатов", "путей": "шадилия", "накшбандия", "алавийя", "кадырийя", "ишракийя" и т.д. Во главе суфийских орденов стояли шейхи. Возникло течение в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с инициатической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических "озарениях") и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми и др.)

234. СХОЛАСТИКА - (греч. "scolastikwz", "школьный", "ученый") - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.

-Т-

235. ТЕИЗМ — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.

236. ТЕОЛОГИЯ - система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства.

237. ТЕОСОФИЯ — мистическое богословие.

-У-

238. УТИЛИТАРИЗМ — направление в этике, считающее пользу основой нравственности.

-Ф-

239. ФАТАЛИЗМ - (от лат.Fatalis – предопределенный) - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

240. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — философское направление, стремящееся освободиться от натуралистических установок,расчленяющих субъект и объект.

241. ФИДЕИЗМ — утверждение приоритета веры над разумом.

242. ФИЗИКАЛИЗМ — концепция неопозитивизма, основанная на требовании перевода положений конкретных наук на язык физики.

-Х-

243. ХОЛИЗМ — философский принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности.

-Ц-

244. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от лат.Civilis – гражданский) ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.
-Э-

245. ЭВДЕМОНИЗМ — античный принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни.

246. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от лат.Existentia – существование) - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире" (экзистенции).

247. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее лишь опыт и данные органов чувств.

248. ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное учение о конечных судьбах мира в человека.