Реферат: Эстетическая мысль западной цивилизации

Название: Эстетическая мысль западной цивилизации
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Эстетическая культура.

РЕФЕРАТ

по теме: «Эстетическая мысль западной цивилизации ».

Подготовил:

Слушатель 343 группы

Горовой П.А.

Белгород - 2008г.


План
Вступительная часть
Учебные вопросы
1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон).Эстетические концепции западных мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма.
2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах.
3. Эстетические представления в Древней Руси. Эстетическая доктрина русского классицизма. Современная эстетическая мысль в России.
Заключительная часть (подведение итогов)

.


Введение:

Первые эстетические взгляды зародились ещё в глубокой древности, в эпоху первых цивилизаций в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции. В центре эстетических размышлений стоял вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Предмет эстетики изменялся в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них. Принято считать, что эстетическая мысль изучает природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, образе жизни, общении людей, а также формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства, как высшей формы проявления эстетического.


Вопрос 1. Эстетическая мысль античности (Аристотель, Платон). Эстетические концепции мыслителей эпохи средневековья, возрождения, классицизма

Античная эстетика складывается в VI в. до н. э., а период её расцвета приходится на V—IV вв. до н.э.

Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие её форм и живую связь с художественной практикой.

Попытку теоретически осмыслить сущность красоты предприняли греческие философы пифагорейской школы. Представители этого направления утверждали, что прекрасное — это объективный закон природы, выражающийся в строении формы материальных объектов, предметов. Сущность красоты определялась ими то как «пропорциональность», то как «соразмерность», то как «симметричность», то как «гармония» и т.п.

Все эти понятия, как утверждали греческие философы, являются результатом божественного сотворения мира. Наивный «формализм» этой точки зрения был подвергнут критике. Так, Гераклит обнаружил относительность прекрасного, сравнивая эстетические качества животного, человека и бога. Гераклит, а позже и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного они считают стройность, порядок, гармонию частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.

Платон же утверждал, что красоту нельзя измерить и вы числить, ибо её сущность определяется не материальными отношениями, а близостью предмета к его идеальному образу.

Идеалистический характер концепции Платона более чем очевиден: великий античный мыслитель исходил здесь из своего философского учения о мире вещей как «тени» предвечного, божественного мира идей. Не менее существенно, однако, то, что в идеалистическом облачении этой эстетической концепции заключался новый интересный подход к объяснению красоты: не обнаружив в самом материальном мире, в его физическом бытии никакой эстетической субстанции, Платон был вынужден искать тайну красоты в отношении между материальным и идеальным. При этом идеальное истолковывалось в религиозно-идеалистическом духе.

Прекрасное для Платона - это идея, а искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь «отблеском» мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей, воспроизводя лишь их видимость, оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами Платон развивал идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжил линию Гераклита и Демокрита в понимании прекрасного. Искусство является воспроизведением действительности через подражание . В своих произведениях он подробно анализирует виды и жанры искусства, особенно много внимания уделяя трагедии. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» (очищения). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики.

Эллинистический период представлен эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо стоит выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в. н.э.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно-эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).

Средневековая эстетика во многом опиралась на эстетику античного периода и представляла собой важный период в развитии эстетической мысли от кризиса античной цивилизации (IVв.) до эпохи Возрождения (конец ХVв.).

Формирование эстетических воззрений средневековья началось уже в недрах античного общества в связи с зарождением элементов феодальных отношений и совпало с наметившимся в IV веке изменением политики церкви по отношению к языческой культуре: т.е. переходом от конфронтации к ассимиляции её идей. С одной стороны, это объяснялось стремлением церкви представить окружающий мир как творение бога, с другой — желанием поставить себе на службу завоевания классической мысли.

В искусстве намечается переход от античной пластичности к дематериализации, символике и экспрессии изображения. Но наряду с этим в нём находят отражение дохристианская мифология, элементы фольклора. Основная тема эстетической мысли средневековья -согласование учения о сверхчувственном, божественном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Решением этой проблемы занялся Августин Блаженный (1Ув.). Он пытался разработать концепцию красоты индивидуального и конкретного с использованием аристотелевской логики и числовой теории пифагорейцев. Дионисий Ареопагит (Ув.), Иоанн Дамаскин (УШв.) разрабатывают мистическое учение о красоте сверхсущего, основанное на учении Платона об идеях-образах. Всякий образ (например, святого на иконе) является откровением и проявлением скрытой сущности, недоступной простому человеку. Идеи иконопочитателей разрабатывали византийские ученые-богословы Феодор Студит (VIII в.), Михаил Пселл (Х1в.), Фотий (1Хв.). Последние в период культурного подъема в Византии (1Х-Х1вв.) ставили вопрос о самоценности красоты природы и искусства. Не остались забытыми и идеи Августина о красоте как гармонии числа и пропорции: их развили и существенно дополнили Кассиодор, Исидор Севилъский (УПв.), Алкуин (1Хв.), Иоанн Скотт Эриугена (1Хв.).

Период позднего средневековья (Х1-ХУвв.) отмечается в Европе общим культурным подъемом: развивается народная поэзия, городская литература, появляются реалистические элементы в готическом искусстве. В XII веке Гуго Сен-Викторский обосновывает концепцию искусства как сочетания знания и практики, допускает возможность искусства удовлетворять не только религиозную, но и разные жизненные потребности людей. Схоласт XIII века Альберт Великий предложил отличать от красоты духовной красоту телесную. Последняя присуща самим вещам и не зависит от субъекта. Новый шаг в развитии эстетической теории и в обосновании самостоятельной ценности красоты делает ученик Альберта Фома Аквинский (XIII в.). Он отделяет понятие прекрасного от понятий добра и истины и стремится найти объективные эмпирические признаки прекрасного. Следует отметить и негативные стороны эстетики средневековья. Так, её теологический, зачастую абстрактный и спекулятивный характер явился тормозом для развития светской культуры и искусства. Искусство в целом было занятием элитным, а народ, как правило, был отстранен от духовного производства. Духовное потребление народа ограничивалось созерцанием икон и образов святых.

Эстетическая мысль Возрождения (Ренессанса) - это целая эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало новой эры человечества, основанной на идеях гуманизма и просвещения. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, и прежде всего в Италии.

Итальянские гуманисты XV века ориентировались на «возрождение» античной культуры (отсюда и название), эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания.

Задача Ренессанса — высвободить человека из-под власти потусторонних сил и утвердить красоту, свободу, разумность личности, гармонию телесного и духовного, чувственного и интеллектуального. Раннее Возрождение — это Петрарка, Боккаччо, Альберти, Донателло, Тиберти, Мазаччо. Высокое возрождение представлено именами всемирно известных Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Позднее Возрождение , начинается когда обнаруживается кризис гуманизма, известно благодаря творчеству Шекспира, Сервантеса и др.

Особенностью Возрождения является комплексное понимание человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу. Леонардо да Винчи склонен был рассматривать искусство как особую науку, как одну из форм единой человеческой деятельности. По той же причине столь высокого уровня достигают в эту эпоху прикладные искусство и архитектура, соединяющие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.

Другой важной особенностью искусства Возрождения является то, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер. В центре этого искусства стоят человек и природа. Несмотря на лаконичность и концентрированность изображаемого, писатели и художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить существенные тенденции своего времени. При этом они ищут наиболее эффективные средства и способы для адекватного воспроизведения богатства и разнообразия, форм проявления реального мира. Отсюда обращение к математике, оптике, анатомии, теории перспективы и т.д.

Эстетика этой эпохи тесно связана с художественной практикой, полностью ориентирована на реальный мир. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Подчёркивается и ярко выраженное познавательное значение искусства. Таким образом, эстетика Возрождения направлена на обоснование реалистического искусства, носящего жизнеутверждающий характер и проникнутого положительным пафосом.

В период позднего Ренессанса многие его нормы изменились; обнаружились черты кризиса, связанного с осознанием сути складывающихся противоречий в обществе. Это способствовало появлению скептицизма в философии и литературе. Обозначился определенный разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовностью и физической жизнью личности. В то же время гуманизм позднего Возрождения в творчестве его крупнейших представителей, например Шекспира, обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. Она неотделима от идеала гармоничного и свободного человеческого бытия, который питал культуру Ренессанса и так мощно воплотился в её искусстве.

В истории эстетической мысли особое место занимает классицизм как направление в литературе и искусстве конца XVII — начала XIX вв. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII веке, отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.), «Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Характерными чертами эстетики классицизма являются её нормативность, т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения.

Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием. Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма : 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего. Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира).

Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской революции (Ж. Давид и др.). Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), комедии (Мольер), басне (Ж. Лафонтен), сатире (Н. Буало), прозе (Ж. Лаб-рюйер), театре (Ф. Тальма). Особенно значительны и исторически продолжительны достижения искусства классицизма в архитектуре (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. Габриель и др.).


Вопрос 2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах.

Просвещение (18 в.) было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе получили в этот период более глубокое развитие, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в.

Деятели Просвещения нередко придерживались разных философских и социально-политических ориентации. Так, первый английский просветитель А. Шефтсбери был идеалистом, а деятели французского Просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций - известные материалисты.

Английские просветители стремились к постепенному морально-эстетическому исправлению общественных антагонизмов (противоречий). Об этом же мечтал Ф. Шиллер в феодальной Германии конца XVII века. Во Франции, наоборот, Просвещение активно готовило революционное преобразование существующих порядков. Но при всей сложности и противоречивости Просвещения, как идейно-культурного движения, его эстетика имела ряд характерных черт : уверенность просветителей в способности человеческого разума проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации личности, а затем и преобразования общества на новых справедливых началах при помощи искусства. Отсюда характерное для эстетики Просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов «естественного человека».

Художник для просветителей - это, прежде всего, борец за торжество добра и справедливости. Нормативность эстетики Просвещения была следствием наступательного характера его идеологии и орудием борьбы с разного рода элитарными тенденциями и течениями в искусстве феодального общества. Значительное место в эстетике Просвещения занимало учение о красоте, гармонии, и поиск их объективных основ (А. Шефтсбери, Д. Аддисон, Д. Дидро, И. Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф. Хатчесон).

Особое внимание просветители обращали на специфику художественного отражения как диалектики идеального представления о добром, прекрасном и реальном опыте художника.

Многие просветители, например Лессинг, Дидро, уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности в искусстве. Следует отметить сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали реализм и сентиментализм (например, живопись У. Хогарта, Ж. Грёза, «мещанскую» трагедию в Германии и «слезливую» комедию во Франции, просветительский роман и т.д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».

Большинство просветителей рассматривали искусство целостно, что позволило впервые в истории эстетической мысли поставить вопрос о его развитии, росте, расцвете и увядании (искусства Древней Греции). Лессинг начал разработку проблемы разграничения видов искусства. Большое внимание он уделял специфике пластических искусств и поэзии.

Просвещение внесло новое и свежее в пропаганду и популяризацию всех видов и форм искусства, сделало его доступным для широких слоев населения. Особый вклад внесли французские просветители, которые главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства. Например, Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеции, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой - указывали на то, что искусство может выполнить свою роль лишь в том случае, если оно будет давать правдивое отражение реальности. Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер рассматривали социальную обусловленность искусства.

Высокого расцвета на Западе достигла эстетическая мысль в исследованиях видных представителей немецкой классической философии - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Несмотря на внутреннюю противоречивость, философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетических принципов. Вместе с тем Кант отрицает объективный характер эстетических законов, несколько преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает его от морали, науки, политики, социальной практики.

Гегель создаёт объективно-идеалистическую эстетическую систему. Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в религии, а затем в философии. В этой идеалистической конструкции содержатся тем не менее гениальные догадки мыслителя о сущности, закономерностях развития и роли искусства в общественной жизни.

Обосновывая свои идеи, Гегель приходит к мысли , что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек, по Гегелю, «удваивает» себя, «очеловечивает» природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Мыслитель впервые в систематической форме применяет в анализе искусства диалектический метод. Он также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного.

Гегель подробно рассматривает категорию прекрасного, как наиболее существенную и широкую по объёму эстетическую категорию. Он определяет прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея прекрасного раскрывается в правильности, гармонии, симметрии, чистоте материала, цвете, звуке и т.д. Так как природа лишена духовного начала, то природная красота является второстепенным, низшим видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее прекрасного, как идеала.

Шиллер создал свою эстетическую теорию, в которой своеобразно толковал многие понятия эстетики. Так, например, он подверг критике субъективное толкование прекрасного Кантом. Шиллер признает наличие объективной основы красоты: пропорциональность, правильность, формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются её необходимыми условиями. Он определяет красоту как «свободу в явлении». Таким образом, соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности есть объективная основа прекрасного. Они могут быть восприняты человеком, оценены им, и человек не только познает законы, меру, существенные связи и отношения, но и делает эти познания принципами своей деятельности в соответствии с законами красоты.


Вопрос 3. Эстетические представления в Древней Руси. Эстетическая доктрина русского классицизма. Современная эстетическая мысль в России.

Следует отдельно выделить развитие отечественной эстетической мысли от её истоков в Древней Руси до современных эстетических теорий в России. Близкая византийскому православию средневековая культура Древней Руси имеет свои специфические особенности.

Развитие эстетических идей происходит здесь в тесной связи с практикой литературы, искусства, общественной жизни, со своеобразием национальных и дохристианских языческих представлений. Эстетические идеи средневековой Руси в сравнении с византизмом отличались большим демократизмом и гуманизмом, оптимизмом и интересом к актуальным историческим и социальным проблемам.

Отличительной чертой искусства домонгольской Руси, и особенно Киевской, является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб, фронтальность и замедленный ритм движения фигур, особая структура линий, отдаленно напоминающая античную классику. Образцом такого монументального искусства является София Киевская. Не менее масштабны и иконы. Например, икона Георгия-воина из Юрьева монастыря Новгорода (высота 2,3м). Всё это говорит о своеобразной эстетической концепции в древнерусском государстве. Она отличалась демократизмом, а вместе с тем суровостью, аскетизмом и непреклонностью, чем разительно отличалась от возвышенных византийских ликов.

В XIV- XV веках постепенно формируется такая эстетическая концепция, которая была неразрывно связана со свободой, борьбой за независимость, за освобождение от иноземного ига. Величайший художник мыслитель Руси Андрей Рублёв переосмысливает византийскую традицию в искусстве, создав икону «Троица». Понимание этого выдающегося произведения не ограничивается только богословскими идеями. В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице как неслиянной осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. Всё это соответствовало общественным ожиданиям и мироощущению русского народа, чувствующего скорый национальный подъём Руси.

В XVI-XVII веках формировавшаяся в условиях национально-освободительной борьбы эстетическая мысль была подчинена задачам служения «государеву делу». Важным условием преодоления отсталости и упрочения положения России в Европе было соприкосновение с ренессансной культурой Запада после двух с половиной веков почти полной изоляции. Шло медленное освобождение от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение в эстетике было потеснено более реалистическим видением действительности. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературы, способствовало зарождению драматургии.

Усиление светских мотивов было связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьян влияли не в последнюю очередь на становление эстетических представлений, разрабатываемых передовыми людьми того времени. XVII век характеризуется медленным отходом от догм, становлением нового художественного идеала, освоением гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа.

Традиционные иконописные приемы всё менее удовлетворяли мыслителей-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими. Так, например, если ранние работы Ушакова выполнены в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери, 1652 г.), то в конце 50-х годов появились иконы, написанные с учетом анатомического строения лица и с использованием светотени.

Реалистические устремления в искусстве выражали становление нового мировоззрения, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое искусство XVI—XVII вв. — крупное художественное явление, завершившее восьмивековую историю средневекового искусства и подошедшее вплотную к эстетике Нового времени.

Грандиозные преобразования Петра I не могли не сказаться на формировании принципиально новой концепции эстетики . Сложилась своеобразная эстетическая концепция русского классицизма. Основы новой теории заложил Феофан Прокопович в своих трактатах. Характерные для Нового времени идеи, закономерности окружающего мира, культ разума, утверждение активности человеческой личности легли в основу российской теории классицизма. Новое русское искусство развивается, с одной стороны, опираясь на национальные традиции и сохраняя национальное своеобразие, с другой — находясь в тесном контакте с искусством западноевропейских стран и впитывая в себя черты европейского искусства.

Наряду с Прокоповичем заметную роль в становлении эстетической мысли сыграли идеи М. Ломоносова («Посвящение к «Риторике»), А. Сумарокова («Трудолюбивая пчела») и других. В одах М. Ломоносова, Г. Державина, трагедиях А. Сумарокова, Я. Княжнина, театральной деятельности Ф. Волкова, И. Дмитриевского, живописи А. Лосенко, архитектуре В. Баженова, скульптуре М. Козловского оформились принципы классической эстетики, преобразованные на русской почве, наполненные новым национальным содержанием.

Художественные принципы архитектуры и прикладного искусства в эту эпоху во многом развивались по канонам ампира, зародившегося во Франции. Так, например, задачи ампира в архитектуре - возвеличивание нации, прославление воинских подвигов - сказались как в назначении построек, так и в выборе изобразительно-выразительных средств. Воздвигаются триумфальные арки и колонны, помпезные дворцы и общественные здания, от одного вида которых должно было «дух захватывать». Принцип рационализма и железной логики, выдвинутый классицизмом, здесь как нигде в другом жанре проявляет себя особенно ярко. Искусство превращается в официальное, помпезное: залы дворцов украшают картины сражений, массивные скульптуры встают у порталов зданий, гербы, оружие украшают внутреннее убранство зданий. Талантливые архитекторы К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин создали монументальные ансамбли и общественные здания, ставшие украшением Петербурга и его окрестностей.

Эстетическая мысль России XIX — начала XX веков — это новый уровень осмысления европейской традиции и самобытного менталитета в культурном диалоге «Восток—Запад». Культурное пространство этого уникального века изобилует новыми формами, направлениями и стилями в искусстве. Можно сказать, что огромный пласт эстетических исканий того времени представлен в классике - в многочисленных спорах героев романов И. Тургенева, Н. Лескова, И. Гончарова, в стихах Ф. Тютчева, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского. Не меньший вклад в развитие эстетики "серебряного века" внесли символизм и акмеизм, модернизм и футуризм, авангардизм, которые стали благодатной почвой для творческой интеллигенции.

Эстетика "серебряного века ". С одной стороны, она отходит от нравственных заветов классики, с другой — усложняется, становится элитарно-изысканной. Особую роль начинает играть поэзия, как наиболее адекватное отражение надломленного, одинокого, разочарованного, покинутого человека (А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова и другие). Здесь и разочарованность в прогрессе буржуазного общества, и неудачи революционных поисков в Европе и в России, и нарастание отчужденности личности от "злобного" мира, и противопоставление народа и интеллигенции. Особую роль в становлении эстетической мысли сыграл религиозно-философский Ренессанс.

Идеологами эстетических доктрин «серебряного века » стали выдающиеся мыслители, писатели, критики: Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев и др. Они утверждали, что русская культура в целом и её важнейшая часть - эстетика нуждаются в реформировании в соответствии с новыми реалиями. Надвигающаяся эпоха бунтов и разрушений ими была предсказана задолго до самих трагических событий. Необходимо было освободиться от мышления, пронизанного политикой, которое мешает чувствовать, думать свободно, индивидуально. А это предполагало отказ от «социального» человека и переход к тотальному индивидуализму, постижение тайн психики и глубин бессознательного, иррационального в человеке.

В это время в эстетике господствует мистическое начало, безграничный субъективизм. Концепция Владимира Соловьева, призывающего к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, становится основой нового эстетического мировоззрения большой части интеллигенции. В центре духовных исканий находится Человекобог трагических героев Достоевского (Иван Карамазов, Раскольников), способных переступить нравственный порог во всём, а Богочеловек, как единство добра, красоты, истины.

Для возникшего модернизма в искусстве были характерны мрачный колорит, навязчивый интерес к проблеме смерти, отрешённость от реального мира, уход в мир переживаний и ощущений. Начало модернизму положили декаденство, упадок и символизм. Ядром российской концепции декаденства стал символизм как одно из направлений модернизма, как своеобразная универсальная философская эстетика. Теоретиками этого направления эстетической мысли были Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов и другие. Символ в их теории и практике - главная связь между земным и потусторонним, вечным, духовным. Русский символизм был окрашен в цвета катастрофичности российской истории, одиночества интеллигенции. Символизм оказал большое влияние на творчество таких выдающихся художников, как А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, С. Судейкин, М. Добужинский и других. Своеобразным продолжением символизма стал акмеизм, который ушел от призраков, неврастении, культа смерти к живой жизни, миру вещей, единству человека и окружающего мира.

Другое выдающееся направление этого времени сыграло довольно своеобразную роль в искусстве XX века. Это футуризм . Русские идеологи футуризма В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский также хотели прорваться в другие реальности из мира теней и грёз. Их устремления касались будущего, что выражалось в определённом отрицании традиций в искусстве, даже издёвке над традиционными вкусами, а иногда и шокирующем антиэстетизме. Абстрактные композиции из линий и красок или деформированных предметов в живописи, диссонирующие аккорды и шумы в музыке. И это находило немало почитателей, приверженцев такого направления в искусстве.

Особое место занимает русский авангард , который стал заметным, самобытным явлением искусства XX века. На русской почве он дал таких талантливых художников, как К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов, М. Шагал. Они ниспровергли художественные традиции XIX века, но в отличие от западного модернизма, в их работах много светлого, радостного (М. Шагал). В целом же эстетика авангардизма стремилась к самодовлеющей форме, к асоциальное, к абсолютизации творческого «Я». Это и трагизм «немоты» в «Черном квадрате» К. Малевича, и метафизические поиски в глубинах психики у В. Кандинского (таковы его живописные «Импровизации»), Композиторы И. Стравинский, А. Скрябин (цветомузыка) стремились к внутреннему синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию, взаимодействию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры - от цвета до звука. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для познания, - одна из целей авангарда в целом.

После революционных событий 1917 года начала складываться принципиально новая эстетическая концепция развития искусства, основанная на марксистско-ленинской теории. В середине 20-х годов в журнале «Под знаменем марксизма» началась широкая дискуссия о предмете, границах, принципах построения новой науки - марксистской эстетики. Марксистская эстетическая мысль включала в себя не только социологические аспекты искусства, но и всю сферу прекрасного, а также проблемы психологии искусства и художественной деятельности. Соратники В.И. Ленина — М. Ольминский, В. Воровский, А. Луначарский, М. Горький и другие — доказывали, что в условиях классового общества эстетическая мысль должна носить классовый характер, что её социальная значимость определяется положением классов, чьи интересы и стремления находят в ней выражение, что подлинными творцами эстетических ценностей прямо или косвенно являются народные массы.

Партийность искусства в целом и партийность эстетики в частности не могли не повлиять на направления развития различных жанров искусства. В рамках социалистического реализма утверждалась единая точка зрения на развитие искусства, что существенно тормозило развитие демократизма, плюрализма в творческих исканиях художников, музыкантов, архитекторов. Вместе с тем создавались высокохудожественные произведения, по достоинству оцененные не только на родине, но и во всём мире (пьесы В. Розова, книги В. Аксенова, стихи Е. Евтушенко, кинофильмы Г. Чухрая). Было в искусстве и открытое инакомыслие, которое несло идеи свободомыслия, творческой раскрепощённости, индивидуальности. Такими были мучительные искания И. Эренбурга, Б. Пастернака, А. Солженицына, А. Твардовского и других, которые незаслуженно пострадали в эпоху тоталитаризма.

В 80-е годы эстетическая мысль постепенно отходит от идеологических штампов, пытается осмыслить надвигающиеся перемены. Продуктивен был диалог эстетических концепций республик СССР, сплачивающую роль играл русский язык как мост для национальных культур в мировую. Имена национальных мастеров культуры Р. Гамзатова, Ч. Айтматова К. Межелайтиса, Д. Кугультинова олицетворяли феноменальную разноплановость советской культуры. Кинокартины этого времени неизменно занимали призовые места на престижных международных фестивалях и конкурсах.

Бесспорно, сложное, многообразное явление - культура и искусство советского периода - состоялось, так как внесло много яркого неповторимого в мировую культуру, и прежде всего потому, что по российской традиции в центре поисков и надежд был поставлен человек.

Говорить о какой-либо сложившейся общей тенденции в эстетической мысли последних лет не приходится. Идет мучительный поиск новых форм и принципов в искусстве, стремление перенять мировой опыт, не забывая свою самобытность.


В заключение отметим , что в истории эстетики её предмет и задачи менялись. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве и т.д. Современная эстетика, предметом которой является весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости его явлений, обобщает мировой художественный опыт.


Литература:

Основная:

1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.

2. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.

4. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.