Реферат: Арбитражно-процессуальное право и судебные издержки

Название: Арбитражно-процессуальное право и судебные издержки
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Введение

Целью работы является изучение арбитражного процессуального права и судебных расходов, связанных с арбитражным процессом.

Для выполнения поставленной цели работы необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить законодательные акты РФ, регулирующие вопросы арбитражного процессуального права.

2. проанализировать и систематизировать, рассмотренные материалы.

Для выполнения поставленных задач необходимо ознакомиться с литературой, в которой рассмотрены арбитражные суды.

Из многогранности и сложности, современных хозяйственно-экономических отношений следует насущная потребность в четкой и ясной правовой базе, на основе которой было бы возможно полно и всесторонне разрешать споры и восстанавливать нарушенные экономические права. АПК - наиболее важная процессуально-правовая база в данной области, именно на его основе разрешаются экономические споры.

В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:

· они вытекают из отношений учреждений, предприятий и организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

· они вытекают из отношений предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.

Далее подробно рассмотрены понятие, принципы и источники арбитражного процессуального права.

1.Арбитражное процессуальное право.

1.1Понятие арбитражного процессуального права.

Слова «арбитраж», «арбитражный» встречаются в названии органов, которые разрешают различные споры, но не входят в систему арбитражных судов, реализующих судебную власть. Например, существует Международный Коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. На биржах создаются органы по разрешению споров, вытекающих из биржевых сделок, называемые «биржевым арбитражем».

По правовой природе – это третейские суды, разрешающие споры по самостоятельным правилам и регламентам. Деятельность данных судов не входит в понятие арбитражного процесса.[1]

Арбитражный процесс есть установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности государственных арбитражных судов в России, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, граждан-предпринимателей, акционеров.

Можно представить арбитражный процесс как определяемое нормами арбитражного процессуального права постадийное движение дела по возникшему в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности спору. Вытекающему из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из публичных правоотношений. Включая административные.

Предметом арбитражного процесса как формы деятельности суда являются экономические споры или иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов АПК РФ и другими федеральными законами. Конечной целью процесса выступает восстановление нарушенного права в реальности.

Процессуальной формой арбитражного суда называется установленный нормами арбитражного процессуального права порядок возбуждения процесса, подготовки дела к разбирательству, рассмотрение и разрешение дела, обжалования и пересмотра актов суда, а также исполнение решения. В арбитражном процессе суд, стороны, другие участники могут совершать те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами.

Формализация арбитражного процесса не является случайной. Роль и значение процессуальной формы состоит в том, чтобы обеспечить защиту действительно существующих прав субъектов хозяйствования и гарантировать вынесение законных и обоснованных решений.

Закон, в частности АПК РФ, устанавливает процессуальный порядок деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел не ради формы. А для того, чтобы достичь верного конечного результата по разрешаемым спорам. Процессуальная форма выступает в качестве инструмента достижения законности в правоприменительной деятельности арбитражных судов.

Арбитражному суду, другим участникам процесса законом представляются определенные и соответствующие их процессуальному положению права и возлагаются обязанности. В частности обязанность доказывания лежит на лицах. Участвующих в деле. Процессуальные права и обязанности реализуются в ходе процесса в виде процессуальных действий. Например, гражданин-предприниматель может вести дело в арбитражном суде лично, но может выдать доверенность на ведение дела представителю и заявить ходатайство о его допуске в процесс.

Праву сторон ходатайствовать перед арбитражным судом о назначении, например, экспертизы по делу корреспондирует обязанность суда дать ответ на это ходатайство в своем определении.

Таким образом, арбитражный процесс представляет собой единство процессуальных действий, процессуальных прав и обязанностей арбитражного суда, сторон и других участников процесса.

Основные черты арбитражной процессуальной формы состоят в том, что:

· арбитражный суд и участники арбитражного процесса подчиняются нормам арбитражного процессуального права;

· участники процесса совершают лишь те процессуальные действия, которые заранее запрограммированы арбитражными процессуальными нормами;

· порядок обращения с исковыми заявлением в суд, принятия и подготовки дела к разбирательству. Порядок разрешения спора, структура решения и регламент его пересмотра, а также исполнения предопределены законом;

· отношения между арбитражным судом и участниками процесса не могут носить характер фактических отношений, они имеют характер только правоотношений;

· арбитражная процессуальная форма представляет сторонам возможности защитить право (состязаться), право участвовать в процессе, представлять доказательства, пользоваться правовой помощью, обжаловать решения, участвовать в исполнительном производстве.

1.2Принципы арбитражного процессуального права.

Слово “принцип” имеет латинское происхождения и в переводе означает “основа”, “первоначало”. В теории государства и права под принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно- руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы то, что пронизывает право, выявляет его содержание. В принципах как - бы кристаллизуются, характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предметах. Они как - бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Принципы, арбитражного процессуального права определяют, то чем должно быть судебное разбирательство арбитражных дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают специфику данной отрасли права, его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования арбитражного процессуального права.

Принципы арбитражного процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых содержаться гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы арбитражного процессуального права осуществляются в арбитражном судопроизводстве, поскольку они являются не только принципами права, но одновременно и принципами арбитражной судебной деятельности (арбитражного процесса).

Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты арбитражного процессуального права, общие положения, обуславливающие содержания процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы достижения этой цели, предопределяют характер и содержание деятельности субъектов арбитражного процессуального права,2, общие направления развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли права. Все дополнения и изменения, которые вносятся в арбитражное процессуальное законодательство, формулируются, прежде всего, исходя из принципов отрасли.

Огромное значение принципов в практической судебной правоприменительной деятельности. Прежде всего, все принципы арбитражного процессуального прав - весьма важные гарантии правосудия по экономическим и хозяйственным спорам. При рассмотрении экономических и хозяйственных споров суд руководствуется не только конкретными арбитражными принципами, нормами, но и в первую очередь - принципами процессуального права. В свете принципов осуществляется толкование всех норм арбитражного процессуального права, что позволяет суду познать действительный смысл этих норм и правильно их применить, а в конечном итоге – вынести законное обоснование и справедливое судебное решение.

Арбитражный процесс, строится в основном на тех же принципах, что и гражданское судопроизводство.

Согласно Закона основными принципами деятельности арбитражного суда являются:

· Независимость арбитражного суда и его судей и подчинение их только закону;

· Равенство организаций и граждан перед законом и судом;

· Гласность разрешения споров;

· Законность и обоснованность решения;

· Состязательность и равноправие сторон.

А так же национальный язык судопроизводства, диспозитивность, устность, непосредственность и принцип непрерывности. Однако есть особенности…

1. Принцип диспозитивности в арбитражном процессе проявляется несколько иначе, чем в гражданском процессе. При возникновении спора в хозяйственных отношениях стороны более свободны в выборе способов защиты нарушенного права. Ст. 23 АПК, любой спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан сторонами на разрешение третейского суда.
Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.

2. Область применения принципа состязательности в арбитражном суде значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве. В арбитражном процессе роль судьи или суда в формировании доказательственного материала не столь активна, как в гражданском судопроизводстве. Непредставление определенных доказательств истцом является основанием возвращения искового заявления ст. 108 АПК.

Арбитражный суд может оставить иск без рассмотрения, если истец не явился в заседание арбитражного суда и не заявил о рассмотрении дела без его участия (ст. 87 АПК). В случае непредставления дополнительных доказательств по предложению судьи и при неявке ответчика и непредставлении им отзыва на иск дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика по имеющимся материалам (ст. 119 АПК).

1.3 Источники процессуального права.

В юридической литературе отмечается многозначность термина источника права. Этот термин имеет двоякое значение: источник в смысле правотворческого решения и источник как фактическое местопребывание норм права. Юридический источник права в виде письменного документа, содержащего правотворческое решение законодателя, т.е. как носитель юридических норм, есть форма существования права. Нормативный акт в практической жизни является источником, из которого граждане получают сведения о юридических нормах

В теории права принято различать три основных источника права – нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент.

Нормативные акты – документы, содержащие правотворческие решения, в наибольшей степени отражают свойства права, достоинства и потенциальные возможности правового регулирования. В числе нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.

Судебный прецедент – вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Судебные прецеденты отражают особый путь развития правовых систем, предопределенный специфическими условиями, существовавшими, в частности в Англии.

Санкционированным обычаям российское процессуальное законодательство в отличие от гражданского не придает значения источника права.

Говоря о законах как источника права, нельзя не остановиться на вопросе о правовых нормах, составляющих содержание законодательных актов.

Юридические нормы, в своей совокупности образующие законодательные акты в области арбитражного судопроизводства, можно подразделить на три вида: регулятивные нормы; охранительные нормы; обобщающие нормы.

Регулятивные нормы – предписания, направленные на регулирование отношений при рассмотрении и разрешении дел в порядке арбитражного судопроизводства путем представления участникам процесса прав и возложения на них обязанностей.

Существует три разновидности регулятивных норм: обязывающие, запрещающие, управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности лица совершать определенные действия. Например, ст. 65 АПК РФ «Обязанность доказывания».

Запрещающие нормы устанавливают обязанности лица воздержаться от определенных действий. Например, ст. 162 ГК РФ при нарушении простой письменной формы сделки предусматривает запрещение ссылаться на свидетельские показания в подтверждение сделки и ее условий.

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права на совершение определенных действий. Например, в соответствии со ст. 41 АПК, лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы, представлять доказательства; знакомиться с доказательствами; представленные другими лицами, участвующими в деле; и т.п.

Обобщающие нормы имеют дополнительный характер и не являются самостоятельной основой для возникновения правоотношений.

Обобщающие предписания можно подразделить на три разновидности: общие, декларативные, дефинитивные.

Общие нормы направлены на фиксировании в обобщенном виде особенностей регулируемых отношений.

Декларативные нормы – предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм.

Дефинитивные нормы определяют в обобщенном виде признаки определенных правовых категорий.

При изучении арбитражного процессуального права большое значение имеет правильное понимание особенностей правовых норм, направленных на обеспечение индивидуального регулирования отношений. Возникающих в арбитражном судопроизводстве. По этому классифицирующему признаку выделяются нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, императивные, факультативные.

Абсолютно определенные – нормы, в которых исчерпывающе формулируются условия их действия, права и обязанности участников процесса. Например, норма ст. 153 АПК РФ предписывает: судья «удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса».

Относительно определенные – нормы, которые не содержат исчерпывающих указаний об условиях действия, правах и обязанностях сторон и предоставляют суду решить вопрос права с учетом конкретных обстоятельств. В рамках относительно определенных норм выделяются: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные – нормы, предусматривающие возможность прямого регулирования действий актом суда в зависимости от конкретной ситуации.

Альтернативные – нормы, предусматривающие возможность применения арбитражным судом одного из нескольких точно обозначенных вариантов действий.

Факультативные – нормы, предусматривающие наряду с основным вариантом и факультативный вариант действий.

Императивные – нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению суда или участников процесса.

Диспозитивные – нормы, допускающие свободу выбора лицами, участвующими в деле, поведения в определенных ситуациях.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст.15). Все законы и подзаконные акты должны ей соответствовать. Конституция РФ – юридическая база развития арбитражного процессуального законодательства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. В основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в Росси в целом и арбитражных судах, в частности. В ст. 19 Конституции РФ находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом в ст. 120 – принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону в ст. 123 Конституции РФ – принцип гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 АПК РФ «…если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».

В компетенцию арбитражных судов входит рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются судами по правилам АПК РФ, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253 АПК РФ).

К наиболее значительным многосторонним международным актам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965г; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. К конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В конвенциях участвует 41 государство.

Федеральными конституционными законами являются такие, как «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

К числу источников относится и ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации»[2] от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на территории Росси для всех судебных органов. Решения о признании правовой нормы. Противоречащей Конституции РФ, является основанием для ее неприменения судами при рассмотрении дел, в том числе в порядке арбитражного судопроизводства.

Отдельные процессуальные нормы содержаться и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении»[3] от 30 января 2002 г. №1 – ФКЗ и ФКЗ «О чрезвычайном положении»[4] от 30 января 2002 г. №1 – ФКЗ определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ является центральным актом арбитражного процессуального законодательства. Со времени создания системы арбитражных судов в Российской Федерации АПК 2002 г. является третьим по счету.

Кодекс состоит из семи разделов, включающих 37 глав, содержащих 332 статьи. Нововведения АПК 2002 г. в общей форме сводятся к следующему: расширены распорядительные полномочия сторон и арбитражного суда; детально разработаны примирительные процедуры; введен новый раздел «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»; значительно более подробно урегулированы вопросы, касающиеся рассмотрения отдельных категорий дел; разработан новый институт упрощенного производства; введена глава «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»; содержит новая глава «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений».

Безусловно, АПК 2002г. является значительным шагом вперед по пути совершенствования арбитражного процессуального законодательства.

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, можно отнести, например, ФЗ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с последующими изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей арбитражных судов[5] ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. (с изм. и доп. От 25 июля 2002 г.) № 70-ФЗ, определяющих статус арбитражных заседателей и порядок их участия в арбитражном судопроизводстве[6] ФЗ (с последующими изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, представляющим прокурору полномочия по участию в рассмотрении арбитражных дел, опротестованию судебных актов[7] ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изм. и доп.) № 226-ФЗ[8] , устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах.

Своеобразное место среди Федеральных законов, относящихся к арбитражному судопроизводству, занимают ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», содержащие значительное количество процессуальных норм, определяющих особенности рассмотрения этой категории дел.

Существует еще довольно много отраслевых (регулятивных) законов, содержащих правовые нормы процессуального характера, касающиеся, как правило, вопросов подведомственности дел арбитражным судам.

2. Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов.

2.1 Понятие арбитражных расходов.

Рассмотрение дел в арбитражном суде требует определенных денежных затрат. Эти затраты, которые относятся на стороны и других лиц, участвующих в деле, называются судебными расходами.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина – это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых арбитражными судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов.

Судебные издержки являются суммами, подлежащими выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр на месте, услуги переводчика, а также расходы, связанные с исполнением судебного акта.

По сравнению с Кодексом 1992 года состав расходов расширен.

Помимо сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, вызов свидетеля, осмотр на месте, которые были предусмотрены ранее, новый Кодекс включает в состав судебных расходов также расходы, связанные с исполнением судебных актов. Вместе с тем из судебных расходов исключены суммы оплаты услуг переводчика, поскольку они выплачиваются не за счет сторон по делу, а за счет государства.

Оплата судебных расходов возлагается, прежде всего, на стороны по делу - истца и ответчика. Однако третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются всеми правами и несут все обязанности истца, поэтому на них возлагаются судебные расходы на общих основаниях, в том числе по уплате государственной пошлины при подаче заявления о вступлении в дело, апелляционной и кассационной жалоб. Что касается третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, то они несут судебные расходы за совершаемые ими определенные действия, так как и они, согласно ст. 39 Кодекса несут процессуальные обязанности и пользуются правами стороны (кроме перечисленных в этой статье прав). Так, третье лицо без самостоятельных требований обязано оплатить государственной пошлиной апелляционную и кассационную жалобы. При вступлении в дело или их привлечении к делу арбитражным судом третьи лица без самостоятельных требований на предмет спора государственную пошлину не уплачивают.

2.2 Государственная пошлина

Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами в Российской Федерации, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет. Поэтому платежные документы, подтверждающие уплату пошлины, должны содержать сведения о зачислении суммы пошлины в федеральный бюджет.

Государственной пошлиной оплачиваются:

· исковые заявления имущественного характера;

· исковые заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными;

· исковые заявления о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;

· иные исковые заявления неимущественного характера, в том числе с заявления о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре;

· заявления о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами);

· заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

· заявления о вступление в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;

· заявления о выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

· апелляционные и кассационные жалобы на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера.

Государственная пошлина взимается не только с исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, но и за выдачу копий решений, определений, постановлений арбитражного суда и копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле.

Государственная пошлина взимается:

· в твердых ставках и процентах от цены иска;

· в размере кратном минимальной месячной оплаты труда;

· в процентах.

Правила определения цены иска установлены в ст. 103 АПК РФ. Так, цена иска определяется:

· по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

· по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой суммы;

· по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости этого имущества;

· по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.

Цена иска указывается истцом, однако в случае неправильного ее обозначения она определяется арбитражным судом.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Государственная пошлина уплачивается в федеральный бюджет. Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций на уплату госпошлины не могут быть доказательством ее уплаты.

Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст.104 АПК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ «О государственной пошлине» уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

· внесения госпошлины в большем размере, чем требуется по Закону РФ «О государственной пошлине»;

· возвращение или отказа в принятии искового заявления (заявления), жалобы;

· прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

· удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик – налоговый, финансовый, таможенный орган и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение;

· отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в арбитражный суд.

При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству госпошлина возврату не подлежит.

Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда о возврате государственной пошлины из бюджета.

После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней их поступления выносит решение. Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате органами федерального казначейства, а где они отсутствуют – налоговыми органами.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О государственной пошлине» от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

- прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом в защиту государственных и общественных интересов;

- общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

- федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции.

2.3 Издержки, связанные с рассмотрением дела

В соответствии со ст. 106 АПК РФ в состав судебных расходов входят, в частности, издержки, связанные с рассмотрением дела: суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетелей.

Согласно ст.107 АПК РФ экспертам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы по проезду, найму помещения и выплачиваются суточные. Выплата этих расходов обусловлена участием переводчика в арбитражном процессе в соответствии со ст. 46 Кодекса, которая предусматривает обязанность переводчика явиться в суд по вызову. Участие переводчика в арбитражном процессе основано на ст. 8 Кодекса, согласно которой лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается участие в судебных действиях через переводчика.

Эксперты и переводчики получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Гражданам, вызванным в арбитражный суд в качестве свидетелей, возмещаются их расходы, связанные с потерей времени в связи с явкой в суд.

Лицо, участвующее в деле, заявившее просьбу о вызове свидетелей или назначении экспертизы, должно внести на депозитный счет арбитражного суда суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам. Если просьба исходит от обеих сторон, требуемые суммы вносятся ими в равных частях. Поскольку указанные суммы вносятся на депозитный счет арбитражного суда вперед, лица, заявившие соответствующую просьбу, должны представить арбитражному суду документы, подтверждающие внесение этих сумм на депозитный счет арбитражного суда.

Согласно ч. 4 ст. 68 Кодекса в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта арбитражный суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. С правом арбитражного суда по своей инициативе назначить дополнительную экспертизу связана его обязанность уплатить эксперту подлежащие выплате суммы с депозитного счета. Эти суммы взыскиваются с соответствующих лиц, участвующих в деле, с зачислением на депозитный счет суда.

Суммы, подлежащие выплате переводчикам, лицами, участвующими в деле, не вносятся.


Заключение

Значение арбитражного процессуальной формы состоит в том, что при ее строгом соблюдении она гарантирует организациям, предпринимателям защиту их имущественных и неимущественных прав, восстановление нарушенного права. Процессуальная форма ограждает спорящие стороны от субъективизма судей и ведет к достижению истины в правосудии.

Новый АПК ознаменовал в российском праве начало движения в сторону демократии и создания правового государства. Естественно, крупные преобразования во внешней и внутренней политике государства, прежде всего, должны исходить со стороны законодателя, именно он должен создать такие условия, чтобы государство можно было с полной уверенностью назвать правовым. В условиях построения рыночной экономики, хозяйствующие субъекты должны ощущать свою защищенность от государственного произвола и от недобросовестных бизнес-партнеров. Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а, следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы развития всей страны в целом. Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям времени.


[1] Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. С. 59

2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447.

[3] СЗ РФ.2002. №23. Ст.375

[4] СЗ. РФ. 2001. №23 Ст.2277.

[5] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст.1792.

[6] СЗ РФ. 2001. №23. Ст.2288

[7] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4834.

[8] СЗ РФ. 1996. №1. Ст.19.