Контрольная работа: Земельные ресурсы РФ

Название: Земельные ресурсы РФ
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
Тип: контрольная работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

План

Введение. 2

1. Земельные ресурсы.. 5

1.1 Землепользование. 5

1.2 Почвенный покров. 9

1.3 Охрана земельных ресурсов. 12

2. Законодательство по природопользованию.. 14

2.1 Закон о земле. 14

2.2 Закон о плате на землю.. 23

3. Рекультивация земель. 32

Литература. 34


Введение

В науке о природопользовании основным понятием являются природные ресурсы и их использование. В современном понимании природные ресурсы – это тела и силы природы, которые непосредственно используются в сфере хозяйственной деятельности для получения материальных и других благ. Природные ресурсы имеют природное происхождение, однако для того, что бы превратить их в сырьё, топливо, энергию требуются затраты труда на их освоение, добычу, воспроизводство, сохранение. Вследствие этого, они становятся компонентами социально экономической сферы. Таким образом, природные ресурсы принадлежат природной и социально-экономической сфере и становятся главным объектом природопользования.

Такое промежуточное положение природных ресурсов между природой и обществом даёт основание к их классификации по разным критериям.

По природной классификации – выделяются минеральные, водные, почвенные, земельные, растительные ресурсы, ресурсы солнечной радиации, энергии ветра и движущейся воды и другие, связанные с природными источниками их происхождения.

По хозяйственной классификации – выделяются ресурсы промышленного сырья, топливные, энергетические, сельскохозяйственные, промысловые, водохозяйственные, рекреационные и другие, в соответствии с возможным использованием в хозяйстве.

Для целей рационального природопользования важна экологическая классификация ресурсов по возможности их исчерпания и возобновления. Здесь выделяют:

Неисчерпаемые ресурсы – солнечная радиация, энергия движущейся воды – приливов, рек, водопадов; энергия ветра, атомного ядра, подземного тепла;

Исчерпаемые ресурсы – а). Невозобновимые – минеральное топливо, металлические и неметаллические руды; б). Возобновимые – водные растительные, животные почвенные.

При этом степень возобновимости, исчерпаемости ресурсов во многом зависит от характера природопользования. При экстенсивной эксплуатации источники возобновимых ресурсов могут потерять способность к возобновлению: могут быть разрушены почвы, уничтожены промысловые животные, вырублены леса. В то же время при внедрении бережного ресурсопользования можно частично возобновлять ресурсы металлического сырья путём повторного использования отслуживших изделий. Такие ресурсы становятся технически возобновимыми. Развитие цивилизации шло от использования возобновимых ресурсов, затем были освоены невозобновимые исчерпаемые ресурсы; в настоящее время в хозяйство всё шире вовлекаются неисчерпаемые ресурсы, с ними связано будущее развитие экономики.

Совокупность выявленных и пригодных для использования природных ресурсов при данном уровне развития производства в стране называется её природно-ресурсным потенциалом. Он составляет часть национального богатства страны и обеспечивает её сырьевую и топливную независимость. Он может быть оценен экономически по нескольким критериям:

По стоимости первичной продукции, которую можно получить при его полном и рациональном использовании в течение определённого срока (например, за год) и её доле во Внутреннем валовом продукте;

По доле запасов сырья и топлива страны в мировом их запасе;

По числу лет возможной добычи ресурсов в необходимом для страны объёме;

По удельной величине ресурсов, которые приходятся на 1 человека или на 1 кв. км. территории.

По всем этим оценкам Россия является, высоко обеспеченной ресурсами, располагая не менее чем ¼ мирового ресурсного потенциала, и занимая первые – три места в мире по запасам каменного угля, нефти, природного газа, древесины, площади лесов и пахотных земель, запасам водных ресурсов. При этом Россия является одной из немногих стран, обеспечивающий своё развитие за счёт своего природно-ресурсного потенциала на десятки лет вперёд. Ценность природно-ресурсного потенциала повышается, если главные его источники расположены близко к центрам хозяйственной деятельности и районам потребления, если месторождение сырья и топлива размещаются близко друг от друга. С этих позиций размещение природно-ресурсного потенциала России оценивается как неудобное, ведь 75% населения и перерабатывающих производств размещаются в Европейской части, а более 80% запаса минерального топлива, лесов и водных ресурсов располагается в Азиатской части страны. При этом главные запасы промышленного сырья – железных, горно-химических и технических руд располагаются в Европейском регионе, а ресурсы топлива и энергии для их переработки – на востоке России, в её Азиатском регионе.

Для развития страны важно, что бы в структуре потенциала присутствовали ресурсы и промышленного, и сельскохозяйственного использования. В России, которая расположена в зоне умеренного и холодного климата, ресурсы для развития сельского хозяйства менее значительны, чем промышленные.

С внедрением рыночных отношений природные угодья стали «товаром», который можно продать в частную собственность, и как вид собственности они могли облагаться налогом. Необходимо было определять и размер экономических санкций или поощрений за нарушение ( или выполнение) норм и правил природопользования.


1. Земельные ресурсы

1.1 Землепользование

Земля – универсальный природный ресурс, так как используется во всех отраслях хозяйства. Кроме того, земля – это «арена» жизни людей и место размещения всей наземной природы нашей планеты. Поэтому по своему значению она может рассматриваться как:

Территория жизни людей, размещения их хозяйства и систем расселения. В этом качестве она исчерпаема, т.к. имеет конечные (ограниченные сушей) размеры и невозобновима.

Средство производства в сельском, лесном, промысловом хозяйствах. В этом качестве земля возобновима, т.к. может сохранять и даже увеличивать (при рациональном хозяйстве) свою продуктивность, но и исчерпаема и невозобновима, т.к. её плодородие может быть разрушено неумерной эксплуатацией.

Место размещения природных ландшафтов, массивов нетронутой природы, популяцией диких животных и растений. В этом качестве земля исчерпаема, т.к. её слабо освоенные пространства под влиянием человека сокращаются и невозобновима, поскольку ей дикая природа может быть разрушена человеком, и утратить свою способность к самосохранению и саморазвитию.

Поэтому разумное сочетание разных видов землепользования – одна из главных проблем рационализации этой сферы природопользования и сохранения земель как возобновимого ресурса.

Оценка размера земельных ресурсов опирается на следующие показатели:

Общий размер данного вида земельных угодий – кв. км, га;

Продуктивность – размер полезной продукции, получаемой за год с единицы угодья (т/га, м.куб./га)

Качество – состояние земель, пригодность для данного вида использования. Например: равнинность рельефа и прочность грунтов для застройки и прокладки дорог; красота и ненарушенность ландшафта для организации отдыха; целостность природного комплекса – для организации заповедников;

Обеспеченность земельными угодьями – размер земельных угодий (общих и по видам) на 1 человека и в соответствии с потребностями страны, региона.

Россия относится к числу стран с высокой землеобеспеченностью: как самое большое по площади государство мира (17,1 млн. кв. км.) со слабым заселением (8,7 чел./кв. км.) она по обеспеченности землёй – более 10 га/чел. – уступает лишь самым слабозаселённым странам – Австралии и Канаде. Она располагает самым крупным в мире массивом продуктивных земель. В их числе лесные земли, третьим по величине массивом пахотных и кормовых угодий, более 10 млн.кв.км. пригодны для организации охотничьего промысла.

Массивы земель непродуктивного использования существенно меньше – это более 20 млн.га застроенных земель, занятых городами и промышленностью. Около 20 млн.га занято заповедниками и национальными парками, сохраняющими живую природу.

Между главными землепользователями земли распределены примерно следующим образом:

Земельный фонд России – 100%;

Земли сельского хозяйства – 38,1%;

Земли лесного хозяйства – 51,4%;

Земли промышленности, городов, транспорта, связи, обороны, т.е. земли под застройкой – 1,2%;

Земли заповедников и национальных парков – 1,2%;

Земли водного хозяйства – 1,0%;

Земли государственного резерва – 6,9%.

Эти земли размещаются по территории России неравномерно – более 70% сельскохозяйственных и застроенных земель сосредоточены в Европейской её части, главные лесные массивы (80%) и крупные заповедные земли – в Сибири и на Дальнем Востоке.

Сельскохозяйственные земли – это лучшие по качеству земли страны. Среди них наиболее ценны обрабатываемые пахотные земли, величина которых составляет около 120 млн.га. К наиболее продуктивным землям с устойчивым тепловым и водным обеспечением относится ¼ пахотных земель, расположенных в чернозёмных степях Европейской части России. Остальные земли, расположенные в лесных и сухостепных районах страны, имеют недостаточно питательных веществ в почве или недостаточное обеспечение тепла и влаги. Они относятся к средне- и малопродуктивным и нуждаются в мелиорации. Многие из них утратили природные запасы гумуса. Главная экологическая проблема пахотных земель России состоит в их нарушенности водной и ветровой эрозией, которой были подвержены издавна более половины их площадей, особенно сильной в степных районах страны. Противоэрозийные меры несколько ослабляют разрушение земель от смыва и выдувания почв, но не ликвидируют их полностью. Многие земли России нуждаются в проведении мер по снижению их кислотности и засоленности, в орошении и осушении; необходимо повысить внесение удобрений в почвы, которое за годы экономического кризиса сильно упало. В районах с малой долей лесных территорий нужна посадка полезащитных лесонасаждений.

Земли под застройкой хотя и занимают сравнительно немного площади, но это наиболее нарушенные земли, лишённые естественного растительного покрова. В прошлом, когда земля считалась общегосударственной собственностью и не имела рыночной стоимости, она щедро выделялась под застройку. В первую очередь на эти цели шли наиболее хорошо обработанные земли около городов. По оценкам, ежегодно для промышленности, городов и транспорта выделялось до 1 млн.га земель, в т.ч. по 100-500 млн.га пашни. При этом расход земли на одного городского жителя страны превышал норму почти в 2 раза – 600-700 м.кв., вместо 350-400 м.кв. Около 1 млн.га земли нарушено горными выработками, а рекультивируется менее 100 тыс.га в год. Большие потери земель идут при развитии нефтедобычи, где нормы отведения превышаются в 2-3 раза. Поэтому требуется ограничение размеров земель в непродуктивном использовании.

Земли природоохранного и социального назначения. В структуре землепользования всё больше выделяется группа угодий, имеющих внехозяйственное назначение. Они могут входить в состав сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских земель, но используются для социальных целей; например, для организации отдыха, туризма, оздоровления людей, любительских промыслов, для охраны природных объектов, диких животных или растений, для охраны обрабатываемых земель и водоёмов. В настоящее время выделяется несколько категорий таких земель. Среди них:

Природоохранные леса;

Резервные леса;

Леса ограниченного использования;

Промысловые – кедровые, ягодные, грибные леса;

Поле- почвозащитные и водоохранные леса;

Уникальные природные объекты и памятники природы;

Зелёные и санитарные зоны больших городов и крупных предприятий;

Земли курортов, зон отдыха, парки и сады;

Земли дачных посёлков, садовых и огородных участков;

Заказники и заповедники;

В сумме эти земли занимают достаточно большую территорию. Но основную их площадь составляют природоохранные и резервные леса на севере и северо-востоке страны, в слабо заселённых районах. Остальные земли невелики по площади и размещаются в виде островов среди массивов активно используемых земель. Таких земель ещё мало, их размеры надо увеличивать, т.к. они помогают сохранять живую природу. Улучшение землепользования связано с сокращением непродуктивного расходования земель, восстановлением нарушенных участков и улучшением структуры землепользования в регионах. Разработка для каждого региона нужного сочетания земельных угодий разного типа является основой формирования оптимального ландшафта. Это способствует не только лучшему использованию каждого участка земли, но и улучшению эколого-ресурсной ситуации в районе в целом. Рациональное использование земель это не только ресурсо-хозяйственная, но и экологическая проблема.

1.2 Почвенный покров

Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Особенное свойство почвенного покрова – его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур. Естественное плодородие почвы связано с запасом питательных веществ в ней и её водным, воздушным и тепловыми режимами. Почва обеспечивает потребность растений в водном и азотном питании, являясь важнейшим агентом их фотосинтезирующей деятельности. Почвенный покров принадлежит к саморегулирующейся биологической системе, являющейся важнейшей частью биосферы в целом.

Площадь земельных ресурсов мира составляет около 129 млн.кв.км, или 86,5% площади суши. Под пашней и многолетними насаждениями в составе сельскохозяйственных угодий занято около 15 млн. кв. км (10% суши), под сенокосами и пастбищами – 37,4 млн. кв. км (25%). Общая площадь пахотнопригодных земель оценивается различными исследователями по разному: от 25 до 32 млн. кв. км.

Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется в настоящее время и будет в ближайшем будущем. Вместе с тем, в связи с ростом населения, особенно в развивающихся странах, количество пашни на душу населения сокращается. Ещё 10-15 лет назад душевая обеспеченность пашней населения Земли составляла 0,45-0,37 га, в настоящее время она составляет около 0,35-0,37 га. Душевая обеспеченность пахотными землями меняется в широких пределах. Для Канады она составляет 1,4 га, США – 0,63, Германия-0,15, Япония-0,04 га. В России на душу населения приходится 0,82 га пашни, что значительно превышает мировой показатель. За последние 30 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,2 млн. га. Причинами такого сокращения являются нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, посёлков и промышленных предприятий. Фонд чернозёмных почв России занимает около 120 млн. га, что составляет лишь около 7% общей площади. Однако на ней размещаются более половины всех пахотных земель, которые производят около 80% всей земледельческой продукции. Площадь эрозийно опасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляет 124 млн. га (56%), из них на долю пахотных земель приходится 87,3 млн. га. По данным государственного учёта, общая площадь оврагов составляет 2,6 млн. га, кроме того , 26,2 млн. га (20,4), пашни расположено на смытых почвах, 2,1 млн. га (1,7%) земель подвержено совместному воздействию водной и ветровой эрозии, 7,9 млн. га (6,1%)-дефляции, всего же дефляционно-опасными землями считаются 44 млн. га (32,2%). Площадь эродированных чернозёмов постоянно возрастает. Рассматривая проблему качества почв, следует отметить, что на больших площадях продуктивность почв снижается из-за уменьшения содержания гумуса. Только за последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25-30%, а ежегодные потери в целом по РФ составляют 81,4 млн. т. по данным агрохимического обследования, в России 16,5 млн. га пахотных земель характеризуется очень низким содержанием гумуса. Площади мелиорированных и орошаемых земель находятся в неудовлетворительном состоянии. Использование во всевозрастающих объёмах переувлажнённых и заболоченных земель под пашни приводит к снижению урожайности. Идёт опустынивание земель. Идёт деградация пастбищных земель в тундровой зоне при освоении месторождений полезных ископаемых.

В скором времени Россия может ощутить дефицит не только чистой воды, но и земельных ресурсов. Крайне неудовлетворительно ведутся работы по восстановлению земель, нарушенных горными работами, геологоразведкой и.т.п. проведение таких работ осложнено кризисным финансовым положением горнодобывающих предприятий, их неплатёжеспособностью, а в ряде случаев распадом и ликвидацией.

По расчётам, Россия находится на пятом месте среди стран, обладающих эффективной территорией (кв. км./чел.):

Бразилия – 8,054

США – 8,0;

Австралия – 7,68;

Китай – 5,95;

Россия – 5,5;

Канада – 3,6;

Казахстан – 2,62;

Следовательно, площадь эффективной территории в России в 1,5 раза меньше, чем в США и всего лишь в 2 раза больше, чем Казахстане. Да и вытянута она на многие тысячи километров, что очень затрудняет организацию транспорта. Кроме того, чрезвычайно важна оценка площадей, пригодных для устойчивого, а не рискованного земледелия. Практически все сельскохозяйственные угодия России расположены в районах рискованного земледелия, и большие территории находятся в зоне многолетней мерзлоты, достаточно лишь взглянуть на карту России.

Наряду с этим в стране есть прекрасные почвы, но их мало, и они подвержены засухам и эрозии. Поэтому основная проблема сельского хозяйства состоит не в том, что бы превратить его в высокодоходную экспортную отрасль, способную конкурировать с западными странами, а в том, что бы прокормить население своей страны. Если сравнивать, например, Россию с Канадой, которая тоже расположена в северном регионе, то надо иметь в виду, что все северные города и большинство с/х угодий Канады расположены на одних широтах с Киевом и Курском. Вегетационный период в России на 100 дней короче, чем во Франции, Италии и Австрии. Россия самая холодная страна на планете, и для того, что бы поддерживать такой же уровень жизни, как в упомянутых странах, нам нужны, в частности, разные затраты энергии. В России они должны быть больше в 2-3 раза, чем в Западной Европе. Для сравнения. Чтобы обеспечить среднепланетарный уровень жизни, Россия должна производить 18,9 т условного топлива на человека в год. В то же время энергонасыщенная Япония потребляет не более 3 т.

1.3 Охрана земельных ресурсов

Охрана земель включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту земель от расхищения, необоснованных изъятий из с/х оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки. Охрана земель предусматривает: защита почв от эрозий, солей, подтопления, заболачивания; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия; снятие и сохранение плодородного слоя почвы, с тем, чтобы использовать его для рекультивации земель; установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.

Все землевладельцы, землепользователи и арендаторы, независимо от форм и сроков использования земель, осуществляют работы по защите и повышению качества земель за счёт собственных средств и несут ответственность за ухудшение экологической обстановки. Общественный земельный контроль осуществляется общественными организациями на основании уставов этих организаций. Для нормального функционирования службы контроля за правильным использованием земель следует на всех с/х угодьях осуществлять мониторинг земель и соблюдать государственный земельный кадастр. Мониторинг земель – это систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов и тенденций. Мониторинг состоит из системы данных о распределении земель между владельцами и землепользователями, о продуктивности земельных ресурсов, деградации почв и загрязнении земель. Данные мониторинга предоставляются всем органам государственного и общественного контроля. Государственный земельный кадастр – предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования платы за землю. Новый Закон о земле устанавливает плату на основе земельного кадастра. Что получено даром, бесплатно, то не ценится. И это одна из причин бесхозяйственного, даже преступного отношения к земле. Закон о земле предусматривает строгий государственный контроль за использованием и сохранностью земель. В тех странах, где земля в значительной мере является частной собственностью, за её сохранностью установлен жёсткий контроль со стороны государства. И если фермер не соблюдает необходимых требований, то по закону он лишается права собственности.


2. Законодательство по природопользованию

2.1 Закон о земле

В связи с привлечение внимания общества к проблемам рационального природопользования сформировалась ветвь права – экологическое законодательство. Оно включает десятки законов и подзаконных актов, сотни Постановлений и указов в которых устанавливаются правовые отношения природопользователей к природным ресурсам и окружающей среде. Разработаны отраслевые законодательства по использованию основных видов природных ресурсов. Среди них земельное законодательство, которое включает «Земельный кодекс РФ», и постановления о порядке использования и выделения земель, об охране земель, об установлении границ между землепользователями, об улучшении и рекультивации нарушенных земель, положения о мониторинге земель и кадастре земельных угодий. Остановимся на некоторых нормативных документах.

В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель, ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к нормам земельного законодательства, нашли свое отражение в новом Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ, Кодекс).

Основные принципы земельного законодательства

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как, о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

- приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Аренда земельных участков

- Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

- По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

- Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

- Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

- Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

- Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

- В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

- Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Объектом купли - продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли - продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно - гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, фед. законами.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

2.2 Закон о плате на землю

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется. Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно - защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

- предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также художественными народными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

- научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

- учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

- предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

- земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;

- земли общего пользования населенных пунктов;

- учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

- высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно - исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;

- внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года. Для пересмотра неправильно произведенного налогообложения кроме налоговых деклараций налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. По земельному налогу такими документами являются расчет земельного налога, согласованный с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, или справка комитета по земельным ресурсам и землеустройству, подтверждающие налогооблагаемую площадь с указанием градостроительной зоны, данные органов ЖКХ или БТИ, сельских органов местного самоуправления и другие документы, которые могут служить основанием для принятия решения налогового органа о начислении или возврате излишне уплаченного земельного налога (помимо заявления налогоплательщика).

Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внес изменения в Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", касающиеся порядка перечисления в 2003 г. средств, составляющих плату за землю, в соответствующие бюджеты, установил коэффициент для ставок земельного налога и определил нормативы перечисления земельного налога и арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты на соответствующий (2003) год.

С момента введения в действие Закона N 1738-1 в него вносились изменения, в основном связанные с новыми льготами по земельному налогу. Последние изменения в этот Закон были внесены Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и устанавливали ставку земельного налога в двукратном размере за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению. С тех пор в Закон N 1738-1 изменения и дополнения не вносились, а почти ежегодные повышения ставок земельного налога осуществлялись федеральными законами о бюджете на очередной год или федеральными законами о ставках земельного налога. Новые поправки, полностью изменили порядок перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы за землю в соответствующие бюджеты, исключив при этом направление платы за землю в федеральный бюджет. Норма, касающаяся определения порядка поступления платежей в бюджет, вступит в силу с 1 января 2003 г. и позволит пополнить в большей мере территориальные бюджеты средствами от земельного налога и арендной платой за землю за счет доли указанных средств, ранее поступавших в федеральный бюджет. Перечисление земельного налога и арендной платы за землю на счета органов федерального казначейства должно производиться в 2003 г. самим налогоплательщиком. Поступившие на счета органов федерального казначейства суммы земельного налога и арендной платы будут направляться в доход бюджетов соответствующего уровня, а именно в бюджет субъектов Российской Федерации и местный бюджет. Законом N 110-ФЗ предусмотрены конкретные доли средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований. Установлено, что в 2003 г. налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:

в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением г.г. Москвы и Санкт - Петербурга) - 50%;

в бюджеты г.г. Москвы и Санкт - Петербурга и бюджеты закрытых административно - территориальных образований - 100%;

в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав г.г. Москвы и Санкт - Петербурга) - 50%.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации. Однако на эти мероприятия, централизованно выполняемые субъектами Российской Федерации, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога, поступивших от сельскохозяйственных угодий административного района.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в год. Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом "О плате за землю".

Налогооблагаемой базой является площадь используемого участка, подтвержденная соответствующим документом - договором аренды, государственным актом или земельной декларацией. В том случае, если участок находится в раздельном пользовании нескольких юридических или физических лиц, сумма налога исчисляется и уплачивается ими отдельно пропорционально площади занимаемого земельного участка. За участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно площади строения, находящегося в раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно доле на строения. Если землепользователь осуществляет свою деятельность на участках, для которых установлены различные ставки налога, налог исчисляется по каждому участку отдельно.

Внутри отдельных групп земель также могут быть предусмотрены классы земель, для которых установлены отдельные ставки налога в зависимости от их ценности. К примеру, земли сельскохозяйственного назначения могут быть классифицированы в зависимости от состава угодий, их качества и местоположения (т.е. вид угодий - пашня, сенокос, пастбище; группы почв и т.д.); налоговые ставки, применяемые в городах, могут быть установлены отдельно для участков, занимаемых торговыми предприятиями, АЗС, индивидуальными и кооперативными гаражами, учреждениями и предприятиями иностранных юридических лиц, учреждениями социально - культурной сферы, садово-огородными товариществами, дачами и т.д. Кроме того, в крупных городах практикуется зонирование налоговых ставок, когда территория города разделяется на оценочные зоны и в каждой зоне действует своя ставка налога.

Учет плательщиков земельного налога производится на основании списков, ведущихся районными, городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в границах земель, переданных в ведение соответствующего сельского, поселкового, городского и районного органа местного самоуправления по категориям земель и плательщикам, установленным в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и иными нормативными актами.

По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта, находящимся в ведении районного (городского) органа местного самоуправления. Кроме того, составляют списки изменений плательщиков по результатам купли - продажи, дарения, мены, наследования, внесения в уставные фонды и других сделок с земельными участками за соответствующий месяц текущего года и передают государственным налоговым инспекциям до 10 числа следующего месяца. Учет плательщиков земельного налога проводится ежегодно на 1 июня.


3. Рекультивация земель

По действующему законодательству все предприятия, работа которых связана с нарушением земель, обязаны срезать почвенный слой, складировать его и сохранять для последующего покрытия горных пород при их рекультивации. Однако сохранение плодородного почвенного слоя осуществляется далеко не всеми предприятиями или делается это некачественно и формально. Особую важность приобретает рекультивация земель, нарушенных в ходе горных работ, и приведение земельных участков в безопасное состояние. Эти земли могут быть использованы для нужд с/х, лесного и рыбного хозяйства, для создания зон отдыха. Благодаря рекультивации земель в определённой мере восстанавливается гидрогеологический режим, прекращаются загрязнение воздуха и вод, усыхание и гибель растительности и снижение урожайности с/х культур, улучшаются микроклимат и санитарно гигиенические условия.

Перспективным направлением считается внедрение комбинированной рекультивации, имеющей в своей основе методы ускоренного почвообразования и гидропосева. Применение последнего позволит рекультивировать труднодоступные участки механизированными способами и с минимальными затратами. Как правило, с/х земли восстанавливаются для тех же целей. В густонаселённых промышленных районах, где с/х земли находятся в дефиците, предпочтение следует отдавать восстановлению нарушенных земель для ведения с/х. Эффективность восстановления земель зависит в основном от полноты снятия и повторного использования почв. В связи с ограниченностью запасов плодородного слоя почвы ведутся разработка и внедрение эффективных методов мелиорации отвалов путём перекрытия потенциально плодородными вскрытыми породами и нейтрализации их кислотности известковыми материалами без нанесения слоя почвы. Удобным и дешёвым видом биологического освоения рекультивируемых земель является облесение. Для лесопосадок не требуется тщательного выравнивания отвальных площадей. Поэтому лесной рекультивации отдаётся предпочтение. Наиболее быструю отдачу получают с тех рекультивируемых земель, которые используются под пастбища или сенокосы. В разрабатываемом пространстве карьеров создаются искусственные водоёмы. Нарушенные земли могут быть использованы для городского и промышленного строительства. Однако наиболее рационально осваивать их для ведения сельского и лесного хозяйства, так как подготовка к застройке требует больших затрат.


Литература

1. Финансовая газета – Региональный выпуск. № 20 1999г.

2. Журнал «Финансы» № 4 2002г.

3. Земельный Кодекс Российской Федерации

4. Налоговый вестник № 10, 1999г.

5. Закон о плате на землю.

6. Аудиторские ведомости № 9, 2002г.

7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ»

8. А. А. Голуб, Е. Б. Струнова – «Экономика природных ресурсов» – Аспект-Пресс, М. 1999г.

9. Т.Г. Рунова – «Природопользование» – Учебное пособие. – ГИНФО–Москва, 2000

10. В.Ф. Протасов – «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России». – издание 2-е, Финансы и статистика, Москва,2000

11. Финансовая газета – Региональный выпуск, № 35, 2002