Реферат: Этническая характеристика Турции

Название: Этническая характеристика Турции
Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии
Тип: реферат

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Факультет физической культуры и спорта

РЕФЕРАТ

по этнологии

на тему:

«Этническая характеристика Турции»

Выполнил:

студент 503 группы

Мацюк С.Г.

Проверила:

преподаватель

Биголь И.А.

Тирасполь – 2006


План

1. Географическое положение Турции

2. Антропологическая характеристика Турции

3. Религиозная характеристика

4. Традиции Турции

5. Лингвистическая характеристика

6. Хозяйственно-культурная характеристика Турции


1. Географическое положение Турции

Современная Турция — полноправный член НАТО и ООН, играющий заметную роль на мировой политической арене и сохраняющий при этом восточный колорит. Выгодное географическое положение Турции на стыке Европы и Азии позволило ей занять ведущие позиции в мировом туризме. Благодаря мягкому субтропическому климату отдых в Турции возможен с начала мая и до конца сентября. Здесь одновременно можно побывать в четырёх временах года: покупаться в Средиземном море и покататься на горных лыжах в Эрзуруме.

Турция разделена на 7 географических регионов: Марамара, Эгейский регион, Средиземноморский регион, Юго-восточный, Восточный, Черноморский и Центральная Анатолия. Страна граничит с Болгарией, Грецией, Сирией, Ираком, Грузией, Арменией и Ираком. Граница между Турцией и Сирией самая длинная. У Турции нет прямой границы с Россией, кроме Черного моря с севера. В 1923 г. была провозглашена Турецкая республика со столицей в городе Анкара. Основная религия страны — ислам. Около 98% населения — мусульмане — сунниты.

Климатические условия

На территории Турции климат сильно варьирует от места к месту, в целом же климатическое районирование совпадает с орографическим.

Субтропический переходный климат

Побережье Черного моря и нижние части склонов Понтийских гор имеют климат, переходный от средиземноморского к влажному субтропическому. Мягкий его характер обусловлен влиянием морских воздушных масс и защитной ролью гор, препятствующих проникновению на побережье холодных атмосферных потоков из внутренних районов страны. В наиболее холодный месяц года средние температуры составляют 4 — 7° С, в самый жаркий (обычно это август) 20 — 24° С. Суточные колебания температур редко бывают резкими. Осадков достаточно: от 635 мм в год на западе до более 2500 мм на востоке. Они выпадают во все сезоны, но преимущественно с октября по март.

Субтропический средиземноморский климат

Побережье Эгейского и Средиземного морей имеют типично средиземноморский климат с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой. Обычно на один-три летних месяца приходятся менее 25 мм осадков. Их среднегодовая сумма в прибрежной полосе вышеназванных морей и Мраморного моря достигает 500 — 750 мм, во внутренних районах 380 — 500 мм, но на склонах Тавра местами превышает 750 мм. В самый знойный летний месяц средние температуры колеблются от 23° С в Стамбуле до 27° в Измире и 28° С в Адане, днем обычно поднимаясь до 32 — 35°, и ночью падая на 5 — 10° С. Средние значения самого холодного месяца составляют на побережье 4 — 9° С, а во внутренних районах 2° С. Зимой в дневное время часто бывает солнечно и тепло, по ночам случаются заморозки. Семиаридный климат. Климат Анатолийского плоскогорья определяют как семиаридный. Летом относительно жарко, зимой холодно. В летние месяцы воздух прогревается в среднем до 20 — 24° С, повышаясь днем до 27 — 32° и опускаясь ночью до 10 — 15° С. Средние показатели января на несколько градусов ниже точки замерзания, причем ночью отмечаются морозы до — 18° C и ниже. Годовая норма осадков не превосходит 500 мм, но, как правило, оставляет более 250 мм.

Континентальный климат

Данный тип климата характерен для Армянского нагорья и отличается суровой и продолжительной зимой. На юге, в Диярбакыре, средняя январская температура составляет — 1° С. В горах и на плоскогорье она снижается до — 9 — 12° С, падая ночью до — 18° С, а иногда до — 40° С. Восточная Турция образует единственный в стране район, где земледелие в зимний период практически невозможно. Лето сухое и жаркое: в среднем столбик термометра показывает 18 — 25° С, но при этом наблюдаются значительные перепады суточных температур. В высокогорных местностях заморозки бывают даже летом. Восточная часть страны в целом получает достаточно атмосферных осадков; их среднегодовое количество меняется, в зависимости от местоположения и экспозиции склонов, от ок. 380 мм до 760 мм. На шесть холодных месяцев приходится, как правило, больше осадков, чем на остальное полугодие.

Климат средиземноморского побережья

На всем побережье преобладает средиземноморский и субтропический климат с жарким сухим летом, дождливой зимой и мягкими межсезоньями. Однако погода в разных регионах не одинакова: западное побережье находится в зоне влияния северных ветров. Поэтому летом температура здесь не поднимается до предельных значений южного побережья, весной теплая погода устанавливается позднее, а осенью холодает раньше. Южное побережье защищено от ветров горным массивом Тавр. Летом столбик термометра здесь поднимается до 45 градусов и даже ночью не опускается ниже 30. Поэтому лучший сезон года здесь начинается раньше, а заканчивается позже. Наконец, юго-восток, равнина Чукурова вокруг Аданы и провинция Хатай, отличается очень высокими температурами и тягостной духотой. Нередко юго-восточный пассат приносит сюда горячий воздух сирийских степей. Купальный сезон начинается в апреле, при температуре около 25 градусов. Южное побережье можно посетить и зимой, когда погода переменчива, но солнечного света хватает.

2. Антропологическая характеристика Турции

В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 2000 до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Тюркские корни. Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в. тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства. Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.

Курды. Курды принадлежат к одной из двух (наряду с армянами) сравнительно крупных этнических групп населения, которые, проживая на территории Турции, избежали тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой. После действовавшего в области их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. На начало 1990 в стране насчитывалось ок. 12 млн. курдов.

Армяне. В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и Северо-Восточной Турции. Однако на своей исторической родине они и были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему формировали большинство населения на землях к северо-востоку от р.Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и подталкиваемые обещаниями помощи со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство устроило в 1894-1896 кровавую резню, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Малой Азии; за массовыми убийствами последовала насильственная депортация.

Население Турции составляет 69 660 559 человек (2004), средняя плотность населения около 89 человека на км2.

Около 80% населения - турки, курдов - 17%. Кроме турок здесь проживают около миллиона арабов (вдоль сирийской границы), несколько десятков тысяч армян и евреев, в Стамбуле — около 100 тыс. греков.

Всего в стране проведено 12 переписей. С 1927 г. население Турции возросло в 4,4 раза, причем только с 1950 по 1985 — в 2,5 раза. Резко возросла и плотность населения: с 1,8 до 7,7 человек на 1 кв. км. Быстрый рост населения остается важной проблемой страны.

Распределение жителей по территории Турции происходит крайне неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного и Черного морей, затем — районы, прилегающие к Эгейскому морю. Самый густонаселенный город — Стамбул и самый малонаселенный — Ханяри.

Основное население страны — турки (ок. 90 %). В соответствии со статьей 66 конституции 1982 г., турками считаются все «кто связан узами гражданства с турецким государством». Дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. В стране еще проживают свыше 25 национальных меньшинств: курды, арабы, греки, черкесы, армяне, евреи, грузины, лазы и т.д.

Несколько особняком в распределении населения по национальному признаку на территории Турции стоят южная и юго-восточная части Анатолии.

Армяне, проживающие на востоке Анатолии уже несколько тысяч лет, на протяжении всего периода своей истории находились под чьей-то властью. Ими управляли римляне и византийцы, персы и турки-сельджуки, османы. В конце XIX в., правда, одновременно с усилением борьбы за свою свободу проживающих на территории Османской империи болгар и греков поднялись на освободительную борьбу и «турецкие» армяне.

Ряд нападений со стороны армян на османских официальных лиц и государственные учреждения вызвал жесточайшие ответные меры. В 90-х гг., по указу Абдул-Хамида II, в Сасуне, Стамбуле и других округах Малой Азии были организованы погромы, в результате которых погибли сотни тысяч армян.

Еще один всплеск борьбы за национальную независимость связан по времени с началом первой мировой войны. В апреле 1915 г. восстали армяне города Вана. Расправившись с местными мусульманами, они захватили крепость и удерживали ее до прихода русской армии. В ответ на это османское правительство начало массовую депортацию армян из зоны военных действий в Сирию, что привело к гибели сотен тысяч армян.

Тем не менее, на северо-востоке Анатолии победившие армяне провозгласили независимую Армянскую республику. Просуществовала она недолго и была отмечена разве что массовым уничтожением проживавших здесь турок.

Эти события не могли не отразиться на взаимоотношениях армян и турок. И сегодня армяне 24 апреля отмечают День траура — именно в этот день в 1915 г. началась депортация армян в Сирию. Вспоминаются былые обиды, порой произносятся речи о свободе, но в целом резко антагонистические отношения между турками и армянами несколько сгладились. Откровенная вражда сменилась некоторым недоверием. Совсем другое дело — курды. На востоке и юго-востоке Анатолии их проживает около 10 млн. Для них Анатолия — родина, они здесь — коренные жители. Как, впрочем, в горных районах Ирака, Ирана и Сирии.

Многие годы курды борются на территории этих стран за создание независимого Курдистана. Периодически в той или иной из них происходят столкновения, сопровождающиеся убийствами как с той, так и с другой стороны. Так, массовое уничтожение курдов в 80-е гг. произошло в Ираке, после чего многие тысячи курдов из Ирака хлынули на территорию Турции.

Здесь их, однако, особо не жалуют. До последнего времени турецкое правительство вообще отрицало само существование курдской национальности. «Курдов нет, есть горные турки», — утверждали официальные лица. Даже сам курдский язык находился под запретом.

Сегодня этот запрет снят. Но проблема создания независимого Курдистана как самостоятельного государства остается. И ее пока не может решить ни кнут, ни пряник.

К концу 2006 года население Турции превысит 73 млн человек. По прогнозам Управления статистики Турции, в середине текущего года количество жителей этой страны достигнет 72.974.000, а ее самого крупного города Стамбула - 11.600.000. По сравнению с соответствующим периодом 2005 года население Турции увеличится на 909.000 человек.

В середине 2006 года в число турецких городов с населением свыше миллиона человек войдет Ван, и количество городов-"миллионеров" в стране достигнет 20.

Как ожидается, население столицы - Анкары достигнет 4.386.000, а третьего по величине турецкого города Измира - 3.709.000. В случае сохранения нынешних темпов роста население Турции в 2010 году достигнет 76,5 млн.

Численность населения растет почти во всех регионах Турции. Одно из немногочисленных исключений - находящийся на сирийской границе город Килис, население которого вскоре опустится ниже 100-тысячной отметки

3. Религиозная характеристика

Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

В Стамбуле находится резиденция Вселенского патриарха, который признается главой Константинопольской православной церкви (восточного обряда) и верховным патриархом всех православных церквей мира. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь - архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь - викарием Мардина. Экзархом Римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

Турция — религиозная страна, в которой соблюдаются законы ислама. Проповедником ислама стал Мухаммед, живший в 570 — 632 гг. и объявивший себя посланником Аллаха. «Ислам» означает покорность Аллаху и судьбе, им предначертанной, а «мусульманин» — покорный. Коран и дополняющая его сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки. Перед омовением, молитвой, началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму «ниет». Перед работой, перед учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — «бесмеле»: «Во имя Аллаха всемилостивейшего…»

Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют главный догмат- веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — «зекят». У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты практически не соблюдаются. Строго соблюдаются теперь только два предписания — запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику чаще всего в возрасте 7 — 12 лет, ему предшествует стрижка головы и проверка знаний основных молитв.

Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. У мусульман в час молитвы раздается пение муэдзина. Перед намазом обязательно омовение. Ислам ратует за чистоту. «Чистота — половина веры»,- эти слова приписывают Мухаммеду. В настоящее время в Турции, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои исправления в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1948 г. этот запрет был снят. Раз в год Мусульманин должен поститься. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова «руч» (день), но иногда его называют рамазаном (рамадан).

Религиозные праздники

Во время Рамазана все верующие держат пост. В течение тринадцати дней до сумерек ни пища, ни питье не употребляются. В ранние часы утра, с восхода солнца специальный человек стучит в барабаны для того, чтобы разбудить людей для принятия утренней пищи перед наступлением дня. Последние дни рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговения, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекмезома (виноградный сок, вываренный до густоты меда). В последний день праздника семьи посещают кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.

Шекер Бейрами представляет собой трехдневный праздник, следующий после Рамазана. Люди обмениваются открытками и сладостями, а также посещают своих друзей и семью. В течение этого праздника многие общественные учреждения закрыты.

Курбан Бейрами (праздник жертвоприношения) также очень известный религиозный праздник в Турции. Он отмечается с тех пор, когда Авраам должен был пожертвовать Богу своего сына Исаака. Авраам приготовил все для жертвоприношения, но когда Бог увидел его преданность, остановил Авраама и сказал ему принести ягненка в жертву. В Турции в этот день готовят мясо и едят приготовленное блюдо со своей семьей и друзьями. Курбан-байрам длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне праздника города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Дюжие хамалы — носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.

4. Традиции Турции

Традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью, готовностью помочь и честностью. Однако, общаясь с ними, не следует проявлять торопливости и нетерпения. Всякий деловой разговор нужно начинать несколькими общими фразами, например, сообщить, откуда Вы приехали, куда направляетесь. Большое значение придается этикету. Несколько слов по-турецки открывают перед иностранцем любые двери. У входа в дом или квартиру турков полагается снимать обувь.

Русского туриста нередко поражает гостеприимство турок. Поражает потому, что это не простое гостеприимство, а в какой-то степени навязчивое. Никому не удастся незаметно проскользнуть мимо небольших турецких магазинчиков, чтобы вам не предложили зайти. А если вы отказываетесь, то турки не обижаются, они обязательно поинтересуются, откуда вы, как вам здесь нравится, в каком отеле вы остановились, обязательно посоветуют, где купить хорошие золотые изделия, кожаные вещи и где лучше взять машину напрокат. Даже если вам это не нужно, все равно приходится выслушивать, чтобы не обидеть хозяев.

Кофе и чай уже очень много веков являются неотъемлемой частью как европейской, так и турецкой действительности. Однако в Турции эти традиции заметно отличаются от остальных. Тем, кто занимается в этой стране бизнесом, необходимо помнить о некоторых особенностях, которые нужно учитывать, выпивая чашку кофе с местными жителями. Во-первых, турки практически не приемлют кофейных напитков в бумажных стаканчиках, которые можно выпить в машине или в парке. Во-вторых, огромные кружки с растворимым кофе из пакетиков, который европейцы и американцы поглощают в огромных количествах утром в офисах, - также для турков - «моветон». Турция славится на весь мир своими кофейнями, а также умением местных жителей готовить удивительно ароматный и крепкий кофе. Как кофе, так и чай в Турции вам обязательно подадут в маленькой чашке, которая, казалось бы, скрывает количество кофеина, содержащегося в напитке. Однако, зачастую, кофе оказывается настолько крепок, что первое время новичкам довольно трудно привыкнуть к ощущению того, что «кровь в жилах начинает бежать быстрее». Но отказ от еще одной порции этого бодрящего напитка в некоторых регионах может быть расценен как оскорбление. Учтите также, что просьба добавить в кофе больше воды, и получить, таким образом, вариант «американо» или «лунго», также может быть расценена как неуважение к гостеприимству хозяев: по мнению турков, лишняя вода способна испортить весь эффект и аромат напитка. Приезжая в Турцию, будьте готовы к тому, что вам придется «полюбить» кофе и чай, если, конечно, вы уже не являетесь поклонниками этих напитков. Хотя, с другой стороны, вы получите отличную возможность в полной мере насладиться турецким кофе, который без преувеличения можно назвать лучшим в мире.

Перед тем, как отправиться на отдых в Турцию, лучше узнать о ее национальных обычаях и традициях. Это поможет вам лучше ориентироваться в стране, проще найти общий язык с местным населением и по-настоящему насладиться отдыхом. Во-первых, каждый, кто приезжает на отдых в Турцию, должен знать, что 98% населения страны – мусульмане. Поэтому важнейшие религиозные праздники в Турции – Рамазан и Кубран Байран. Турция – светское государство, религия здесь отделена от государства. И, тем не менее, многие сферы жизни проникнуты Исламом, и это будет иногда отражаться на вашем отдыхе. К примеру, если вы приехали на отдых в большой город, то ваш фотоаппарат, скорее всего, не привлечет внимания окружающих. Но в провинциальных городах и в сельской местности лучше не фотографировать. Дело в том, что Ислам запрещает делать изображение человека, даже туристам и отдыхающим. В Турции перед тем, как сфотографировать крестьянку на поле, ремесленников или людей на отдыхе, лучше спросить разрешения. Также нужно очень внимательно следить за своими жестами. Так, большой палец, поднятый вверх при сжатом кулаке, во многих странах означает, что все хорошо. В Турции же этот жест считается малопристойным, и во время вашего отдыха вы можете столкнуться с большими неприятностями, если покажете его.

Одно из любимых удовольствий всех, кто приезжает на отдых в Турцию, - национальные праздники. Во время многодневных торжеств в Турции общественная жизнь затихает, все отправляются на отдых или отмечают праздник в кругу семьи. В День независимости (23 апреля) и в День молодежи (19 мая) почти везде в Турции организуются представления, на которых дети в ярких национальных нарядах исполняют народные танцы. Если вы отдыхаете на самом побережье Турции, то увидите танцы зейбек, похожие на греческие хороводы, и танцы ойюн с саблями и щитами. Но больше всего в Турции известен танец живота, который очень любят показывать тем, кто приезжает сюда на отдых. Эта традиция была завезена в Турцию из Египта.

Женщины в Турции – прекрасные танцовщицы и одни из самых красивых в мире. Очень многие туристы пытаются познакомиться с турецкими женщинами на отдыхе. Здесь нужно вести себя очень осторожно. Мораль в Турции устанавливает очень строгие правила поведения для женщин. Сомнительные связи – пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью грешницы, но и на весь поселок. Известно очень много случаев, когда у отдыхающих, которые пытались ухаживать за турецкими женщинами, возникали большие проблемы с ее родственниками.

Хотя с недавнего времени, женщины в Турции уравнены в правах с мужчинами, в провинции для них существует больше запретов. Главный упор сделан насемью, женщина в основном сидит дома, а кормилец семьи - мужчина. Женщины в сельских районах покрывают головы платками, большей частью для того, чтобы защитить волосы от пыли и грязи, нежели из соображений религиозного консерватизма. В крупных городах женщины носят западную одежду, овладевают разными профессиями и занимают высокие должности.

Официальные праздники

В январе в Селчуке организуется борьба верблюдов. В конце апреля — начале мая в Стамбуле проходит фестиваль тюльпанов. В мае проводится фестиваль культуры и искусства в Селчуке и регата в Мармарисе. В июне проходит международный средиземноморский фестиваль в Измире, чайный и туристический фестиваль в Ризе, международный фестиваль музыки в Стамбуле и фестиваль балета и оперы в Аспендосе. В июле туристы могут посмотреть масляную борьбу в Улуборлу, морской фестиваль в Чешме и праздник Насреддин Хока в Аксегире. В сентябре проводится фестиваль винограда в Манисе, винный фестиваль Капподокии, лошадиные скачки Махмуди. Анталия — место проведения фестиваля кинокартин «Золотой апельсин» в октябре. Весь декабрь в Демре (близ Анталии) празднуется месяц Святого Николая.

o 1 января — Новый год

o 23 апреля — День Независимости и День детей

o 20 — 30 апреля — «Масляная борьба» — традиционный праздник, названный Мезир Макуну

o 17 мая — День памяти в Конье

o 19 мая — День рождения Ататюрка. Фестиваль молодежи и спорта

o Конец мая — фестиваль Пергамун, танцы и выставка ремесленных изделий

o 29 — 31 июля — фольклорный фестиваль в городе Фоча

o 15 августа — праздник Девы Марии.

o 30 августа — День Победы

o 29 октября — День республики

o 10 ноября — годовщина смерти Ататюрка

Турецкая кухня считается одной из самых разнообразных в мире и сочетает в себе блюда на любой вкус. Это связано с тем, что предшествующая ей османская кухня переняла греческие, балканские и арабские традиции. Турецкая кухня — это много овощей, зелени, рыбы, мяса, сладости. Мясные блюда готовятся из говядины, телятины, баранины и птиц. Очень распространены рыбные блюда. Также в турецкой кухне широко используются овощи. В зависимости от сезона это могут быть зеленая и белая фасоль, баклажаны, томаты, перец. Богат выбор различных закусок: «сарма» (рис в виноградных листьях), овечий сыр, фаршированные томаты.

Самое популярное турецкое блюдо — «кебаб» — мясо, приготовленное на открытом огне. «Кебаб» в Турции делают также из рыбы и птицы. Если кусочки мяса нанизаны на шампур (по — турецки «шиш»), то получается «шиш — кебаб» . А если целая баранья туша запечена в вырытом в земле очаге — «тандыр — кебаб». Невозможно побывать в Турции и не попробовать «берек» , он готовится из тонко раскатанного слоеного теста и начиняется сыром, травами, шпинатом, рыбой или мясом. «Зейтиньялы» — тушеная стручковая фасоль с помидорами и луком, также является традиционным турецким блюдом. При приготовлении «долмы» (голубцы) используется вареный рис, сосновые орешки, смородина, травы и специи, завернутые в виноградные листья. Это изысканный деликатес, вкусный и полезный для здоровья.

Турецкие сладости всегда были частью турецкой культуры, начиная с открытия легендарного лукума. Он изначально приготавливался из меда, роз и жасмина с арабскими пряностями. Выбор турецких сладостей невероятно широк: «баклава» (пирожное из слоеного теста), «тулумба» (конфеты из сладкого теста), «кадай — иф» (запеченная сладкая вермишель). Воображение поражают названия многочисленных видов пахлавы: «завернутая чалма», «султан», «дворец», «дамский животик» или «гнездо соловья».

Национальные турецкие напитки — это «айран» (холодный йогурт, разбавленный водой), чай, кофе и «ракы» (виноградная водка с анисом). В напиток добавляют воду из расчета один к трем, после чего он становится мутным и приятным на вкус. «Сухой закон», к сожалению, царит во многих стамбульских ресторанах. Национальный напиток — турецкий кофе. Он подается в очень маленьких чашках вместе со стаканом воды. Черный и крепкий турецкий кофе пьется без сахара, без молока, обычно, после еды. В Анатолии пьют турецкий чай ежедневно на протяжении всего дня. Он подается в небольших чашках в форме тюльпана с добавлением молока.

5. Лингвистическая характеристика

Турецкий язык относится к алтайской языковой макросемье, к которой принадлежит большинство языков Центральной Азии. После провозглашения страны республикой были проведены две реформы языка. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный османский язык (османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче).

Турецкий язык — государственный язык Турецкой республики — является одним из членов тюркской семьи языков.

Турецкий язык входит в огузско-сельджукскую подгруппу огузской группы тюркских языков.

В русской востоковедной литературе с конца прошлого века и до середины тридцатых годов в качестве общеродового термина вместо «тюркские» языки использовался термин «турецкие» языки, что нередко вело к смешению общеродового понятия с понятием видовым.

В целях видового различия государственный язык Турции до двадцатых годов в русской научной литературе именовался «османско-турецким» языком; «османский», «османец», «Османская империя» — все эти наименования возникли по связи с именем основателя империи — Османа (1258 — 1326).

После победы кемалистской революции (1918 — 1923) и провозглашения Турции республикой (29 октября 1923 г.) термины «османец», «османский язык» были, в соответствии с конституцией, принятой 20 апреля 1924 года, заменены на «турок», «турецкий язык», по указанным выше причинам в научной литературе этот термин был дополнен видовым определителем: «анатолийско-турецкий язык», т. к. в Анатолии (Малая Азия) расположена основная часть территории республиканской Турции.

В русской тюркологической литературе последние, примерно, двадцать лет твердо установилась следующая практика: общее название всей семьи — тюркская семья языков, видовое наименование государственного языка Турции — турецкий язык; отсюда соответственно и термины: «тюркология» и «туркология» (или «турковедение»).

Словарный состав турецкого литературного языка состоит из двух больших разделов: слова тюркского корня и слова заимствованные. Заимствованные слова — по источнику заимствования — представлены: арабскими, персидскими, итальянскими, греческими, французскими, немецкими, английскими, русскими и другими элементами.

Арабские и персидские заимствования, которые до сих пор занимают главнейшее место среди прочих заимствованных слов, зарегистрированы уже в тюркоязычных литературных памятниках Малой Азии (Юн у с Эмре, Султан Велед, Ашик-паша, Бурханэддин Сивасский и др.), написанных еще до сложения турецкого языка. Арабский язык — «латынь Востока» — в средние века был языком религии, науки, школы и администрации. Персидский язык оказал свое воздействие на турецкий словарный состав через высокоразвитую персидскую художественную литературу, многие произведения которой рано были переведены на турецкий язык.

Итальянские заимствования обязаны своим проникновением в турецкий язык тому значительному удельному весу, который приобрели итальянские республики (начиная с XV в.) в торговле и мореплавании Османской империи; большая часть финансовых, коммерческих и морских (парусный флот) терминов заимствованы в турецкий словарь из итальянского языка.

Греческие заимствования проникли в турецкий словарь главным образом двумя путями: 1) через усвоение турками отдельных греческих феодальных институтов, вместе с их греческой терминологией; 2) через непосредственное общение турок с греками; последние жили компактной массой в ряде городов (Стамбул, Измир и др.) до 1923 — 1925гг., когда на основании Лозаннского договора (1923 г.) между Турцией и Грецией произошел обмен населением. В соответствии с путями проникновения, греческие заимствования локализуются областью старой феодальной терминологии и областью бытовой лексики.

Французские заимствования в массе своей начинают проникать в турецкий язык с конца XVIII в., чему не мало способствовало открытие в Стамбуле школ, в которых преподавание велось на французском языке. В дальнейшем на увеличение удельного веса французских заимствований в турецком словаре большое значение оказала французская литература, влияние которой на развитие турецкой литературы было весьма значительным. Французские заимствования представлены очень широко.

Немецкие и английские заимствования появляются главным образом в конце XIX в.; английские заимствования (а после 2-й мировой войны и американские) локализуются главным образом в специальных областях: современная морская техника, спорт и некоторые другие. Немецкие заимствования (их очень немного) ограничиваются преимущественно областью техники.

В формировании словаря современного турецкого языка некоторую роль сыграли также заимствования из армянского, албанского, венгерского, румынского, южнославянских и русского языков.

В турецкий литературный язык проникли не только лексические элементы, но даже отдельные арабские и персидские синтаксические конструкции. Нигилистическое отношение к своему родному языку, свойственное верхушке феодального общества, привело к тому, что словарный состав турецкого литературного языка в XVI — XVIII вв. примерно на 90% состоял из арабско-персидских заимствований. История борьбы за очищение турецкого языка началась еще в XVI в. (Татавлалы Мухарреми и Эдирнели Назми), получив новое развитие во второй половине XIX в. (Ибрагим Шинаси), продолженное на новых основах деятелями группы «Новый язык» (1910 г.).

В новейшее время, после создания Турецкого лингвистического общества (1932 г.), борьба за очищение турецкого языка от арабо-персидских заимствований приобрела на первых порах (1934 — 1938 гг.) характер крайнего пуризма.

И немного об алфавите. Большая часть тюркоязычных народов, после того как им была навязана идеология арабских завоевателей (VII и последующие века), — ислам, стала пользоваться арабским письмом.

Турецкий алфавитна латинской основе состоит из 29 букв (21 буква для согласных и 8 букв для гласных звуков) и 2 значков.

6. Хозяйственно-культурная характеристика Турции

Экономика Турции

В начале 1930-х годов власти активно приступили к стимулированию хозяйственного развития. Для ускорения индустриализации государство строило заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, предусматривала создание специальных государственных экономических структур, наиболее важными из которых были «Сумербанк» и «Этибанк», контролировавшие государственные предприятия в обрабатывающей и добывающей промышленности (а также в энергетике).

Курс на активное вмешательство государства в экономическую жизнь продолжался вплоть до начала 1990-х годов, когда правительство перешло к политике приватизации.

Экономическое развитие страны было замедлено Второй мировой войной. После 1948 Турция получила от США, западноевропейских стран и Международного банка реконструкции и развития в виде помощи и займов несколько миллиардов долларов. С середины 1950-х годов Турции были предоставлены значительные займы европейскими странами, в частности Германией и Великобританией. При иностранном содействии, прежде всего со стороны США, удалось улучшить сеть шоссейных дорог, подключивших к общенациональной транспортной системе малодоступные районы.

Существенные капиталовложения были также сделаны в энергетику, добычу угля, ирригацию и в новые предприятия отраслей обрабатывающей промышленности - текстильные, сахарные и цементные. В течение 1950-х годов экономический рост составлял в среднем 6,3% в год, однако быстрый подъем в начале 1950-х годов сменился периодом инфляции, экономических неурядиц и относительного застоя в конце 1950-х годов.

После военного переворота 1960, частично ставшего реакцией на неясные результаты хаотичной и непоследовательной экономической политики, Турция вступила в период планового развития. В период 1-го пятилетнего плана (1963-1967) среднегодовой рост ускорился и составлял 6,7%, что было все же ниже планового показателя. Объем капиталовложений также не достиг 20% от ВВП.

В период 2-го пятилетнего плана (1968-1972) инвестиционный процесс протекал медленнее, чем намечалось, тем не менее удалось достичь поставленной цели: обеспечить ежегодное увеличение ВВП на 7%. Третьим пятилетним планом (1973-1977) этот показатель предусматривался приблизительно на уровне 8% ВВП, но реально составил ок. 6,5%.

Во второй половине 1970-х годов прилив капиталовложений в экономику и ее развитие замедлились, распространенной стала безработица. Причиной кризиса отчасти явился мировой спад середины 1970-х годов, который привел к резкому снижению поступления в страну денежных средств от турецких мигрантов в Западной Европе, а отчасти удорожание импорта, например нефти и готовых изделий.

Турция оказалась в тисках громадного внешнего долга, который не могла выплатить без получения новых займов от Международного валютного фонда (МВФ) и США.

С 1980 по 1987 годовое значение роста ВВП колебалось между 3,3% и 8,1%, но в 1988 сократилось до 2,5%, а в 1989 — до 1,1%, после чего правительство ввело ограничения, направленные на замедление инфляции. После снижения показателя до 0,9% в 1990, что было связано с войной в Персидском заливе (1990-1991), ВВП Турции начал постепенно увеличиваться: в 1995 на 8,1%, в 1996 — на 7,1 и в 1997 — на 8%.

Сельское хозяйство Турции, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать среди отраслей экономики по ряду параметров главенствующее положение: в земледелии, животноводстве и других, примыкающих к ним сферах экономической деятельности (лесное хозяйство, рыболовство) занято свыше половины всего самобытного населения и создается пятая часть валового национального продукта. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но, тем не менее, не опускается ниже 20-25 %. В земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли. На втором месте находится животноводство (33,4 %), а роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна.

В 1994 аграрный сектор экономики, включая лесное и рыбное хозяйство, обеспечивал создание 15,7% ВВП и давал рабочие места ок. 40% трудоспособного населения страны. На Анатолийском плоскогорье, где традиционно выращивают зерновые и разводят скот, большинство крестьян являются собственниками по крайней мере части обрабатываемых ими площадей. В более богатых прибрежных районах, в частности на побережье Эгейского моря, распространены крупные землевладения, в которых применяется труд наемных сельскохозяйственных рабочих. В этих районах возделывают такие товарные культуры, как хлопчатник, табак и плодовые.

В целом по стране почти 10% крестьянских семей располагают лишь небольшими земельными участками или вообще не имеют земли. Требования проведения аграрной реформы особенно сильны в Восточной Турции. В 1973 правительство приняло программу, по которой 3,2 млн. га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500 тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. 1/4 этих земель находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству. Однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была выполнена.

Производство зерновых и животноводство обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции. Обе отрасли развиты преимущественно на Анатолийском плоскогорье, где активно идет внедрение улучшенных семян, минеральных удобрений и породистого скота. Сбор зерновых в 1995 составил в целом ок. 28 млн. т, из которых примерно 2/3 приходились на пшеницу и 1/4 — на рожь.

Животноводство остается важнейшей отраслью прежде всего в горных восточных районах, где занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. В 1994 в Турции насчитывалось 36 млн. голов овец, от которых получают шерсть для ковроткачества, а также шкуры и мясо. Стадо крупного рогатого скота, составлявшее 12 млн. голов, содержалось ради молока, мяса и шкур. В стране имелось 10 млн. коз, из которых 1/4 приходилась на ангорских, дающих мохер.

Оставшаяся 1/3 аграрной продукции практически в равных долях формируется за счет сборов фруктов и овощей и урожая технических культур, основу которого составляют хлопок (837 тыс. т в 1995), табак (178 тыс. т) и сахарная свекла (11,7 млн. т).

Во второй половине 90-х годов на долю промышленности приходится 27,5% ВВП, сельского хозяйства — 15,7%, сферы услуг — 56,8%.

Cельское хозяйство, в котором занято 43,4% самодеятельного населения, продолжает занимать важное место в экономике и социальной сфере. Общая площадь обрабатываемых земель — 26,8 млн. га. Преимущественно выращиваются зерновые (82% посевных площадей), бобовые, овоще-бахчевые и технические культуры, развито плодоводство. Широко известны в мире турецкие маслины, цитрусовые, табаки. Животноводство (около 55 млн. голов, более половины — овцы) в основном развито в центре и на востоке страны. Слава ангорских коз распространилась далеко за ее пределы.

В обрабатывающей промышленности создается 83% всей промышленной продукции и сосредоточено 90% всех рабочих мест промышленного сектора. Эта отрасль — основной (84%) источник валютных поступлений Турции. Удельный вес отраслей в формировании добавочной стоимости составляет: химическая промышленность — 29%, металлообработка и машиностроение — 20,7%, текстильная (включая кожевенную) — 17,1%, пищевая — 15%, керамическая — 7,1%, металлургическая — 6,2%, целлюлозно-бумажная — 3,4%, деревообрабатывающая — 1,2%.

Средние темпы развития добывающей промышленности в 90-е годы — 0,3% годовых. В ней создается всего 1% ВВП. Основные виды добываемых полезных ископаемых — каменный уголь, лигнит, железная, хромовая и медная руды. Запасы нефти невелики.

Тем нагляднее рост темпов развития энергетики — 7% в год. Большая часть потребления покрывается электроэнергией, планируется к 2005 г. открытие первой атомной электростанции. Близко к завершение осуществление крупномасштабного проекта в Юго-Восточной Анатолии, предусматривающего возведение 22 плотин и 19 ГЭС.

Банковская система страны переживает не лучшие времена. Проводятся мероприятия по деприватизации и слиянию «проблемных» банков, что должно привести к повышению концентрации банковского капитала (хотя в 1999 г. на пять крупнейших банков и приходилось 43% всех активов).

Быстрое развитие в последние годы получили потребительский кредит, использование кредитных карточек и банкоматов, лизинговые и консалтинговые операции, автоматизация системы платежей.

Из крупнейших коммерческих банков следует назвать два государственных — Зираат банкасы («Сельскохозяйственный банк»), Халк банк («Народный»), смешанный — Иш банкасы («Деловой»), три частных — Япы ве креди банкасы («Строительный и кредитный»), Гаранти банкасы («Гарантийный»), Акбанк («Средиземноморский»).

Ведущую роль в системе грузовых и пассажирских перевозок принадлежит автотранспорту, за которым с большим отрывом следуют железнодорожный и авиационный (14 аэропортов).

Культура Турции

Турецкие ковры

Турки считают, что они первыми изобрели ворсистый узелковый ковер. Однако они являются всего лишь наследниками давней прекрасной традиции текстильного производства, восходящей к кочевым племенам Центральной Азии, где и были найдены первые из известных ковров. Кроме того, пришедшие в Анатолию со своими стадами овец и коз турки обнаружили там уже многовековую традицию ковроткачества. Например, считается, что фрески в хеттском городище Чатал-Хююк (ок. 6500 — 5300 гг. до н. э.) воспроизводят килимы, т. г. безворсовые ковры и ковровые дорожки. В Гордионе было найдено множество грузиков от ткацкого станка в форме галек; кроме того, рисунок тамошних мозаичных полов чрезвычайно похож на текстильные орнаменты.

Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи. Это грубо, но мощно орнаментированные сельджукские ковры, датируемые XIII в., обнаруженные в начале нынешнего столетия в столице сельджуков Конье и близлежащем городе Бейшехире. В стамбульском музее также выставлены образцы турецкого ковроделия всевозможных стилей и рисунков. Орнаменты самые разнообразные: от геометрических фигур до арабесок, которые встречаются на некоторых коврах из султанского дворца, сотканных в мастерских Стамбула и Бурсы. Эту традицию унаследовали шелковые и шерстяные ковры из Хереке, где в 1891 году была основана придворная фабрика.

Именно килимы и ковры, сотканные из шерсти, окрашенной растительными красками, выполненные традиционным орнаментом, больше всего ценятся современными коллекционерами. Растительные краски обладают светящимся, но тем не менее гармонично варьирующим блеском, с которым не может сравниться ядовитая монотонность синтетических красок. Первые анилиновые красители имели свойство линять и выцветать, однако современные хромовые краски более надежны и в определенной степени более привлекательны. Ограниченное количество очень ярких натуральных красок привело к тому, что турецкие крестьяне не привыкли к ярким цветам. Однако с появлением синтетических красителей положение изменилось. Из существующих синтетических красок особенной любовью пользуются розовые и оранжевые тона.

Что касается покупок ковров на базаре, то нужно обязательно иметь в виду, что то, что слышишь, не обязательно соответствует тому, что покупаешь. Естественно, некоторые продавцы лучше, чем другие, но их работа состоит в том, чтобы продать ковры как можно дороже. Несмотря на надписи в витринах и на стенах, все они будут торговаться. Следует также помнить, что, согласно строгому турецкому закону об экспорте нити антиквариата. любой купленный вами ковер или килим должен быть представлен на экспертизу и музей. Если ковер может быть вывезен и страны, музей выдаст вам соответствующий документ. Таким образом, логика подсказывает, что огромное большинство продающихся по всей стране в магазинах и на базарах ковров скорее всего не являются старинными, как любят говорить торговцы, поскольку не только их продажа, но и вывоз туристом из страны является незаконным.

Литература и искусство

Турецкая литература — своего рода феномен в ближневосточном регионе. Ее историческое существование непродолжительно по сравнению с другими литературами: собственно турецкая художественная словесность, сложившаяся на территории Малой Азии, ведет счет своего времена лишь с XIII в. В средневековый период ее затмевали достижения персоязычной и арабоязычной литератур, у которых она восприняла многое, что способствовало ее сложению и росту. На подходе к новому времени положение меняется. Турция начинает опережать Иран и арабские страны в литературном развитии, в создании предпосылок качественно новой литературной системы с ее совершенно иными, чем прежде, философско-эстетическими основами, в формировании нового художественного сознания. В новейшее время турецкая литература принадлежите самым развитым и самобытным на Ближнем и Среднем Востоке.

Турецкая литература, представленная прежде всего поэзией, развивалась до середины 19 в. только при османском дворе и представляла собой сплав персидского, арабского и тюркского классических стилей. Проводниками западных веяний начиная с 1860-х годов стали «Новые османы» — группа интеллектуалов, пытавшихся объединить европейские культурные традиции с народной формой турецкого языка. Западнические тенденции прослеживались на протяжении всего 19 в., достигнув своего пика непосредственно перед Первой мировой войной.

После 1923 в республике появилось большое число писателей, певцов, музыкантов и художников. К романистам, заслужившим международное признание, относятся Халиде Эдип Адывар, Решад Нури Гюнтекин и Орхан Памук. Ряд лучших произведений посвящен описанию деревенской жизни; к ним относятся романы Чужак Якуба Кадри Караосманоглу, созданный в 1930-х годах, Наша деревня Махмуда Макала и Тощий Мемед Яшара Кемаля, получившие мировую известность. В число ведущих турецких прозаиков входят Факир Байкурт и Яхья Кемаль.

Отцом современной турецкой поэзии считается Орхан Вели. Некоторые поэты экспериментировали с формами и идеями, оставшимися неясными большинству читателей; другие увлекались в своем творчестве социал-демократическими идеалами.

Среди крупных поэтов выделяются Октай Рифат, Ильхан Берк и Фазыл Хюсню Дагларджа, а из тех, кому была свойственна политическая направленность, самым видным был Назым Хикмет. Среди турок много непрофессиональных, самодеятельных стихотворцев.

В Анкаре и Стамбуле работают популярные оперные труппы. В Анкаре и Стамбуле имеются консерватории, при которых действуют балетные школы. Некоторые турецкие композиторы, в частности Аднан Сайгун получили признание как в Турции, так и за ее пределами, в Европе и Америке.

Стамбульская консерватория предприняла шаги по сохранению народной музыки, стремясь записать ее лучшие образцы из всех областей страны. На ежегодных фольклорных фестивалях, проводимых в Стамбуле, представлено все многообразие турецкой музыки и танца.

Истоки турецкой музыки

Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались, и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие пьесы утеряны навсегда.

Ашики (народные поэты-музыканты) впервые появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье. Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских. Любимый арабами инструмент канун появился в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами.

Кеман — не что иное, как импортированная в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль. Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого инструмента ребап.

Арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60 градусов. У этого инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре. Кеменче — маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье, Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она издает тонкий и пронзительный звук.

Ней представляет собой длинную деревянную флейту, обычную среди персов, арабов и турок. У нее 10 отверстий, и в Турции у этой флейты бывает 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Она была (и остается) основным инструментом турецких мистических орденов, таких, как крутящиеся дервиши, которые говорят, что звук флейты ней похож на глас Божий. После образования Турецкой республики в 1924 г. появились школы для учителей музыки, а в 1936 г. — государственная консерватория. Затем в 1946 г. такими изгнанниками из гитлеровском Германии, как Хиндемит, были основаны государственная опера и театр.

Значительное количество композиторов внесло свой вклад в западную классическую музыку, но с турецкими народными темами и ритмом. Среди них были Ульви Джемаль Эркин (1906-72), композитор, написавший 5 симфоний, одну симфониетту, ряд произведений для фортепиано и скрипки, концертную симфонию и «Кечекче» (кечекче — веселая танцевальная мелодия) - подлинно турецкую рапсодию. Аднан Сайгун (род. 1907) знаменит благодаря своим переложениям турецкой народной музыки для хора. Наиболее известной его композицией является оратория «Юнус Эмре».

Современная популярная музыка отражает плюрализм современного турецкого общества. После того как социальная обстановка изменилась из-за внутренних миграций и популяционного взрыва, изменилась и поп-культура. В результате этого современные певцы, музыканты и композиторы представляют разные школы. Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются вечно популярный Зеки Мюрен и Эмель Сайын. Другой представитель этой школы — Бюлент Эрсой, отважившийся на операцию по изменению пола, за что и был в 1980-86 гг. отстранен от публичных выступлений, поскольку государство настаивало, что он является мужчиной по рождению. Госпожа Эрсой и врачи утверждали обратное.

Суперзвезда Ажда Пеккан (которой средства массовой информации уделяют много внимания из-за пластической операции, а не из-за ее музыки) поет сентиментальные песни, а Сезен Аксу — оригинальные турецкие поп-песни а-ля Барбара Стрейзанд. Более западными и молодежными по стилю и, видимо, более талантливыми являются популярная группа Мазхар/Фуат/Эзкан и не такой популярный, но оригинальный Бюлент Ортачгиль, поэт-песенник, который поет и играет на гитаре.

Культура трущоб, в особенности в больших городах, породила новую, своеобразную разновидность музыки — арабеску. Звездой этого стиля является Ибрахим Татлысес, бывший строительный рабочий из Урфы. Другие популярные исполнители арабески — Орхан Генджебай (пионер этого стиля), Кючюк Эмрах и Ферди Тайфур. Обязательно надо упомянуть и Зулфи Ливанэли (сотрудничает с греческим музыкантом Никосом Теодоракисом) и Тимура Сельчука, которые начали свой творческий путь как представители музыки протеста.


Литература

1. Очерки общей этнографии / Под ред. С.П. Толстова, М.Г. Левина и др. – М., 1966.

2. http://www.allturkey.org