Контрольная работа: Яицкое казачество

Название: Яицкое казачество
Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии
Тип: контрольная работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Содержание

Введение

Вольные казаки

Скандинавы-русы. образ жизни и занятия

Особенности Говора Яицких Казаков

Новые свидетельства о приходе русов на яик

Последний поход к морю

Заключение

Литература

Введение

В смешении черт азиатских и европейских воинств в казачьем войске, дислоцированном на берегах самой восточной реки Европы, кроется одна из особенностей яицкого казачества. Находясь "на краю Руси обширной" в окружении кочевников, яицкие казаки создали войсковую общину с единственно им присущими чертами и особенностями.

Откуда пришли на Яик-Горынович эти бородатые феномены истории? Почему Яик они выбрали своим рубежом? Кто были их предки? На эти вопросы Вы найдете ответы в этом очерке, если на основе русских летописей и записок древних арабских авторов, рассмотрим пути движения древних скандинавов-русов по рекам Руси и познакомитесь с бытом, обрядами, обычаями и традициями яицких казаков. Вы получите сведения о контактах народов древней Скандинавии со славянами, о связях русов с мусульманскими народами, проживавшими на берегах Хвалынского (Каспийского) моря.

Вольные казаки

"Вольные" казаки направляли свои челны и струги на Волгу и Каспий, выискивая добычу - богатых купцов Персии и Бухары.

С появлением казачьих ватаг на Яике, здесь уже не было дружин норманнов. Частично они возвратились в Скандинавию после монголо-татарского нашествия. Основная их часть, смешавшись со славянами, уграми и, частично, с тюрками (ногаями), образовала новое воинствующее сословие - казачество. Подобные образования возникали на Днепре, Дону, Тереке и Волге, но на других этнических основах. Отдельные члены этих сообществ, прибыв на Яик, входили в их общину и привносили некоторые свои обычаи в среду местных казаков. В основном, яицкое (уральское) казачество формировалось по своим, зависящим от местных обстоятельств, причинам. Такими причинами были: этнические корни яицких казаков, развитие в условиях окружения кочевыми народами, отдаленность от центра Руси, близкое расположение к торговым путям и Волге - "главной дороге серебра". На Яике сформировалась своеобразная военно-хозяйственная община свободных людей, способная самостоятельно существовать и вести оборонительную борьбу с агрессивными соседями-кочевниками. Когда волжские "гулебщики" и ушкуйники появились на Яике, здесь уже находились казачьи селения, возникшие на месте древних городищ, заложенных норманнами-русами и готтами. Позже с ними ассимилировались угры и славяне. После длительного и сложного процесса смешения этнических групп (племен и родов) на Яике развился уникальный этнос, поражавший в последние столетия своим самобытным укладом самых великих писателей и ученых России.

К глубокому сожалению большая часть признаков, исторически сложившегося на территории России уникального этноса, оказалась за ее пределами. Изгнанные из родных мест в гражданскую войну, репрессированные в периоды "расказачивания" и "коллективизации", находящиеся ныне в положении изгоев в "ближнем зарубежье", яицкие-уральские казаки многое растеряли из когда-то самобытного уклада русской народной культуры. Истоки ее, начавшиеся где-то в Скандинавии, донесли до наших дней самоцветы легенд, преданий и песен. Многое уже забыто. Оставшиеся шедевры: обычаи, обряды и казачьи традиции находятся на грани исчезновения. Пророчески гласит горькое высказывание норвежского писателя Ибсена: "Навсегда нам даются одни утраты".

Скандинавы-русы. образ жизни и занятия

Первым известием о походе русов на Царьград морем была проповедь константинопольского патриарха Фотия, являвшегося очевидцем этого события. Флот русов в составе 200 судов вечером 18 июня 860г вошел на константинопольский рейд. С кораблей сошли воины с обнаженными мечами и в течении нескольких дней держали город в осаде. Получив требуемую дань, русы вернулись на корабли и вышли в море. Вслед за этим удачным походом были предприняты еще ряд походов на Византию. Они совершались не столько для ограбления богатой Византии, сколько для завоевания политического авторитета Киевского княжества, возглавляемого скандинавами Аскольдом и Диром. Это произошло еще до прихода Рюрика с варяжской дружиной на новгородскую землю в 862г.

Историк XIX в А.В. Висковатов пишет, что "сильная рать русов, неизвестно каким путем" пробравшаяся в северный Дагестан, вознамерилась проникнуть до Бердыы. - местечка на правом берегу Куры... Остановленные у Дербента сильными укреплениями,. pycы сели у дагестанского берега на суда. Спустясь к югу, мимо Апшеронского полуострова, дошли до устья Куры, поднялись этой рекой вверх". (1) На Куру русы вынуждены были пойти под давлением войск азербайджанского правителя Ибн-Муссафаре. "Куда и как пошли русы от Куры... - пишет Висковатов, - где именно добыли в Каспийском море суда. Откуда, они приходили оба раза. Все эти вопросы ждут разрешения" (1).

Ответы попытаемся найти в записях, оставленных средневековыми авторами. Арабский путешественник средневековья Ибн-Хурдабех сообщает, что путь в Джурджанское (Каспийское) море был "до Хамлиджа столицы хазар, затем до Балха и Маверанкахра,. до кочевий тогуз-огузов, затем до Китая". Маршрут из Каспия через среднеазиатские пустыни мог проходить по какой-то реке, впадавшей в Каспийское море. Этой рекой была, видимо, Аму-Дарья. Пересохшее русло этой реки доходило в 1715г до Красноводского залива Каспия. Оно было обнаружено экспедицией князя Бекович-Черкасского. Экспедицию сопровождал отряд яицких казаков численностью 500 конников. (4) С приходом варягов на Днепр, их соотечественники - русы были оттеснены на Дон, Волгу и Яик. О движении русов по Волге и Каспийскому морю хазарский коган Иосиф писал в Xв.: "Я охраняю устье реки Итиль (Волги) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмальтян. Я веду с ними (русами) войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада". (8)

События, развернувшиеся на Каспийском море, показали, что вовсе не обязательно было охранять устье Волги, чтобы не пустить русов на Каспий. Существовал другой, скрытый от хазар путь, по которому с Волги можно было пройти в Каспийское море. Это путь - через Иргиз и Самару (притоки Волги) и небольшую переволоку на Чаган (приток Яика), через Яик он вел в Каспийское море. Эта речная дорога в море была известна местным жителям с древних времен. Позже ей пользовались казаки Ермака и Разина, спасаясь от московских карателей. Другой водный путь с Волги на Яик через Узени и Камыш-Самарские озера был доступен лишь в периоды больших весенних половодий. (4)

Возможно, одним из этих путей пользовались дружины русов, совершая набеги на мусульманские страны каспийского побережья. Суда, которыми они пользовались, позволяли делать на них переволоку и совершать плавание по неглубоким затоплениям Прикаспийской низменности. По сообщению историка русского мореходства А.В. Висковатова, русы при передвижении по Яику, как и по Днепру пользовались челнами-однодеревками, которые имели наложенные дощатые борта. Они делались иэ ствола липы и вмещали до 8-10 человек. Более крупные суда, на которых русы совершали походы по Черному морю (860г) и Каспийскому морю (913г) вмещали в себя по 100 человек и даже несколько лошадей. Для плавания в море суда (струги) были килевые, а для плавания по рекам-плоскодонные.

Сведения о расселении скандинавских народов на славянских землях исходят от арабских источников и русских летописей. Арабские авторы X-XI вв. Ибн-Фадлан, Ибн-Русте, Истахри, Ибн-Хаукал и др. (в переводе различных востоковедов) четко разграничивают славян и русов. В русских летописях отсутствует разделение скандинавских народов на варяг и русов, что позволило противникам "норманнской" теории отнести эти народы к разновидностям славян. Так, летописец Нестор в "Повести временных лет" пишет: "... Идоша за море к варягам, к руси и от этих варяг прозвалася русская земля". А вот что писал первый русский географ и историк В.Н. Татищев о расселении русов на славянских землях: "По древнему разделению сия есть первая часть Великая Русь. Есче видно, что в веси, которое от славян Белоозеро именовано, был город, где Рюрик меньшаго брата посадил. Варяги же русы откуду... в гистории Нестеровой три народа упоминаются: варяги,. пришельцы со князи, славяне, прежде их бывшие и Русь - древние жители". Ученый и политик XVIII в с достаточной ясностью называет три народа Великой Руси: варяги, славяне и русы. "Русь" в переводе с древнескандинавского языка означает "гребец", что раскрывает занятие древних скандинавов.

Вместе с тем, французский историк конца XVIII в Ф. Архенгольц делает более точное разделение жителей древней Скандинавии на викингов, варягов и русов, локализуя каждую ветвь этих древних скандинавов к определенной территории Скандинавии. Так, викингов он считает выходцами с полуострова Этландия, варягов-с земель современной Швеции и юга Норвегии, русы с середины XIII в. населяли север этой страны. Русы, как и викинги-норманны, покорившие половину западной Европы, были храбры и воинственны. Северные славянские племена называли их тоже норманнами (мурманами), хотя на юге они с VIII в. стали называться русами. Воинственность русов закладывалась с детства. Об этом сообщает Ибн-Русте (перевод Д.А. Хвольсона): "Когда у кого из Руси родится сын, отец (новорожденного) берет обнаженный меч, кладет его перед дитятею и говорит: "не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом".

Со славянами русы вели мирную торговлю. Как отмечают западные источники, на о. Готланд в XI в. имелась новгородская торговая концессия, которая владела домами, торговыми рядами и даже имела свои церковь. Между славянами и русами случались раздоры. Об этом упоминается в арабских источниках. В сообщении историка Ибн-Ийаса говорится: "Русы производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ" Арабский историк Йакут в противоположность первому пишет:

"Славяне нападают на русов и захватывают их достояние". Взаимные нападения русов и славян объясняются соседством в расположении этих народов, а в большей степени бедностью, в которой находился скандинавский народ, лишенный плодородных земель. В регионе с избыточным населением не хватало продовольствия. Каменистые почвы, суровый климат не способствовали обеспечению населения продуктами питания. Голод среди населения Скандинавии послужил причиной появления закона в Швеции IX в., обязывающим молодых людей, в связи с недостатком продуктов питания, покидать страну. Этим обстоятельством Ф. Архенгольц объясняет миграцию норманнов на запад (викингов в Исландию, Францию и Англию), варягов на юг, а русов - на восток Руси.

Подтверждением мнения западного историка служат сообщения арабских источников. Ибн-Ийас пишет: "Пашен Русь не имеет и питается тем, что добывает в землях славян" Невзирая на плохой жизненный достаток, русы приспособились к скитальческому образу жизни и сохранили нравственный человеческий облик. Воинственность и страсть к ведению торговли не испортили их физическую и духовную природу. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Волгу в начале Xв пишет: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом". Историк Ибн-Русте также был восхищен внешностью русов: "Любят опрятность в одежде, даже мужчины носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо".

"Жизненные установки" даваемые сыновьям "приобретать имущество мечом", т.е. заниматься разбоем и грабежами, не до конца испортили нравственные и этические устои у древних скандинавов. Ибн-Русте сообщает об этом: "Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства,. не позволяя никому обижать или притеснять таких людей". Вместе с тем, в случае конфликта между русами если на кого-то из них нападал общий враг, они мирились между собой и заключали союз для отражения агрессии. Подчеркивая здравый подход русов в случае применения оружия, Ибн-Русте отмечает: "У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну, то прекращается усобицы и все действуют согласованно, пока не победят врага".

Важным средством жизнеобеспечения для русов являлась торговля. Это занятие в сочетании с разбойничьими действиями составляли своеобразный образ жизни речных скитальцев. Ибн-Русте свидетельствует: "Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, единственный промысел их торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые продают они желающим, плату же, получаемую деньгами, завязывают крепко в пояса свои".

О маршрутах движения и местах куда русы поставляли свои товары сообщает арабский географ Xв Ибн-Хордадбех в работе "Книга путей и стран" (перевод Крачевского): "Они возят меха белок, черно-бурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства. по Танаису,. проходят до Хамлиджана, хазарской столице. Иногда они перевозят свои товары на верблюдах в Багдад. Они (русы) заявляют себя христианами, и платят подушную подать". Приведенные из арабского источника сведения ценны тем, что прослеживают торговые пути русов и позволяют установить время окончательного принятия христианства. По ранним арабским источникам датой принятия христианства считались 912-913гг., или, по предположению Заходера, 944-945гг. Однако по сведению арабского миссионера Ибн-Фадлана русы в 921-922гг поклонялись идолам - языческим богам, отсюда следует считать, что русы приняли христианство в 944-945гг.

Вхождение в христианство "притупило мечи" русов, т.е. снизило пиратскую активность на реках, так как заповеди христианской идеологии: "не убий", "не укради" категорически запрещали обогащение столь жестокими и безнравственными способами. Тогда русы решили перейти в ислам, который ради веры разрешал убивать неверных (инаковерующих) и отбирать их имущество. Они посылают четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха принять мусульманскую веру. При этом привлекает внимание то обстоятельство, что Хорезм находился ближе всего к Яику, на берегах которого жили кочевые племена печенегов и огузов, исповедующих ислам. Следует отметить, что Ибн-фадлан-проповедник магометанства в Булгарах, был "посланником Аллаха" в Багдаде. Русы, обратившиеся в Хорезм видимо нашли, что расстояние до него ближе, чем до Багдада, считая Яик отправной точкой. Это является косвенным доказательством присутствия русов на Яике в X в.

Русы на яике в период нашествия татаро-монгол

С возникновением империи Золотой Орды на юге Руси, движение русов по Волге и Яику прекратилось. На степных равнинах близ Дона, Волги и Яика появились отряды вооруженных людей, несущих службу хану Золотой Орды. Их называли казаками. Происхождение казаков иностранными и отечественными авторами объясняется по разному. Французский историк Ив Брезре называет казаков бродягами, "пришедшими из ниоткуда". Предками казаков он считает кочевников, массами наплывавших к берегам восточно-европейских рек. Главным аргументом такого объяснения приводится перевод слова "казак". По татарски оно означает "свободный человек" или "человек, стремящийся к воле". Столь легкому толкованию этого термина придавался оттенок французского романтизма, в духе которого движение к свободе считалось самым важным идеалом в жизни человека (1).

Происхождение термина "казак" более развернуто дается в книге донского казака, эмигранта А.А. Гордеева "История казаков", впервые вышедшая в Париже в 1968 г. Гордеев считает, что донские казаки, бывшие изначально свободно гуляющими людьми, в дальнейшем послужили социально-этнической основой для возникновения других казачьих образований: терских, волжских, яицких и прочих. По утверждению автора, - донские казаки произошли от черкесов, касогов и других народов Кавказа. Процесс "оказачивания" свободных людей проходил на основе создания вооруженных группировок-дружин.

"В ходе исторического процесса, - пишет Гордеев, - дружины вольных людей превращались в племена, а потом - в народ, продолжавшие существовать отдельно или же сливались с другими народами,. сохраняя свое название - казаки".

Яицкое казачье формирование несло верную службу хану Белой Орды. Отношение с ордынскими властями строились на безоговорочном подчинении хану и его ставленникам: баскакам (чиновникам), темникам, тысячникам и другим военным руководителям, стоявших во главе казачьих отрядов в структуре вооруженных сил Белой Орды. Подчинение казаков командирам-нойонам из числа монгол строилось на силе и жесткой дисциплине.

Поселения русов, славян и угров входили в систему государственного устройства Монгольской Империи-Золотой Орды. "Оазис городов" стал частью улуса Белой Орды. Административное и военное управление "оазиса" целиком принадлежало баскакам-ордынским чиновникам. "Оазис городов" вошел в систему военных поселений, представляющих собой сторожевую линию, созданную с целью защиты улуса Белой Орды и его столицы Сарайчика от набегов кочевников "восточной стороны". Улус располагался на плодородных землях поймы Яика, по берегам которого казаки несли службу по охране владений хана Белой Орды.

К началу экспансии монгол русы, частично ассимилировавшись со славянами, имели общую с ними православную веру, постепенно усвоили их язык, оседлый образ жизни и занятия. Смешений с ногаями (печенегами) не было, так как те исповедывали ислам и были кочевниками, а по монгольским законам запрещалось заключать браки лицам, исповедующим разные религии.

Русы, по сравнению с монголами, имели более высокий уровень культуры и бытовых традиций. Монголы были язычниками, они не имели своей письменности, их разговорная речь, по сравнению с языком тюркских народностей, была слабо развита. Монголы не мылись в банях, не меняли одежду, не купались в речках. Русы, служа ханам, благодаря православной вере, сохранили свои духовные и морально-нравственные традиции. Относясь к категории казаков, они несмотря не беспрекословное подчинение ханским порядкам в военном и административном отношениях, пользовались некоторой автономией. Особенную самостоятельность казачья община соблюдала в вопросах религии. Христианская Епархия во главе с Митрополитом находилась в Сарае. Епископ Сарайчика и священники храмов, расположенных в городках "Оазиса" и других казачьих селений подчинялись только Митрополиту в Сарае и Епископу Белой Орды в Сарайчике. Под их протекторатом открывались новые храмы в казачьих городках и даже был возведен деревянный собор. Казаки из русов и славян иногда брали в жены женщин из соседних селений, которые приняли православие. Смешанные браки вели к ассимиляции русов и славян с тюрскими народами, что "создавало особый казачий тип, впоследствии отличавший их от других народов северо-западных русских княжеств".

Казаки добросовестно служили ханам, выполняя их требования и, защищая интересы империи. За свою службу они получали "жалование" хлебом и оружием. Им выделяли земельные участки и речные угодья, освобождали от выплаты дани и подушной подати. Казаки, служившие хану Белой Орды честно выполняли свои воинские обязанности, проявляя храбрость и отвагу. Среди военных формирований кочевых народов, несших службу хану Белой Орды, яицкие казаки отличались выносливостью, решительностью и воинской смекалкой. В период службы в татаро-монгольских войсках казаки позаимствовали у татар некоторые тактические приемы ведения боевых действий: несение дозорной службы, глубокая разведка, устройство засад, скрытый обходной маневр, атака развернутой конной лавиной и т.д.

После смерти владыки Золотоордынской империи хана Джаныбека в 1357г, усилилась борьба за ханский трон между прямыми наследниками хана и продолжателями рода Чингисов в Сарае. После длительной и жестокой борьбы с соперниками, ханом Золотой Орды стал Мамай. Ханы Белой Орды на Яике не захотели подчиняться новому хану, не принадлежавшего к роду Чингис-хана. Ханы Белой Орды перестали выплачивать "жалованье" казакам за их службу. Часть яицких казаков, чтобы обеспечить себе существование перешли на службу к хану среднеазиатского улуса, - Тамерлану.

Мамай после поражения на Куликовом поле осел в Сарае, где готовился к новому походу на Москву. Тамерлан, как потомок Чингизхана, сам претендовал на кресло золотоордынского владыки. Мамай был его главным соперником. Для свержения Мамая Тамерлан посылает хана Белой Орды Тохтамыша, враждовавшего с ханом Золотой Орды. Тохтамыш разгромил отряды Мамая не Волге и захватил Сарай. В войска Белой Орды, которыми руководил Тохтамыш, входили отряды яицких казаков. Под ударами этих войск Мамай бежал в Крым, но был настигнут отрядами Тохтамыша и убит.

Яицкие казаки продолжали службу хану Белой Орды, но "жалование" от него стали получать нерегулярно. При материальных недостатках они испытывали притеснения со стороны ногайских кочевников, которые угоняли скот, отбирали имущество казаков, разрушали их жилища и забирали в плен родственников. Казаки с семьями покидали Яик и уходили на службу к Мещерским и другим русским князьям. Основная часть казачьего войска, на Яике продолжали служить белоордынскому хану, обслуживая сторожевые линии по обоим берегам Яика.

Тохтамыш, заняв место Мамая в Сарае, перестал выплачивать довольствие казакам, обслуживающим ханскую ставку. Чтобы обеспечить себе существование, казаки собираются в ватаги и начинают грабить хивинские и персидские караваны на Волге и опустошать прибрежные татарские становища. С крушением мамаевой орды многие казаки возвращаются в свои прежние жилища на Дону, Тереке и Яике. В августе 1382г войска Тохтамыша подошли к Москве. Самонадеянный хан захотел вновь подчинить себе московского князя и заставить его возобновить выплату дани Орде. После трехдневной осады татары обманным путем добились от защитников города открытия ворот. Ворвавшись в город, татары убили воеводу Остя и всех, кто оборонял город, а затем с богатой добычей и толпами пленников, они двинулись к своей ставке на Волге. Разгром Мамая и захват Москвы возвысили самомнение Тохтамыша о своем величии, и он провозгласил себя правителем Золотой Орды. Опасаясь своего бывшего покровителя, а теперь уже конкурента, Тамерлана, Тохтамыш в 1391г нападает со стороны Яика на среднеазиатские владения Тамерлана и захватывает Ургенч. Тамерлан, находившийся в Персии, вынужден был покинуть свой улус и выступить против ослушника. На Волге в районе Самарской луки войска Тохтамыша были разбиты полками непобедимого Тимура-Хромого. Столица Золотой Орды Сарай был разрушен до основания. Попутно войска этого могущественного повелителя разрушили и города Белой Орды на Яике. В плен было взято много сторонников Тохтамыша. Большинство их было казнено, но яицкие казаки избежали расправы, благодаря тому, что Тамерлан знал и ценил боевые качества этих воинов. Несмотря на жестокий нрав и суровый характер, покоритель Азии был мудр и справедлив. Он дарует жизнь яицким казакам, чтобы, включив в состав своего войска, заставить лихих конников служить ему.

С Москвой у яицких казаков складываются прочные связи, благодаря переезду православной Епархии из Сарая в Москву, Митрополит Московский и Всея Руси Крутицкий выделил для казаков построивших на Яике церкви духовные книги, церковный инвентарь, убранство алтарей и т.д. Из Москвы на Яик были посланы лица духовного звания. Казаки, почувствовав поддержку Москвы, еще энергичнее стали отстаивать свои уделы от притязаний кочевников. "Казаки, - пишет Гордеев, - хорошо знали психологию азиатских народов, уважающих только силу и справедливо считали лучшей тактикой в отношении их - нападение". Они разгромили прилежащие к Ямку становища татар и ногаев, угнали их скот и отбили "полон"-русских пленных, захваченных татарами в центральных княжествах Московского государства. Казаками был взят и разгромлен Сарайчик-столица Ногайского ханства, ранее входившая в улус-Белая Орда.

Особенности Говора Яицких Казаков

Ни в одном казачьем войске России не наблюдалось такого резкого отличия от русской разговорной речи, как в территориальном диалекте яицких казаков. Этому способствовали те же причины, которые ограждали их быт от влияния внешних факторов. В первую очередь особенностями говора - разговорной речи казаков Яика интересовались известные русские и советские писатели: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.И. Даль, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А. Толстой, К. Федин, В. Правдухин, С. Есенин и многие другие.

Художники слова рассматривали особенности языка уральцев в неотрывной связи с уникальностью быта казаков на Яике, привнесенного сюда древним народом, скитающимся по рекам Руси. При внимательном изучении древнерусских летописей, записей, оставленных арабскими авторами и письменных памятников западно-европейских историков, прослеживается сходство черт, обычаев, обрядов и сложившихся традиций яицких казаков с чертами нравственной культуры скандинавов-русов. Объяснением этого сходства служит общность религии (христианского православия), которую начали исповедывать, вслед за славянами, "речные скитальцы". Путем ассимиляции с племенами восточных славян скандинавы-русы (выходцы из Норвегии) создали ядро новой этнической группы, начиная с XII в., военно-хозяйственную общину, впоследствии оформившуюся в Яицкое казачье войско.

Если уралец и не имеет особого наречия, то по крайней мере, у него свой выговор, он произносит буквы Н, Д, Р, Т тверже и острее почти как англичанин, говорящий по русски". В очерке-рассказе "Уральский казак" Даль подчеркивает особенности говора яицких казаков: "Казак говорит резко, бойко, отрывисто; отмечает языком каждую согласную букву налегает на Р, С, на Т, гласные буквы, напротив скрадывает: вы не услышите у него ни чистого А, ни 0, ни У. Родительницы, напротив, живучи особняком в тесном кругу своем,. все без изъятия перенимают друг у друга шепелявить и произносить букву мягче обыкновенного. Они ходят гулять и веселиться на СИНЦИК в СЁЛКОВОЙ СУБЕНКЕ, а синчик называется у них первоосенний лед, до пороши по которому можно скользить в нарядных башмачках."

Высказывания Даля о звуковых особенностях казачьего говора показывают их сходство с некоторыми проявлениями фонетики норманского (норвежского) языка. Скандинавские языки, которыми пользовались варяги и русы, претерпели со временем значительную трансформацию под влиянием наречий соседних славянских и угорских племен. Современный историк Е. Мельникова в публикации "Тени забытых предков" сообщает, что на Руси скандинавы уже к середине X в. были ассимилированы в славянской среде, что подтверждается археологическими находками и письменным источником-трактатом византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении Империей" (950г), в котором не содержится искажений слов, написанных на славянском и скандинавском языках. О двуязычии свидетельствует также факт написания скандинавских имен Геребен и Фарьман славянским письмом-кириллицей. В Звенигороде Галицком найдена пряслица с надписью женского имени Сигрид, сделанной руническим письмом, что означает перенесение скандинавами своей культуры в данную местность. Надпись была сделана в XII в., когда письмена руна в Скандинавии уже вышли из употребления.

Исходя из вышеизложенных фактов автор приходит к выводам:

а) в среде знати переход с древнешведского на русский язык произошел в середине XI в.;

б) некая группа скандинавов, покинувшая родину и, поселившаяся на юге Руси, сохраняла свою письменность и язык в течение двухсот лет, находясь в окружении славян.

Наблюдалось и обратное воздействие византийских, древнерусских и кочевнических культур на скандинавов. Оно выражалось в использовании вооружения, одежды и украшений (женских), сходстве погребальных и религиозных обрядов. Долго прожившие на Руси норманны (в составе княжеских дружин или групп речных скитальцев), усвоив материальные и духовные элементы древнерусской культуры, везли их в Скандинавию. Одним из обычаев, привезенным норманнами-русами на территорию древней Норвегии является языческий праздник "Иванов день", "Иванов денек - веселью срок, плети, торопись свой венок!" Кроме славянских обычаев, норманны-русы привезли тюрские имена, как недавно вышедшие из исламской веры, Арне, Аслаг, Карен, Аслауг, Хюсебю и др.

В Норвегию были завезены географические названия (топонимы) мест прежнего пребывания на Яике: Боддарен (Бударино), Хаммельвик (Камелик), Иёвик (Яик), Карасйок (безрыбный) и др. Из норманнских слов, оставленных на Яике, сохранились "анды", "будара", "ятовь", "таблак", "яр", "ерик" и др. Первые три из них можно слышать только в разговорной речи уральских казаков. "Анды" с древненорманнского переводится как предлог "на". В разговорной речи казаков употребляется в выражении "анды разик", что означает "на раз". "Будара" - лодка, слово, взятое из уральского казачьего диалекта. Образовано сочетанием норманно-германских слов "буда"-купание и "риемен" - весла. На Урале и поныне существует поселок Бударино. По преданию близ него изготовляли долбленые лодки (челны) - будары. "Ятовь" произошло от норманно-германского глагола "ятен" - вытаскивать, выдергивать из глубоких мест (возможно рыбу), "таблак"-тюльпан, "Яр" и "Ерик" - слова, связанные с деятельностью человека (энтонимв). "Ярл" (шведск) - высокий, видный. "Ерик" (в Приуралье) - остаток реки, изменившей русло. В древней Швеции имя Эрик носили: вождь викингов - Эрик (Рыжий), король Швеции Эрик (XIв) и Эрик Шепелявый (XIIв). Возможно, шведские монархи получали это имя из-за переменчивости их политики в управлении страной.

Факт диахронии свидетельствует в какой-то степени о проскандинавском происхождении слов-эндемиков в разговорной речи уральских казаков. Аналогичное лингвистическое сходство было засвидетельствовано у жителей Исландии - потомков викингов-выходцев из Скандинавии в VIII веке. О норманнском прошлом народа Исландии можно судить по сохранившимся в исландской литературе произведениям языческой эпохи. Исландия стала своеобразным заповедником древних скандинавских мифов (саг), ввиду ее изолированности от стран Европы. На Яике не было строгой изоляции казачьих пращуров-русов, которые оказались в окружении других народов: славян, угро-финнов и тюрских племен. Под воздействием языка славян и наречий кочевников норманнская речь в основном была заменена на славянскую (русскую), за исключением отдельных слов и словосочетаний, оставшихся из проскандинавской лексики. Кроме слов эндемиков: ятовь, будара, ерик, анды, лукни и др., в казачьем диалекте среди значительного числа русских слов появилось много слов, образовавшихся от воздействия древнескандинавской грамматики на славянский (русский) язык. Частичные примеры такого влияния были приведены выше. Более полное представление о говоре уральских казаков можно получить после ознакомления со словарем местного диалекта, составленным доцентом Уральского Педагогического института Н.М. Малеча. К сожалению, словарь этот пока еще существует в рукописи, копии которой находятся на кафедрах русского языка Уральского пединститута и Саратовского Университета. Фольклорные и языковые параллели подтверждают высказывание Е. Мельниковой о влиянии в этих областях духовной жизни скандинавской культуры на восточных славян Приуралья.

В области литературы воздействие скандинавов на славян было незначительным из-за недостаточного развития у русов этого жанра ко времени их прихода на Яик. В Норвегии, до XIX в. находившейся под протекторатом Швеции, литература, как форма художественной мысли, стала развиваться только в конце столетия. Одним из первых классиков страны был писатель и поэт Б. Бьернсон, друживший с М. Горьким. Бьернсоном написаны рассказы: "Опасное сватовство", "Охотники на медведей"; повести "Сюнневе Сульбакен", "Арне" и др. Из поэзии им создана поэма, рассказывающая об истории скандинавов (Норвегии) - "Мы любим этот край".

Новые свидетельства о приходе русов на яик

Сами казаки, находясь в плену старообрядческих представлений, вряд ли сознавали, что их корни исходят из Скандинавии. Иначе они не стали бы искать Беловодию в "Опоньском" царстве, хотя по воле судьбы им приходилось быть союзниками Норвегии. Это произошло в 1809г, когда Россия воевала со Швецией. Тогда команда яицких казаков участвовала в переходе на судах через Ботнический залив, а затем принимала участие в сражении при взятии Аландских островов. Норвегия в то время вела борьбу за свое освобождение от Дании, колонией которой была, а с 1814г - получением конституции, становится колонией Швеции.

Автору этих заметок, родившемуся в Уральске и проведшему детство и юность среди казаков приходилось много лет слышать их особенный, "скороговорящий" диалект. Вначале он не казался странным, потому что все соседи в окружении говорили одинаково, произнося быстро и коротко "щен" (сено) или отвечали успокоительно: "стяс" (сейчас). Большинство слов уральского казачьего диалекта не входят в лексикон местных диалектов других легионов (казачьих в т. ч). Знающий их говор, может отличить уральца среди тысячи людей с разными наречиями. Это выяснилось позже, когда пришлось побывать в разных республиках бывшего Союза ССР и областях России. Вызывает удивление, что из множества писателей, посетивших Яик (Урал) только В. Даль обратил внимание на необычную речь казаков Урала. В говоре уральцев, кроме славянских корней, встречается много русских (славянских) слов с измененными согласными и опущенными гласными.

По всей вероятности, это послужило причиной принимать за рыбацкий жаргон или дефект речи казачий говор, отчего маститые литераторы не придавали ему значения. Впрочем, кроме Даля только поэт И. Сельвинский в поэме "Уляляевщина" довольно иронично высказался об уральских казаках, назвав их "шепелявыми бородачами". При этом не было обращено внимание на слова, не встречающиеся в русском языке, такие как: будара, ятовь, анды, лукни и др, а также на казачий богатый диалект. Слов-эндемов доцентом Н.М. Малеча было собрано более 25000. При внимательном их изучении, прошлое уральских казаков предстало бы перед современниками шире в географическом плане и достаточно полно (в историческом плане). Собранные по крупицам в словарь-сборник измененные скандинавские наречия, записаны в их конечной форме без переходных стадий. Между тем, показательным примером изменения слов в княжеском именослове служат изменения форм скандинавских имен: Рюрик (Hrprekr), Олг (Олег-Helgi), 0лга (Ольга-Helga) Особенно сильно изменили форму: Jngvarr-Игорь и Judleifr-Глеб. Промежуточные формы имен Игорь и Олег в X-XIIвв византийцы передают как: Ингор и Хелгу. Характерно, что в первоначальных формах имен Олг, Олга между согласными - ЛГ - появляется гласный звук и имена приобретают современный вид: Олег и Ольга.

Уральские археологи Г.В. Кушаев и Г.И. Багриков, исследуя археологические памятники Уральской области, на основании обнаруженной массы предметов в захоронениях, которые хронологически не соответствуют эпохе Золотой Орды, а также обнаруженные остатки оборонительных укреплений в виде вала, сделали вывод о существовании в средневековый период на территории современного Уральска средневекового городища. Находки, обнаруживаемые на уральском пляже, после весенних паводков, доказывают, что поселения были основаны не выходцами с Дона и Нижнего Поволжья, а приходцами с северной части Руси, (5) При сравнении результатов раскопок Саратовских и Уральских археологов выявляется значительное сходство в ориентировке могильных ям, положениях скелетов захороненных. Становится очевидным, что обнаруженные в могильниках памятники представляют культуру оседлого рыбопромыслового земледельческого характера. В X-XII вв. на Яике, кроме русов в "Оазисе городов" жила некоторая часть готтских племен, а в заяицких степях располагались становища печенегов-кипчаков и огузов.

Установленная связь между географическими объектами, упомянутыми в предании приверженцев старой веры о "Беловодии" (Камбайском царстве) и топонимами северной Норвегии, позволяет проследить развитие казачьего этноса на Яике. О связи обычаев в Норвегии и в Уральской области (до Октябрьской революции) свидетельствует факт существования обычая - массовый лов рыбы начинать с общего сигнала-выстрела пушки. В Яицком войске такой лов назывался "удар".

Следует отметить, что среди казачьих войсковых формирований России в процессе исторического развития Яицкие казаки выделялись целым рядом признаков. Наиболее отличительными были:

1) Ревностное, вплоть до самопожертвования, отношение к соблюдению старообрядческих форм богослужения;

2) Организация массового проведения всем войском рыболовства, четко регламентированного по временам года;

3) Оригинальность говора, не имеющего аналогов в других казачьих областях и регионах России;

Последний поход к морю

В декабре 1917г с фронтов 1-й Мировой войны в Уральск прибыли эшелоны 7-го казачьего кавалерийского полка. Демократично настроенные казаки в марте 1918г создали войсковое"правительство". В то время волна революции и демократии захватила все слои населения города и области. К власти и к экспроприации имущества богатых рвались бедняки и самые нечестные лобители нажиться в период "передела" имущества. Казаки, неискушенные в политике и экономике, не претендовали на власть в городе и области, не стремились к захвату земли и чужого добра. Их требования ограничивались сохранением "автономии" в пределах Уральской казачьей области в пределах России, с предоставлением прав и привилегий казакам в вопросах хозяйствования, сохранения самобытности в соблюдении обычаев, религиозных обрядов, а также порядков во внутреннем устройстве Уральской казачьей обпины. Для защиты казачьих прав и привилегий войсковое правительство формирует казачьи полки.

Стремление казаков к автономии правительство Ленина и Троцкого посчитало антисоветскими выступлениями и ультимативно предложило "распустить" войсковое правительство и расформировать казачьи полки. Казаки не подчинились приказу Москвы и захватили власть в городе. Советское правительство расценило действие уральских казаков, как контрреволюционное. Для подавления казачьего возмущения в Самарской и Саратовской губерниях формируются 22, 25, 31 и 50 стрелковые дивизии, составившие позже 4-ю армию Юго-восточного фронта.

После нескольких неудачных походов частей 25 и 1-й бригады 22-й дивизии Уральск был взят и казачьи полки отступили на юг, к низовым станицам области. Летом 1919г казачья армия, сосредоточив свои полки в районе Бударино-Лбищенск, продолжала отстаивать свое право называться Уральским казачьим войском. Командующего армией генерала Савельева сменил энергичный 33-летний генерал-лейтенант В.С. Толстов.

В конце лета 1919г казачья армия под нажимом соединений 4-й Туркестанской армии, имеющей в составе 25-ю дивизию и полки 50-й стрелковой дивизии, возглавляемой командармом Г.К. Воскановым, откатывается к пос. Калмыково и продолжает отступать к Гурьеву. Недолго задержавшись в крепости, армия Толстова 5 января 1920г оставляет г. Гурьев, совершив отход к поселку Жилая Коса. Оторвавшись от армий Колчака и, потеряв связь с армией Деникина, понеся большие потери от эпидемии тифа, Уральская казачья армия оставила в Гурьеве почти все свое вооружение: 14 орудий, более 100 пулеметов, весь запас боеприпасов и продовольствия, в плен красным попало 300 офицеров, т.е. большая часть командного состава казачьей армии.

Путь от Уральска до Гурьева, совершаемый тысячи раз казаками по суше и воде, оказался для уральцев роковым. Тягостное предчувствие не покидало казаков до самого Каспийского моря, не потому, что приходилось им уходить из дома под пулями русских братьев славян-единоверцев, не потому что были брошены на произвол судьбы дома, скот и все имущество, тоскливое предчувствие рождалось от мысли "уходцев", что это будет последний в истории Уральского казачьего войска уход казаков "в никуда". Не вернуться им больше к берегам седого Яика-Горыновича, не тянуть сети на его золотой песок, не заниматься багреньем осетров из глубоких ятовей.

С последними отступающими казаками уходила история казачьей общины, начатая древними русами и продолженная Яицким (Уральским войском). Вместе с ними завершалась самобытная культура, исчезали устные памятники казачьего фольклора, стихали песни когда-то неунывающих "бородачей", замолкали их сказы, легенды и предания и самое ценное, и в тоже время самое уязвимое в жизни уральских казаков, их неповторимый говор, диалект народного языка, корнями уходящий в древнюю Скандинавию. Сейчас мы по крохам собираем остатки этих бесценных россыпей, но может случиться, что вскоре мы будем оплакивать их полное исчезновение и сбудется горькое предостережение казаков:

Стой, казак, и дочь моя! Слушайся совета, Ведь казаки все уйдут, - Вспомнишь поздно это!. .

К сожалению, это предсказание сбывается. Власти Казахстана, в состав которого произволом руководителей Советской России, а затем СССР, была включена Уральская область, проводят политику геноцида по отношению к Уральскому казачеству: в республике официально запрещена работа казачьих общин, казакам не разрешается носить казачью форму и соблюдать традиционные ритуалы. Так оканчивается процесс "расказачивания" на Яике-Урале, начатый в 1918г. Автор очерка - не казак, но как рожденный среди них и знакомый с их жизнью, остался навсегда очарован их бытом и культурой.

Сделана нелегкая попытка - в кратком очерке осветить почти 700-летнюю историю Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сами казаки-хранители памяти о древних событиях на Яике говорили о зарождении войска достаточно неопределенно: "…первых яицких казаков на Яик-реку приход и население было в самые те времена, когда Тамерлан разные области разорял". Как было освещено в очерке, приход казачьих предков - "скитальцев по рекам" отмечен X-XI веками, т.е. за 300 лет до нашествия Тамерлана. История не располагает сведениями о взаимоотношениях русов с кочевниками на Яике, кроме записок Гарнати - арабского автора и русского источника - Лаврентьевской летописи. Они изложены в качестве аргументов.

О масштабах посещений скандинавами Поволжья и Приуралья приводятся данные В. Морозовой, что числу находок захоронений в Скандинавии (г. Бирки на о-ве оз. Меларен) и под Ярославлем в инвентаре погребений количественно равны. (52) В захоронениях, обнаруженных Г.А. Кушаевым в Приуралье, встречались продметы-псалии, характерные для древнескандинавской культуры в виде изображений головы хищных животных. Характер жилищ, по мнению археологов Кунаева и В.А. Лопатина, для Приуралья X-XIII вв. представляет собой срубовую культуру северной части Европы, тогда как жилища кочевников возводились иэ земляных кирпичей (самана) и обмазывались глиной.

В послесловии также следует обратить внимание на лицемерное обращение ВЦИК к Оренбургским и Уральским казакам: "На ваши исконные земли, завоеванные кровью ваших дедов и прадедов, никто не покушается, вашего Урала никто отнимать не собирается... Предатели трудового народа лгут."

И, хотя казачий отдел ВЦИК принял в апреле 1919г постановление против "расказачивания", ломающего хозяйственный и бытовой уклад жизни казаков, казаки были отнесены к контрреволюционным элементам. Чтобы не слыть врагами Советов, Оренбургские казаки немедленно сформировали 2 полка кавалерии и бросили их в составе 4-й армии против Отдельной Уральской армии генерала Толстова.

Заключение

Разгромом Отдельной Уральской армии закончилось существование Уральского казачьего войска. Следуя директивам Оргбюро ЦК ВКП (б) 1919г за участие в белом (антисоветском) движении, даже в случаях добровольного перехода иэ армии Колчака на сторону Советов к казакам были применены репрессивные мера вплоть до расстрела. В станицах Приуралья резко сократилось число мужчин. Так, в 1916г почти равные по числу казаков Сибирское войско (172тыс) и Уральское войско (174тыс) в 1920г на 1-й Всероссийский съезд трудовых казаков представили делегатов соответственно: от Сибирской обл. - 51, от Уральской обл. - 22 делегата. От Уральской области число делегатов значительно сократилось в связи с уменьшением мужского казачьего населения почти в 2, 5 раза. При нехватке рабочих рук в казачьих семьях в 1917 по 1920гг посевные площади в Уральской обл. сократились в 2, 5 раза, а поголовье скота - в 3, 5 раза (26).

Часть казаков была из советского плена возвращена в места их постоянного проживания на Урале, однако их мирная жизнь дома была недолговечной. В 30гг за отказ вступить в колхозы бывшие участники белого движения, как представители контрреволюционного класса были поголовно уничтожены. В 1933-38гг органы ОГПУ - НКВД Западно-казахстанской области, куда административно входил Уральск, закончили зачистку населения Приуралья от антисоветских элементов. В казачьих семьях остались лишь женщины, дети да глубокие старики, которые в часы подпития в базу (коровнике) или в палатке (летней кухне) странным пением с подголосками вспоминали былые вольности казачьей старины.

В 1941г, когда повзрослевших подростков мобилизовали в действующую армию, в домах понизовых станиц стало совсем тихо. Только по вечерам и в предрассветной тишине под уральным яром было слышно как плещется крупная рыба. Жить ей стало вольготнее, никто против рыб не устраивал больше крупных войсковых операций как "плавня" или "удар". Уральское речное войско разбито, а его рыцари повержены, кажется - навсегда.

Литература

1. Архенгальц Ф., История морских разбойников Средиземного моря и океана, М., "Новелла", 2002 г,.

2. Аникин И.П. Стенька Разин посетил яицкие жилища (Сборник, Уральску 375лет). Уральск, 2008г,.

3. Аникин И.П., Путь Разина с Волги на Яик, Ж. "Волга", N10, 2000г

4. Атлас мира, Карта Скандинавского пол-ва, Москва, 2004г,.

5. Артамонов А.И. История хазар, Москва-Ленинград, 1962г,.

6. 8. Бартольд В.В., Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира (лекц. 9,10) соч т.11, ч.1, 1963г.

7. Белый А.И. На краю Руси, (сборн. "На Яике-городок, на Урале-город" Уральск, 2008г,

8. Ив Бреэре, Казаки, (перевод), Москва, Военизд. 2002г,.

9. Висковатов А.В., Краткий исторический обзор походов русских и мореходства их вообще, С. Петербург, 1994г. Из.1864.

10. Джованни дель Плано Карпини, История Монрелев, Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны, Госизд географ. л-ры, М. 1957г