Реферат: Роль христианства в становлении мировой культуры

Название: Роль христианства в становлении мировой культуры
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра «Гуманитарных и социальных наук»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: «РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Выполнила:

студентка з/о Б У и А, 1 курс

Ларина Н.Ю.

Тюмень – 2009


Содержание

1. Исторические предпосылки возникновения христианства

2. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства

Заключение

Словарь понятий и персоналий

Тестовые задания к теме

Список используемой литературы


1. Исторические предпосылки возникновения христианства

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство - это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве - это сам Бог. Бог - это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству. Христианство выразило протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности.

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Уже во времена Нерона[1] христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Христианство вначале не имело письменных источников и полстолетия существовало в устной традиции; первыми христианскими документами стали — Послания Павла, Откровения Иоанна, в конце I века появились Евангелия (от Марка, Луки, Матфея, Иоанна). Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета. Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат[2] , соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное- христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния, в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:

· в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;

· иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян; «Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и тексты священных книг, известные в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии».

· происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;

· наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;

· в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;

· существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя-мессии, который освободит народы от Римской власти;

· особое противоречие существовало между саддукеями и фарисеями, зелотами и сикариями;

· существовала религиозная секта ессеев (II век до н.э. — I век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Вади-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев. Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству. Заключение:Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стала выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. На смену патриархальным верованиям и примитивным языческим обрядам пришла гораздо более утонченная форма религиозного сознания, делавшая упор не на внешней, обрядовой стороне, а на глубинной, духовной связи человека с богом.


2. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства

Католицизм, православие и протестантизм разделяют основные положения вероучения. В их основе - общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов - формулировок основных положений вероучения. Христиане верят в единого Бога, сотворившего мир и человека. Этот Бог, по понятиям всех трех христианских конфессий, представляет Собой Троицу - три равноправные Личности, находящихся в совершенном единстве: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Также христиане признают факт первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа - Бога Сына, который вочеловечился (воплотился), родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии. Он добровольно принес Себя в жертву за грехи человечества. Христиане верят во Второе пришествие Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых и установит Свое вечное Царство.

Католицизм или католичество (от греч. — всемирный) — крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054 году. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Ватиканом. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа римский возглавляющий государство-город Ватикан в Риме. Совещательными органами при Папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская Курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с Курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточно-католических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris[3] ». На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточно-католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

· апостольский викариат

· апостольская префектура

· апостольская администратура

· военный ординариат

· территориальная прелатура

· территориальное аббатство

В Восточно-Католических церквях существуют, кроме того, экзархаты. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом, митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны. Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты. Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также секулярные общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете. Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — хостия.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария).

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием "Слава Иисусу Христу!", на которое, как правило, следует ответ "Во веки веков! Аминь!", а в некоторых общинах "Во веки слава!" или "Навеки слава!". Особый, католический, стиль изобразительного искусства сложился в эпоху Возрождения и получил наиболее совершенное выражение в римском барокко, именуемом также «искусством контрреформации». К этому направлению была близка школа римского классицизма, сложившаяся под влиянием творчества Рафаэля.

Православие (с греч.— «правильное суждение» или «правильное учение») — религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях:

1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение — в противоположность ереси. Термин вошёл в употребление в конце IV века,в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический».

2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской Империи в течение первого тысячелетия нашей эры под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Основные канонические нормы и институты:

· Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).

· Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.

· Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю. Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно — граница, вероучительными определениями) вселенских, а также некоторых поместных, Соборов. Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II—III веках нашей эры. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему по-своему трактованый Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Источник внутреннего права Церкви, наряду со Священным Писанием, — Священное Предание, которое включает в себя каноны различного происхождения, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви. Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей — автокефальных и автономных. Каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.

Протестанти́зм (от лат. — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошёл термин «протестантизм».

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики. Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Безбрачие, равно как и обязательный брак для священников и пасторов никак не регламентируются. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского и отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т.д.).

На практике, священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. Иерархия, в том или ином виде (формально или неформально) существует хотя бы для поддержания порядка. Протестантизм ограничил число Таинств, оставив только Крещение и Причастие. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов). Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках. Некоторые церкви, например, Лютеранская много внимания уделяют причастию, для допуска к которому может требоваться конфирмация.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью. Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер). Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине 17 века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

· Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)

· Книга Согласия 1580 года (Германия)

· Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг. (Дордрехт, Нидерланды)

· Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг. (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.


Заключение

От католической православная догматика отличается отсутствием догматов о главенстве и непогрешимости папы римского и тринитарного догмата (об исхождении духа святого от отца и от сына); признанием только двух мариологических догматов – о приснодевстве Марии и о том, что Мария есть богородица, и неприятием иных мариологических догматов (о непорочном зачатии девы Марии и о её воскресении и телесном вознесении на небеса); иной трактовкой некоторых других догматов, отрицанием существования чистилища и сокровищницы сверхдолжных заслуг. Католицизм учит о том, что после грехопадения Адам и Ева вернулись в своё натуральное состояние, лишившись особенной благодати божьей. Православие же учит о изначальной гармонии духовного и телесного в человеке.

Православие более аскетично, чем католицизм. Основными обрядовыми различиями православия и католицизма являются: у православных – более длительное богослужение, употребление древних (более расширенных) редакций литургических текстов. В православии мирян причащают хлебом и вином, тогда как в католичестве – только хлебом. В некоторых поместных православных церквах, годовой цикл богослужений продолжает совершаться по юлианскому календарю.


Словарь понятий и персоналий

Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе. Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные или территориальные аббатства.

Автокефалия — самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно полностью независимая поместная церковь, во главе которой стоит епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.

Адвентисты — христианская церковь протестантского направления. Отличительные черты вероучения — требование соблюдения всех заповедей Десятисловия (в том числе заповеди о субботе) и вера в близкое пришествие Иисуса Христа.

Англиканство - одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Анабаптизм - христианская ересь позднего средневековья. К анабаптистам относились представители радикальных протестантских сект эпохи Реформации, критически относившихся ко многим церковным обычаям и ритуалам.

Апостольский викариат — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольский викариат устанавливается на территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой. Апостольские викариаты образуются на миссионерских территориях, часто образуются из апостольских префектур.

Апостольская префектура — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская префектура устанавливается на миссионерских территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой.

Апостольская администратура — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская администратура устанавливается в тех случаях, когда по каким-либо серьёзным причинам полноценная епархия не может быть учреждена. В числе возможных причин могут фигурировать неопределённость границ епархии в связи с территориальными претензиями государств друг к другу, сложности в отношениях между Церковью и государством и др.

Апостольское преемство — принцип, признаваемый и соблюдаемый традиционалистскими Церквами: Римско-Католической, Православной, Англиканской и некоторыми иными, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений (хиротоний) к поставленным Самим Иисусом Христом апостолам. Важнейший инструмент и гарантия сохранения апостольского преемства — законность епископских хиротоний. Есть одно из внешних выражений единства Церкви.

Архиепархия — церковная территориально-административная единица, епархия, возглавляемая архиепископом.

Архиепископ Мака́рий III — предстоятель автокефальной Кипрской Церкви (1950—1977), избранный первым Президентом Республики Кипр (на посту в 1960—1977).

Вади-Кумран - пустынная местность.

Верховный архиепископ — митрополит, возглавляющий Восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточно-католической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.

Военный ординариат — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Военные ординариаты создаются для пастырского попечения над католиками-военнослужащими.

Вселенские соборы — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

Гностицизм — эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.

Деноминация — это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Деканат — в Католической церкви и англиканстве административный округ в составе епархии, объединяет несколько рядом расположенных приходов. В Русской православной церкви аналогом деканата является благочиние.

Диакон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Евхаристия — главнейшее, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями, Таинство, при котором верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения — Литургии.

Епархия — административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

Кальвинизм — направление протестантизма, наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.

Квакеры официальное название — Религиозное Общество Друзей — протестантская конфессия, возникшая в среде радикальных пуритан (диссентеров или нонконформистов) в годы Английской революции в середине XVII века.

Клирик — служитель церкви, священнослужитель или церковнослужитель.

Конгрегация или Священная Конгрегация — учреждение, входящее в состав Римской курии, которое является центральным органом управления Римско-католической Церковью и Ватиканом. Римские Конгрегации — своеобразные ватиканские "министерства", главные ведомства курии.

Конфирмация — таинство миропомазания у католиков, совершаемое обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. У протестантов, которые не признают таинства миропомазание таинством, конфирмация состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нём, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества.

Крестный путь — составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией — Распятием. В католицизме — богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

Литургия — главнейшее христианское богослужение, в котором совершается таинство Евхаристии.

Лютеранство — протестантское течение в христианстве. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке.

Меннониты — одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя, Симониса Меннона (1496—1561), голландца по происхождению.

Месса — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Митрополия — область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ.

Монашеский орден — в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов — сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в которой приносятся лишь простые обеты).

Никео-Цареградский символ веры, Никео-Константинопольский символ веры — Никейский символ веры в редакции Второго Вселенского Собора; используется в богослужении православной, Римско-католической (с позднейшей правкой), древневосточных Церквей, а также большинства протестантских Церквей.

Папство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий папу римского главой всей католической церкви. В римско-католической церкви папа также является верховным правителем Святого престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Петров (Апостольский) пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». То есть в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 дней до 6 недель.

Пресвитер — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени христианского таинства священства.

Римская курия — главный административный орган Святого Престола и Ватикана, один из основных в католической церкви.

Ривайвелизм — идеология религиозного пробуждения и возрождения духа апостольской церкви.

Розарий — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам; в переводе с латинского означает «венок из роз».

Таинство — священнодействие в христианской церкви, обряд, в котором, по мнению верующих, через внешние действия тайно и невидимо передаётся благодать Святого Духа — спасительная сила Божия.

Тора - Книги Моисеевы — первые пять книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианского Ветхого Завета).

Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения. По церковному календарю соблюдается с 14 августа (с 1 августа по старому стилю) до 28 августа и завершается собственно Успением.

Хостия — евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда и англиканстве. Слово «гостия» происходит от латинского «hostia» (жертва). Используется во время литургии для таинства Евхаристии. В католических храмах уже освящённые гостии, ставшие Святыми Дарами, помещаются в дарохранительницу, располагаемую либо за алтарём, либо в боковом приделе храма.

Цвинглианство — движение в швейцарском и южно-германском протестантизме XVI—XVII вв., распространявшее идеи Цвингли.

Чистилище, согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от не искуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562г.

Экзарх— изначально руководитель хора в Древней Греции. Позднее — титул руководителя, в частности, верховного жреца в Древнем Риме. В православии и католицизме экзарх - титул главы отдельного церковного округа.


Тестовые задания к теме

а) Какие священные книги входят в Библию?

4) Новый и Ветхий завет.

б) Три основные течения в христианстве:

3) Протестантизм, православие, католицизм.

в) Всемирный центр католицизма находится в…

3) Ватикане.

г) Высший духовный сан в православии:

3) Патриарх.

д) Какое из перечисленных определений соответствует термину «инквизиция»?

2) судебно-полицейская организация в католической церкви.


Список используемой литературы

1. Митрохин Л.Н. Протестантизм как феномен европейской культуры. Протестантизм. - Словарь. М., 1990.

2. Рашкова Р.Т. Место и роль католицизма в истории европейской цивилизации. Протестантизм. Словарь. - М. 1991.

5 Культурология. Учебное пособие. //Под редакцией Драч Г.В. - Ростов-на. - Дону, 1995.

6. Первоисточники по истории раннего христианства. //А.Б.Ранович 1990.


[1] Нерон Клавдий Цезарь Август Германик - древнеримский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

[2] суббота

[3] Своего права