Сочинение: "Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"
Название: "Сами звёзды, только сердца не сжимавшие" Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
"Сами звёзды, только сердца не сжимавшие" Брук Ирина 11 “А” Гимназия №1529 г. Москва Сами звёзды, только сердца не сжимавшие, Сами звёзды, но уставшие гореть. И. Анненский Много ли было сказано о звёздах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на тёмном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Ответ будет един для всех, кто когда-нибудь прикасался к этому яркому, многоголосому миру, хотя бы раз в жизни открывал томики стихов символистов, акмеистов или футуристов, не говоря уже о таких мастерах слова, как А. Пушкин или М. Лермонтов. Не только в лирики, но и в прозаики соотносили мир всеобъемлющего пространства с миром земным. Мы можем встретить обращение к звезде у Л.Толстого, М. Булгакова, А. Платонова и многих других писателей XIX –XX веков. Для поэтов XIX века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества, противопоставленного небесной торжественности. Антитеза является очень распространённым приёмом и у литераторов XX века. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… М. Лермонтов В лирике же начала XX века, создавая художественную концепцию человека, поэты наделяли героя не только земными, но порой и космическими устремлениями. Это свойственно символистам и акмеистам. Также это свойственно и реалистам. Перечитывая строки О.Мандельштама, И. Анненского, И. Бунина, С. Городецкого, В. Маяковского, порой не сразу понимаешь, какая роль отводится звезде в судьбе поэта. Для О. Мандельштама характерен приём, называемый оксюморон. Обычно это выражается в противоположном отношении к самим звёздам. В начале стихотворения он пишет: Я ненавижу свет Однообразных звёзд. А в конце: Дев полуночных отвага И безумных звёзд разбег… Для Бунина специфическим приёмом является метафоричность. Он использует 6 эпитетов в восьми строках: Звезда дрожит среди вселенной… Чьи руки дивные несут Какой-то влагой драгоценной Столь переполненный сосуд? Звездой, пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слёз. Зачем, о Господи, над миром Ты бытие моё вознёс? Так же автор использует гиперболу в первой строке. Её можно сопоставить со строками пушкинского “Анчара”: Анчар, как грозный часовой, Стоит – один среди вселенной. Гипербола символизирует отчуждение, оторванность от мира бренного, устремление куда-то в другие миры. Для лирического героя И. Анненского звезда – спасительный свет, жизнь без которого потеряла бы смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкое существо, живущее “среди миров в мерцании светил”. Общение с ней ему необходимо Не потому, что от неё светло, А потому, что с ней не надо света. В этом стихотворении тоже проведена линия отчуждённости, словно отрезающая лирического героя от Земли, от низкого общества, но из-за применения гиперболы у Бунина она выделена чётче, и тем самым создаётся впечатление полной оторванности героя от бренного мира. Важна роль риторических вопросов, с помощью которых лирический герой И. Бунина вступает даже в своеобразный диалог с Богом: Зачем, о Господи, над миром Ты бытие моё вознёс? Риторические вопросы, обращённые к Творцу, проникнуты высшей формой откровения. Для В. Маяковского они становятся особенно излюбленным приёмом. Для него это разговор не с условной риторической фигурой, а с безликой толпой, которую описывает в стихотворении “Нате”. Он не просто ставит людей ниже себя, а стремительно возносит себя вверх, над тем вселенским чувством, перед которым благоговели лирические герои И. Бунина и И. Анненского, и даже надсмехается над ним, называя звёзды “плевочками”. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? Снисходительно относясь и к лирическому герою, он высмеивает земного обычного человека. Маяковский не признаёт божественной красоты и отчуждает других от этого чувства, предлагая взамен красоту земную, становящуюся живой и чувственной для всех, кто её признаёт. В этом то мы и видим отличие футуризма от остальных течений. Но это не единственное различие Маяковского с Буниным и Анненским. Например, кульминацией в стихотворениях других двух авторов являются две последние строки: Зачем, о Господи, над миром Ты бытие моё вознёс? И. Бунин Не потому, что от неё светло, А потому, что с ней не надо света. И. Анненский У Маяковского кульминацией служат строчки: Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Они не просто значимы сами по себе. Восприятие читателей усиливается за счёт анафоры. Ведь эти строки есть как в начале, так и в конце стихотворения. Если обратиться к звукописи, то можно заметить, что у И. Бунина в большинстве используются звонкие, “дрожащие” сочетания звуков [др], [з], а у И. Анненского – глухие, “мерцающие” [с], [тс], [ст]. Казалось бы, что слова “мерцание” и “дрожание” имеют одинаковый смысл, но, на самом деле, они придают различные оттенки. Маяковский использует такие приёмы усиления восприятия, как эпитеты и метафоры: …метели полуденной пыли… …беззвёздная мука… …спокойный наружно… Безусловно, правильным будет вывод, что тема звезды занимает особое место в русской литературе. Это доказано тем, что к ней обращаются поэты, представители абсолютно разных течений. О звёздах сказано много слов… Но этот мир остаётся для нас неизведанным, и мы никогда не сможем до конца разгадать загадку такого непреодолимого влечения писать о звёздах. |