Контрольная работа: Регулирование Всемирной торговой организацией мировой торговли. Особенности экономики Скандинавских стран

Название: Регулирование Всемирной торговой организацией мировой торговли. Особенности экономики Скандинавских стран
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: контрольная работа Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Факультет заочного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Основы мировой экономики

Выполнил студент

ПАВЛОВ П.Н.

Шифр Э – 02 – 76 - М

Специальность 0060800

«Экономика и управление на предприятии»

НОВОСИБИРСК

2005


Содержание

1 Роль ВТО (ГАТТ) в регулировании современной мировой торговли

2 Классификация малых стран Западной Европы. Социально-экономические особенности, объединяющие эти страны. Скандинавские страны в международном разделении труда

3 Место стран с переходной экономикой в мирохозяйственных связях

Литература


1 Роль ВТО (ГАТТ) в регулировании современной мировой торговли

В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций. Основную роль в формировании мировых потоков играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций. Одним из них является ВТО (ГАТТ)- генеральное соглашение по тарифам в торговле, предшественник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, мировые нормы и правила, которые руководствуются во взаимных торговых отношениях, участвующие в нем страны. Оно подписано в Женеве 30 октября 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого соглашение международного учреждения (называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и является центральным международным органом, в рамках которого страны – члены осуществляли контроль за выполнением соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждались важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых соглашений.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

1. осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

2. защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин, с постоянным отказом от нетарифных средств регулирования;

3. соглашение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключения возможностей их несогласованности с партнерами повышения их в дальнейшем;

4. развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

5. представление консультаций странам участницам с целью урегулирования проблем торговли;

6. заключения региональных торговых соглашений;

7. установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, и до 1994 года прошло восемь, так называемых торговых раундов.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1955 года, является ГАТТ в редакции 1994 года, поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО, они являются обязательными для стран-членов ВТО.

Место пребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 стран; еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершения торговых правил. Высшим органом ВТО является конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный Совет, созываемый по мере необходимости - обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседание в качестве Комиссии по урегулированию споров и Комиссии по контролю над торговой политикой. Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления подотчетных Генеральному Совету.

Генеральный Совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговле аспектами прав на интеллектуальную собственность.

Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Направление и содержание работы ВТО во многом определяется постоянными представителями при ВТО стран-членов.

Первыми из республик бывшего СССР, вступили в ВТО Латвия и Киргизия (1998г.), шансы Эстонии и Литвы также очень высоки. Что касается России, то, как считают эксперты ВТО с учетом темпов проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности, еще в 1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. В феврале 1994 г. Правительство Российской Федерации передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Переговоры идут по двум основным направлениям: Одно - это серьезный экзамен российского внешнеторгового законодательства на предмет определения его соответствия принципам и норма ВТО и тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации.

Другое - это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС.

В феврале 1998 года Правительство РФ утвердило первоначальные тарифные предложения, и Россия заявила о готовности начать двухсторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО. Около 30 стран сообщило о намерении провести переговоры по ставкам таможенного тарифа с Россией. Тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений («потолки») ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре внешнеполитической деятельности в соответствии с переходными периодами.

В практике международной торговли для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется товарная номенклатура внешнеполитической деятельности (ТНВЭД), которая состоит из 21 раздела и имеет 5000 позиций.

В мае 1998 года Россия участвовала во второй конференции министров ВТО в Женеве. На ней были подведены итоги деятельности системы ВТО (ГАТТ) за 50 лет, обсуждались вопросы подготовки нового раунда многосторонних торговых переговоров («раунд тысячелетия») под эгидой ВТО.

Присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

2 Классификация малых стран Западной Европы. Социально-экономические особенности, объединяющие эти страны.

Скандинавские страны в международном разделении труда

Скандинавские страны: Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания – отличаются определенными особенностями в экономическом развитии. Они воспринимаются как исключительно богатые. Политика «Общественного благосостояния» североевропейских стран направлена на решение двух проблем:

1. обеспечить такое распределение национальных ресурсов, которое соответствует потребностям каждого жителя страны с учетом его положения и статуса;

2. способствовать постепенному выравниванию возможностей своих членов в использовании экономических и социальных благ.

Швеция, Финляндия, Норвегия и Дания считают, что они идут по «третьему пути» развития, который состоит в том, чтобы давать свободу частным фирмам, облагать высокими налогами их доходы и распределять эти доходы среди малообеспеченных слоев населения при посредничестве государственных чиновников.

Для экономики Скандинавских стран характерны широкое участие в МРТ, высокая доля государственного сектора, наличие мощных финансовых групп в развитого кооперативного движения, высокая квалификация рабочей силы и т.д.

Ведущую роль в экономике Скандинавских стран играет частный сектор, особенно в отраслях, определяющих экспортную специализацию. Государственный сектор охватывает центральное правительство, местные органы и сектор социального страхования. Особенностью «скандинавской модели» является существенная роль кооперации, охватывающей сельское хозяйство, промышленность, банковское и страховое дело. Кооперативная форма собственности основана преимущественно на индивидуальной трудовой деятельности и обеспечивает трудящимся определенные преимущества. Кооперативное движение рассматривается в качестве «третьей силы» в ряду частной и государственной собственности. В сельском хозяйстве более 80% товарной продукции проходит через кооперацию.

Главные отрасли промышленности:

· машиностроение (авто-, авиа-, судо-, приборостроение, электротехника, энергетическое машиностроение);

· электроэнергетика;

· химическая и нефтехимическая промышленность;

· металлургий (Швеция и Норвегия);

· лесная и целлюлозно-бумажная промышленность (Швеция, Финляндия, Норвегия).

Сельское хозяйство характеризуется большим разнообразием и высокой продуктивностью. В большинстве стран оно носит товарный характер, является важной статьей экспорта. В зерновом хозяйстве: Дания специализируется на экспорте пшеницы; Швеция и Норвегия – на производстве ячменя и ржи. В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочно-мясного направления, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, пчеловодство. Широкое развитие получил рекреационный бизнес- туризм.

Несмотря на то, что удельный вес каждой из Скандинавских стран в экономике мира не велик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. В конкурентной борьбе сложился особый тип их участия в МРТ – специализация на немногих видах продукции промышленности и сельского хозяйства. При узости внутреннего рынка каждой из стран отрасли экономики работают на весь мир, доля экспорта в некоторых достигает 40-50% производимой продукции. В феврале 1995 г. Швеция и Финляндия вступили в Европейский союз, что еще более расширило их внешнеэкономические связи.

Основные показатели малых стран Европы приведены в таблице 1

Таблица 1

Площадь,

Тыс.км2

Население,

Млн. человек

ВВП,

Млрд. долл.

ВВП

На душу населения, тыс.долл.

Доля сырья в экспорте,

%

Швейцария

Австрия

Бельгия

Нидерланды

Люксембург

Швеция

Дания

Норвегия

Финляндия

Исландия

43,1

83,8

30,5

41,8

2,5

450,0

43,0

323,8

338,1

103,0

7,0

8,0

10,1

15,4

0,4

8,8

5,2

4,3

5,1

0,26

314,5

283,4

269,1

395,9

14,0

228,6

172,2

145,9

125,4

6,1

40,6

26,9

24,7

24,0

41,2

23,7

29,9

31,2

20,5

24,9

7

11

20

37

15

36

67

18

3 Место стран с переходной экономикой

в мирохозяйственных связях

По своей сути преобразования, начавшиеся в странах с переходной экономикой, являются революцией, поскольку они привели к коренному преобразованию социально-экономической системы в короткие по историческим меркам сроки. При этом разные страны используют различные модели системных реформ не только внутри, но и во внешнеэкономической сфере. Необходимость перехода к рыночной экономике была осознана как историческая задача большинством населения и политического руководства бывших социалистических стран, поскольку административно-командная система проиграла соревнование с рыночной экономикой по производительности труда и уровню жизни населения.

К наиболее молодой группе стран относятся государства с переходной экономикой, начавшие в конце 70-х годов (Китай), 80-х – Центральная и Восточная Европа и начале 90-х годов бывшие советские республики.

К группе стран с переходной экономикой относят государства, которые с 80-90 годов осуществляют переход от административно- командной (социалистической) экономике к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Китай, Монголия, Вьетнам

Страны с переходной экономикой производят около 17-18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) менее 2% ,бывшие советские республики более 4%(в том числе Россия – около 3%), Китай – около 12%.

В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые объединены в СНГ (Содружество Независимых Государств). Это позволяет сделать схожий подход к реформированию экономики, хотя Беларусь, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные реформы, а Таджикистан по уровню социально экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных республик.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы. Меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имеющие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас повышается.Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х годов остались только две страны: Куба и Северная Корея. Катастрофическое сокращение ВВП в странах-членах СНГ отбросило эту подгруппу стран настолько сильно назад, что даже оптимистический прогноз (высокие темпы роста в самом ближайшем будущем) предрекает им восстановление прежних позиций лишь примерно к 2010 году.

В подгруппе стран Центральной и Восточной Европы, включая Балтию, экономический рост начался уже в 90-х годах, и постепенно эти страны восстановят свои позиции в мировом хозяйстве, но уже, как члены ЕС, куда войдет, по всей видимости, большинство из них.

Наибольшие изменения, особенно в последние 25 лет, претерпела экономическая мощь главной страны с переходной экономикой – Китае. За это время его доля в мировом ВВП возросла примерно в 3 раза, превысив 10%. Китай превратился во вторую по экономической мощи державу мира, обогнав в самом конце 80-х годов СССР, а в середине 90-х годов и Японию. Не исключено, что к 2010 году Китай выйдет на первое место по объему ВВП.


ЛИТЕРАТУРА

1. Мировая экономика. Учебник под редакцией д.э.н., профессора А.С.Булатова.- М.,2002 г.

2. В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. Мировая экономика: - М.,2003г.

3. Международные экономические отношения. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Е.Рыбалкина.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003г.

4. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / под ред. д.г. н. проф. С.Б. Лаврова, - М., Гардарики, 2002.

5. Радабова КМировая экономика. Учебник,- М., ИНФРА, 2002.

6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – М., «Дашков и Ко», 2004.