Реферат: Специальная физическая подготовка и распределение средств в учебном процессе для гимнастов групп начальной подготовки

Название: Специальная физическая подготовка и распределение средств в учебном процессе для гимнастов групп начальной подготовки
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

второго года обучения.

Работу выполнил тренер-преподаватель Левитин А.А.

Специализированная Детская Юношеская Спортивная Школа Олимпийского Резерва №1

Астрахань 1999

Введение.

Целью настоящей работы является повышение общего и специального уровня физической подготовки гимнастов групп НП 2-го года обучения. Задачи:

1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем растущего организма.

2. Физическая подготовка, в процессе которой акцентируется внимание на развитие быстроты движений, гибкости и статических усилий при сохранении поз правильной осанки в смешанных висах, упорах и седах.

Специальная двигательная подготовка, включающая сочетание движений различными частями тела (координация движений) обучение умению оценивать движения в пространстве, времени и по степени мышечных усилий, повышение функциональной устойчивости вестибулярного анализатора.

Формирование правильного стиля выполнения гимнастических упражнений.

Привитие интереса к спортивной гимнастике и использование его для формирования положительных черт характера и поведения.

Спортивная гимнастика представляет особые требования к уровню развития основных физических качеств занимающихся. При этом первостепенное значение приобретает специальная физическая подготовка, в результате которой гимнасты должны обладать высокими показателями динамической, статической, взрывной силы и силовой выносливостью. От того, насколько хорошо развиты эти качества у гимнаста в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной спортивной техникой. Поэтому специальная физическая подготовка, постоянное улучшение функционального состояния двигательного аппарата гимнаста, должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном процессе. Однако, для достижения успехов в этом направлении, нельзя ограничиваться только определением количества времени на специальные упражнения, развивающие физические качества. Прежде всего, необходимо рационально использовать время, т.е. правильно организовывать занятия. Это возможно лишь в том случае, если известен уровень специальной физической подготовленности гимнастов и изменения, происходящие под влиянием тренировки. Располагая такими данными, можно правильно увеличивать нагрузку, подбирая соответствующее, в каждом отдельном случае, специальное упражнение, акцентировать внимание на слабых местах. Иными словами, это позволяет своевременно уточнить тренировочный процесс, а следовательно, и повысить его эффективность, тем самым ускоряя процесс роста спортивно-технических результатов.

В настоящее время невозможно показать высокие спортивно-технические результаты на соревнованиях, не выполнив сложных элементов из соединений в комбинациях, а эти упражнения требуют от гимнастов высокого уровня специальной физической подготовленности.

Оценка уровня СФП гимнаста групп НП второго года обучения проводятся по данным ряда контрольных упражнений и показателей: подтягивание в висе на перекладине хватом сверху (кол-во раз), поднимание ног в высокий угол в висе на гимнастической стенке (кол-во раз), отжимание в упоре на брусьях (кол-во раз), упор углом на брусьях (сек), прыжок в длину с места (см), упражнения на гибкость (шпагаты, наклон вперёд — выполняется из седа на полу, ноги врозь на 90° и мост из произвольного положения).

Результаты сдачи контрольных нормативов показывают, что у большинства гимнастов групп НП уровень СФП по сравнению с модельными характеристиками оказывается недостаточным для освоения программы. Поэтому в настоящей работе мною предлагается методические рекомендации и схемы распределения средств для повышения уровня СФП гимнастов групп НП второго года обучения.

Эта работа, несомненно, внесёт определённый вклад в теорию и практику спортивной тренировки и сыграет положительную роль в подготовке гимнастов.

Физиологические основы спортивной деятельности.

Пластичность программ жизнедеятельности.

Человек обладает высокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и социальной средой. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуется генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном, ни гимнастом. Он становится им благодаря отсутствию жёсткой генетической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции. Пластичность — высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И всё это — результат не только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью.

В процессе эволюции возникли новые механизмы адаптации вегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешним воздействиям — механизмы сознательного управления адаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, сам стал объектом управления! Эта способность сознательного волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика даёт нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения и тренировки там, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.

Совершенно беспомощный при рождении человек, благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки.

Учение П. К. Анохина.

Учение П. К. Анохина об ускоренном развитии функциональных систем организма, обеспечивающих выживание ребёнка после рождения (системогенез), позволяет считать адаптацию к экстремальным факторам среды вневозрастным феноменом. Признание факта высоких адаптационных возможностей на всех этапах возрастного развития, который вытекает из самой сущности учения о системогенезе, делает оправданным приобщение ребёнка к занятиям физическими упражнениями с самого раннего возраста.

Особенности тренировки младших школьников, их адаптационные перестройки.

Эффективность управления процессом тренировки юных спортсменов следует оценивать, прежде всего, с точки зрения его соответствия закономерностям растущего организма. Иначе говоря, средства воздействия на организм, методы совершенствования его форм и функций должны быть приведены в соответствие с возрастными особенностями развития детей.

Физиологический эффект тренировочной нагрузки, проявляется в прогрессивном изменении физического развития и вегетативных функций, в повышении естественных защитных сил организма. Это происходит вследствие того, что тренировка затрагивает внутриклеточные процессы энергопроизводства и пластических функций.

Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата — возбудимость и лабильность — уже к 8-10 гг. приближается к уровню взрослых людей. Время возбуждения отдельных мышечных групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 гг. достигает близких к предельным значениям.

Развитие пространственной ориентировки связано, в первую очередь, с повышением мышечной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых.

Высокие способности детей к овладению новым движением постепенно утрачиваются с наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы, овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат. Ребёнок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно-технического роста и развития тренированности.

Оптимальные сроки начала спортивной специализации определяются темпами возрастного морфофункционального совершенствования организма. Снижение возрастных границ, начало специализированных занятий спортом в значительной мере обусловлено тенденцией развития мирового спорта. Слишком раннее начало специализации, монотонная, однообразная нагрузка могут стать серьёзным тормозом на пути к спортивному успеху. Поэтому физическая нагрузка должна как бы маскироваться эмоциональной окраской — играми, эстафетами, элементами соревнований.

От занятия к занятию чётко просматриваются текущие адаптационные перестройки, составляющие основу долговременной адаптации. Текущие адаптивные сдвиги, а это не что иное, как реакция организма на нарушение гомеостаза. Физиологические границы этих сдвигов предопределены индивидуальными и видовыми особенностями. При достижении высокого уровня тренированности правило “чем больше нагрузка, тем выше спортивный результат” оказывается несостоятельным, так как резервы адаптации уже практически исчерпаны.

Резервы адаптации зависят от возраста, исходного уровня тренированности, наследуемых особенностей. По мере приближения к “потолку” спортивных достижений потенциальные возможности роста становятся всё более ограниченными. Иначе говоря, чем ниже исходный уровень функциональной подготовленности, тем больше резерв адаптации.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме в процессе тренировки, являются обратимыми. Если занятия прекращаются или проводятся нерегулярно, приобретаемые прогрессивные сдвиги постепенно утрачиваются. Необходимо постоянно поддерживать их, используя наряду с развивающими нагрузки, поддерживающие высоких уровень функциональной подготовленности. Совершенно очевидно, что только систематическая тренировка обеспечивает сохранение и накопление функциональных и структурных изменений, создаёт условия для долговременной адаптации.

Развитие тренированности характеризуется специфическими изменениями в мышечной и нервной ткани. Это совершенствование регуляционных и биохимических процессов, обеспечивает сократительную функцию скелетных мышц, повышение активности ферментных систем.

Восстановление потенциальной энергии мышечного сокращения сопряжено с биохимическими реакциями, решающая роль в которых принадлежит окислительным процессам. Увеличение потребности в кислороде сопровождается соответствующими изменениями в кровообращении и дыхании, которые позволяют кислороду с большей быстротой транспортироваться от лёгких к тканям.

Функциональное состояние аппарата кровообращения в значительной мере предопределяет спортивную работоспособность. Расхождение между оценкой тренированности по показателям функций сердечно-сосудистой системы и внешним проявлением работоспособности — кажущиеся, ибо по уровню производительности сердца можно судить, какой ценой достигается эта работоспособность. Одним из показателей сердечной деятельности является частота сердечных сокращений (ЧСС). Во время тренировки у спортсменов необходимо измерять ЧСС для определения их функционального состояния. Работе умеренной мощности соответствует ЧСС 130 – 140 уд/мин, ЧСС 150 – 160 уд/мин соответствует работе большей, а ЧСС 180 – 200 уд/мин — около предельной и предельной мощности. Физиологические границы сердечного ритма при напряжённой мышечной работе индивидуально различны. Они могут значительно превышать 200 уд/мин, однако в большинстве случаев находятся в пределах 160 – 200 уд/мин.

Методика работы.

Методы и их сочетания.

При выполнении комплексов упражнений применялись как неспецифические методы, т.е. методы, применяемые во всех областях обучения, так и специфические — характерные только для процессов физического воспитания. Из специфических методов я использовал игровой (IV комплекс), соревновательный (Vв комплекс) и методы строго регламентирующих упражнений — сопряжённый, повторный, метод кратковременных усилий, метод “до отказа”, переменный и методы контроля (I, II, III комплексы), причём каждый из этих методов имеет свои особенности.

“Особенностью сопряжённого метода является одновременное соединение в ходе выполнения физических упражнений нескольких сторон спортивной подготовки, приводящих к развитию качественно нового согласованного их применения в соответствии со специфической спортивной деятельностью.” (В.М. Дьячков)

При использовании сопряжённого метода происходит одновременное развитие силы и совершенствование спортивной техники. Иными словами, сила определённых мышечных групп наращивается в процессе овладения гимнастами определёнными элементами и соединениями (стойка силы и др.). Сопряжённый метод сокращает время, необходимое гимнасту для совершенствования тех или иных силовых элементов, поскольку одновременно происходит развитие специального физического качества и совершенствование двигательного навыка.

Сочетая повторный (динамический) метод, и метод кратковременных усилий (статический) я добился приобретения необходимой для гимнаста способности концентрировать мышечные усилия в определённый момент.

Метод “до отказа” состоит в выполнении спортсменом того или иного упражнения до утомления. При таком характере работы величина мышечных усилий остаётся неизменной, состояние организма изменяется, спортсмен приобретает чрезвычайно важную способность к длительной силовой работе (подтягивание в висе, отжимание в упоре на брусьях и др.)

Применяя переменный метод, я использую его в двух режимах: в режимах непрерывной и интервальной нагрузки. В режиме непрерывной нагрузки упражнения соединяются таким образом, что задаваемая нагрузка не прерывается интервалами отдыха, а даётся “в один приём”. В комплексах I, II, III упражнения 1 – 2, 3 – 4, 5 – 6 выполняются в режиме непрерывной нагрузки. Отдых между упражнениями 2 – 3, 4 – 5 в течение 2 – 3 минут.

Метод контроля позволяет определить, дают ли применяемые средства желаемый результат (сдача контрольных нормативов) и узнать, какие изменения происходят под влиянием комплексов упражнений (изменение физиологического состояния по внутренним – ЧСС, частота дыхания и внешним признакам).

Принципы применения методов.

Каждый из рассмотренных методов, как видно из сказанного выше, по-своему влияет на развитие силы мышц. Следовательно, для специальной силовой и скоростно-силовой подготовки считаю необходимым использовать все эти методы в комплексе. Весьма важную роль играет и определённая последовательность при комплексном применении этих методов. Вначале выполняются упражнения динамического характера, что обеспечивает более быстрый прирост силы, а затем, когда будет создана необходимая силовая база, включаю статические задержки, это развивает способности к волевой концентрации усилий для силовых и статических упражнений.

Применяя данные методы, я основывался как на общие, так и на специфические закономерности (принципы) построения физического воспитания. На основе обще методических принципов я старался сформировать у спортсменов осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели — повышение спортивного мастерства — и к конкретным задачам, поставленным на занятиях. Особенно важным является требование соответствия упражнений возможностям гимнаста. Только в том случае, если он способен выполнить упражнение достаточно точно, за счёт правильного взаимоотношения между работающими мышечными группами может быть достигнут максимальный эффект. Следует отметить, что данный принцип доступности необходимо рассматривать как меру посильной трудности.

При составлении V комплекса упражнений я основывался на принципе индивидуальности, т.е. такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся. Гимнасты выполняют упражнения с 60%, 80% нагрузкой от своего максимального количества повторений.

Выбор средств, учение А. А. Гужаловского.

При решении задач специальной силовой подготовки я не стал ограничиваться только отбором методов и определением их последовательности в учебном процессе. Важную роль играют и применяемые средства. При составлении комплексов я подбирал такие упражнения, которые пригодны для использования всех выше перечисленных методов. К числу средств, позволяющих достичь большего эффекта специальной силовой подготовки, относятся подводящие упражнения и упражнения на гимнастических снарядах (комплексы I, II, III, IV, V).

Также при выборе средств я основывался на учении А. А. Гужаловского, которое говорит о том, что “эффективность физического воспитания в годы возрастного формирования и созревания организма в значительной мере зависит от того, насколько широко используется особо благоприятные возможности для воздействия на развитие двигательных способностей в так называемые сенситивные (чувствительные) периоды, которые отличаются в силу естественных закономерностей онтогенеза более высокими, чем иные периоды, темпами изменения физических качеств, лежащих в основе данных способностей” (табл.8). Важно реализовать эти возможности в процессе физического воспитания детей путём своевременной концентрации соответствующих направленных воздействий.

План-схема распределения средств для гимнастов гр. НП второго года обучения.

Общая результативность занятий, образующих звенья процесса физического воспитания зависит, кроме прочего, от их частоты и суммарной протяжённости во времени. В основе этой зависимости лежат естественные закономерности развития морфо-функциональных свойств организма, описанные по-своему ещё Ж. Ламарком в известной формулировке “Закона упражнения: … частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприятно ослабевает его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности…”

Один из основных принципов, на котором провожу свои занятия, — это принцип непрерывности, который представляет собой общую последовательность, преемственность занятий. Ведь эффективной может быть лишь такая система занятий, в которой обеспечена постоянная связь между ними. Сложность построения такой системы обусловлена тем, что её нельзя построить иначе, чем в порядке чередования занятий с восстановительным отдыхом, отделяющими их друг от друга и тем самым, как бы противостоящим слитности системы. Нарастание тренированности и повышение работоспособности наблюдаются в том случае, когда восстановительные процессы обеспечивают восстановление и накопление энергии.

При составлении плана-схемы подготовки гимнастов гр. НП второго года обучения (табл.7) нагрузку распределялась следующим образом. Подряд, в течение нескольких занятий, гимнасты выполняют комплексы упражнений (напр. I комплекс). В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий в мезоциклах тренировки происходит прирост показателей и улучшение спортивных результатов. Непрерывная кумуляция их эффектов происходит при условии, что каждое последующее занятие проходит по следам предыдущих, закрепляя и углубляя их. Однако, если мы будем далее давать нагрузку в таком же режиме, то спортсмен исчерпает свои текущие адаптационные резервы. Если кумуляция следовых процессов физических воздействий превышает определённый “порог”, после которого организм не успевает восполнить свои энергетические запасы, то происходит недовосстановление, которое далее ведёт к возникновению хронического утомления, перенапряжению отдельных органов, систем, т.е. к перетренированности. При перетренированности наблюдаются неблагоприятные изменения в обмене веществ, нарушается витаминный баланс в организме, ухудшаются нейрогуморальные влияния, естественная иммунологическая защита организма снижается. Для того, чтобы избежать данных нарушений, занятия чередуются следующим образом: на одной тренировке даются только элементы техники (оптимизированный отдых), на другой — элементы техники со специальной физической подготовкой.

Изменяя величину и направленность нагрузок, — концентрируя их в одних занятиях и уменьшая в других, причём так, чтобы на определённом занятии доминировал режим активного отдыха, этим обеспечивается адекватное соотношение суммарной нагрузки и отдыха, исключая переутомление, способствуя повышению спортивных результатов.

Учитывая гетерохронность восстановления различных сторон оперативной работоспособности, включаю в занятия разнохарактерные упражнения. К началу данного занятия спортсмен успевает восстановиться, хотя оно и будет проходить как бы на фоне незавершённого цикла некоторых восстановительных процессов, обусловленных предшествующим занятием. Ещё И. П. Павлов показал, что утомление и восстановление — это две стороны одного процесса. Соотношение их — основа деятельного состояния или перехода к пониженной активности живой структуры.

При выполнении комплексов упражнений гимнасты работают в двух режимах: аэробном (V комплекс) и анаэробном (IV комплекс). Учитывая направленность нагрузок на совершенствование физиологических механизмов аэробного и анаэробного энергообеспечения, решается одна из главных задач — подготовку спортсмена к выполнению соревновательной нагрузки.

В течение первых 3 месяцев занятий комплексы упражнений необходимо выполнять в начале основной части урока, когда ребята полны сил и энергии. Затем, по мере увеличения тренированности и адаптации к физическим нагрузкам, в течение следующих месяцев выполнение комплексов упражнений переносится на конец основной части урока, чтобы освободить время для освоения элементов техники, необходимой для выполнения разрядов и обеспечить рост силовой подготовки.

Опыт и его результаты.

Развитие спортивной гимнастики характеризуется постоянным повышением сложности произвольных упражнений, совершенствования комбинаций, а также поиском новых способов использования известных движений. В результате изменений правил соревнований по спортивной гимнастике в последнее десятилетие в сторону усложнения и увеличения требований к выполнению комбинаций необходимо увеличить и уровень специальной физической подготовки гимнастов. Для этого мною были разработаны 5 комплексов специальных физических упражнений, обеспечивающих повышение уровня специальных физических качеств и составлена план-схема распределения средств на учебный год для гимнастов групп НП второго года обучения.

В начале учебного года я определил исходный уровень СФП у групп НП второго года обучения (табл.2). Результаты сдачи контрольных нормативов показали, что у большинства гимнастов уровень СФП оказался недостаточным по сравнению с модельными характеристиками (табл.1). После применения данных комплексов упражнений в соответствующей последовательности в течение 4 месяцев (октябрь 1997 – январь 1998 гг.) в соответствие с планом подготовки гимнастов (табл.7) определяются изменения функционального состояния гимнастов по результатам сдачи контрольных нормативов 10 февраля 1998 г. (табл.3). Средние арифметические показатели контрольных упражнений увеличились: в подтягивании — на 5,5 раз, в поднимании ног в высокий угол — на 6,87 раз, в отжиманиях на брусьях — на 9,38 раз, в упоре углом на брусьях — на 10,5 сек, в прыжке в длину с места — на 7,5 см, в упражнениях на гибкость — на 0,35 балла. Тренируясь в течение последующих месяцев учебного года (февраль – май 1998 г.), в соответствии со схемой подготовки гимнастов групп НП второго года обучения (табл.7) и, применяя разработанные мною комплексы упражнений и их чередование, определяю уровень СФП 28 мая 1998г (табл.4). В результате проделанной работы средне арифметические показатели контрольных упражнений по сравнению с исходным уровнем возросли: в подтягивании — на 10,5 раз, в поднимании ног в высокий угол — на 19 раз, в отжиманиях на брусьях — на 23,25 раз, в упоре углом на брусьях — на 24 сек, в прыжке в длину с места — на 15,63 см, в упражнениях на гибкость — на 0,52 балла.

Принимая участие в соревнованиях от 28 мая 1998г. по СФП в СДЮСШОР №1 г. Астрахани гимнасты, тренирующиеся по предложенным комплексам упражнений и схемой распределения средств показали более высокие результаты, чем их сверстники в других группах, заняли призовые места, а именно: в возрасте 6-7 лет I место занял Тушнов Ваня, II место — Филиппов Саша, III место — Абрамов Илья, в возрасте 8-9 лет I место — Копнин Юра, II место — Олейников Гриша, III место — Сорокин Саша.

Тренируясь по данной схеме распределения средств, используя её на себе я достиг следующих результатов: в подтягивании в висе на одной руке рывком — 20 раз, силой — 8 раз, с грузом 16 кг — 1 раз, в отжимании в упоре на брусьях с грузом 84 кг — 1 раз. Стал чемпионом области по армрестлингу в 1996, 1998 гг. в весовых категориях до 70, 65 кг соответственно.

Выводы.

В результате проделанной работы определил, что:

Чем больше частота специальных физических упражнений и суммарная величина нагрузки, тем тщательнее должен быть контроль за их кумуляционным эффектом и тем большее значение приобретает искусное регулирование нагрузок применительно к уровню подготовленности, адаптационным возможностям и индивидуальным особенностям занимающихся.

При определении объёма и интенсивности нагрузок, обеспечивающих оптимальный тренировочный эффект, необходимо рациональное сочетание интенсивных (развивающих) нагрузок с мало интенсивными. Данный путь представляет собой реальный и ещё далеко неисчерпанный резерв роста спортивных достижений практически во всех видах спорта.

При чередовании анаэробного и аэробного энергообеспечения, учитывая направленность нагрузок на совершенствование физиологических механизмов, решается одна из главных задач — подготовка спортсменов к выполнению соревновательной нагрузки.

Необходимо содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптивных возможностей растущего организма, применительно к особенностям данного этапа онтогенеза в сенситивные периоды.

При выполнении данных комплексов специальных физических упражнений обеспечивается формирование и улучшение совокупности двигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего “двигательного образования”, в том числе и гимнастического.

Для детей младшего школьного возраста физическая нагрузка должна маскироваться эмоциональной окраской — играми, эстафетами, элементами соревнований.

Для повышения специальной силовой и скоростно-силовой подготовки необходимо использовать все вышеперечисленные средства и методы в комплексе, сохраняя данную последовательность их применения в соответствии с принципами преемственности и непрерывности занятий.

Высокий уровень специальной физической подготовки позволяет осваивать более сложные элементы техники в меньшие сроки обучения, исключая травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Список литературы

Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье: мужские виды. – М.: Физкультура и спорт, 1987г. — 480 с.

Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лепсос, 1994г. — 368 с.

Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. – М.: Высш. шк., 1989г. — 383 с.

Зверев С.М. Программа для внешкольных учреждений. Спортивные кружки, секции. – М.: Просвещение, 1986г. — 431 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991г. — 543 с.

Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1976г. — 256 с.

Стюарт МакРоберт. Думай. СП “Уайдер спорт”, 1997г. — 223 с.

Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980г. — 255 с.

Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1992г. — 351 с.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991г. — 224 с.