Реферат: Стратегия и тактика руководства предприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества на примере ОАО "Лента"

Название: Стратегия и тактика руководства предприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества на примере ОАО "Лента"
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра менеджмента

Реферат по курсу «Управление качеством»

Тема «Стратегия и тактика руководства предприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества на примере ОАО «Лента»

Студент: Шаймарданова Гузель Наиповна

Преподаватель: Волков Олег Гаврилович

Дата регистрации:____________________

Оценка:_____________________________

Объем эссе (в тыс. слов):______________

ЧЕБОКСАРЫ

2007-2008 учебный год


Содержание

Введение

1. Теоретические основы

1.1. Необходимость внедрения системы менеджмента качества

1.2.Сертификация систем менеджмента качества (ISO 9000)

1.3. Сертификация систем экологического менеджмента (ISO 14 000)

1.4. Сертификация системы управления охраной труда и техникой безопасности организаций (OHSAS 18 001:2007)

2. Исследовательский материал на примере ОАО «Лента»

3. Сравнительный анализ

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Сегодня с возросшим интересом у российских предпринимателей интересом к сертификации по стандартам каждый понимает, что наличие у предприятия сертификата серии ISO (ИСО 9000, ИСО 14000, ИСМ), OHSAS 18001:2007, - не дань моде и не отличительная черта отдельно взятой группы предприятий, это жизненная необходимость, фундамент бизнеса и залог его успешного развития. Для того чтобы компания результативно работала, на предприятии должна быть внедрена и сертифицирована система менеджмента качества.

Сама формулировка «Стратегия и тактика руководства предприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества…» раскрывает весьма обширный спектр тем – это и стратегия предприятия на длительный период времени, и оперативный план на ближайшее время, связанные с внедрением системы менеджмента качества. Правильнее будет остановиться на основополагающих, то есть ключевых моментах.

Цель данной работы – изучение главных аспектов организации по разработке и внедрению системы менеджмента качества, разработка новой технологии на примере организации – ОАО «Лента». Сложившаяся там, подтвержденная сертификатом, система менеджмента качества не отвечает требованиям руководителей, вследствие этого на предприятии необходимо внедрить интегрированную комплексную систему менеджмента.

В работе перед нами стоит задача закрепить и углубить теорети­ческие знания, получить практическую подготовку по дисциплине на ос­нове самостоятельного изучения литературы по управлению качеством: уметь практически оценивать теоретические положения, делать объективные выводы и предложения.

В работе использованы идеи как западных специалистов – Кросби, Джурана,– так и отечественных – Васильева А.В., Данилова И.П. и др. Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы понадобилось не только изучить «книжный», то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными публикациями на тему, а также изучить некоторую информацию в Интернете.


1. Теоретические основы

1.1. Необходимость внедрения системы менеджмента качества

Российские компании, независимо от своего размера и сферы деятельности, постоянно сталкиваются с необходимостью решения бизнес - задач, связанных с рентабельностью, качеством управления, продукции и услуг, усовершенствованием технологий, достижением устойчивого развития.

Число российских предприятий, внедривших системы менеджмента, стремительно растет с каждым годом.

При этом если несколько лет назад сертификаты соответствия международным стандартам серий ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001:2007, ИСМ можно было встретить исключительно у предприятий-гигантов, то сейчас сертификация все активнее затрагивает малый и средний бизнес.

Разработка и внедрение Систем менеджмента – процесс, требующий вовлечения ведущих специалистов компании. В зависимости от численности работающих и сложности процессов в организации, работы могут длиться от 6 месяцев до 1 года (и более)./www.isocenter.ru/

1.2. Сертификация систем менеджмента качества (ISO 9000)

Серия международных стандартов ISO 9000 обобщает передовой мировой опыт в области менеджмента качества. Стандарты содержат требования к системе организации управления производством, призванные обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции.

В условиях современного рынка внедрение системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам серии сертификатов ISO 9000 является одним из способов привлечения потребителя и веским доказательством состоятельности и конкурентоспособности компании.

Внедрение в организациях систем менеджмента (ISO 9000), это:

· Обозначение реальных целей предприятий и организаций;

· Четкое распределение ответственности между всеми работниками предприятия за реализацию поставленных целей и задач;

· Исключение дублирующих процессов на производстве;

· Оперативное реагирование на изменение запросов потребителей;

· Улучшение корпоративной культуры предприятия;

· Сохранение и совершенствование накопленных знаний и любой важной для организации информации (технологии, требования к качеству работ);

· Обеспечение успешной сертификации на соответствие требованиям международных стандартов в органе сертификации, в том числе и ISO 9000;

· Укрепление имиджа организации.

1.3. Сертификация систем экологического менеджмента (ISO 14 000)

Ключевым понятием серии ISO 14 000 является понятие Системы Экологического Менеджмента в организации.

Система Экологического Менеджмента - часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики.

Внедрение в организации системы экологического менеджмента, это:

· Подтверждение способности предприятия к устойчивому развитию и повышению экологической эффективности деятельности компании;

· Увеличение инвестиционной привлекательности компании;

· Подтверждение корпоративной социальной ответственности руководства компании;

· Укрепление имиджа компании.

1.4. Сертификация системы управления охраной труда и техникой безопасности организаций (OHSAS 18 001:2007)

Разработка и внедрение системы управления охраной труда и техникой безопасности организаций осуществляется по Международному стандарту OHSAS 18001:2007 "Система менеджмента здоровья и безопасности" (Occupational Health and Safety Assessment Series).

В России этому стандарту соответствует национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации". Требования данного стандарта применимы вне зависимости от сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность сертифицируемая организация.

Условия сертификации систем охраны труда и техники безопасности:

· Построение элементов коммуникаций предприятия для выполнения задач охраны труда и техники безопасности;

· Политика и цели в области охраны труда и техники безопасности;

· Гармоничное сочетание основных задач предприятия с элементами менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;

· Документирование в области охраны труда и техники безопасности;

· Условия для развития менеджмента в области охраны труда и техники безопасности.

Наличие сертификата OHSAS 18001:2007 позволяет:

· Осуществлять контроль над опасными производственными факторами;

· Управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;

· Предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций;

· Снижать потери от несоответствующей деятельности;

· Интегрироваться с действующими на предприятии системами менеджмента;

· Внести положительные изменения в имидж предприятия;

· Система управления Охраной Труда и Техникой Безопасности является одной из составных частей, общей системы менеджмента компании.


2. Исследовательский материал на примере ОАО «Лента»

ОАО "Лента" – ведущий производитель на рынке Чувашии текстильных лент различного назначения, производит более 400 наименований продукций и владеет 30% доли производства рынка текстильных лент в России.

ОАО "Лента" оснащено лентоткацким, плетельным, швейным и красильно-отделочным оборудованием, что позволяет гибко подходить к выполнению заказов и выпускать продукцию, отвечающую любым пожеланиям потребителей с самыми высокими требованиями.

ОАО "Лента", находящаяся по адресу г. Чебоксары, ул. Калинина, 68, заключила договор с компанией "Центр внедрения ISO 9000", г. Чебоксары, на оказание услуг по разработке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ISO 9001:2000. 20-23 января 2004 года эксперты Центра приступили к выполнению первого этапа договора и посетили предприятие с целью анализа состояния управления качеством. Далее были проделаны все необходимые мероприятия по внедрению системы, исправлены недочеты в работе, а именно была тщательно проанализирована организационная структура, были выявлены промахи, при помощи консалтинговой компании были распределены полномочия и ответственность между подразделениями, проведен 2-х часовой семинар для руководителей и специалистов с обсуждением вопросов, касающихся разработки и внедрения системы менеджмента качества и многие другие мероприятия, необходимые для сертификации.

ОАО «Лента» сертифицировало систему менеджмента качества на соответствие требований МС ISO 9001:2000, сертификат № 41008 от 15 апреля 2005 г., сертификационным органом являлся - Moody International Certification.

Областью регистрации является разработка и производство лент текстильных, тесьмы, шнуров, строп текстильных, тросов, упряжи сельскохозяйственной.

Но это было в 2005 году. На сегодняшний день руководитель организации - Тартыгина Зинаида Яковлевна ставит новые цели в работе, она считает, что системы менеджмента качества на соответствие требований МС ISO 9001:2000 недостаточно, и она уже готовит программу мероприятий по внедрению и разработке комплексной системы менеджмента, куда будут входить помимо ISO 9001:2000 , также и OHSAS 18 001 и ISO 14000, мероприятия же эти в свое время делятся на тактические и стратегические. Стратегическая цель организации – получение сертификата интегрированной системы менеджмента (ИСМ), тем самым став еще более конкурентоспособным предприятием.

Оперативный план можно составить уже сегодня, он включает следующие мероприятия:

· выбор наилучшей консалтинговой компании, с которой будет работать организация в будущем;

· заключение с ними договора на оказания услуг;

· самостоятельно проанализировать существующую систему менеджмента. Оценить степень соответствия действующей системы требованиям стандартов ГОСТ Р ISO 9001, ГОСТ Р ISO 14001, OHSAS 18001. Составить рекомендации по доработке системы менеджмента с целью достижения соответствия ее установленным требованиям. Установить направления и виды деятельности, реализация которых обеспечит соответствие действующей системы менеджмента требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001 (ISO 9001:2000), ГОСТ Р ISO 14001-98 (ISO 14001), OHSAS 18001. Составить отчет о состоянии системы менеджмента качества и степени соответствия ее требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001 (ISO 9001:2000), ГОСТ Р ISO 14001-98 (ISO 14001), OHSAS 18001.

· Провести обучение высшего руководства организации по теме "Принципы построения комплексной системы менеджмента качества, управления промышленной безопасностью и окружающей средой" Разработать учебно-методические материалы. Отправить группу из нескольких человек на повышение квалификации;

· проанализировать сложившуюся организационную структуру, исправить ее в соответствии с требованиями интегрированной системы менеджмента;

· выполнять требования консалтинговой фирмы, осуществляющей помощь в сертификации;

· выбор органа по сертификации, международных и национальных системах сертификации.

В зависимости от состояния системы менеджмента качества организации возможна корректировка объемов работ.

Также в процессе консультирования консалтинговой фирмой, с которой предстоит работать, необходимо будет рассмотреть:

- Организацию разработки и внедрения комплексной системы менеджмента;

- Разработка политики и целей;

- Реализация процессного подхода;

-Распределение ответственности и полномочий в комплексной системе менеджмента;

- Управление документацией;

- Управление записями;

- Внутренний аудит комплексной системы менеджмента;

- Корректирующие действия;

- Предупреждающие действия;

- Управление несоответствующей продукцией.


3. Сравнительный анализ

Исследовав сравнительно большой объем материала по данной тематике можно сделать некоторые выводы, а именно, что, по мнению многих ученых-экономистов, менеджеров и прочих людей, занятых непосредственно в бизнес-процессах, на сегодняшний день в жестких условиях конкуренции, внедрение системы менеджмента качества на основе ISO 9000 является необходимым элементом.

Мое мнение расходится между тем, что это реальная надобность любой организации, тем, что это для российских предприятий это всего лишь дань моде, которая, как известно всем то приходит, уходит и возвращается вновь через некоторый промежуток времени и тем, что это в условиях рыночной экономики, когда каждый бизнесмен, менеджер, специалист ищет свободную нишу, которую реально забить своими знаниями в области, а в данном случае к этому относится «управление качеством».

Немного поясню выше изложенное высказывание, сопоставив его с объектом исследования данного эссе – с ОАО «Лента».

Реальная надобность в моем контексте несет следующий смысл: в стратегическом планировании любой организации должны преследоваться две главные цели, это стабилизация и постоянное развитие, здесь уместно вспомнить изученную теорию волчка и мертвой пирамиды, именно придерживаясь ее можно достичь успеха в бизнесе, создав конкурентное преимущество суметь его удержать и получать от этого стабильную прибыль и этот цикл повторять постоянно, никогда не останавливаясь на достигнутом.

Несколько лет назад внедренная система менеджмента качества являлась, на мой взгляд, конкурентным преимуществом, так как подобных компаний было не так много, и, несмотря на большие различия в качестве продукция имеющая сертификат ISO являлась более конкурентоспособной, а вследствие этого более дорогостоящей. В подтверждении этого можно проанализировать деятельность предприятия «Лента», внедрив систему менеджмента качества на основе ISO 9000, прибыль организации увеличилась, благодаря вытеснению с завоеванного рынка уже неконкурентоспособных соперников и этим добиться выход на всероссийский рынок, охватив 30% доли производства рынка текстильных лент в России. Сегодня сертификат ISO, пройдя путь в двадцать с небольшим лет, уже не является новшеством, но, тем не менее, его наличие я считаю необходимым наряду с такими документами как, например, устав/учредительный договор, ежегодный отчет о прибылях и убытках и другими.

Дань моде, я определяю словами: «современный менеджер, управляющий какой-либо организацией не должен уступать своим соперникам», отставание от моды в данном случае есть регресс, постепенная гибель организации. Для более полного понимания моей мысли надо выделить такое понятие как стиль, оно принципиально отличается от понятия «мода», оно всегда является более выигрышным. Так вот стилем, на мой взгляд, обладают такие предприятия, которые сумели одними из первых внедрить систему менеджмента качества на основе ISO 9000 и которые сейчас, в подтверждении правильно идущей стратегии ОАО «Лента», желают внедрить интегрированную систему качества, включающую ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18 001, на сегодняшний день не являющейся особо востребованной, но, несомненно, «модной» в недалеком будущем.

Завершающую мысль о том, что это просто нажива, перевод денег от одних рук в другие, можно подтвердить следующим: в России буквально за небольшой промежуток времени было образовано более 1000 консалтинговых организаций, занимающихся сертификацией предприятий. Создано неимоверное количество новых рабочих мест, что, несомненно, является плюсом для развития экономики страны в целом, но и ведь это не простой сравнительно дешевый рабочий персонал, а высококвалифицированные кадры, требующие соответствующего вознаграждения за свой труд. И эта оплата идет из финансовых источников предприятий-изготовителей, которые переносят данные расходы на себестоимость продукции/услуг, а вследствие этого, в конечном счете, за все понесенные расходы расплачивается потребитель. Вот такая образуется не совсем приятная для нас-покупателей взаимосвязь.

В целом подводя итог по планированию системы менеджмента качества на ОАО «Лента» можно сказать, что предприятие, на мой взгляд, является «волчком», оно, внедрив систему менеджмента качества на основе ISO 9000 и захватив огромную нишу по предложению данного вида продукции, не остановилось в своем развитии, оно продолжает вертеться, подпиткой которому для дальнейшего рывка является внедрение и разработка комплексной системы менеджменты качества. Грамотное руководство предприятия понимает, что популярность данного сертификата уже на подходе, ведь экология и безопасность являются неотъемлемыми атрибутами качественной продукции, тем самым повышая имидж и репутацию организации.


Заключение

Современный бизнес действует в постоянно изменяющейся внешней среде. Постоянно появляются новые требования к ведению дела, в данной работе были рассмотрены такие понятия как система менеджмента качества на предприятии, более углубленно изучены теоретические основы по данной тематике, проанализирована деятельность, связанная с внедрением системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Лента», определены ее стратегические и тактические планы. Было высказано свое личное мнение, предложения и рекомендации под творческим и критическим углом зрения.

Исходя из слов известного высказывания: «количество переходит в качество», внедрение системы менеджмента качества на основе ISO 9000 является необходимой задачей каждого предприятия. Люди, несмотря на сравнительно недавно прошедший этап, связанный с командно-административной экономикой, а вместе с ней всеми ненавистными талонами, к сожалению, уже успели насытиться ассортиментом и количеством. Сейчас каждый уважающий себя человек ценит качество продукции и готов даже переплатить за это.

В заключение данной работы, следует отметить, что в ближайшем будущем Россия вступит в ВТО, и одним из главных критериев участия в международной торговле станет наличие сертификата ISO 9000. Об этом надо подумать всем предприятиям, которые хотят развиваться, хотят, чтобы их продукция была востребована не только на российском рынке товаров и услуг, но также пробиться на мировой рынок. Также это должна быть прерогатива непосредственно государства, политика государства должна поддерживать данную программу развития.