Контрольная работа: Отличия коммерческЛиквидность коммерческого банка. Безналичные расчеты

Название: Отличия коммерческЛиквидность коммерческого банка. Безналичные расчеты
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: контрольная работа

Чем отличается коммерческий банк от небанковской кредитной организации?

Как уже отмечено, бюджетом и налогами занимаются исключительно государственные органы. Что же касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных же субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций, к числу которых можно отнести:

· фондовые и валютные биржи;

· страховые и финансовые компании;

· инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;

· инкассаторские организации;

· клиринговые организации (палаты, центры);

· брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;

· небанковские депозитно-кредитные организации;

· кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;

· ломбарды.

Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях).

Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: 1) производственные предприятия; 2) хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются.

Предприятия в своей основе имеют отраслевую специализацию. Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиваться действиями на оптовом рынке, либо доходить и до розничной торговли своим продуктом собственными силами.

Все остальные хозяйствующие организации основную свою деятельность осуществляют в сфере обращения. Это не значит, что они ничего не производят. Просто главная их функция – создавать условия для доведения созданных в материальном производстве благ до конечного потребления, обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена . Это предполагает выполнение ими множества разнообразных конкретных задач. В силу этого организации сферы обращения вынуждены функционально специализироваться.

Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям. Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороны общественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должны тем или иным образом «делить обязанности» между собой. К этому их принуждают следующие 4 причины:

1) чрезвычайно широкий перечень рыночных денежных операций;

2) ограниченные возможности (материальные, финансовые, кадровые, организационные, технические и др.) любой отдельно взятой организации;

3) законодательные ограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения, накладываемые на участников рынка силами конкуренции;

4) изначальное содержательное различие между банками и иными кредитными организациями.

Первые 3 причины достаточно ясны и едва ли нуждаются в дополнительных пояснениях. Рассмотрим четвертую. Есть по крайней мере 2 признака, существенно отличающих банки от всяких НКО, ставящие банки в особое положение.

Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи?

Во-первых , способность банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении; во-вторых , первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия и НКО; в-третьих , обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическими лицами.

Банки – основное звено финансового рынка, т.е. это единственные организации, способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узкоспециализированными, т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Сказанное выше не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом – он вправе делать это (в отличие от небанковских кредитных организаций), если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (при этом перечень операций не остается неизменным), другими – меньше (чтобы не уйти с данного рынка или только по требованиям клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера готовности самих банков к проведению тех или иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.

Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности.

Ликвидность коммерческого банка, ее регулирование с помощью экономических нормативов

Ликвидность – это быстрота и лёгкость реализации, обратного превращения ценностей, актива в деньги. Естественно, банкам, как и другим звеньям экономики, необходимы средства в ликвидной форме, т.е. такие активы, которые либо уже являются деньгами, либо легко могут быть превращены в деньги с небольшим риском потерь или вовсе без такого риска; термин «ликвидность» обычно используется для обозначения определенной способности банка (или другого хозяйствующего субъекта), определенного качества его активов.

Все активы банка с точки зрения принципиальной возможности и быстроты их превращения в деньги, причем в такие, которыми он в любое время может свободно распорядиться, можно сгруппировать следующим образом.

Первоклассные ликвидные средства – средства, находящиеся в состоянии немедленной готовности, т.е. уже являющиеся или почти являющиеся деньгами. Сюда могут быть отнесены средства в кассе и приравненные к ним средства, деньги на корреспондентских счетах в ЦБ и в других банках (за исключением тех из них, которые в данный момент оказались в числе проблемных), векселя первоклассных эмитентов, некоторые государственные ценные бумаги.

Ликвидные средства – средства, которые в ближайшее время могут быть превращены в деньги. Это могут быть возвращаемые кредиты и другие платежи в пользу банка с реальным сроком исполнения в ближайшие 30 дней, часть ценных бумаг, которыми располагает банк, и другие активы.

Низколиквидные средства – активы, которые в принципе могут быть реализованы, но вероятнее всего не так скоро, как это может требоваться банку, и со значительными потерями в цене таких активов.

Неликвидные средства – активы, обратить которые в деньги скорее всего не удастся (просроченные и безнадежные долги банку, активы банка, покупателя на которые не найдется).

Существует два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как запас или как поток . Наиболее распространенным является первый – по принципу запаса (остатков ). Для него характерно:

а) определение уровня ликвидности на основе данных об остатках активов и пассивов баланса банка на определенную дату (возможные изменения объема и состава активов и пассивов внутри периода во внимание не принимаются);

б) измерение уровня ликвидности таким образом, когда оцениваются только те активы, которые можно превратить в деньги, и далее имеющийся запас ликвидных активов сравнивается с потребностью в ликвидных средствах на определенную дату (не принимаются во внимание ликвидные средства, которые можно получить на денежном рынке и в виде притока доходов);

в) оценка уровня ликвидности по данным баланса, относящимся к прошедшему периоду (оценка обращена в прошлое, в то время как важно состояние ликвидности в настоящем периоде).

В рамках данного подхода можно дать следующее определение ликвидности баланса: баланс банка является ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств актива покрывать (удовлетворять) срочные обязательства по пассиву.

Фактически здесь имеются в виду, конечно, отражаемые в балансе активы и пассивы (активные и пассивные операции) банка, но не сам баланс, поскольку было бы бессмысленно говорить о ликвидности или неликвидности баланса как бухгалтерского документа.

Более широким и эффективным следует признать второй подход к ликвидности – по принципу потока (оборота ). В этом случае анализ состояния ликвидности может вестись непрерывно, причем его уже не обязательно сводить к анализу баланса, поскольку появляется возможность учитывать способность банка получать кредиты и займы, обеспечивать приток денег от текущей операционной деятельности.

В этом случае правильнее говорить о ликвидности банка, которая может быть определена так: банк является ликвидным, если сумма его ликвидных активов и ликвидных средств, которые он может быстро мобилизовать из других источников, достаточна для своевременного погашения его текущих обязательств.

Ликвидность баланса банка – основной фактор ликвидности самого банка.

На ликвидность баланса банка влияет множество факторов, главные из которых:

· структура пассивов – чем выше в общей сумме заемных средств доля ресурсов, привлеченных на определенный срок, тем легче банку поддерживать нужный баланс между активами и пассивами по срокам и суммам, тем выше его ликвидность;

· структура активов – чем больше в общей сумме активов доля первоклассных ликвидных активов, тем выше ликвидность банка. Здесь, однако, следует помнить, что такие активы (наличность в кассе и др.) не дают дохода, поэтому структура активов, которая отвечала бы только данному критерию, не могла бы считаться оптимальной. С учетом этого банк должен искать и находить равновесное решение между необходимостью поддерживать на хорошем уровне свою ликвидность и потребностью обеспечивать себе максимальную доходность;

· соотношение сроков привлечения и сроков размещения ресурсов – оптимальным можно считать такое соотношение, которое означает поддержание в каждый данный плановый период деятельности банка динамического равновесия между двумя величинами: суммой предстоящих банку платежей и суммой денег, которую банк сможет направить в активы, включая деньги, которые уже размещены, но должны высвободиться. То есть правило здесь такое: каков пассив, таким должен быть и актив;

· степень рискованности активных операций ;

· качество управления банком.

На ликвидность банка кроме названных влияют и другие факторы, в том числе: объем, структура и сроки выполнения забалансовых операций; возможность быстрой мобилизации средств из иных источников.

Ликвидность банка зависит также от внешних факторов. К ним можно отнести:

· долгосрочные (обусловленные сдвигами в потреблениями, инвестиционном процессе, научно-техническом прогрессе);

· циклические (отражающие колебания деловой активности);

· изменения в денежной и кредитной политике Центрального банка;

· сезонные (связанные с сезонными видами производства);

· случайные и/или чрезвычайные (вызванные особенностями деятельности клиентов).

Уровень ликвидности банка – дело прежде всего самого банка, квалификации и профессионализма его руководства, которое может и обязано определять соответствующую политику и выбирать предпочтительный для данного банка в данных реальных обстоятельствах уровень ликвидности. Вместе с тем делать это следует в рамках тех требований, которые ЦБ предъявляет к этому аспекту работы банков.

Как уже было показано выше, проблема ликвидности банка включает в себя проблемы его пассивов, активов и их соответствия. С учетом этого требования ЦБ, которые он предъявляет к данному аспекту работы банков, как они представлены в его Инструкции № 110 «Об обязательных нормативах банков », сводятся к двум основным моментам. Во-первых, ЦБ предписывает всем банкам классифицировать их активы в зависимости от степени связанных с ними рисков на 5 групп, каждая из которых имеет нормативный коэффициент риска (от 0 до 100%). Во-вторых, ЦБ обязывает все банки соблюдать следующий ряд экономических нормативов ликвидности.

Таблица 1 - Обязательные нормативы ликвидности

Норматив Определение норматива Допустимое значение норматива, %
Мгновенной ликвидности – Н2 Отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования Не менее 15
Текущей ликвидности – Н3 Отношение суммы ликвидных (включая высоколиквидные) активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней Не менее 50
Долгосрочной ликвидности – Н4 Отношение всей долгосрочной (свыше года) задолженности банку к сумме его собственного капитала и долгосрочных (свыше года) обязательств по принятым депозитам и полученным кредитам Не более 120

Принципы организации безналичных расчетов

Все расчетно-платежные операции в РФ проводятся по единым правилам, установленным в законодательстве и нормативных актах, издаваемых главным образом Банком России. К последним следует отнести прежде всего положения № 2 от 3.10.2002 г. «О безналичных расчетах в РФ» (части Общая и I)¹, № 222 от 1.04.2003 г. «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ», № 199 от 9.10.2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ». Названные документы допускают проведение безналичных платежей в следующих формах:

1) платежными поручениями;

2) чеками;

3) аккредитивами;

4) по инкассо.

Поскольку безналичные платежи не предполагают использование наличных денег, то проводить их можно только с помощью специальных расчетных документов, известных как инструменты безналичных платежей (безналичного оборота). При этом под расчетным (платежным) документом понимается оформленное надлежащим образом (в виде документа на бумаге или электронного документа):

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денег со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) о списании денег со счета плательщика и их перечислении на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Законы и документы Банка России допускают проведение безналичных платежей с использованием следующих инструментов (расчетных документов):

1) платежного поручения;

2) аккредитива;

3) чека;

4) платежного требования;

5) инкассового поручения.

Исправления, помарки и подчистки в платежных документах не допускаются.

Платежное поручение (распоряжение о банковском переводе) – это поручение клиента обслуживающему банку перечислить (списать) определенную сумму с его счета и зачислить ее на счет получателя в оплату товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в порядке предварительной оплаты, либо в счет выполнения его иных финансовых обязательств (например, перед бюджетом).

В платежном поручении на перечисление средств клиент-плательщик указывает: • дату составления документа (при необходимости и дату проведения платежа); • свое наименование; • код и реквизиты банка-плательщика; • № своего счета в банке и свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); • сумму (цифрами и прописью); • наименование получателя; • код и реквизиты банка-получателя; • способ отправки документа (почтой, телеграфом и т.д.); • № счета в банке-получателе;

Действие данного Положения не распространяется на безналичные расчеты (платежи) с участием физических лиц, а также на отношения между органами, выполняющими контрольные функции и взыскивающими средства в соответствии с законодательством, и фактическими получателями таких средств.

• ИНН получателя; • назначение платежа (со ссылкой на номер и дату счета или другого документа, подтверждающего отпуск товара, выполнение работы или оказание услуги); • очередность проведения платежа.

Ответственное лицо клиента самостоятельно заполняет платежное поручение, подписывает его у должностных лиц, заверяет оттиском печати и представляет в банк операционисту, ведущему расчетный счет данного клиента.

Первый экземпляр используется для списания средств со счета клиента; 2-й экземпляр либо предназначается банку-получателю, если перечисленная сумма должна быть зачислена на счет в другом банке, либо используется как мемориальный ордер для зачисления денег на нужный счет, если счет получателя также ведется в данном банке; 3-й экземпляр предназначен получателю платежа; 4-й, заверенный оттиском печати и подписью специалиста банка, удостоверяющими прием поручения, возвращается клиенту.

На всех экземплярах платежного поручения операционист проставляет дату и свою подпись, а кроме того, на первом экземпляре (а также на втором, когда поручение служит мемориальным ордером) указывает остаток средств на счете клиента после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счет клиента и операционный дневник. Если сумма подлежит зачислению на счет в том же банке, то в дневник записывается сумма, списанная с одного счета, и отдельной строкой – сумма, зачисленная на другой счет. Три экземпляра поручения (или два, если счета плательщика и получателя ведутся в одном банке) направляются в составе отчета бухгалтерию банка.

Платежные поручения применяются и при финансовых платежах, к которым относятся: • платежи страховым органам; • перечисления средств в благотворительные фонды; • перечисление средств дочерним предприятиям; • уплата налогов; • уплата паевых взносов; • перечисление денег в пенсионный фонд; • выплата дивидендов юридическим лицам и др.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Технология расчетов платежными поручениями представлена на схеме 1.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку заплатить указанную в нем сумму предъявителю чека (чекодержателю).

Для безналичных платежей могут применяться чеки, выпускаемые банками. Такие чеки могут использоваться:

- клиентами данного банка (на основании договоров банка с клиентами);

- в межбанковских расчетах и платежах в рамках корреспондентских отношений (на основании договоров банка с клиентами и межбанковских соглашений).

Чеки банков не применяются для расчетов и платежей через подразделения расчетной сети Банка России. Технология платежей чеками представлена на схеме 2.

Основные правила работы с чеками:

· в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;

· не допускается отзыв чека до истечения срока, в течение которого он может быть предъявлен к оплате;

· выдача чека не погашает денежное обстоятельство, во исполнение которого он выдан;

· чек оплачивается за счет средств чекодателя;

· чек подлежит оплате при условии предъявления его к оплате в срок, установленный в законе;

· плательщик обязан удостовериться всеми доступными способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным на то лицом;

· лицо, оплатившее чек, вправе потребовать, чтобы чек ему передали с распиской в получении платежа;

· предъявление чека на инкассо в банк, обслуживающий чекодержателя, считается предъявлением чека к платежу;

· средства по инкассированному чеку зачисляются на счет предъявителя чека после получения платежа от плательщика, если иное не предусмотрено в договоре между чекодержателем и банком.

Непременным условием использования в расчетах чеков является то, что чекодатель должен вручить чек поставщику в момент получения товаров (работ, услуг).

Аккредитив – форма платежей, при которой банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется заплатить получателю средств либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) заплатить получателю средств при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Существует несколько видов аккредитивов:

покрытый (депонированный ) – аккредитив, при открытии которого банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо за счет предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента;

непокрытый (гарантированный ) – аккредитив, при открытии которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (при наличии корреспондентских отношений);

безотзывный аккредитив – аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств;

отзывной аккредитив – аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем средств, в котором следует указать: ▪ наименование банка-эмитента; ▪ вид аккредитива; ▪ способ его исполнения; ▪ способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; ▪ перечень и точную характеристику документов, представляемых для получения средств по аккредитиву; ▪ сроки представления документов и требования к их оформлению.

Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку (банку-эмитенту) заявление установленного образца, в котором плательщик обязан указать: ▪ № договора, по которому открывается аккредитив; ▪ срок действия аккредитива (дата закрытия); ▪ наименование получателя средств; ▪ наименование банка, исполняющего аккредитив; ▪ место исполнения аккредитива; ▪ полное и точное наименование документов, против которых будут производиться выплаты по аккредитиву; ▪ вид аккредитива (с указанием необходимых данных о нем), под какую сделку он открывается; ▪ срок совершения сделки (отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг); ▪ сумму аккредитива; ▪ способ реализации аккредитива.

Способ расчета аккредитивом показан на схеме 3.

При выплате по аккредитиву банк получателя средств (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение получателем средств всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств на нем заявленным образцам.

Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Расчеты по инкассо – форма отношений, при которой банк обязуется по поручению и за счет клиента осуществлять необходимые действия, чтобы получить платеж (или акцепт платежа) от плательщика – лица, имеющего долг перед клиентом. Для выполнения данного поручения банк может привлечь другой банк. Если указанные действия не приводят к необходимому результату, то банк обязан немедленно известить об этом клиента, проинформировав его о причинах неплатежа или отказа от акцепта, и запросить у него указания относительно дальнейших действий.

Принципиальная схема отношений при этом следующая.

1. Покупатель и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму

расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа.

2. Поставщик готовит комплект документов, указанных в договоре. Вместе с расчетными

документами этот комплект поставщик представляет в свой банк, которому поручает операцию инкассирования.

3. Банк поставщика, проверив наличие всех реквизитов и идентичность заполнения всех

экземпляров расчетных документов, направляет их вместе с отгрузочными и товарораспорядительными документами в банк покупателя с инструкциями в отношении перевода средств, полученных от покупателя.

4. Банк покупателя, получив указанные документы, направляет покупателю извещение о том,

что документы получены, и просит акцептовать и/или оплатить их.

5. Покупатель акцептует и/или оплачивает представленные расчетные документы.

6. После оплаты банк покупателя выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные

документы, и покупатель встает во владение товаром.

7. Полученные от покупателя средства банк покупателя переводит в банк поставщика.

8. Банк поставщика зачисляет полученную из банка покупателя сумму на счет поставщика.

Рассматриваемая форма включает в себя следующие «расчеты».

Платежными требованиями

Инкассовыми поручениями

· Представленные в банк плательщика платежные требования оплачиваются в порядке

предварительного их акцепта или в безакцептном порядке. В первом случае указанные расчетные документы помещаются в картотеку № 1 к внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до момента получения акцепта плательщика. Срок акцепта – 3 рабочих дня, не считая дня поступления расчетных документов в банк.

· Плательщик вправе отказаться от акцепта платежного требования по мотивам,

предусмотренным в договоре. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным и подлежит оплате. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежного требования несет плательщик. Споры по существу отказов от акцепта банки не рассматривают. Все возникающие разногласия должны решаться в претензионно-исковом порядке.

· При отсутствии у плательщика средств акцептованные платежные требования помещаются

в картотеку № 2 к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

· При приеме от предприятий и организаций расчетных документов и помещении их в картотеку банки обязаны проверять наличие всех реквизитов и идентичность их заполнения во всех экземплярах. Ответственность за невыполнение указанного требования несут банки, принявшие расчетные документы к пересылке и оплате.

· Инкассовые поручения составляются предприятиями и организациями в случаях, когда они располагают правом бесспорного списания средств со счетов своих должников. Средства со счетов клиентов могут списываться без получения дополнительного согласия последних: на основании исполнительных и приравненных к ним документов; по распоряжениям взыскателей в случаях, предусмотренных в законодательстве или договорах.

· Требования к составу расчетных документов и правилам их заполнения могут изменяться в соответствии с законодательством и правилами Банка России.

Платежное требование – требование кредитора к плательщику оплатить стоимость продукции (работ, услуг). Если в течение трех рабочих дней со дня поступления требования плательщику от него не получен ответ с отказом от платежа, то требование считается акцептованным и подлежит и подлежит оплате плательщиком.

Применение платежных требований, оплачиваемых без акцепта плательщика, может иметь место лишь в случаях, установленных в договоре сторон или законе. Так, без акцепта плательщиков списываются средства в оплату потребляемой электрической и тепловой энергии. Однако такой порядок не распространяется на бюджетные организации и население. Кроме того, необходимо иметь в виду следующее:

- Средства могут списываться со счета безакцептно только при наличии письменного распоряжения должника обслуживающему банку об исполнении выставляемых получателем требований;

- Давая кредитору возможность списывать средства со своего счета без акцепта, должник подвергается риску необоснованного списания средств недобросовестным кредитором.

Типы внутренних организационных структур

Организационные структуры внутреннего построения банка с определенной долей условности делятся на 2 большие группы: классические и адаптивные.

К классическим (традиционным ) формам организационного построения банков относятся:

функциональные подразделения и службы;

дивизиональные подразделения и службы.

Функциональные структуры – это более или менее обособленные подразделения (службы), реализующие функции в соответствии с делением всей деятельности банка на главные части или отрасли, которые достаточно легко разграничить содержательно.

Функционально организованные подразделения и службы банка, выполняющие массивы однотипных задач, в свою очередь можно разделить на следующие 2 подгруппы:

- основные (функциональные) подразделения, выполняющие задачи, конституирующие саму природу банковской деятельности, т.е. либо непосредственно создающие банковские продукты, оказывающие соответствующие услуги клиентам банка, либо опосредованно участвующие в создании и реализации продуктов банка. К ним можно отнести, например, такие подразделения (департаменты, управления, отделы), как: • пассивных операций; • активных операций; • валютных операций; • операций с ценными бумагами; • бухгалтерского учета и отчетности; • планово-аналитическое; • маркетинга и др.;

- обеспечивающие подразделения. В технологическом отношении они не участвуют в основных операциях банка, выполняя задачи вспомогательного, обслуживающего характера, направленные на создание условий для надежного и эффективного функционирования подразделений 1-й подгруппы. Сюда относятся подразделения: • кадров; • нормативно-правового обеспечения; • безопасности; • информационного обеспечения; • технического обеспечения; • хозяйственное.

Если объемы задач, решаемых данными подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие подразделения.

Руководство банка с учетом его стратегии, величины, ассортимента оказываемых услуг и иных факторов должно само выбирать, какие формы и в какой комбинации создавать для использования в работе и как их разместить в общей структуре банка, а также определить принципы и механизмы взаимодействия между ними.

Подразделения функционального типа создают необходимые условия для поддержания оправданного уровня специализации подразделений банка и повышения качества его услуг. Вместе с тем данный тип построения организационных структур не всегда позволяет эффективно координировать действия подразделений при решении комплексных и «стыковых» проблем развития банка. Такие проблемы возникают при попытках банков активно и адекватно реагировать на существенные изменения параметров спроса со стороны клиентуры на банковские услуги, а также при внедрении в практику новых банковских продуктов, освоении нетрадиционных услуг, особенно если они будут носить комплексный характер. Указанного рода проблемы могут решаться путем создания дивизиональных и адаптивных организационных структур.

Узкая внутренняя специализация подразделений может препятствовать внедрению прогрессивных банковских технологий и повышению качества обслуживания клиентов. При функциональной организации это приводит к тому, что клиенту для решения своих проблем приходится обращаться в несколько подразделений банка, каждое из которых действует только в пределах собственной зоны компетентности. В подобных условиях процесс оказания клиенту услуги носит дискретный характер, занимает много времени, а клиент не получает полного представления о всех доступных вариантах решения его проблемы и не может сориентироваться в выборе лучшего из них.

Выходом из указанной ситуации оказалась модель банковской деятельности, ориентированной на результаты маркетинговых исследований. Ее воплощением можно считать, в частности, использование дивизиональных подразделений (служб) , ориентированных: • на виды реализуемых банковских продуктов (из пакетов); • на потребности отдельных групп клиентов.

Продуктовоориентированные подразделения целесообразно создавать в тех случаях,когда банк реализует своим клиентам весьма значительные объемы отдельных видов продукции (услуг) и без выделения специального подразделения со своим особым руководством эффективная реализация таких продуктов становится проблематичной. В зависимости от обстоятельств развития конкретного банка направлением его деятельности, которое требует выделения специализированного подразделения, может оказаться производство любого банковского продукта.

Построение подразделений, ориентированных на отдельные группы клиентов, означает большую или меньшую специализацию банка на обслуживании определенных слоев субъектов экономики – предварительно выделенных целевых групп, на предоставлении в первую очередь именно этим группам всего комплекса или отдельных банковских продуктов.

Адаптивными считаются организационные структуры, создаваемые банками на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных, вспомогательных (на данный момент времени) задач, позволяющие им верно реагировать на новые процессы в экономике, финансах, приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. К их числу можно отнести:

- проектные структуры (подразделения, создаваемые на временной основе для реализации крупномасштабных проектов, в том числе совместных инвестиционных);

- подразделения (службы), создаваемые для разработки и последующей реализации клиентам нового банковского продукта;

- представительства;

- банковские группы, объединения, холдинги;

- финансово-промышленные группы с участием банков.

Рассмотренные формы внутренних подразделений банков, как правило, не являются альтернативными (взаимоисключающими) в строгом смысле этого слова. Любой банк на практике должен использовать и функциональные, и дивизиональные, и адаптивные формы. Более того, сами эти понятия являются всего лишь теоретически выделенными формами, которые удобны для аналитических целей, но которых в реальной жизни нет и не должно быть в «чистом виде».

Модель организационного построения каждого конкретного банка – это уникальное (за редким исключением) сочетание названных выше форм подразделений, зависящее как от реальных условий их функционирования, так и от многих привходящих обстоятельств. Невозможно создать идеальную банковскую структуру, удовлетворяющую всем возможным требованиям. В определенном смысле организационная структура банка всегда компромиссна.

Литература

1. Банковское дело: Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006.