Курсовая работа: Методика преподавания портретной живописи в средних классах

Название: Методика преподавания портретной живописи в средних классах
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы преподавания портретной живописи в средних классах

1.1 Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре

1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена

1.3 Обзор основной методической литературы по теме исследования

2. Преподавание портретной живописи на уроках МХК

2.1 Методические рекомендации

2.2 Конспект урока мировой художественной культуры в 5 классе «Портрет – зеркало души»

Заключение

Библиографический список


Введение

В педагогической психологии к настоящему времени имеет место ряд исследований, свидетельствующих о единых для человека особенностях художественного восприятия и условиях его целенаправленного формирования. Портретные задачи в живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств.

Актуальность темы исследования . Одним из направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности, живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой и др.

Необходимым элементом восприятия произведения искусства выступает его интерпретация, рассматриваемая как фундаментальная операция мышления, своего рода толкование, разъяснение оригинала в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта восприятия. Она может выражаться как в форме непосредственных эмоциональных реакций, так и в форме критических суждений, основанных на уже имеющихся у реципиента эстетических критериях. В качестве основных критериев оценки объекта восприятия в исследовании выделяются представления о качествах, которыми, по мнению субъекта восприятия, должен обладать персонаж художественного произведения. В связи с этим основное внимание уделяется психолого-искусствоведческому анализу личности героя. Взаимодействие субъекта и объекта восприятия тождественно целенаправленной активности индивида и выступает как деятельность.

Объект исследования – восприятие портретной живописи учащимися среднего звена общеобразовательной школы (5–8 классы).

Предмет исследования – портретная живопись как средство формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры в средних классах.

Цель исследования – выявить приемы, способы и методы преподавания портретной живописи на уроках мировой художественной культуры в средних классах.

Задачи :

1) изучить литературу по теме исследования;

2) дать определение портрету и рассмотреть его виды;

3) определить психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена;

4) представить обзор основных методических источников по теме исследования;

5) рассмотреть методические рекомендации по теме исследования;

6) представить конспект урока по МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души».

Структура исследования : курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Практическая значимость работы: Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, истории, истории мировых цивилизаций, литературе, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях и в вузах (культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).


1. Теоретические основы преподавания портретной живописи в средних классах

1.1 Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительностиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 - cite_note-1 в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет) [Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, 1987].

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация [Гращенков, 1996, с.57].

На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности [Гращенков, 1996, с. 55]. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. «Портрет в своей современной функции – порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём» [Лотман, 2002, с. 349–375]. Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?» [NorbertLynton, 2001, р. 7]. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Художники создают портреты по заказу – для частных людей и общественных организаций, или же вдохновлённые собственным интересом или привязанностью к модели. Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти изображённого. Часто наследие художника включает огромное количество портретов членов его семьи – но не только по причине его привязанности к ним, а ещё и потому, что родственники являются бесплатными и наиболее удобными натурщиками.

Изображение внешности персонажа – единственное средство построения художественного образа человека в изобразительном искусстве.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Итак, определение портрета можно сформулировать таким образом: портрет есть понимание индивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения данной эпохи [Гращенков, 1996, с. 58].

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Виды портретов:

· Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами (Васильев К., «Г.К. Жуков»).

· Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям (Сомов К., «Дама в голубом»).

· Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина) (Брюллов К., «Всадница», 1832).

· Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

· Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»).

Различают также:

· Аллегорический

· Мифологический

· Исторический

· Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

По характеру изображения:

· Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. (Энгр, «Наполеон на троне», 1804. Парадный тронный портрет Бонапарта в виде императора со всеми сопутствующими атрибутами). В зависимости от атрибутов бывает:

– Коронационный (реже встречается тронный)

– Конный (Тициан, «Карл V в сражении при Мюльберге», 1548. Парадный конный портрет императора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где разворачивается битва, в которой он победил)

– В образе полководца (военный)

– Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

– Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. (Кристоф Амбергер, «Карл V в юности», до 1532. Практически камерный портрет, где монарх изображен почти как простой горожанин.)

· Интимный портрет – является разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Иногда при классификации используется сословный принцип: «купеческий», «крестьянский» портрет, портрет «духовного лица», шутовской «портрет».

По формату:

· головные (когда изображена только голова по плечи) (Дюрер, «Портрет венецианки», ок. 1506);

· погрудные (Джорджоне, «Лаура», 1506);

· поясные (Ренуар, «Алина Шариго», 1885);

· по бедра (Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797;

· поколенные (Ренуар, «Портрет Тиллы Дюрье», 1918);

· во весь рост (Гойя, «Портрет герцогини Альба», 1797);

По повороту головы:

· в анфас (фр. en face, «с лица») (Дюрер, «Автопортрет», 1500);

· в четверть поворота направо или налево (Ботичелли, «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1478);

· в пол-оборота (Петрус Кристус, «Картезианец», 1446);

· в три четверти (фр. en trois quarts) (Рокотов, «Портрет графа Орлова», 1762/65);

· в профиль (Пизанелло, «Портрет Лионелло д'Эсте», 1441);

· так называемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля (Филонов, «Автопортрет»,).

Таким образом, портрет есть понимание индивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения данной эпохи. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Существует несколько видов портрета, например, исторический, портрет-картина, портрет-тип и др.

1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5–8 классов.

У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Опираясь на учение Л.С. Выготского, советские психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин разработали теоретические основы обучения, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают ее разностороннее воспитание. Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учение, в среднем школьном возрасте – развернутая общественно полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная, трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная и др.). В старшем школьном возрасте ведущей становится особая форма учебной деятельности, которая носит уже более профориентационный и окрашенный самостоятельными нравственными суждениями и оценками характер. Сказанное не означает, что в каждом возрасте ученик должен заниматься именно ведущим видом деятельности. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании [Баранов, 1981, с. 354].

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники уже начинают систематически изучать науки. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых [Беспалько, 1989, с. 217].

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Таким образом, наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха [Бабанский, 1983, с. 147].

В процессе обучения совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению [Бабанский, 1983, с. 147].

Для развития мыслительной деятельности можно при изучении портретной живописи предложить детям проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям.

Также заданием по развитию мышления может служить составление схемы «Сходства и различия исторического и костюмированного портрета».

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным [Баранов, 1981, с. 195].

Необходимо развивать внимательность, наблюдательность. С этой целью детям предлагается рассказать о друге через его портрет. Нужно обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников [Бабанский, 1983, с. 148].

Для развития памяти можно предложить ученикам выучить историю появления какого-нибудь портрета.

Изучив психологические особенности учащихся младшего подросткового возраста, мы пришли к выводу, что основным видом деятельности выступает учение. Но нельзя забывать о том, что важно постоянно использовать все виды деятельности на уроках, сочетать и менять их. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес к нему.

1.3 Обзор основной методической литературы по теме исследования

В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись на уроках МКХ» проводится в контексте изучения других видов живописи.

В некоторых программах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например, в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с жанрами в искусстве может предшествовать знаниям о последовательности и смене эпох и соответственно о специфике того или иного жанра в данную эпоху [Неменский, 1995]. Это делается без учёта того, что само существование того или иного жанра в разные эпохи проблематично, т.к. жанровая специализация довольно позднее явление в истории искусства и, например любое изображение животных нельзя называть анималистическим жанром, так же как и любое изображение человека нельзя назвать портретом. При таком подходе в теме «Портрет» могут с одинаковым успехом рассматриваться как верные реальной действительности и реалистический портрет И.Е. Репина, и фаюмский портрет.

В литературе, в различных рекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видам деятельности школьников. Учителя, психологи советуют активно использовать разные виды деятельности на уроках и во внеурочное время.

В последнее время часто упоминается исследовательская деятельность и особенно метод проектов. Такая форма организации учебной деятельности, как проект, дает возможность учащимся увидеть реальную практическую значимость предмета, его взаимосвязи не только с другими школьными дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностные ориентации школьников [Кочерова, Фоминова, 2003, № 6, с. 41]. Автор проекта по мировой художественной культуре должен проявить не только умение ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей сопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезировать художественную информацию, способность быть сотворцом произведения и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого материала.

Очень часто упоминается творческая деятельность учеников при изучении предмета МХК, ведь именно с ее помощью развивается творческий потенциал ребенка, прививается любовь к искусству. Этот вид деятельности способствует развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса.

В статье Лепиховой М.А. «Как воспитать интерес к учебному предмету» [Лепихова, 2006] говорится о такой остро стоящей воспитательной проблеме общества как развитие эмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу. В этом аспекте портретная живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображённого человека страдание, смятение, одиночество. Вспомним, например, портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Ильи Глазунова (1992 г.) или картину-портрет кисти Александра Шилова «Зацвел багульник», где пожилая женщина, прообразом которой является московская учительница начальных классов Г. А. Лачинова, с надеждой и какой-то тоской в глазах смотрит на первые весенние лепестки багульника. Зацвел багульник – жизнь продолжается! Как показала беседа со школьниками этот портрет им нравится, они понимают душевное состояние пожилой женщины, и почти каждый из них вспоминает при этом свою бабушку. Тем самым мы воспитываем сочувствие и уважение к старости.

А разве можно равнодушно смотреть на портрет Мики Морозова, созданный В. Серовым?

Поэтическое обаяние малыша, изумление, горящие нетерпением глаза, несомненно, привлекают учащихся и создают условия для речевого общения, пробуждая у детей добрые чувства.

Культуроведческий и воспитательный потенциал использования портретной живописи на уроках МХК реализуется в методической системе, предусматривающей:

· развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

· обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;

· расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования
речи и искусства.

Специфика культуроведческого подхода в преподавании портретной живописи состоит (по мнению Лепиховой М.А.):

· в отборе портрета как источника высказывания;

· в привлечении искусствоведческого текста, являющегося опорой и образцом в интерпретации содержания и эстетики портрета;

· в применении принципа взаимосвязи уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ портрета, его интерпретации.

Воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения данного раздела мировой художественной культуры происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

Развивающий потенциал портретной живописи напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах.

Анализ методической литературы показал, что в настоящее время методика преподавания раздела «Портретная живопись на уроках МХК» разработана довольно таки слабо. Учителям приходиться создавать свои авторские программы, придумывать свои методики.


2. Преподавание портретной живописи на уроках МХК

2.1 Методические рекомендации

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные галереи и краеведческий музей, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

Знания учащихся об основных видах портретной живописи, о роли портрета в культурном становлении человечества помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

При отборе художественного материала раздела «Портретная живопись» необходима опора на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Так, например, при знакомстве с портретной живописью Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» нельзя обойтись без фоновых знаний о великом певце, о народных традициях, праздниках.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к портретной живописи мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях данного раздела раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Изучение портретной живописи предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России

Изучая портретную живопись, можно применять на уроках формы и методы работы, позволяют современному школьнику ощутить себя наследником мировой и в частности русской культуры, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, почувствовать себя гражданином страны, у которой богатейшее культурное наследие. Важно вызвать у детей понимание и ощущение того, что искусство – непростое развлечение, а важная часть самой жизни каждого человека. Главное – увлечь детей, развить их мышление и способности, расширить кругозор, показать связь между музыкой, литературой, живописью, историей, выработать в них потребность каждодневного общения с искусством.

Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Формы контроля: тестирование, зачёт, контрольные работы.

На уроках могут быть использованы самые различные технические средства обучения. Это карточки с выписанными терминами, карты, различные репродукции, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, видеофильмы, распечатанный текст.

При изучении целой галереи женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше, если на уроке зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия – это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взором цариц…»

И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым – «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» – четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).

Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.

С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать. Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах.

Изучать портретную живопись нужно в 5 – 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.

Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М. Нестерова – это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа – вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 – 6-х классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.

На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам целостно воспринимать сущность этого жанра.

Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени («Портрет И.П. Павлова»).

Изучение портретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК при изучении портретной живописи – опираясь на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.

2.2 Конспект урока МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души»

Тема урока: «Портрет – зеркало души».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.

Задачи:

· познакомить учащихся с историей возникновения жанра;

· дать представления о видах портрета;

· развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.

Используемые учебники и учебные пособия:

· Игра « «В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург

Используемая методическая литература:

· Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

· История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.

· Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.

Краткое описание:

Урок проводится в 5-х классах в разделе «Виды и жанры живописи». На уроке учащиеся знакомятся с портретным жанром, техникой исполнения, шедеврами мировой портретной живописи. Урок носит проблемный характер и нацелен на эмоциональное восприятие произведений искусства.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи)

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания:

1. устный опрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);

2. работа с раздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека), фототест «Перепутанные картины» (3 чел.);

3. демонстрация видеоряда картин (назвать художника и название картины: А. Саврасов. «Грачи прилетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский. «Девятый вал», И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);

4. проверка творческих работ учащихся (2–3 работы), выставление оценок.

II. Основная часть урока:

Эпиграф урока:

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

Вступительное слово учителя.

– Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

– Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)

Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).

– Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ

Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).

– Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15–16 вв.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.

– Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).

– Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

– Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).

– Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)

– У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?

На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.

Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.

– Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)

Техника исполнения:

· выбор характерной позы; – четкость рук и жестов

· выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

· выбор фона и композиции;

· выбор цвета.

– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.

Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.

Итак, начинаем.

Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

На экран проецируются «портреты» – фотографии, ребята делятся впечатлениями.

III. Заключительная часть урока.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.

2. Индивидуальные задания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и «Не ждали».

3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.

Таким образом, портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Целью изучения раздела «Портретная живопись» является знакомство учащихся с характерными особенностями портретной живописи, формирование целостного представления о портрете. Важно использовать различные виды деятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления, памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой и познавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяются различные виды работ.


Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе.

Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах. Рассматривание с детьми картин – такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. Конкретность, образность мышления в детские годы утрудняет раскрытие перед воспитанниками обобщающего содержания изобразительного искусства.

Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.

Портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенности данного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы в преподавании портретной живописи на уроках МХК в средних классах.

В курсовой работе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировали методическую литературу по теме «Преподавание портретной живописи в школе» и опыт практикующих учителей. Нами был разработан конспект урока по данному разделу, а также даны методические рекомендации, которые могут помочь учителю в преподавании этих уроков. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.


Библиографический список

1. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. – М.-Л., 1937.

2. Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. – М., 1975.

3. Андроникова, М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова. – М., 1980.

4. Андроникова, М. Портрет и портретное сходство [Текст] / М. Андронникова // Художник. – 1974. – №10.

5. Аникушин, М. О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – №3.

6. Баранов, С.П. Принципы обучения[Текст]/С. П. Баранов.– М.: Просвещение, 1981.

7. Басин, Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. – 1986. – №20.

8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии[Текст]/В. П. Беспалько.–М.: Педагогика, 1989.

9. Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру [Текст] / А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

10. Виппер, Б.Р. Проблема сходства в портрете [Текст] / Б.Р. Виппер // Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. – М., 1917.

11. Гращенков, В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения [Текст] / В.Н. Гращенков. – М., 1996. Т.1.

12. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М., 1988.

13. Зингер, Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: 1969.

14. Зингер, Л.С. Путь к портрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер // Художник. – 1980. – №9.

15. Искусство портрета [Текст] / Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.

16. История и культурология [Текст] /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.

17. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков [Текст] / Под ред. В. И. Раздольской. – М.: Искусство, 1988.

18. Кисунько, В. Портрет – пластический образ времени [Текст] / В. Кисунько // Художник. – 1977. – №2.

19. Кочерова, Е., Фоминова, М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК [Текст] / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. – 2003, – №6.

20. Курочкина, И. О портретной живописи – детям [Текст] / И. Курочкина. – М.: Детство-Пресс, 2008.

21. Лепихова, М.А. Как воспитать интерес к учебному предмету [Интернет] / М.А. Лепихова // http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/2006/lepihova.htm

22. Лотман, Ю.М. Портрет [Текст] / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002.

23. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.В. Лушников. – М.: 2004.

24. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: МДО, 1995.

25. Проблемы портрета: Материалы научной конференции, 1972 [Текст]. – М., 1974.

26. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

27. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура [Текст] / Л.А. Рапацкая. – М.: Владос, 1998.

28. Романычев, А. Возможности портрета [Текст] / А. Романычев // Художник. – 1973. – №6.

29. Сидоров, А.А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа) [Текст] / А.А. Сидоров. – М.: Искусство, 1927. – Кн. 2–3.

30. Стасевич, В.Н. Искусство портрета [Текст] / В.Н. Стасевич. – М., 1972.

31. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

32. Фриче, В. Социология искусства [Текст] / В. Фриче. – М.-Л., 1926.

33. Щаксон, А. О сходстве [Текст] / А. Щаксон // Художник. – 1963. – №9.

34. Norbert, Lynton. Painting The Century: 101 Portrait Masterpieces 1900–2000 [Текст] / Lynton, Norbert // Portraits from a Pluralist Century. – NY: 2001.