Реферат: Конфликты: исследование их причин и способов разрешения

Название: Конфликты: исследование их причин и способов разрешения
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследовательская работа по психологии

на тему: «Конфликты. Исследование их причин и способов разрешения»

Выполнил:

Проверил:

Тюмень


План реферата

Введение

Глава №1

Что такое конфликт?

Структура конфликта

Типология конфликтов

Возникновение конфликтов

Причины возникновения конфликтов

Как избежать конфликтогенов

Типология конфликтных личностей

Развитие конфликта и его завершение

Предупреждение конфликтов

Функции конфликтов

Глава №2 Исследование по методике Ассингера

Заключение

Список использованной литературы

Приложение. Анкета, составленная на основе методики Ассингера


Введение

В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения, потому что, как выразился Хайггедер, «Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало действовать».

До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.

В связи с вышеизложенным, обозначилась тема исследования: «Исследование причин конфликтов и способов их разрешения».

Цель исследования: выявить представления гимназистов об их степени конфликтности.

Объект исследования: конфликты.

Гипотеза: учащиеся Гимназии могут реально оценить степень своей агрессивности и уровень конфликтности. Кроме того, средний уровень агрессивности учеников будет намного меньше, чем в других школах, а ученики, обладающие излишней агрессивностью, будут составлять меньшую часть от всех гимназистов.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.

2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.

3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.

4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности учащихся Гимназии, и, как следствие, их шанс попасть в конфликтную ситуацию.

5. Проанализировать полученные результаты.

Решение поставленных задач потребовало использования как теоретических, так и практических методов исследования: анализ психологической литературы по обозначенной проблеме и анкетирование.

Структура исследовательской работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Глава №1

Что такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт - (от лат. «connflictus» - столкновение) - столкновение противоположено-направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом масштабе они могут показаться совершенно бессмысленными. До тех пор, пока нет столкновения личностных интересов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу какого-либо предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то шумное веселье, но это не будет конфликтом, пока обстоятельства не столкнут эти интересы в одном месте и в одно время.

Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. Это объясняется тем, что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем, то нарушаем правила поведения: повышаем голос, размахиваем руками, что неизменно ведет к дальнейшему сожалению о случившемся и чувству стыда.

Конфликты - это константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование.


Структура конфликта

Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства.

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в нем. Причем, это не всегда одно и то же лицо. Субъект, спровоцировавший конфликт, зачастую оказывается ведомой стороной. Поведение и действия субъектов определяется их конфликтным сознанием. Оно заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположенности своих интересов, ценностей, целей.

Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположенность интересов, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Его анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные отношения. Если конфликт не имеет предмета столкновения, то он является пустым. В подобном противоречии нет содержательного компонента. Его основа - неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Про такого вида конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, потому что основанием столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина отсутствует. В такой ситуации необходимо быть очень внимательным к оппоненту, замечать его самочувствие и уважать его неблагоприятное состояние. Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемой стороне конфликта. Конфликтная ситуация включает в себя острую форму противоречия; именно такую, при которой обе стороны конфликта уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта.

Типология конфликтов

Классификация конфликтов позволяет разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

Ю. Запрудский предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:

1. по причинам конфликта: порожденные объективными и субъективными причинами;

2. по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические;

3. по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;

4. по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные;

Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают личности, группы, союзы, этнические общности, государства. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутриклассовые и межклассовые, этнические, международные. Данакин и Дятченко отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные.

Противостоящие субъекты существуют в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Из этого следует классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, религиозные, нравственные.

В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть антагонистическим, враждебным и неантагонистическим.

Важно также деление конфликтов по времени существования: одни из них длительные, другие - кратковременные.

Возникновение конфликта

Различаются следующие стадии конфликта:

- возникновение

- развитие

- завершение (разрешение, затухание)

Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельствует об осознании субъектами назревшего противоречия и потребности его разрешения. Начало конфликтного действия предполагает наличие мотивов. Мотив - не причина, а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания конфликтной ситуации. Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт - инцидент. Это - действие одной из сторон конфликта, вызывающий ответную реакцию другой. Инцидент следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием, если же инцидент является внешним по отношению к противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны, желающей скорейшего начала конфликта, будет не причиной, а поводом.


Причины возникновения конфликта

Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.

1. Стремление к превосходству.

- снисходительное отношение, то есть проявление превосходства с оттенком доброжелательства (например: «как можно этого не знать?», «Вам ведь русским языком сказано»...);

- хвастовство;

- категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте (например: «Все мужчины подлецы», «Все воруют»...). Именно категоричность вызывает протест;

- навязывание своих советов. Следует помнить, что совет давай лишь тогда, когда об этом просят. В этой ситуации советующий занимает позицию превосходства.

- перебивание собеседника. Этим показывается, что его мысли более важны и именно его нужно слушать;

- подшучивание;

- упоминание о какой-либо проигрышной ситуации для собеседника;

2. Проявление агрессии.

Агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. Человек с повышенной агрессивность - конфликтоген, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Иными словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет других людей. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерность, поскольку обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность возникает как ответ на неприятности, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности на работе, плохое настроение, самочувствие, полученные конфликтогены.

3. Проявление эгоизма.

Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, так как эгоист добивается чего-либо для себя. При этом он относится к другим людям как к объектам и средствам достижения собственных целей.

Как избежать конфликтогенов

Самое главное - необходимо помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту. Очень велика плата за слово, которое «не воробей, вылетит - не поймаешь».

Следует избегать всякого проявления превосходства, потому что человек, желающий возвыситься над другими, вызывает отрицательную реакцию окружающих.

Агрессивность требует выхода, однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом. Очень точно отметил Лев Толстой: «То, что начато в гневе, кончается в стыде». Однако держать все эмоции в себе тоже вредно. Это приводит к появлению заболеваний, таких как гипертония и язва желудка. Существует три способа снять агрессивность: пассивный, активный и логический.

Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться и «поплакаться» кому-либо. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - основная функция слез.

Активные способы строятся на двигательной активности. В их основе лежит то, что адреналин - спутник напряженности - ликвидируется во время физической работы. Лучше всего для этой цели служит деятельность, связанная с разрушением целого: например, копка земли, работа топором, косьба. Из спортивных занятий лучше всего снимают агрессивность те виды, которые связаны с нанесением ударов: бокс, теннис, футбол, волейбол. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и спортсмены: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами играют на площадке. Не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением одних и тех же движений: бег, ходьба, плавание, велосипедная езда. Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка), чтение детективов, просмотр фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность. Отсутствие возможности избавиться от накопившейся агрессии не только вредно, но и мешает полноценно жить и работать.

Логический способ погасить агрессивность приемлем для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом, в результате чего эмоции притупляются.


Типология конфликтных личностей

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 основных типов:

1. «Демонстративные»:

Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований способны пойти на конфликт, чтобы хоть таким образом привлечь внимание.

2. «Ригидные»:

Термин «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к такому типу, отличаются завышенной самооценкой, честолюбием, нежеланием и неумением считаться с мнением других людей.

3. «Неуправляемые»:

Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью, отсутствием самоконтроля. Поведение таких личностей - агрессивное, вызывающее.

4. «Сверхточные»:

Это добросовестные работники, подходящие ко всем с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет требованиям, они подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к критике со стороны окружающих.

5. «Рационалисты»:

Расчетливые люди, готовые к конфликту в любое время, если с его помощью возможно достичь личных, меркантильных целей.

6. «Безвольные»:

Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влияние которого он попал. Опасность заключается в том, что чаще всего безвольные люди имеют репутацию добрых людей, от которых никто не ждет подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается окружающими как истина.

Два последних типа являются ситуативными, то есть проявляются при наличии определенной ситуации. Представители остальных типов идут на конфликт в любой момент.

Развитие конфликта и его завершение

Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.

Кроме такого поступательного развития конфликта существует и нисходящее преобразование - затухание. Это переход полного конфликта из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.

Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение» конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении. Таким образом, регулирование - это перевод конфликта в более благоприятное русло.

Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия «разрешение», «примирение», «преодоление» предполагают сознательное вмешательство в ход конфликта.

Существует полное и частичное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе.

Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - попытка избавиться от конфликта путем примирения, а не преодоление причин. Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:

1. Подготовка - диагностика конфликта;

2. Разработка стратегии разрешения конфликта;

3. Практическая деятельность по устранению конфликта - реализация комплекса методов и средств;

Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа «дебатов», где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.

Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г.Скотт):

- конкуренция;

- уклонение;

- приспособление;

- сотрудничество;

- компромисс;

Стиль конкуренции используется, когда субъект активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить собственные интересы в ущерб другим людям, вынуждая окружающих принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.

Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.

Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно.

Предупреждение конфликтов

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания его места и времени возникновения. Практическая ценность прогноза определяется уровнем его достоверности и обоснованности. В первую очередь следует обозначить возможные противоречия. Следующим шагом разработки прогноза служит выявление тенденций изменения конфликтной ситуации, развития противоречий. На основе данного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев развития конфликта. Но стоит отметить, что однозначно оценить будущий конфликт очень и очень трудно.

Функции конфликтов

Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания и накапливают опыт. Другая функция конфликтов - интеграция. Они способствуют объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а поиск единомышленников ведет к объединению людей, то есть к интеграции. Это были перечислены конструктивные функции конфликтов. Однако они неотделимы от деструктивных функций. Конфликт - фактор социальной дифференциации - оборотной стороны интеграции. Это выражается в расколе общества на полярности, группы, которые соперничают в конфликте.


Глава №2

Исследование уровня агрессивности учащихся по методике

Ассингера

Исследование было начато в январе 2008 года. Данная работа состояла из трех этапов. На первом этапе был проведен анализ литературы, касающейся проблемы конфликтов, причин и последствий. Второй этап состоял из разработки анкеты для определения степени агрессивности учащихся. За ее основу была взята методика Ассингера, которая позволяет выявить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими его людьми. Анкета (ее вид предложен в приложении) состоит из 10 вопросов, которые имеют закрытую форму, т.е. ответы строго фиксированы. Анкетирование проводилось в марте 2008 года на базе Гимназии Тюменского Государственного Университета. Было опрошено 20 человек, по 10 каждого пола. Третий этап представлял собой обработку полученных данных, их анализ.

Итак, в результате проведенного анкетирования, выяснилось, что из 20 опрошенных гимназистов 7 человек (что составляет 35% респондентов) оказались миролюбивыми личностями, избегающими конфликтов всеми возможными способами. При этом трое из них обладают излишней пассивностью, которая обусловлена неуверенностью в себе и в своих силах. 2 человека или 10% опрошенных характеризуются излишней агрессивностью, которая граничит с жестокостью. Конфликты с их участием чаще всего носят деструктивный, разрушительный характер. Они склонны к необдуманным поступкам, а своим поведением способны спровоцировать конфликтную ситуацию, которой могли бы избежать. Наибольшая часть гимназистов - 11 человек, что составляет 55% от общего числа опрошенных, обладают умеренной агрессивностью, которая не мешает нормально идти по жизни и находить общий язык в коллективе. В этом случае имеет место и самоуверенность, и гордость, но в то же время и уважение к другим индивидам. Три человека из данной категории находятся в пограничном положении, поскольку у них могут наблюдаться беспричинные вспышки агрессии, обусловленные, по всей видимости, неблагоприятным внутренним (психологическим) состоянием в совокупности с внешним воздействием.

Таким образом, по результатам анкетирования следует отметить, что атмосфера в среде учащихся Гимназии хорошая. Более половины всех учащихся обладают абсолютно адекватной реакцией на конфликтные ситуации и осознано стремятся избегать их. В случае возникновения противоречий между учащимися, 85% из них улаживаются посредством консенсуса, т.е. нахождения оптимального решения для всех участников конфликта. Количество гимназистов, имеющих повышенную агрессивность, составляет не более 10% от всех учеников. Это абсолютно нормальный показатель для коллективов с большой численностью. К примеру, доля таких учащихся в обычных общеобразовательных учреждениях приближается к 50%.


Заключение

Исследовательская работа, заключающаяся в анализировании литературы, анкетировании и обработке результатов, была проведена успешно. Цель работы достигнута, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена: гимназисты реально представляют уровень своей агрессивности, а ученики, обладающие излишней конфликтностью, составляют лишь малую часть от всех учащихся - 10%.

Итак, итоги проделанной работы:

1. Была проанализирована литература по проблеме исследования.

2. Было проведено сравнение между способами разрешения конфликтов и их последствиями.

3. Был составлен образ представителей различных типов конфликтных личностей.

4. Была составлена анкета по выяснению степени конфликтности учащихся.

5. После проведения анкетирования было проведено обобщение и анализирование полученных результатов.

Я считаю, что исследование по проблеме конфликтов не только интересно, но и очень полезно. Конфликт - явление неоднозначное, и нельзя говорить только об его отрицательном влиянии на жизнь людей. В зависимости от методов разрешения может происходить и его конструктивное, т.е. полезное воздействие.

Искоренить явление конфликта невозможно, да и не нужно. Наличие противоречий - это нормальная ситуация, когда она находится в пределах разумного. А вот знать о конфликтах и способах разрешения полезно для всех людей.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1979

2. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983

3. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М.,1990

4. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 1974


Приложение

Анкета, составленная на основе методики Ассингера по определению уровня агрессивности

1. Склонны ли Вы искать путь к примирению после конфликта?

а) всегда

б) иногда

в) никогда

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне кипите

б) сохраняете полное спокойствие

в) теряете самообладание

3. Каким (какой) считают Вас окружающие?

а) самоуверенным (-ой)

б) дружелюбным (-ой)

в) спокойным (-ой)

4. Как Вы поступите, если кто-то из ваших одноклассников возьмет без разрешения Ваши вещи с парты?

а) выдадите ему по «первое число»

б) потребуете вернуть

в) сделаете вид, что не заметили

5. Какими словами Вы встретите человека, который опоздал на встречу с Вами?

а) Что это тебя так задержало?

б) Где ты торчал столько времени?

в) Я уже начал (-а) волноваться

6. Что Вы предпринимаете, когда не все задуманное удается?

а) находите виновного из числа окружающих

б) смиряетесь

в) становитесь более внимательным и осторожным

7. как Вы смотрите фильм ужасов?

а) боитесь

б) скучаете

в) получаете удовольствие

8. Как Вы относитесь к участию в спортивных соревнованиях?

а) стараетесь победить

б) главное не победа, а участие

в) очень расстраиваетесь при поражении

9. Что Вы скажите человеку, если столкнулись с ним в дверях и он начал извиняться?

а) простите, это моя вина

б) ничего, пустяки

в) а внимательнее быть не можешь?

10. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Кого Вы предпочтете?

а) тигра

б) домашнюю кошку

в) медведя