Курсовая работа: Эмоции и личность

Название: Эмоции и личность
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология

ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

Выполнил:

Т.А. Карпова

Владивосток 2005


Содержание

Введение

Глава I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений

1.1 Характеристика эмоций

1.2 Классификация эмоций

1.3 Теория Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда

Глава II Значение эмоций в жизни человека

2.1 Связь эмоций и потребностей человека

2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

2.3 Совесть

2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве

2.5 Роль эмоций во взаимоотношениях людей

Заключение

Литература


Введение

В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Yong, 1961). Другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Izard, 1971,1972; Leeper, 1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).

Некоторые учёные исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), они рассматривают нарушение этой субординации, как признак неблагополучия. Другие же считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком). Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами, когнитивными процессами и двигательными актами. Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда, потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребности называют «потребностями, обеспечивающими выживании», поскольку от их удовлетворений зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими системами регуляции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместная работа драйвов и гомеостатических процессов, обеспечивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? В благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы.

Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.

Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.


I . Человеческие эмоции и особенности их проявлений

1.1 Характеристика эмоций

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определённое русло. Если человек охвачен гневом, он не бросится наутёк, а если испуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует, или фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека умиляться самым обыденным вещам, идти по жизни лёгкой походкой.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция состоит в том, что благодаря эмоциям, мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечателен тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведённые исследования показали, что антропоиды так же, как человек способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая при этом похожие эмоции. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на её глазах наказывали другую обезьяну, которая испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя». Однако врождёнными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь это жесты – способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Под эмоциональными явлениями в психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Психология сравнительно недавно обратилась к серьёзному исследованию проблемы эмоций. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции. Эмоция возникает, как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции, а при невозможности получить желаемое – отрицательные. Влияние эмоций на человека генерализовано, но каждая эмоция воздействует на него по-своему. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует какие мышцы лица и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма. В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога, одни чаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми.

1.2 Классификация эмоций

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсти – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство к чему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности [2]. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени[2]. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает и временные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всего тела – пантомимике, и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие между людьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляет своё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, и даже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации в процессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшой процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

1.3 Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражения в соответствующих теориях.

У. Джеймс и К. Ланге сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. Согласно этой точки зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Концепция Джеймса–Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения высказал У. Кеннон, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре – таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Дарвина (работа «Выражение эмоций у человека и животных» 1872) привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционного процесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков – обезьян. Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе, и выполняет важную адаптивную функцию. С первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.


II . Значение эмоций в жизни человека

2.1 Связь эмоций и потребностей человека

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [4]. С.Л. Рубинштейн, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [5].

Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение. Одно и то же событие может быть и с положительным и с отрицательным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность.

2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесённости. Это как раз используют психологи при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет. Сердце так чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его считали вместилищем души, органом чувств, не смотря на то, что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах. Под воздействием негативных эмоций у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, есть много примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. При этом оказывается вербальное воздействие на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств[6].

Помимо регуляции состояния организма, эмоции и чувства выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Это следует из того, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств, человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, то есть чувства выполняют ещё и предынформационную, или сигнальную, функции. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идёт у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своём пути, на что надо обратить внимание в первую очередь. Отражательная функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например, человек, переходящий дорогу, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет своё движение.

С.Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Переключательная функция эмоций проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личным установкам, направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Приспособительная – ещё одна функция эмоций и чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Ещё существует коммуникативная функция чувств, которую мы уже затрагивали выше (стр.8). Именно мимические и пантомимические движения являются средством передачи информации об отношении к явлениям окружающей действительности. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) [9]. Если сравнить у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, прежде всего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое, весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьих же – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, не столько чувствуют, сколько осознают её умом. Есть и другая категория людей – эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних чувства захватывают целиком, оставляя глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Различаются у людей и проявления аффектов и страстей. Тут можно выделить людей неуравновешенных, которые легко теряют контроль над собой своим поведением, и легко поддаются аффектам и страстям, таким как гнев, паника, азарт и так далее. Другие люди наоборот, всегда уравновешены, вполне владеют собой, сознательно контролируют своё поведение. Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. У одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других всё ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами - определяют его индивидуальность.

2.3 Совесть

Вопрос о связи эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самом деле не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но и направляя и поддерживая. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. В процессе формирования совести, в процессе нравственного развития личности, все эмоции без исключения играют, хотя бы не большую, хотя бы косвенную роль[8]. Зрелая совесть и связанные с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную структуру, которая оценивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принципам. Влияние на совесть оказывает скорее переживание вины, чем страха. Есть неотразимый аргумент в пользу этого довода, и заключается он в следующем: переживание вины приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания. Переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страха и отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балансировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушённую чувством вины, можно рассматривать, как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Ядром структуры совести является чувство ответственности: оно ориентировано на осознание вины, и в то же время способствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины. Вина, рассматриваемая, как личностная черта, и вина, рассматриваемая как психологическое состояние, являются реальными психологическими феноменами, оказывающими непосредственное влияние на личность и поведение. Вину, рассматриваемую как личную черту, можно определить, как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм поведения[8]. Таким образом, вина исполняет функции регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах и поступках.

Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Развитие вины и становление совести – важнейшие этапы психологического созревания личности. Совесть связана, как с нравственной устойчивостью человека, так и с его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут не порядочно.

2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда – это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определённого замысла [5]. При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы отлёживаются и зреют, либо же специально фиксируются (зарисовки художника). На основе наблюдения и отчасти своеобразного экспериментирования происходит и процесс обобщения. Художник должен выявить общее в форме образа, и притом такого, в котором была бы сохранена индивидуальность. Образ, в котором утрачена индивидуальность, был бы просто схемой, а не живым художественным образом. Для того чтобы в образе отобразить замысел, идею и композицию художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Для этого необходимо творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способами преобразования. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Творчество – не сплошное и непрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствие субъективного переживания и напряжения. Очень важна в творчестве такая эмоция, как интерес. Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активность человека. Человек не в состоянии заниматься каким-либо делом, если оно не вызывает в нём интереса. Плодотворная, творческая работа в любой области требует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в том случае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности. Работы Сингера (1966, 1973) позволяют предположить, что именно взаимодействие эмоций интереса и радости образуют мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.

Интерес играет важнейшую роль в развитии артистических и эстетических форм деятельности[8]. Для того чтобы стать художником, артистом, человек с раннего детства должен быть заинтересован в формировании и развитии соответствующих навыков. Маслоу, говоря о творческой деятельности, пишет: «Вдохновенный творец живёт настоящим, для него не существует ни прошлого, ни будущего. Он полностью погружен в предмет, он очарован и поглощен сиюминутным, тем, что происходит здесь и сейчас, объектом творчества (Маслоу, 1971).

Это состояние полного погружения, поглощенности, захваченности является, несомненно, следствием интенсивного интереса или возбуждения. Маслоу говорит о двух стадиях творчества – о первичной и вторичной. Первичную стадию отличают импровизация и вдохновение. На этой стадии человеком движет интенсивная эмоция интереса – возбуждения. Вторичная стадия – это разработка или развитие исходного вдохновения, идеи, озарившей человека в момент сильного возбуждения; она требует от человека самодисциплины и тяжёлого, упорного труда. Есть много людей, способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь немногие способны к материальному его воплощению[10]. Если первичная креативность – импровизационная стадия творчества – характеризуется возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интереса. На этой стадии интерес должен быть достаточно сильным и устойчивым, чтобы человек мог противостоять усталости и негативным эмоциям. Тяжёлой, рутинной работе, связанной с доведением продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха, когда у человека опускаются руки, когда он остро ощущает своё одиночество, свою изолированность. Именно в такие периоды господства отрицательных эмоций, мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности.

2.5 Роль эмоций во взаимоотношениях людей

Много интересных наблюдений красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает [7]. Вот, что в своё время писал Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого…» [7].

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или ещё более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому…»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был этот эффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом…»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти, и наоборот, может быть уничтожена любовью…»

«Ненависть, совершенно побеждённая любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала…»

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, - это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком, как с духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего ни кем не может быть замещён, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.


Заключение

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций имеет внутри себя подвиды, а они в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например , по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. По воздействию на организм эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того эмоции делят на низшие и высшие, а так же по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди). Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности. Переживание эмоций по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или в меньшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных (познавательных) процессов и поведения человека. Совокупность человеческих чувств – это, по существу, совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

Таким образом, в своей курсовой работе обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов и к своим собственным наблюдениям, пришла к выводу, что эмоции тесно связаны с личностью, с потребностями человека. Влияют на жизнедеятельность организма. Проявляются во всех видах человеческой деятельности. Существующие различия в проявлении эмоций, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами, определяют его индивидуальность.


Литература

1 Крылов А. Психология. – Учеб. М.: Проспект, 1999

2 Бернс Д. Тайна настроения. – М: Рипол классик, 1997

3 Рогов Е. Общая психология. – М.: Владос, 2004

4 Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний//Психология эмоций: Тексты. – М.; 1984 – С 108

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2003

6 Милнер П. Физиологическая психология. –Пер. с англ. – М: Мир 1973

7 Немов Р. Психология: в 3 т., М.: Владос, 2002

8 Изард К. Психология эмоций: пер с англ., Питер, 1999

9 Маклаков А. Общая психология. Питер, 2004

10 Годфруа Ж. Что же такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1996