Курсовая работа: Избирательная система в Украине

Название: Избирательная система в Украине
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Украины

Восточноукраинский национальный университет

имени Владимира Даля

Учебно-научный институт права и истории

Кафедра истории государства и права

Курсовая работа

По дисциплине «Конституционное право Украины»

На тему: «Избирательная система в Украине »

Выполнила студентка II курса

группы ЮИ-155

Опренко М.В.

Проверил Рашидов С. Ф.

г. Луганск 2006


План

Введение 3

1. Понятие избирательного права Украины

1.1 Развитие избирательного права в Украине 5

1.2 Общая характеристика мажоритарной избирательной системы 12

1.3 Общая характеристика пропорциональной избирательной системы 14

2. Конституционные принципы избирательного права в Украине 19

3. Избирательный процесс и его основные стадии 24

Заключение 28

Список литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности су­ществовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обще­ствах Греции и Рима выборы также представляли собой важней­ший принцип государственности. В феодальном обществе опреде­ленные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое зна­чение выборы приобрели с развитием капиталистических обще­ственных отношений и появлением республиканской формы прав­ления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган - парламент - наиболее адек­ватно отвечал общественным отношениям нового капиталистичес­кого строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борь­бы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политическо­го режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фаль­сификация результатов голосования, как правило, означают пе­реход к авторитарным методам осуществления власти.

Избирательное право - один из важнейших институтов кон­ституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой полити­ческой борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего зако­нодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных инсти­тутов конституционного права, состоящий из правовых норм, санк­ционированных законом правил и сложившихся на практике обы­чаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных ор­ганов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и при­знанных действительными, а также недействительными, голо­сов избирателей и выявление победителей на выборах.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис­пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Понятие избирательного права Украины

Развитие избирательного права в Украине

Выборность на территории современной Украины существовала с момента возникновения государства. Элементы выборности наблюдаются, в частности, у славянских племен. Руководство в этих племенах принадлежало лучшим людям, которые избирались. Это были преимущественно представители признанных родов, которые приобрели уважение своей деятельностью. Они собирались на "вече" - совет, где решали важные вопросы жизни племени, войны и мира [6, С. 50-60].

С образованием и укреплением Киевского государства принципы выборности приобрели общий характер, хотя публичная власть в Киевской Руси еще не имела парламентских форм.

Дальнейшее развитие института выборности в Украине связывается с существованием Гетманского государства, Запорожской Сечи и Слободской Украины, им присуща одна и одна и та же форма государственного управления - демократическая республика. Носителем суверенной власти в этих республиках выступает весь народ. Общей для названных государственных образований была тенденция объединения функций общественно-политических, государственных с военными. Все государственные учреждения без исключений формировались только путем выборов. Акт, который имеет название "Правовой Уклад и Конституции относительно прав и вольностей войска Запорожского", названный Конституцией Украины 1710 г. гетмана Филиппа Орлика, можно считать первым нормативным актом писаного избирательного права Украины, поскольку он впервые фиксировал принципы деятельности органов государственной власти, порядок, сроки и периодичность созыва высшего представительного органа тех времен - Генерального Совета [7, С.40].

Особое место в истории становления института выборности при условиях восстановления украинской государственности занимают выборы в Учредительное собрание Украинской Народной Республики. Нормы Конституции Украинской Народной Республики, которые формировали основы избирательного права Украины к тому времени, вместе с Законом о выборах в Украинского Учредительного Собрания составляют значительную долю в истории возрождения демократических основ выборов в высшие представительные органов. Положительные демократические тенденции сказывались, во-первых, в том, что выборы должны были осуществляться на основе общего, равного, прямого избирательного и тайного голосования с соблюдением принципа пропорционального представительства. Выборы проводились по избирательным округам; во-вторых, устанавливалась система специальных самостоятельных, негосударственных избирательных органов - избирательные комиссии, на основе коалиционного членства. Требовалось обязательное членство юристов, представителей местных государственных властных структур, органов самоуправления. Предполагалась широкая компетенция системы избирательных комиссий: они рассматривали все без исключения вопроса выборов. Деятельность избирательных комиссий осуществлялась открыто и гласно. Главная комиссия имела свой печатный орган. В-третьих, законом устанавливалась довольно широкая и глубокая регламентация всех без исключения стадий избирательного процесса. Процедуры голосования и подсчета голосов отработанные были на уровне, близкому к современным требованиям; в-четвертых, существовала система судебной защиты избирательных прав граждан. Тем не менее, выборы в Украинское Учредительное Собрание состоялись не на всей территории Украины, а лишь в отдельных регионах. Таким образом, вопреки всей своей демократичности, законодательство о выборах УНР не было реализовано в полном объеме.

Особый период развития избирательного права Украины составляет советское избирательное право. Концептуальным моментом относительно его развития выступает тезис Ленина о неприемлемости парламентаризма как модели организации политической власти. Советская избирательная система, конечно, не была постоянной.

Основными характерными признаками первого периода установления так называемой «пролетарской» избирательной системы были:

первое - внедрение выборов на принципах не общего, косвенного, неравного избирательного права при открытом голосовании;

второе - существование в законодательстве открытого перечня политических, социальных, экономических, религиозных цензов относительно избирательных прав;

третье - отсутствие установленной законом системы проведения выборов и подсчета голосов; выборы проводились аналогично с выборами в партийные органы; четвертое - отсутствие систематизированного законодательства;

пятое - в начале периода - отсутствие системы избирательных комиссий, а потом временное их существование при соответствующих исполнительных государственных органах, которые закладывали основы для широких полномочий последних по организации и проведению выборов;

шестое - отсутствие судебной защиты прав граждан;

седьмое - учреждения специфических форм контроля за проведением выборов, непредвиденных законодательством, со стороны партийных и репрессивных государственных органов.

Начинания второго периода развития советской избирательной системы связаны с Конституцией СССР 1936 г. Избирательной системе этого периода присущий следующие признаки:

1) выборы проводились на принципах общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

2) подсчет результатов выборов осуществлялся фактически по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства;

3) законом устанавливались условия действительности выборов;

4) ликвидировались избирательные цензы, которые существовали раньше, кроме предусмотренных в законе;

5) устанавливался круг субъектов выдвижения депутатов;

6) существовала система избирательных комиссий во главе с Центральной, тем не менее чрезвычайно широкую компетенцию по организации и проведению выборов имели исполнительные органы советов народных депутатов;

7) с 1936 г. до 1977-1978 гг. общее правовое регулирование выборов высших представительных органов Украины осуществлялось на основе Конституции СССР, Конституции УССР и подзаконных актов: "Положения о выборах в Верховной Рады УССР от 21.02.1938г., "Положения о выборах в УССР" от 26.10.1946г., "Положения о выборах в Верховный Совет" от 12.12. 1950 г., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г. - соответствующими нормами этих Конституций и Законом "О выборах в Верховный Совет Украинской ССР" от 19.12.1978 г.

С 1936 г. в советской избирательной системе вводится своеобразная "двойная стандартизация" для оценки избирательного права и практики проведения выборов: одна шкала - декларированная социалистическая демократия, построенная на принципах общих, равных, прямых и тайных выборов; другая - для внутреннего пользования, направленная на обеспечение руководящей роли партии в обществе и государстве. Это давало возможность на протяжении долгих лет существовать режиму, при котором народ фактически был смещен от реального участия в установлении власти, выборы были ничем другим, как проверкой избирателей на благонадежность и лояльность по отношению к партии и государства, а роль избирательного права и, собственно, самого избирательного законодательства (как совокупности материальных и процессуальных норм) сводилась почти на нет.

Последний период советской избирательной системы начался в 1985 г. с реформирования всего массива избирательного законодательства на территории СССР, в том числе в УССР. Избирательные кампании 1988-1990гг. можно назвать первыми демократическими, или, по крайней мере, полудемократичными выборами в СССР. Впервые, за период существования советской власти в процессе выборов властвовала политическая борьба, разнообразие мыслей и кандидатов. Основные новеллы реформы избирательного законодательства были связаны с:

1) утверждением, как в законодательстве, так и в избирательной практике, общепринятых принципов избирательного права и внедрением новелл, таких как состязательность или альтернативность, гласность, с расширением гарантий внедрения этих принципов избирательного права в течение всего избирательного процесса;

2) расширением сферы судебной защиты избирательных прав;

3) внедрением более четкого правового регулирования всех процедур избирательного процесса.

После получения Украиной независимости и создания собственной государственности избирательное законодательство претерпело изменения. На текущий момент систему действующего избирательного законодательства составляют 4 группы законодательных актов:

1) Конституция Украины;

2) система специальных законов Украины о выборах: Закон "О выборах народных депутатов Украины" [8]; Закон "О выборах Президента Украины" [9]; Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" [10]; Закон "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым"; Закон "Про Центральную избирательную комиссию"; Закон "Об особенностях участия граждан Украины из числа депортированных из Крыма в выборах депутатов местных советов в Автономной Республике Крым";

3) нормативно-правовые акты конституционного законодательства: Закон "О гражданстве Украины"; Закон "Об объединение граждан"; Закон "Об языке" и др.;

4) положения нормативных актов сопредельных областей, которые регулируют избирательный процесс: нормы административного, трудового, жилого, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, пенсионного, финансового, хозяйственного, таможенного, информационного, семейного, экологического законодательства, законодательства о связи.

Итак, становление института выборов в Украине прошло сложный путь. Исторический анализ свидетельствует, что украинская нация осуществила свой взнос в казну общечеловеческих достояний, таких как непосредственная демократия, свобода и т.п.

На современном этапе понятие избирательного права используется для обозначения двух юридических явлений. Во-первых, объективное из­бирательное право - это система конституционно-правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения, связанные с выборами форми­рование органов государственной власти и местного самоуправления.

Во-вторых, субъективное избирательное право - это право граждан участвовать в выборах органов государства или местного самоуправле­ния.

В свою очередь, субъективное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право - это право избирать при голосовании на выборах.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным в выборные органы государства или самоуправления, право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвиже­ние, право участвовать в формировании избирательных органов, в вы­движении кандидатов, оспаривать итоги выборов и т.д.

Любые общественные отношения предусматривают четкое опреде­ление круга их участников, субъектов, их основные права и обязанно­сти. Субъектами избирательного права и отношений, связанных с ним, в Украине являются: физические лица, которые имеют право голоса, т.е. граждане Украины; органы государственной власти, которые назначают внеочередные выборы (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Верховная Рада Автономной республики Крым); органы го­сударственной власти, которые организуют проведение выборов (Ка­бинета Министров, министерства и другие центральные и местные ор­ганы государственной исполнительной власти и органы местного само­управления); органы судебной власти; избирательные органы (комис­сии); кандидаты в депутаты и их доверенные лица; политические пар­тии и их блоки, выдвинувшие кандидатов в депутаты; официальные наблюдатели от партии и (блоков) - субъектов избирательного процес­са, от кандидатов в депутаты, от иностранных государств и междуна­родных организаций.[19]

Все вопросы, связанные с выборами, в Украине регулируются Кон­ституцией и законами Украины.

Данное законодательство определяет характер избирательной сис­темы в Украине, принципы избирательного права, стадии избиратель­ного процесса, устанавливает основания для привлечения к ответствен­ности за нарушение избирательного законодательства.

Избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и мест­ного самоуправления, составляющие порядок выборов. Это способ рас­пределения мандатов в выборных органах в соответствии с результатами голосования. Известно 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

При мажоритарной системе избранным является тот кандидат, который набрал установленное большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо­сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо­ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра­зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль­ности существующей системы. В зависимости от того, какого большинства требует закон, мажоритарная система может быть трех видов:

- относительного большинства;

- абсолютного большин­ства;

- квалифицированного большинства.

По мажоритарной системе относительного большинства депутатом считается тот, кто на выборах получил больше голосов, чем любой из его соперников. Положительным в этой системе является то, что голо­сование осуществляется в один тур, а недостатком - утрата голосов, поданных против победившего кандидата.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для из­брания абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не. Если никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требу­емого большинства голосов, возможно проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются .два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосо­вания. Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не допуска­ются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых случаях законом может быть предусмотрено проведе­ние второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, в частности в перебалло­тировке могут участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре менее установленного мини­мума голосов, могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В данном случае для уча­стия в выборах допускаются два кандидата, собравшие наиболь­шее число голосов в первом туре голосования избирателей. Изби­рательные законы некоторых стран предусматривают гипотети­ческий случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий.

При этом, в зависимости от какого количества избирателей идет подсчет голосов, различают три вида мажоритарной системы абсолютного большинства:

а) когда большинство голосов необходимо получить от общего числа зарегистрированных избирателей;

б) когда его нужно получить от общего числа поданных голосов;

в) от общего числа поданных действительных голосов.

При данной системе также утрачиваются голоса, поданные за кандидатов, потерпевших пораже­ние на выборах, и она является нерезультативной, ибо с первого раза зачастую ни один кандидат не набирает абсолютное большинство голо­сов. Приходится использовать метод перебаллотировки, когда во вто­рой тур проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При осуществлении выборов по мажоритарной системе квалифици­рованного большинства депутатом считается тот, кто на выборах полу­чил большинство голосов, установленное законом, но обязательно пре­вышающее абсолютное (2/3 голосов, 75%, 90% голосов и т.д.).

Общая характеристика пропорциональной избирательной системы

Система пропорционального представительства политических партий предполагает распределение мест в представительном органе между партиями, в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, тем самым дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил. Это довольно демократично, однако создаёт сложные проблемы при формировании правительства.

Она предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуп­равления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей. Эта система позволя­ет партиям быть представленными в выборных органах в соответ­ствии со своим влиянием в политической жизни страны и попу­лярностью среди избирателей.

Распределение депутатских мест по пропорциональной сис­теме осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ.

В некоторых странах" применяются определенные разновидности распределения оставшихся в изби­рательном округе мандатов на основании установленной квоты. Такие мандаты могут распределяться в соответствии с установ­ленными правилами в масштабе объединения округов (например, в Австрии), а в Италии на выборах в палату депутатов эти места распределяются в общегосударственном масштабе. В целом ряде стран {Исландия, Дания, Швеция и т. д.) помимо мест, распреде­ляемых по округам, также распределяется определенное число мест в общегосударственном масштабе. С целью более точного оп­ределения избирательной квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'Ондта (по имени бельгийского математи­ка - изобретателя этой системы). В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последова­тельно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3). Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 55; 30; 27,5; 18; 15; 10; 7,5; 5. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 18 ты­сяч), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. В нашем случае партия А получит 3 манда­та, партия Б - 1 мандат, партия В не получит ни одного. Помимо системы Д'Ондта применяются различные ее разновидности, да­ющие более или менее приближенный к пропорциональному со­отношению голосов и замещаемых мест результат. Эти системы применяются в ФРГ, Италии, Португалии, Финляндии и т. д.

Особая разновидность пропорциональной системы, применя­емая в практике многих стран, - система голосования по префе­ренциям. Это означает, что внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т. д.), т. е. кого бы он хотел видеть избранным следую­щим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропор­циональной системы является панаширование, т. е. одновремен­ное голосование за кандидатов из различных списков (Швейца­рия). Панаширование значительно искажает пропорциональную систему, поскольку главным в данном случае является не выбор между партиями и их платформами, а выбор между личными ка­чествами кандидатов, вне зависимости от их партийной принад­лежности. Как правило, панаширование используют избиратели, безразличные к характеру борьбы политических партий.

Также редко встречающейся разновидностью пропорциональ­ной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, на­бравший достаточное количество голосов по первым преференци­ям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но ока­завшиеся излишними голоса передаются кандидату, который по­лучил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной сис­теме голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необхо­димой избирательной квоты.

Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.

В некоторых странах наряду с применением пропорциональ­ной системы действует законодательно установленный "загради­тельный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обяза­тельным условием участия партии в распределении мандатов яв­ляется получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Да­нии, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении манда­тов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "загради­тельная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандат­ных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.

Важное значение при пропорциональной избирательной сис­теме придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они пере­числены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда пер­вое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, простав­ляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществля­ется распределение депутатских мандатов.

Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но мо­жет и способствовать получению мест мелкими партиями.

Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и про­порциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.

Конституционные принципы избирательного права Украины

Принципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов.

Принцип всеобщности избирательного права

Всеобщность избирательного права - это важнейший демократиче­ский принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. спе­циальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотре­ны Конституцией.

Первым таким условием в Украине является гражданство. В соот­ветствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не име­ют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избира­тельного права в отношении граждан, имеющих судимость за соверше­ние умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»).

Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает призна­ние за лицом избирательных прав по достижении определённого воз­раста. В Украине активное избирательное право предоставляется ли­цам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламенти­руется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридца­типятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме то­го, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определён­ное время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет.

Принцип несовместимости

К пассивному избирательному праву относится и такое ограниче­ние, как несовместимость . Оно заключается в том, что народные депу­таты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Со­гласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» ста­тус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, ху­дожественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законо­дательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей.

По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо огра­ничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от про­исхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запреща­ются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет.

Принцип свободных выборов

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми­рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен­теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич­ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо­лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити­ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.

Равное избирательное право.

Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде все­го, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один спи­сок по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.

Для соблюдения принципа равного избирательного права необхо­димо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на ре­зультат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы пред­ставительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные окру­га).

Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религи­озных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхож­дения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избиратель­ные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голо­сование за других лиц не допускается.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего на­блюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Зако­на Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закры­той от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избира­тельный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечива­ется также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые на­рушили тайну голосования.

Принцип гласности и открытости избирательного процесса

Важным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избиратель­ные комиссии должны информировать граждан о своём составе, место­нахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными про­граммами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избира­тельных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно ос­вещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного про­цесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей.

Официальными наблюдателями могут быть представители от ино­странных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании.

Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Избирательный процесс и его основные стадии

Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.
Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:

1) составление и уточнение списков избирателей;

2) образование избирательных округов;

3) создание избирательных участков;

4) создание избирательных комиссий;

5) выдвижение и регистрация кандидатов;

6) проведение предвыборной агитации;

7) голосование;

8) подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;

9) определение результатов выборов и их официальное обнародование;

10) прекращение деятельности избирательных комиссий[15]

Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]

Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются:

1) соблюдение принципов избирательного права

2) принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс;

3) принцип политического плюрализма и многопартийности;

4) принцип публичности и открытости;

5) принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии;

6) принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.

Субъектами избирательного процесса в Украине являются:

1) избиратель;

2) избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20]

3) партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;

4) кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;

5) официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.

Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом.

Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно – методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность.

Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет.

В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов.

Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18]

Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти.


Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис­пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо­сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо­ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра­зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль­ности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин­ства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат­ривает, что победитель на выборах должен получить больше по­ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не.

В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.


Список использованной литературы

1. Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004

2. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.

3. Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999. - 584 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 600 с.

5. Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. – М.: БЕК, 1996. – 947 с.

6. Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми пар­ламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60,

7. Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX – на поч. XX ст.// Право України. – 2000. - № 5 – С.37-42

8. Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206

9. Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, № 12 (09.04.99), ст. 469

10. Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N 3-4, ст. 15

11. Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.

12. Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.

13. Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харь­ков Факт, 1999, 239 с.

14. Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с.

15. Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004

16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. – 352 с.

17. Ведомости Верховной Рады Украины. – 2004. -№36. – ст. 448

18. Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 512 с.

19. Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56 Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. –Луганськ. – Видавництво – СНУ ім. В. Даля. – 2004 р. – 376 с.

20. Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.