Реферат: Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

Название: Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Реферат на тему:

«Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений»

План

лист

Введение 3

1. Понятие и порядок создания общественных объединений 5

2. Виды общественных объединений и их 11

административно-правовой статус

3. Законодательство об отношении личного состава внутренних

войск и органов внутренних дел к общественным объединениям 23

Заключение 27

Список использованных источников 28

Введение

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.

Широкое развитие получили объединения и в нашем общест­ве. В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений раз­личного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр – местные ор­ганы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не мень­ше, а с учетом появления в последние годы новых и многочис­ленных политических партий, народных движении, блоков объ­единении и т.д., надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возросла.

Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство. В Кон­ституции РФ две статьи непосредственно относятся к данному делу: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеоло­гическое и политическое многообразие, многопартийность, ра­венство объединений перед Законом.[1]

Развитая система общественных объединений – неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.[2]

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Систему законодательства об общественных объединениях образу­ют Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благо­творительных организациях», от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях», в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с орга­нами государственной власти; от 24 мая 1996 года «О товариществах собственников жилья» и др.

Деятельность отдельных общественных объединений регла­ментируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов.

Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях.[3]

Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их дея­тельность до принятия таких законов регулируется Законом об общест­венных объединениях.

Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созда­ваемыхими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных неком­мерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации.

Действие Федерального закона «Об общественных объединениях» распространяется и на общественные объединения, деятельность которых еще не урегулирована специальными законами, например на политические партии. Статус политических партий требует, однако, особой регламентации.

В представленной работе нами будут рассмотрены понятие и порядок создания, виды и административно-правовой статус общественных объединений, а также законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям.


1. Понятие и порядок создания общественных объединений

В Законе общественное объединение определяется как доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализует­ся как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Такие же лица явля­ются учредителями и членами общественного объединения.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на доброволь­ной основе;

б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Ис­точником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

в) действуют от своего имени;

г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В зависимости от формального способа их легализации обществен­ные объединения подразделяются на объединения, получившие госу­дарственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобре­тает статус юридического лица, а его орган – правомочия по осущест­влению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права.[4] .

Закон от 19 мая 1995 г. в качестве основания создания общественных объединений граждан называетобщность интересов физических и юридических лиц, пожелавших создать объединение (статья 5) – профессиональных, научных, спортив­ных и других, указанных в уставе объединений. Общественные объединения создаются при этом на основе добровольности и свободного волеизъявления граждан. Как отмечено в Конститу­ции, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30).

Общность интересов членов объединений находит свое выра­жение в конкретных целях создания объединений. Целями объ­единения могут служить реализация и защита гражданских, по­литических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными дела­ми, удовлетворение профессиональных и любительских интере­сов; развитие научною, технического и художественного творче­ства и иные полезные цели.

Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности (ст. 15 Закона).

Запрещается создание и деятельность общественных объеди­нений, цели действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост­ности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16 Закона).

Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не могут ставить целью полу­чение прибыли (ст. 37 Закона).

Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20):

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица. Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Государственная регистрация регионального и местного общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

- заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

- устав общественного объединения в двух экземплярах;

- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

- сведения об учредителях;

- документ об уплате регистрационного сбора;

- документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;

- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

- при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Изменения и дополнения в уставах общественных объединений подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Государственная регистрация отделения общественного объединения производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью пятой настоящей статьи, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения.

Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации с указанием даты регистрации каждого политического общественного объединения ежегодно по состоянию на 1 января, а также по запросам соответствующих избирательных комиссий представляют им в десятидневный срок со дня получения соответствующего запроса списки политических общественных объединений по состоянию на день получения соответствующего запроса.

За государственную регистрацию общественного объединения, последующих изменений и дополнений в его уставе взимаются регистрационные сборы в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц, а также уплату регистрационных сборов, является свидетельство о государственной регистрации. Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае избрания в руководящие органы указанных объединений граждан, достигших 18 лет.

Предусмотренный порядок государственной регистрации общественного объединения, действует до принятия закона о регистрации юридических лиц объединения

Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного обращения в орган, регистрирующий общественные объединения, и вынесение по этому обращению решения производятся в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

- если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений;

- если не представлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;

- если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

- если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

- если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, в том числе в качестве политического общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Виды общественных объединений и их административно-правовой статус

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализу­емых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, решены в Законе о них. Он опре­деляет содержание права граждан на объединение, основные государст­венные гарантии этого права, статус общественных объединений, поря­док их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нрав­ственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным докумен­том, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допу­скается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отно­шения с бюджетом, источники их cpедств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Формы взаимодействия меж­ду ними – согласование или участие в обсуждении и решении вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуп­равления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полно­мочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах уча­ствуют в этом процессе. При этом влияниеих может быть весьма суще­ственным. Например, органы государственной власти обязаны привле­кать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих инте­ресы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса обществен­ных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, конт­ролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящиморганамобъединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.

Финансовые органы контролируют источники доходов обществен­ных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружаю­щей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятельность может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда.

Порядок приостановления устанавливается федеральными зако­нами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расо­вой, национальной или религиозной розни; виновном в нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоре­чащей его уставным целям.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

- объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

- объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Среди общественных объединений важную роль играют политические партии. Под партией подразумевается общественное объединение, цель которою – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния.[5]

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 14 Закона в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на основанные на членстве и не имеющие членст­ва. Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не име­ющего членства, принимают участие в его деятельности без обязатель­ного оформления условий своего участия.[6]

Закон «Об общественных объединениях» охватывает не все из них. Особыми законодательными актами регулируется организация и деятельность политических партии, профсоюзов, а также религиозных организаций. Проект закона о полити­ческих партиях обсуждается. Любая политическая партия ставит целью участие в политической жизни общества, т.е. управлении государственнымн делами, а при благоприятной возможности – âстать во главе государства монопольно. Отсюда и название этого вида общественных объединений – политические. В современных условиях Российской Федерации наметились пути нормального, т.е. оправданного мировым опытом, развития системы партий в обществе.

Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности – в агитации за или против определенных течений в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть – создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия (плюрализма) является многопартийность. Как уже было отмечено, многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна.

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений ст. 13 в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые – в случае необходимости – в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий общую программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действуют в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен прежде всего проводить в жизнь их избранник.

Конституционные положения о политических партиях в Конституции Российской Федерации более кратки, нежели в новых конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа и могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении и использовании своих средств, а также об имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование ФРГ, противоконституционны. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.

Обращает на себя внимание то, что Основной закон ФРГ и Конституция Российской Федерации приравнивают открытые цели и фактические действия партий и их сторонников, направленные на устранение конституционного строя. Но в ФРГ речь идет о любых действиях против конституционного строя в целом, а в Российской Федерации – только о насильственном изменении основ конституционного строя.[7]

Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности».

Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интере­сами по родуих деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов мест­ного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируютих выполнение. Они контролируют соблюдение законо­дательства о труде и его охране, имеют право на организацию и прове­дение забастовок в соответствии с законодательством.

Профсоюзы располагают значительными юридическими возмож­ностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения обще­российских профсоюзов и их объединений должны учитываться феде­ральными органами государственной власти при рассмотрении проек­тов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуп­равления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государствен­ными органами законов и иных нормативных правовых актов, каса­ющихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных случаях расторжение трудового до­говора с работником-членом профсоюза по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствую­щего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе: а) социального партнерства; б) взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей; в) системы кол­лективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуществ­ление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соот­ветствии с законодательством; на паритетных началах с другими парт­нерами участвовать в управлении государственными фондами социаль­ного страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т.п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных со­юзах, их права и гарантии деятельности права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответ­ствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановитьили прек­ратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

В России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединений. Им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, при­нимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных ус­ловий, гарантий и стимулов деятельности таких объединении, направленной на социальное становление, развитие и самореа­лизацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Государственная поддержка оказывается зарегистрирован­ным в установленном порядке и обратившимся за такой поддерж­кой к федеральным органам исполнительной власти молодеж­ным объединениям граждан в возрасте до 30 лет: детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в воз­расте до 18 лет.

Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных и дет­ских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда относятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по орга­низации досуга, подготовку кадров, развитие международных связей и др.

В Указе Президента «О мерах государственной поддержки об­щественных объединении, ведущих работу по военно-патриоти­ческому воспитанию молодежи» предусмотрены такие меры, как:

- выделение бюджетных ассигнований для обеспечения подго­товки сборных молодежных команд России по авиационным видам спорта как основного резерва национальных сборных ко­манд;

- укрепление и расширение связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими мо­лодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе;

- право внеконкурсного поступления в военно-учебные заведе­ния юношам, прошедшим соответствующую подготовку в воен­но-патриотических объединениях;

- право этих объединений пользоваться помещениями школ, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях и др.

Эти меры позволят улучшить профессиональное ориентиро­вание части молодежи на военную службу. Они служат серьезной поддержкой тем тремстам молодежным объединениям России, которые выжили в сложных реалиях сегодняшнего дня и готовы продолжить свою деятельность на благо процветания Отечества.

Под благотворительной деятельностью понимается доброволь­ная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон «О благо­творительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворитель­ной деятельности и. определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местною самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России. К сожалению, пока она не получила широкого распространения.[8]

Рассмотрим законодательные основы правового положения религиозных объединений.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользовать­ся правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совме­стно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры право­вого положения таких объединений, является Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»[9] . Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не до­пустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и опре­деляет правовой режим осуществления права на свободу совести, сво­боду вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и долж­ностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории Российской Федерации не могут учреждаться орга­ны исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государст­венной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относяще­гося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную ком­петенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов уп­равления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положении); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выбо­рах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятель­ность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимо­действию с религиозными объединениями. Он является консуль­тативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духов­ной культуры общества.[10]


3. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах[11] предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ч.1). Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ч.2 ).

Часть 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[12] распространяет это ограничение и на лиц, входящих в состав государственного управления.

Ограничение пользования правом на объединение предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»[13] , исходя из принципа деидеологизации государственной службы, запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов (п. 12 ч. 1 ст. 11). Аналогичный запрет применительно к структурам политических партий и движений распространяется и на предприятия, учреждения, организации, что вытекает из Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР»[14] .

Военнослужащие, работники милиции и других правоохрани­тельных opганов имеют первичные статусы личности и граж­данина, основы которых закреплены в Конституции с указанием на то, что права и свободы личности и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, притом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (№. 5).

Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям[15] . Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации»[16] .

Для служащих вооруженных формировании (вооруженные силы, внутренние войска, милиция, налоговая полиция и другие формирования) Закон определил единую общую основу для решения данной проблемы, а именно:

в законе проводится четкое отграничение общественных объ­единении, занимающихся политической деятельностью (поли­тические партии, массовые политические движения и др.) от всех иных общественных объединений. На этой основе и стро­ится oтношение военнослужащих (и членов других вооруженных законных формирований) к этим двум видам общественных формировании.

Принцип, основа решения здесь таков: личный состав воору­женных формирований – вне политики.

Статья 20 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.)[17] в части 7 устанавливает:

«В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели».

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации

(утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.)[18] в статьях 55 и 56 регламентирует право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[19] статус военнослужащих внутренних войск определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены федеральным законом в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[20]

в статье 8 устанавливает, что, во-первых военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (п. 1); во-вторых, создание религиозных объединений в воинской части не допускается; религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (п. 5).

Статья 9 (пункт 2) этого Закона предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Таким образом законодательство проводит в жизнь принцип: вооруженные формирования – вне политики, распростра­няя его далее на всю правоохранительную систему.

Что же касается всех других общественных объединении, но не преследующих цели извлечения прибыли, то здесь закон ни­каких ограничений не ставит и, как и везде, поощряет создание и развитие таких объединений. Как известно, в организациях вооруженных сил, внутренних дел и внутренних войсках широкое и давнее развитие получили спортивные объединения по различ­ным видам спорта, они являются местом дислокации всемирно известного общества «Динамо», ЦСКА и других обществ. Кроме спортивных, созданы и другие объединения: охотничьи общества, по туризму и т.д.[21]

Заключение

Итак, конституционные положения о праве граждан на объединение имеют достаточное развитие в текущем законодательстве.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решении органами государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятель­ность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан: осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по раз­личным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти: участвовать в избирательных кампаниях.

Общественное объединение обязано: соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятель­ности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган. регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые све­дения.

Поскольку определенные общественные объединения (профсоюзы, религиозные объединения) имеют специфические особенности, их деятельность регламентируется специальными законами. Тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует закон о политических партиях, представляется упущением законодателя. Поскольку политические партии оказывают особо значимое влияние на ситуацию в стране, их статус должен иметь особое закрепление в законодательстве.

Отметим также, что российское законодательство об общественных объединениях в целом соответствует положениям документов международного права, в частности в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации милитаризованные служащие (в частности, личный состав внутренних войск и органов внутренних дел) не могут состоять в политических объединениях, преследующих политические цели.

Список использованных источников

1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.

2. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503

3. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145

4. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145

5. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г //. СЗ РФ №3, 1996, № 148

6. Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465

7. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.// СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930,

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996

9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143

10. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА -М – НОРМА, 1996

11. Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996

12. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291.

13. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.

14. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70

15. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // ВВС, 1993, № 6, ст. 188

16. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711


[1] Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. / Учебник. М.: Юристъ, 1996 C. 54

[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996 С. 129

[3] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996. С. 209

[4] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС, 1996. С. 211

[5] Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995. С. 49

[6] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996. С. 213

[7] Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996. С. 69

[8] Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995. С. 52

[9] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1990. ¹ 21. Ст 240; см также Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. ¹ 5. Ст. 346

[10] Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Российская газета. 1995. 30 августа

[11] «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143

[13] СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2990

[14] ВВС, 1991, № 31 ст. 1035

[15] ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399

[16] СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472

[17] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503

[18] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70

[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711,

[20] ВВС, 1993, № 6, ст. 188

[21] Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 С. 62